Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях



Статья 25

Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

 

Статья 27

Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

 

Статья 28

Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

 

Статья 29

Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

 

Статья 33

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

 

Статья 34

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

 

Статья 60

Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Статья 62

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Статья 112

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта неконституционным.

Статья 114

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Статья 137

Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

 

 

Кодекс Республики Беларусь

об административных правонарушениях[1]

(извлечения)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Статья 1.3. Разъяснение отдельных терминов Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения:

- вредные последствия - причинение имущественного, морального и иного вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам;

- должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;

- заведомо - признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;

- малолетний - физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;

- незначительный размер ущерба - размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;

- несовершеннолетний - физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;

- пиво – напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 и более процента;

- слабоалкогольные напитки – напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 процентов;

- физическое лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Кодексе.

 

Статья 2.1. Понятие административного правонарушения

1. Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

2. Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение.

 

В соответствии с определением правонарушение – это деяние (поведение) человека, выражающееся в совершении действия или бездействия.

КоАП (ст. 2.4.) называет следующие основные признаки административного правонарушения:

1) противоправность;

2) виновность;

Наказуемость.

Под противоправным действием понимается совершение лицом действий, которые запрещены законом (нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков в общественном месте и т.п.). Общественно опасное бездействие выражается в пассивном поведении, в невыполнении тех действий, которые виновный должен был и мог совершить (например, невыполнение требования об остановке транспортного средства). Обязанность действовать в конкретном случае может вытекать из КоАП, других нормативных актов, договорных, служебных, родственных отношений и т.д.

Противоправность как признак правонарушения означает, что данное деяние (действие или бездействие) запрещено административным законом под угрозой применения административного взыскания. Противоправность деяния по существу является юридическим выражением общественной опасности действия или бездействия. Ни одно деяние не может быть признано правонарушением, если оно не входит в круг деяний, предусмотренных КоАП, который ограничен.

Виновность выражается в том, что общественно опасное деяние совершается лицом умышленно или по неосторожности, т.е. виновно. Ни одно деяние не может быть признано правонарушением, если оно совершено невиновно.

Для признания противоправного деяния (действия или бездействия) правонарушением необходимо, чтобы оно было результатом выражения воли лица. Если же противоправное деяние совершается в результате действия непреодолимой силы (землетрясения, наводнения и т. д.), физического, а в некоторых случаях и психического принуждения, то такое деяние не выражает волю лица, а поэтому не может быть признано в качестве противоправного деяния.

Общественная опасность – признак любого правонарушения, в том числе административного. В отличие от преступления, правонарушение обладает меньшей общественной опасностью. Так, для преступления характерно причинение общественно опасным деянием существенного (значительного) вреда.

Следует особо отметить такое понятие как «состав правонарушения», которое объединяет всетребуемые основания и условия административной ответственности, содержит необходимые для признания совершенного деяния правонарушением и привлечением лица к административной ответственности.

 

Повторность административных правонарушений имеет место только после вступления в законную силу второго и последующих постановлений о признании Вас виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи КоАП.

К примеру, сотрудники органов внутренних дел[2] вправе составить протокол по ч.3 ст. 23.34 КоАП (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) по признаку повторности только в том случае, когда с момента вступления в законную силу первого постановления по делу об административном правонарушении прошло менее 1 года.

КоАП и ПИКоАП позволяет защищать права и интересы путем подачи заявления об административном правонарушении в уполномоченные органы. Чаще всего должностные лица нарушают следующие статьи КоАП: отказ в предоставлении гражданину информации (ст.9.6 КоАП), нарушение законодательства об обращении граждан (ст.9.13 КоАП), нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (ст.9.24 КоАП).

 

Статья 6.4. Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

 

Статья 6.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

3. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – двухсот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления – пятисот базовых величин. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.

6. Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, в случае его причинения, в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины.

7. Положение части 6 настоящей статьи не применяется:

1) к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

3) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;

4) по делам об административных правонарушениях, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса.

 

Установленный ч.3 данной статьи верхний предел штрафа не соответствует штрафам, установленным ст.ст. 11.2 КоАП (нарушение установленного порядка осуществления валютных операций и контроля за их проведением) до 100 б.в., 23.23 КоАП (нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи) до 200 б.в., 23.24 КоАП (нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи) до 200 б.в..

