Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. А. Блок: падение вестника↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема 13. А. А. Блок: падение вестника Позиция М. Л. Гаспарова и Н. И. Сухих Преподаватель озвучивает позицию филологов М. Л. Гаспарова и И. Н. Сухих о литературных направлениях и о писателях. М. Л. Гаспаров: «Классицизм в школе (вузе?) следовало бы изучать по Сумарокову, романтизм по Бенедиктову, реализм по Авдееву (самое большее – по Писемскому), чтобы на этом фоне большие писатели выступали сами по себе».
Гаспаров имеет в виду, что любой по-настоящему крупный писатель всегда шире того литературного направления, к которому его относят.
И. Н. Сухих: «Символист А. Блок стремится к реализму в новом смысле. Акмеисты Н. Гумилёв и А. Ахматова в конце жизни создают вещи, которыми бы могли гордиться символисты: балладу «Заблудившийся трамвай» и «Поэму без героя». В юности примкнувший к футуризму Б. Пастернак вспоминает о нём с постоянной иронией. Стихи М. Волошина и М. Цветаевой в антологиях помещаются в разделе «Поэты вне направлений». Теория ориентирует нас в культурном пространстве, но читаем и любим мы не направления, а писателей «самих по себе».
Жизненный и творческий путь А. А. Блока 1880-1921 Биографию А. Блока рассказывают двое учащихся, студенты заранее делят материал на небольшие блоки и представляют биографию поэта, чередуясь. Рассказ о жизни Блока они дополняют зачитыванием отрывков из воспоминаний его современников. Преподаватель расставляет необходимые смысловые акценты и сопровождает сообщение демонстрацией на ноутбуке соответствующих фотоматериалов.
Детство
Родился 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1880 года в городе Санкт-Петербурге.По отцу, Александру Львовичу Блоку, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери – из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одарённость, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой. → благородное происхождение; немецкая «холодность» и немецкая глубина Ю. П. Анненков: «Наше студенческое “землячество”, устраивая благотворительный литературный вечер [1906], решило обратиться к Блоку с просьбой принять в нём участие и прочесть свои произведения. Одним из делегатов к нему был избран я. На следующее утро мы робко позвонили у двери его квартиры, за зданием Сената, почти у самой Невы. Навстречу нам вышел хорошо знакомый нам сомовский рисунок: высокого роста, стройный, Блок был одет в тёмно-коричневую художническую блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлинённое, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб. Блок принял нас не сухо, но и не очень приветливо, внимательно выслушал нас, угостил шоколадными конфетами “Миньон” и без задержки ответил согласием. О холодном, равнодушном и – порой – высокомерном взгляде Блока говорилось часто. Сам Блок, много лет спустя, сказал мне, смеясь, по этому поводу: – Имя моего отца – Александр Блок – две начальные буквы алфавита: А и Б. Имя моей матери – Александра Андреевна, урожденная Бекетова: три буквы — А, А и Б. Имя её отца и моего деда – Андрей Бекетов: А и Б. Моё имя– Александр Александрович Блок – А, А и Б. Я родился и живу в самых первых рядах алфавита, и, может быть, поэтому многие часто считают меня надменным, высокомерным. В поэзии рядом со мной стоит Андрей Белый – А и Б, а также – и даже впереди нас – Анна Андреевна Ахматова – А, А, А. Правда, что её подлинная фамилия – Горенко, но, инстинктивно, она предпочла букву А и стала Ахматовой. Её глаза, как и взгляд Андрея Белого, тоже многие считают надменными и ледяными. Но на самом деле это — совсем не так».
