Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позиция М. Л. Гаспарова и Н. И. СухихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Преподаватель озвучивает позицию филологов М. Л. Гаспарова и И. Н. Сухих о литературных направлениях и о писателях. М. Л. Гаспаров: «Классицизм в школе (вузе?) следовало бы изучать по Сумарокову, романтизм по Бенедиктову, реализм по Авдееву (самое большее – по Писемскому), чтобы на этом фоне большие писатели выступали сами по себе».
Гаспаров имеет в виду, что любой по-настоящему крупный писатель всегда шире того литературного направления, к которому его относят.
И. Н. Сухих: «Символист А. Блок стремится к реализму в новом смысле. Акмеисты Н. Гумилёв и А. Ахматова в конце жизни создают вещи, которыми бы могли гордиться символисты: балладу «Заблудившийся трамвай» и «Поэму без героя». В юности примкнувший к футуризму Б. Пастернак вспоминает о нём с постоянной иронией. Стихи М. Волошина и М. Цветаевой в антологиях помещаются в разделе «Поэты вне направлений». Теория ориентирует нас в культурном пространстве, но читаем и любим мы не направления, а писателей «самих по себе».
Жизненный и творческий путь А. А. Блока 1880-1921 Биографию А. Блока рассказывают двое учащихся, студенты заранее делят материал на небольшие блоки и представляют биографию поэта, чередуясь. Рассказ о жизни Блока они дополняют зачитыванием отрывков из воспоминаний его современников. Преподаватель расставляет необходимые смысловые акценты и сопровождает сообщение демонстрацией на ноутбуке соответствующих фотоматериалов.
Детство
Родился 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1880 года в городе Санкт-Петербурге.По отцу, Александру Львовичу Блоку, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери – из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одарённость, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой. → благородное происхождение; немецкая «холодность» и немецкая глубина Ю. П. Анненков: «Наше студенческое “землячество”, устраивая благотворительный литературный вечер [1906], решило обратиться к Блоку с просьбой принять в нём участие и прочесть свои произведения. Одним из делегатов к нему был избран я. На следующее утро мы робко позвонили у двери его квартиры, за зданием Сената, почти у самой Невы. Навстречу нам вышел хорошо знакомый нам сомовский рисунок: высокого роста, стройный, Блок был одет в тёмно-коричневую художническую блузу, из-под которой выступал белый мягкий отложной воротник рубахи. Несколько удлинённое, спокойное, чисто выбритое лицо, чуть-чуть высокомерный, а может быть, потусторонний взгляд; светлые волосы курчавым полукругом окаймляли высокий лоб. Блок принял нас не сухо, но и не очень приветливо, внимательно выслушал нас, угостил шоколадными конфетами “Миньон” и без задержки ответил согласием. О холодном, равнодушном и – порой – высокомерном взгляде Блока говорилось часто. Сам Блок, много лет спустя, сказал мне, смеясь, по этому поводу: – Имя моего отца – Александр Блок – две начальные буквы алфавита: А и Б. Имя моей матери – Александра Андреевна, урожденная Бекетова: три буквы — А, А и Б. Имя её отца и моего деда – Андрей Бекетов: А и Б. Моё имя– Александр Александрович Блок – А, А и Б. Я родился и живу в самых первых рядах алфавита, и, может быть, поэтому многие часто считают меня надменным, высокомерным. В поэзии рядом со мной стоит Андрей Белый – А и Б, а также – и даже впереди нас – Анна Андреевна Ахматова – А, А, А. Правда, что её подлинная фамилия – Горенко, но, инстинктивно, она предпочла букву А и стала Ахматовой. Её глаза, как и взгляд Андрея Белого, тоже многие считают надменными и ледяными. Но на самом деле это — совсем не так».
Раннее детство Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето – «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» – подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Блок вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. → топосы России: центр Петербурга, рабочие окраины Петербурга, средне-русское Шахматово,
Учёба и поэзия
По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. → основа ремесла – филология В гимназии и в первые годы университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». → ролевая лирика «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». → мистик за мистиком Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион». → быстрый вход в литературу
Л. Д. Менделеева
В том же 1903 Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, – Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с Андреем Белым и возглавлявшимся последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. → жизнь в «треугольнике», в мистических надеждах и психологических путаницах
Революция 1905-ого
Революция 1905 сразу захватила Блока; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; «в революцию – по его собственным словам, – он не пошел», тем не менее события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем, по свидетельству биографа, «живым интересом ко всему происходящему». → шире, чем мистик: социальные проблемы «Стихи о Прекрасной Даме»
В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов»; однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов – «Нечаянная радость» (1907) и в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Коммиссаржевской). К этому времени Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Блок в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции – представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Коммиссаржевской и др.). А. Н. Толстой: «Я увидел Блока в первый раз в 907 году. Он вошёл в вестибюль театра Комиссаржевской, минуя очередь, взял в кассе билет и, подбоченясь, взглянул на зароптавшую очередь барышень и студентов. Его узнали. У него были зеленовато-серые, ясные глаза, вьющиеся волосы. Его голова напоминала античное изваяние. Он был очень красив, несколько надменен, холоден. Он носил тогда чёрный, застёгнутый сюртук, чёрный галстук, чёрную шляпу. Это было время колдовства и тайны Снежной Маски. Юноша Блок появился в кружках первых модернистов за несколько лет до революции 905 года. Новая русская поэзия, изошедшая от французских символистов, – искала свои пути. Искали в русском стихе музыкальных очарований Верлена, мистической призрачности Метерлинка. Московские “Весы” подняли знамя символизма. Бальмонт, как весенняя речка, ломал застывший русский стих. Брюсов культивировал “Цветы Зла”. Другой лагерь – литература толстых журналов, маститые беллетристы, восходящие звёзды в сборниках “Знание”, шумливые критики, – были заняты наступающей революцией. Модернисты были у них в презрении: их считали: иные – представителями общего дела, иные – дурачками. В это беспокойное время Блок принёс с собою высокую любовь к Владимиру Соловьёву, к Фету и к Тютчеву Казалось – он был посвящён ими, чтобы указать ближайший путь русскому искусству, крутившемуся в водовороте исканий и революционного возбуждения». Путешествия
Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.108.233 (0.007 с.) |