Николай Гумилёв: заблудившийся конквистадор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Гумилёв: заблудившийся конквистадор



Первые впечатления: работа с портретом и стихотворением

Преподаватель показывает студентам гимназическое фото Н. Гумилёва и предлагает ответить на вопрос, какие черты характера поэта можно разглядеть на этом изображении.

Примерный ответ:

мужественность, сдержаннось, собранность, глубина

 

После этого преподаватель беседует со студентами по стихотворению Н. Гумилёва «Жираф», выходя на образ поэта, который восстанавливается из этого произведения.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

 

Вопросы:

 

– кому и для чего лирический герой рассказывает о жирафе?

– почему он называет свои рассказы «весёлыми сказками», разве в них есть что-то весёлое?

– почему героиня в конце стихотворения плачет?

– как соотносятся в стихотворении две картины: рассказ героя и картина действительности?

– почему в первой строфе после слова «послушай» стоит двоеточие, а в последней – многоточие?

– с чем сравнивается жираф? что общего между этими сравнениями?

– объясните смысл названия стихотворения.

– какие представления о поэте вызывает это произведение?

 

Жизненный и творческий путь Н. Гумилёва

1886-1921

 

Биографию Н. Гумилёва рассказывают, чередуясь, двое учащихся, преподаватель расставляет необходимые смысловые акценты и сопровождает сообщение демонстрацией на ноутбуке соответствующих фотоматериалов.

 

Детство и юность

Родился в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва. → романтика морской жизни

В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучали головные боли, он плохо переносил шум.

В Царскосельскую гимназию он поступил осенью 1894 года, однако, проучившись лишь несколько месяцев, из-за болезни перешёл на домашнее обучение.

В 1900 году у старшего брата Дмитрия обнаружился туберкулез, и Гумилёвы уехали на Кавказ, в Тифлис. Там, в «Тифлисском листке» 1902 года, впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов…».

 

В 1903 году Гумилёвы возвратились в Царское Село и Н. Гумилёв в 1903 году вновь поступил в Царскосельскую гимназию. Учился он плохо и однажды даже был на грани отчисления, но директор гимназии И. Ф. Анненский настоял на том, чтобы оставить ученика на второй год: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи». → пушкинская традиция + учёба у большого поэта

За год до окончания гимназии на средства родителей была издана первая книга его стихов «Путь конквистадоров». → сборник ученический, однако содержит все основные мотивы творчества Гумилёва

***


Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду…
Я конквистадор в панцире железном.

И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.

 

***

 

Как конквистадор в панцире железном,Я вышел в путь и весело иду,То отдыхая в радостном саду,То наклоняясь к пропастям и безднам. Порою в небе смутном и беззвездномРастет туман... но я смеюсь и жду,И верю, как всегда, в мою звезду,Я, конквистадор в панцире железном. И если в этом мире не даноНам расковать последнее звено,Пусть смерть приходит, я зову любую! Я с нею буду биться до концаИ, может быть, рукою мертвецаЯ лилию добуду голубую.

 

Преподаватель вместе с учащимися определяет эти мотивы.

 

Основные мотивы творчества Николая Гумилёва:

 

– лирический герой – герой-воин,

– цель героя – небесная любовь,

– особенности пути: дерзновение мистического прорыва и готовность и даже ожидание смерти.

 

Этот сборник удостоил своей отдельной рецензией Брюсов, в те времена бывший одним из авторитетнейших поэтов. Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах. Мэтр же долгое время покровительствовал молодому поэту и относился к нему, в отличие от большинства своих учеников, добро, почти по-отечески. → близость на почве интенций романтизма, силы и мастерства

После окончания гимназии Гумилёв уехал учиться в Сорбонну.

За границей

 

С 1906 года Николай Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись – и много путешествовал. Побывал в Италии и Франции. Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.

В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с Анной Горенко.

В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы». На деньги, полученные за сборник, а также на скопленные средства родителей, он отправляется в путешествие.

Николай Гумилёв – не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. → Африка – это и возможность испытать себя, и поэтические впечатления, и оккультная земля (Геософское общество)

Первая экспедиция в Абиссинию

Хотя Африка ещё с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии, решение отправиться туда пришло внезапно и 25 сентября он отправляется в Одессу, оттуда – в Джибути, затем в Абиссинию. Подробности этого путешествия неизвестны. Известно лишь, что он побывал в Аддис-Абебе на парадном приёме у негуса. Можно считать доказанными дружеские отношения взаимной симпатии, возникшие между молодым Гумилёвым и умудрённым опытом Менеликом II. В статье «Умер ли Менелик?» поэт как обрисовал происходившие при троне смуты, так и раскрыл личное отношение к происходящему. → притяжение к сильным людям

Между поездками

 

Три года между экспедициями были очень насыщенными в жизни поэта.

Гумилёв посещает знаменитую «Башню» Вячеслава Иванова, где заводит множество новых литературных знакомств.

В 1909 году вместе с Сергеем Маковским Гумилёв организует иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы «Аполлон», в котором начинает заведовать литературно-критическим отделом, печатает свои знаменитые «Письма о русской поэзии».

Весной этого же года Гумилёв вновь встречает Елизавету Дмитриеву, у них завязывается роман. Гумилёв даже предлагает поэтессе выйти за него замуж. Но Дмитриева предпочитает Гумилёву другого поэта и его коллегу по редакции «Аполлона» – Максимилиана Волошина. Осенью, когда скандально разоблачается личность Черубины де Габриак – литературной мистификации Волошина и Дмитриевой, Гумилёв позволяет себе нелестно высказаться о поэтессе, за что получает вызов на дуэль от Волошина. Дуэль состоялась 22 ноября 1909 года и новость о ней попала во многие столичные журналы и газеты. Оба поэта остались живы: Гумилёв промахнулся (либо оружие дало осечку), Волошин стрелял в воздух. → пушкинская традиция

В 1910 году вышел сборник «Жемчуга». В состав «Жемчугов» входит поэма «Капитаны», одно из известнейших произведений Николая Гумилёва. Сборник получил хвалебные отзывы В. Брюсова, В. Иванова, И. Анненского и других критиков, хотя её называли «ещё ученической книгой».

 

Капитаны

 

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

 

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,

 

Чья не пылью затерянных хартий, –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь

 

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

 

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

 

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса,

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

 

Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

 

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

 

25 апреля того же года в Николаевской церкви села Никольская слободка Гумилёв обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой).

В 1911 году при активнейшем участии Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилёва, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Елизавета Кузьмина-Караваева (будущая «Мать Мария»), Зенкевич и др.

В 1912 году Гумилёв заявил о появлении нового художественного течения –акмеизма, в которое оказались включены члены «Цеха поэтов». → лидер и организатор + стремление к тому, чтобы быть мэтром (как Брюсов)

В этом же году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором, в частности, были напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки».

1 октября того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.025 с.)