Признание вины и выражение согласие на применение административного взыскания практически лишает Вас в дальнейшем отстоять нарушенное в отношении Вас право на справедливый суд как на национальном, так и на международном уровне. Составители Сборника уверены, что вину необходимо признавать лишь только в том случае, если Вы действительно виновны. Данная норма статьи психологическая. На практике если составлен протокол об административном правонарушении, то зачастую взыскание последует непременно, в том числе, не исключено и наложение взыскания в виде административного ареста. В случае же признания вины – только нижний предел штрафа.

Народные заседатели.

Статья 6.10. Конфискация

1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

2. Независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

Конфискация налагается только судом. Если при задержании у Вас изъяли какие-либо предметы, то их дальнейшую участь должен решить только суд. Если судом не было вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде конфискации, то нужно требовать возврата вашего имущества обратно.

Исходя из ч.2 данной статьи конфисковать у Вас могут, в том числе и средства сбора грибов, ягод и семян (т.е. вполне возможно, что у Вас конфискуют нож и лукошко, с помощью которых вы собирали грибы).

Статья 6.11. Депортация

Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

 

Предусмотренный в данной статье перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств является фактически открытым, т.к. суд вправе признать смягчающими ответственность обстоятельства, не указанные в этой статье. По аналогии с уголовным правом суд может признать смягчающими вину обстоятельствами совершение преступления вследствие случайного стечения обстоятельств; наличие в прошлом особых заслуг; нахождение на иждивении несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей и другие, о чём должно быть указано в постановлении по делу об административном правонарушении.

 

Положение данной статьи по поводу административного ареста, устанавливающие принцип полного сложения административных взысканий по совокупности совершенных административных правонарушений противоречат ст.6.7 КоАП, устанавливающей срок административного ареста до 15 суток.

Поскольку административный арест является мерой карательной и не должен усугублять положение лица, в отношении которого ведётся административный процесс по сравнению с принципами мер, связанных с лишением свободы в уголовном производстве, где устанавливается принцип поглощения, частичного или полного сложения наказаний. Данная статья ухудшает положение лица, в отношении которого ведётся административный процесс, а, следовательно, противоречит общим принципам наложения административного взыскания. По этой причине при назначении административного взыскания по совокупности совершённых административных правонарушений должны применятся непосредственно положения ст.25 Конституции Республики Беларусь и ст.6.7 КоАП, исходя из которой административный арест не может превышать 15 суток.

На практике продолжают действовать положения ст.7.4 КоАП и назначается административный арест по совокупности более 15 суток. Поэтому очень важно каждый такой случай обжаловать и уделять ему пристальное внимание для дальнейшего изменения практики применения и самой ст.7.4 КоАП.

 

Один не менее известный адвокат Анатолий Федорович Кони однажды по делу об украденном чайнике произнес фразу, которая вошла в учебники юриспруденции (воспроизводим ее полностью): «Россия этого не переживет». И человек, умыкнувший чайник, на основании смысла всего лишь четырех слов был судом помилован.

Статья 9.2. Клевета

Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

 

Статья 9.3. Оскорбление

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Экстремистскими, материалы могут быть признаны только судом. Поэтому если у Вас конфискуют какие-либо материалы, аргументируя свои действия тем, что они экстремистские, требуйте решения суда о признании их таковыми. Обязательно отмечайте в протоколе обыска или изъятия все отличительные признаки изъятых материалов.

Должностные лица органов внутренних дел (кроме работников ГАИ), имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из светоотражающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем).

Полагаем, что водители транспортных средств должны руководствоваться Правилами дорожного движения, а не приложением к КоАП.

На практике же часть 2 статьи применяют к физическим лицам за распространение (продажу, подписку, доставку) продукции средств массовой информации – тиража (его части) отдельного номера печатного средства массовой информации. Применение данной статьи к физическим лицам входит в противоречие с Конституцией Республики Беларусь (ст.34) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.2,5,19), соглашением между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области печати от 1998 года.

Кроме того, исходя из смысла части 2 статьи вытекает, что административная ответственность наступает лишь в случае незаконное изготовления и распространения продукции средств массовой информации. Только изготовление или только распространение не образуют состава правонарушения.

Статья 23.4. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Необходимо различать законное распоряжение или требование от незаконного. Должностное лицо обязано разъяснить на каком нормативном правовом акте основано его распоряжение или требование.