Раннее детство Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето – «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» – подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Блок вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. → топосы России: центр Петербурга, рабочие окраины Петербурга, средне-русское Шахматово,
Учёба и поэзия
По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. → основа ремесла – филология В гимназии и в первые годы университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». → ролевая лирика «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». → мистик за мистиком Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион». → быстрый вход в литературу
Л. Д. Менделеева
В том же 1903 Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, – Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с Андреем Белым и возглавлявшимся последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. → жизнь в «треугольнике», в мистических надеждах и психологических путаницах
Революция 1905-ого
Революция 1905 сразу захватила Блока; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; «в революцию – по его собственным словам, – он не пошел», тем не менее события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем, по свидетельству биографа, «живым интересом ко всему происходящему». → шире, чем мистик: социальные проблемы «Стихи о Прекрасной Даме»
В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов»; однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов – «Нечаянная радость» (1907) и в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Коммиссаржевской). К этому времени Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Блок в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции – представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Коммиссаржевской и др.). А. Н. Толстой: «Я увидел Блока в первый раз в 907 году. Он вошёл в вестибюль театра Комиссаржевской, минуя очередь, взял в кассе билет и, подбоченясь, взглянул на зароптавшую очередь барышень и студентов. Его узнали. У него были зеленовато-серые, ясные глаза, вьющиеся волосы. Его голова напоминала античное изваяние. Он был очень красив, несколько надменен, холоден. Он носил тогда чёрный, застёгнутый сюртук, чёрный галстук, чёрную шляпу. Это было время колдовства и тайны Снежной Маски. Юноша Блок появился в кружках первых модернистов за несколько лет до революции 905 года. Новая русская поэзия, изошедшая от французских символистов, – искала свои пути. Искали в русском стихе музыкальных очарований Верлена, мистической призрачности Метерлинка. Московские “Весы” подняли знамя символизма. Бальмонт, как весенняя речка, ломал застывший русский стих. Брюсов культивировал “Цветы Зла”. Другой лагерь – литература толстых журналов, маститые беллетристы, восходящие звёзды в сборниках “Знание”, шумливые критики, – были заняты наступающей революцией. Модернисты были у них в презрении: их считали: иные – представителями общего дела, иные – дурачками. В это беспокойное время Блок принёс с собою высокую любовь к Владимиру Соловьёву, к Фету и к Тютчеву Казалось – он был посвящён ими, чтобы указать ближайший путь русскому искусству, крутившемуся в водовороте исканий и революционного возбуждения». Путешествия
Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).
После Октябрьской революции
Вернувшись в Петербург, работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию Блок встретил с радостными надеждами. Октябрьский переворот – восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Блока достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие языки поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция», → в которой Блок призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рев и звон мирового оркестра» – «слушать Революцию». Одним из первых среди писателей Блок начинает работать в советских учреждениях: состоит членом редакционной коллегии изд-ва «Всемирная литература» (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 отмечены в Блоке резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Однако из последних, знаковых произведений – стихотворение «Пушкинскому Дому». Одновременно ухудшается физическое состояние Блока. В мае 1921 Блок заболевает воспалением сердечных клапанов. В августе 1921-ого он скончался. → «отсутствие воздуха» В. Ф. Ходасевич: «Своё вдохновенное слово о Пушкине он читал последним. На нём был чёрный пиджак поверх белого свитера с высоким воротником. Весь жилистый и сухой, с обветренным красноватым лицом он похож был на рыбака. Говорил глуховатым голосом, отрубая слова, засунув руки в карманы. Иногда... отчеканивал: “Чиновники суть наша чернь, чернь вчерашнего и сегодняшнего дня... Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на её тайную свободу и препятствуя ей выполнять её таинственное назначение...” <...>...в той обстановке и в устах Блока речь прозвучала... глубоким трагизмом, отчасти, может быть, покаянием. Автор “Двенадцати” завещал русскому обществу и русской литературе хранить последнее пушкинское наследие – свободу, хотя бы “тайную”. И пока он говорил, чувствовалось, как постепенно рушится стена между ним и залом. В овациях, которыми его провожали, была та просветлённая радость, которая всегда сопутствует примирению с любимым человеком».
Творчество Блока как единая книга; Этапа в творчестве Блока Преподаватель обращает внимание учащихся, что творчество Блока и ему самому и его исследователям представлялось как единая книга. Также преподаватель цитирует учащимся отрывок из письма А. Блока к А. Белому:
«Таков мой путь – «трилогия вочеловечения»: от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» – ценою утраты части души».
Таким образом, осмысляя свой путь, Блок выделяет три этапа в своём творчестве: 1. И значальная гармония – теза; 2. Лес земной действительности – антитеза; 3. Рождение человека общественного – синтез.
1 этап (1898-1904): «мгновенья слишком яркого света»: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «Ты горишь над высокой горою…», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя…» и определить их особенности.
* * *
Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму.
Ты, заслышав меня издалёка, Свой костер разведешь ввечеру, Стану, верный велениям Рока, Постигать огневую игру.
И когда среди мрака снопами Искры станут кружиться в дыму, Я умчусь с огневыми кругами И настигну Тебя в терему.
* * *
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты.
***
И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Особенности: – в центре – образ Вечной Женственности; Основной идеей философии Владимира Соловьёва, на которого равнялся Блок, была идея Софии – Души Мира. Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром (идея «всеединства»). София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии (София Премудрость Божья), но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии – она воплощается. Задача поэта быть теургом и приблизить Её приход. – сюжет – встреча лирического героя и Вечной Женственности, недосягаемость Вечной Женственности, страх перед изменением Её образа; – единая система образов: он (рыцарь, инок), она (божество); – стиль – молитвенник, мотив храма, церковные реалии (лампады, свечи); – цветовая гамма: золото, лазурь, белый цвет.
