ТОП 10:

Постановление по делу об административном правонарушении – итоговый документ рассмотрения дела об административном правонарушении.



Как для лица, в отношении которого ведется административный процесс, так и для потерпевшего постановление имеет наиболее важное значение, т.к. в нем излагается суть установленного правонарушения и формулируется наложенное взыскание за него, либо констатируется об отсутствии таковых. Именно данный процессуальный документ обжалуется при несогласии с ним. Возможности же удовлетворения жалобы на постановление во многом зависят от того, насколько правильно как по содержанию, так и по форме изложено само постановление.

В настоящей статье перечислены общие требования, предъявляемые к постановлению. В частности, одним из пунктов идет указание на необходимость применения конфискации предметов и вещей, что указывает на фискальность настоящего законодательства.

Постановление должно разрешать вопрос о документах и вещах изъятых при ведении административного процесса. Когда такой вопрос не решен, необходимо требовать возврата изъятого и незаконно удерживаемого имущества после вступления постановления в законную силу.

Статья 11.10. Виды постановлений

1. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) о прекращении дела об административном правонарушении;

4) о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

2. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 9.6 настоящего Кодекса, а также в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 8.2, 8.3, 8.5, 8.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

3. Материалы, имеющие отношение к административному правонарушению и направленные в суд в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 10.27 настоящего Кодекса, рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 11 настоящего Кодекса. Рассмотрев такие материалы, суд выносит одно из следующих постановлений:

1) об обращении в доход государства имущества, вещей, предметов;

2) об отказе в обращении в доход государства имущества, вещей, предметов.

4. Постановление об отказе в обращении в доход государства имущества, вещей, предметов выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 9.6 настоящего Кодекса.

Данная статья определяет фактически 3 вида постановлений, которые могут быть вынесены по итогам разбирательства дела об административном правонарушении. Это:

1) постановление о наложении административного взыскания в случае подтверждения вины лица в совершении административного правонарушения;

2) постановление о прекращении административного производства в случае неподтверждения вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, либо по другим основаниям, указанным в ст. 9.6 настоящего Кодекса;

3) постановление о передаче материалов по месту работы лица, в отношении которого ведется административный процесс для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части выносится в случае, если должностное лицо, суд придет к выводу, что, к примеру, один из инкриминируемых составов административного правонарушения не подтвердился.

 

Статья 11.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления

1. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении.

2. Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

3. По делам об административных правонарушениях, связанных с огнестрельным оружием и боеприпасами, в отношении лица, которому они вверены в связи с выполнением служебных полномочий или переданы во временное пользование юридическим лицом, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Следует отметить, что если лицо присутствовало при рассмотрении дела, однако не заявило ходатайство о выдаче постановления на руки либо направлении по почте, соответственно, закон не обязывает суд направлять постановление лицу.

Зачастую постановление не объявляется немедленно по окончании дела. По окончании рассмотрения дела объявляется перерыв на несколько часов, а затем объявляется постановление. В целях экономии своего времени и во исполнение закона следует требовать немедленного вынесения постановления.

 

Статья 11.12. Вступление в законную силу постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 10.3 настоящего Кодекса.

2. Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.

Настоящая статья гласит, что по общему правилу постановление о наложении административного взыскания, если оно не обжаловано соответствующими лицами, вступает в силу по истечении срока на обжалование (10 суток, когда вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, и 5 суток, когда вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста). При этом, первым днем начала течения срока считается не день, когда постановление было объявлено, а следующий за ним день.

Немедленно в силу вступают лишь постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, а также в виде штрафа, взимаемого на месте, без составления протокола об административном правонарушении, и при наложении низшего предела установленного КоАП штрафа без составления протокола, когда лицо признало себя виновным и согласилось в добровольном порядке на его уплату.

То обстоятельство, что некоторые постановления вступают в силу немедленно, не лишает несогласное с ним лицо права на обжалование и подобного постановления, но уже несколько в ином порядке (в порядке надзора).

На наш взгляд, немедленное вступление в силу постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста неправомерно. Ведь если лицу привлеченному к административной ответственности не дано время на обжалование постановления (а в условиях отбывания ареста лицо фактически лишено такой возможности), нивелируется принцип презумпции невиновности.

 

ГЛАВА 12 ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

Статья 12.1. Право обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.

2. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Настоящая статья перечисляет круг субъектов (участников административного процесса), которые могут не согласиться с вынесенным по делу об административном правонарушении постановлением и обжаловать его. Таковых субъектов 5: лицо, в отношении которого вынесено постановление, потерпевший, представитель, защитник и прокурор. Первые четверо, при несогласии, подают жалобу, прокурор вносит протест.

 

Статья 12.2. Порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении

1. По делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:

1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в районный (городской) исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;

2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета - в районный исполнительный комитет или в суд;

3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;

4) постановление суда - в вышестоящий суд.

2. Жалоба (протест) направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

3. С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему.

Настоящая статья определяет порядок обжалования вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях, суть которого в том, что постановление, вынесенное судом, обжалуется в вышестоящий суд, а постановления иных органов обжалуются в вышестоящий по отношению к ним орган власти и управления или же прокурору, либо в суд. То есть, в этом случае имеется альтернатива. Надо отметить, что прокурору нужно жаловаться в случае любого нарушения ваших прав.

Порядок подачи жалобы таков, что она адресуется соответствующему полномочному на ее рассмотрение лицу, но направляется в орган, который рассматривал дело и вынес постановление. Данный порядок необходим для того, чтобы к жалобе были приложены материалы соответствующего дела и направлены для рассмотрения компетентному органу. Законом установлен трехсуточный срок для направления дела с жалобой на рассмотрение.

Если же жалоба будет направлена сразу в вышестоящий орган, жалобы будет возвращена лицу с разъяснением порядка обжалования, однако, могут истечь сроки на подачу жалобы.

Ранее жалобы в суд на постановления по делам об административном правонарушении госпошлиной не облагались, но с недавнего времени установлена оплата госпошлиной подобных жалоб, без чего они не будут приняты к рассмотрению. Суммы госпошлины разнятся по различным категориям жалоб в зависимости от обжалуемого постановления, от наложенного им взыскания и на настоящий день составляют от 0,5 базовой величины до 3,0 базовых величин.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.21.4.239 (0.007 с.)