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений. 2 этап (1904-1908): «болотистый лес»: «Пузыри земли», «Ночная Фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли»
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «Её песни», «Крылья», «Прочь!» и определить их особенности. Её песни Не в земной темнице душной Взор твой ясный к выси звездной Рукавом моих метелей Крылья Крылья легкие раскину,Стены воздуха раздвину,Страны дольние покину. Вейтесь, искристые нити,Льдинки звездные, плывите,Вьюги дольние, вздохните! В сердце – легкие тревоги,В небе – звездные дороги,Среброснежные чертоги. Сны метели светлозмейной,Песни вьюги легковейной,Очи девы чародейной. И какие-то печали Издал и,И туманные скрижали От земли. И покинутые в дали Корабли.И какие-то за мысом Паруса.И какие-то над морем Голоса. И расплеснут меж мирами,Над забытыми пирами —Кубок долгой страстной ночи,Кубок темного вина.
Прочь!
И опять открыли солнца Из очей ее крылатых Особенности: – изменение её образа: превращение света во тьму; – демонизм лирического героя; – резкое расширение пространства и мотив «страшного мира»; – стихийность реальности – цветовая гамма: «мятеж лиловых миров».
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений. Этап (1908-1921): «контуры добра и зла»: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи», «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Соловьиный сад», «Родина», «О чём поёт ветер».
Преподаватель предлагает учащимся прочесть стихотворения А. Блока «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» и определить их особенности. В ресторане Никогда не забуду (он был, или не был, Я сидел у окна в переполненном зале. Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
* * * О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле,Когда твое лицо в простой оправеПеред мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому.Я бросил в ночь заветное кольцо.Ты отдала свою судьбу другому,И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем...Вино и страсть терзали жизнь мою...И вспомнил я тебя пред аналоем,И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла...Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла!Твое лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола. На поле Куликовом Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной – В твоей тоске, о, Русь!И даже мглы – ночной и зарубежной – Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови!Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь...Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!Особенности: – развитие мотивов «цыганщины» и страсти; – поиск лирическим героем выхода из духовного тупика; – появление темы Родины: преобладание сверхличных ценностей над личными; оригинальность: Родина не как мать, а как жена; – просвечивание прежнего светлого образа Вечной Женственности сквозь образ Родины.
Преподаватель разбивает учащихся на 3 микрогруппы и каждой из микрогрупп предлагает сделать красками иллюстрацию к любому из 3-х прочитанных ранее стихотворений. Падение вестника Преподаватель демонстрирует портрет А. Блока, выполненный К. Сомовым, и предлагает обнаружить в характере поэта то, что ещё не поднималось на данном занятии. Примерный ответ: сомнабуличность.
Преподаватель вновь озвучивает логику прохождения каждого из охарактеризованных этапов по Блоку: «...таков мой путь – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, возмездию и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру…)». Преподаватель: Это логика падения и подъёма. Однако сами стихи Блока последнего этапа опровергают этот оптимистичный взгляд: мотивы страстного и гибельного морока по-прежнему присутствуют в его поэзии. Точнее определил логику духовного и творческого пути Блока Даниил Андреев, который констатировал возрастание поэтического мастерства Блока, с одной стороны, о его нарастающее духовное падение, с другой. Причина падения Блока, по Д. Андрееву, в его неосторожном смешении высокого и низкого, любви божественной и любви телесной. Это смешение и привело поэта к ряду трагических духовных подмен: божество подменилось бесом: «Постоянное переплетение томительно-влюбленного мотива с именем и образом Прекрасной Дамы окончательно погружает все стихи в мглистую, тревожную и зыбкую неопределенность. Чувствуется, что эту неопределенность сам поэт даже не осознает, что он весь – в ней, внутри нее, в романтическом смешении недоговоренного земного с недопроявившимся небесным. <…> «Снежная маска» – шедевр из шедевров. Совершенство стиха – завораживающее, форма каждого стихотворения в отдельности и всего цикла в целом – бесподобна, ритмика неповторима по своей выразительности, эмоциональный накал достигает предела. Здесь, как и во многих стихах последующего тома. Блок – величайший поэт со времен Лермонтова. Но возрастание художественного уровня идет параллельно линии глубокого духовного падения. Более того: каждое такое стихотворение – потрясающий документ о нисхождениях по лестнице подмен: это – купленное ценою гибели предупреждение. <…> После «Земли в снегу» он прожил еще двенадцать лет. Стихи рождались все реже, все с большими интервалами – памятники опустошенности и поздних, бессильных сожалений. А после «Розы и креста» и художественное качество стихов быстро пошло под уклон, и за целых пять лет ни одного стихотворения, отмеченного высоким даром, мы не найдем у Блока. В последний раз угасающий гений был пробужден Великой Революцией». (Д. Л. Андреев).
ЭТИКА: Тонкая мистика «Вечно Женственного»; предупреждение о недопустимости смешения земного и небесного.
Домашнее задание: прочесть поэму А. А. Блока «Двенадцать».
Тема 14. Истории создания 1. Внешний контекст Январь 1918 года: первая послереволюционная зима, мороз, голод, начинающаяся разруха, стрельба на улицах. 2. Внутренний контекст Поэма «вызревала» месяц, написана за несколько дней. А. А. Блок: 3 января: «К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов». 10 января: «Весь день – «Двенадцать». <…> Внутри дрожит». 29 января: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. <…> Сегодня я – гений». 3. Реакция Недоумение современников: приветствие революции или проклятие ей? Блока хвалили и ругали. Причем хвалили мало, а ругали много. И ругали люди зачастую противоположных убеждений: А. А. Блок: «Вечер «Арзамаса» в Тенишевском училище. Люба читает «Двенадцать». От участия в вечере – отказались – Пяст, Ахматова и Сологуб». Всеволод Иванов в своих воспоминаниях пишет о своей встрече за чашкой чая с адмиралом Колчаком и передаёт его слова: «Горький и в особенности Блок талантливы. Очень, очень талантливы… И всё же обоих, когда возьмём Москву, придётся повесить…». Только немногие смотрели глубже: М. А. Волошин: «Сейчас её используют как произведение большевистское, с тем же успехом её можно использовать как памфлет против большевиков, исказив и подчеркнув другие её стороны. Но её художественная ценность, к счастью, стоит по ту сторону временных колебаний политической биржи».
Хронотоп Преподаватель перечитывает со студентами 1 главу поэмы: – каков хронотоп поэмы? как в ней совмещено конкретно-историческое и космическое?
Петроград 1918 года, расширяющийся до «всего божьего света», космоса, вселенной и предстающий как этап в развитии истории России. Персонажи Преподаватель перечитывает со студентами главы со 2-ой по 7-ую: 1. В центре – 12 красногвардейцев («Как пошли наши ребята / В красной гвардии служить…», «Вперёд, вперёд, вперёд, / Рабочий народ!») [патрули часто состояли именно из 12 человек] + аллюзия на балладу «О двух великих грешниках» Н. Некрасова: «Жило двенадцать разбойников…» («В зубах цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! / Отмыкайте погреба, / Гуляет нынче голытьба!») + аллюзия на Евангелия и образ 12 апостолов («Мировой пожар в крови – / Господи, благослови!» + образ Христа в конце поэмы + двое из них носят имена Андрюхи и Петрухи – имена апостолов). 2. Катька («толстоморденькая») = простой человек, который хочет выжить; простодушная, страстная, религиозная + вариант блоковской Вечной Женственности: сниженный, народный. + вариант маленького человека, погибшего от стихии (как Параша в «Медном всаднике»). 3. В начале поэмы – обзор петроградских жителей: старушка, писатель-вития, поп, барыня, бродяга → все социальные слои = старый мир, одна-две детали = эмблематичность.
Стиль Преподаватель возвращает учащихся к началу первой главы: – какие цвета являются основными в поэме?
1. Основные цвета: а. чёрный («чёрный вечер», «винтовок чёрные ремни», «черноусый» Ванька, Катька – «чернобровушка», ночи, проведённый с Катькой, – «черные, хмельные», «чёрная злоба»); б. белый («белый снег», «белый венчик», вьюга, снег, сугробы);
→ принцип контраста
+ принцип контраста распространяется на соотнесение других мотивов поэмы: старый мир – новый мир, 12 красногвардейцев – незримый классовый враг, страх обывателей – ярость революционеров, мистика революции – любовная история и так далее. + принцип контраста присутствует в разделении лексики поэмы на 2 стилевых потока: высокий («Упокой, Господи, душу рабы твоея») и низкий («Шоколад Миньон жрала»).
в. красный («В очи бьётся / Красный флаг», «Это – ветер с красным флагом…», «– Кто там машет красным флагом?»)
→ новый – страшный – мир окрашен в цвет крови (вариант лиловых миров второго тома)
– какие мотивы являются основными в поэме?
2. Мотивы стихий – ветра, вьюги («Ветер хлёсткий!», «Ветер весёлый», «Гуляет ветер»; «Разыгралась чтой-то вьюга, / Ой, вьюга, ой, вьюга!», «И вьюга пылит им в очи / Дни и ночи / Напролёт…», «Только вьюга долгим смехом / Заливается в снегах».
→ принцип хаоса
«Музыка» (жанр, ритм, музыка)
Преподаватель зачитывает отрывок из статьи А. А. Блока «Интеллигенция и революция»: «Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Вопросы: – какую музыку услышал поэт в поэме «Двенадцать»? в чём её особенности? – почему поэма написана стихом, не имеющим единого ритма? – какие ритмы вы услышали в поэме? какие музыкальные жанры в ней представлены? как форма каждого фрагмента соотносится с его содержанием?
Ответ: 1. Музыка петроградской взвихренной улицы, рваная, грубая. 2. Петроград разголосен, эпоха полифонична – таков же и ритм поэмы. 3. Жанры: – частушка («Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем»), – плясовая песня («Эх, эх, попляши! / Больно ножки хороши!»), – марш («Революционный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»), – молитва («Упокой, Господи, душу рабы твоея…»), – городской романс («Не слышно шуму городского, / Над невской башней тишина, / И больше нет городового – / Гуляй, ребята, без вина!») [ + пародия на городской романс на стихи Н. Ф. Глинки: «Не слышно шуму городского, / За Невской башней тишина, / И на штыке у часового / Горит полночная луна»].
+ народный театр (формат балаганного зазывалы, вышучивающего прохожих):
А это кто? – Длинные волосы А вон и долгополый – Помнишь, как бывало Вон барыня в каракуле
+ кинематограф (быстрая смена эпизодов, надписи-титры («Вся власть Учредительному Собранию!»), реплики персонажей).
Вопрос: – чем скреплено, объединено это внешне хаотическое нагромождение разных ритмических элементов? что является в поэме организующей силой?
Ответ: кольцевая структура и маршевый ритм.
Преподаватель, дополняя ответ учащихся, цитирует Е. Г. Эткинда: «В «Двенадцати» важно то, что стройный, предельно гармоничный композиционный ритм сталкивается с множеством разнородных элементов, кажущихся хаотическим нагромождением случайных стиховых форм. Ритм, образуемый композиционным костяком поэмы, мы назовем ее «большим ритмом» или макроритмом: он обращен не к физическому восприятию, не к чувствам читателя или слушателя, а к его подсознанию. <…> Композиционная стройность поэмы «Двенадцать» отвечает архитектоническим принципам крупных музыкальных форм и блоковскому представлению о музыке как непременной основе народной революции. <…> В. М. Жирмунский весьма точно определил «музыкальное» своеобразие «Двенадцати»; к его характеристике поэмы как «грандиозного неразрешенного диссонанса» следует добавить противоречие между симметричной композиционной структурой и мнимо хаотическим нагромождением разнороднейших стилистических форм, из которых слагается словесно-стиховая ткань поэмы. Есть, однако, в «Двенадцати» сквозной динамический элемент, который изнутри организует это мнимо хаотическое нагромождение. Таковым является маршевый ритм, он постепенно крепнет и одолевает противоборствующую ему поэтическую тему, тему разбушевавшейся стихии».
Вопросы: – какая форма, по-вашему, более всего подошла бы для музыкальной интерпретации поэмы: симфония, оратория, симфоническая поэма? Предложите свой музыкальный жанр и аргументируйте свой мнение. – какие музыкальные инструменты вы бы использовали? с какими образами поэмы был бы связан тот или иной инструмент? – где был бы кульминационный момент музыкального произведения: какими средствами вы создали бы максимальное напряжение в этот момент? – каким представляется вам финал музыкального произведения?
Смысл финала ...Так идут державным шагом –Позади – голодный пёс.Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой неведим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос.
Преподаватель: – почему в конце поэмы появляется образ Христа?
После предложенных учащимися вариантов ответа преподаватель цитирует А. А. Блока:
«Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Преподаватель озвучивает основные интерпретации появления Христа в финале «12» и говорит об особенности этого образа в контексте творчества поэта.
1. Различные интерпретации образа Христа: – Христос возглавляет и благословляет красногвардейцев, – Христа ведут на расстрел как жертву, – Христос как ошибка, на самом деле – «матрос»; – Христос = Блок, принимающий на себя весь грех красногвардейцев, – не Христос, а антихрист и т. д.
2. Христос как заве |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.015 с.) |