Статья 23.39. Самоуправство

Самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, совершенное с нарушением порядка, установленного законодательством Республики Беларусь, - влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Расхождение ПИКоАП с Конституцией Республики Беларусь может выявиться в ходе административного процесса. В ч.2. ст.112 Конституции Республики Беларусь определено, что если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного акта неконституционным.

Кроме того, если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь (например, Международным Пактом о гражданских и политических правах) предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены ПИКоАП, применяются правила международных договоров.

И если в ходе административного процесса выясняется, что некоторые положения ПИКоАП не соответствуют Конституции Республики Беларусь, принципам международного права или международным договорам, то лицо, в отношении которого ведётся административный процесс вправе указать суду на данный факт и в последующем, если суд не обратит внимания на это заявление, обжаловать постановление по делу об административном правонарушении делая упор на нарушение конкретного права.

Применение физического и психологического насилия сотрудниками ОВД, в отношении физического лица, является грубым нарушением прав человека, за которое предусмотрена установленная законом ответственность.

Свобода от пыток закреплена:

- ст. 5 Всеобщей Декларации прав человека и гражданина ООН;

- Минимальными стандартными правилами обращения с заключёнными принятыми на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.

- Конвенцией против пыток, и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания с оговоркой ст.20;

- ст. 7 МПГПП "Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство видам обращения и наказания. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам."
Ст. 10 ч.1 «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ

В отличие от лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, которые делятся на подозреваемых и обвиняемых, лица, привлекаемые к административной ответственности, на подозреваемых и обвиняемых не подразделяются. Лица, привлекаемые к административной ответственности, с начала административного процесса и до вынесения соответствующего решения находятся в одном правовом статусе – лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Особенностью административной ответственности по сравнению с уголовной является также то, что наряду с физическими лицами к административной ответственности могут привлекаться и юридические лица (например, общественные объединения).

Физическими лицами, в отношении которых ведется административный процесс, являются:

ü граждане Республики Беларусь;

ü иностранные граждане (кроме лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет);

ü лица без гражданства.

Лицо, в отношении которого ведётся административный процесс, может защищать свои права как лично, так и с помощью защитников и представителей.

Статья 4.6. Свидетель

1. Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения.

2. Свидетелем не может быть:

1) лицо, в отношении которого ведется административный процесс;

2) лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;

3) защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, – относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;

4) священнослужитель – относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.

3. Свидетель имеет право:

1) не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников;

2) пользоваться родным языком или языком, которым он владеет, либо услугами переводчика;

2[1]) представлять имеющиеся у него материалы, относящиеся к делу об административном правонарушении;

3) заявлять отвод переводчику;

4) собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к делу об административном правонарушении;

5) заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

6) получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в административном процессе.

4. Свидетель обязан:

1) являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;

1[1]) уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

2) правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы;

3) подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

5. За отказ либо уклонение без уважительных причин от дачи объяснений или за дачу заведомо ложного объяснения свидетель несет ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В административном процессе свидетель вправе заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Этим правом следует пользоваться, поскольку если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не виновно, а судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, нарушает нормы ПИКоАП, свидетель вправе оказать содействие в установлении объективной истины по делу посредством обжалования незаконных действий судьи, должностного лица, ведущего административный процесс , заявления ходатайств.

Свидетель является участником процесса, и у него наравне с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, есть право знакомиться и представлять свои замечания в отношении полноты и правильности протокола судебного заседания см. ст.11.8 ПИКоАП.

Свидетелем, как следует из смысла данной статьи, может быть и заинтересованное в исходе дела лицо.

В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Статья 6.3. Доказательства

1. Доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

2. К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном настоящим Кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Для того, чтобы какие-либо фактические данные могли быть признаны доказательствами по делу об административном правонарушении они должны обладать определенными признаками, а именно:

1. Данные, получены из предусмотренного в законе источника.

Источники доказательств – это определенные носители доказательственной информации. Носителями информации могут быть:

ü люди (объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля, потерпевшего, и т.д.);

ü предметы материального мира (предметы, служившие орудием административного правонарушения; сохранившие на себе следы административного правонарушения, похищенные предметы, т.д.).

2. Данные, полученные в предусмотренном законом порядке (допустимые).

Этот признак означает, что фактические данные по делу об административном правонарушении должны добываться в установленном порядке. Этот порядок устанавливает ПИКоАП. Если фактические данные добываются хотя и из законного источника, но с отступлением от установленной законом процедуры, то доказательства следует признавать недопустимыми.

3. Данные, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (относимые).

Этот признак заключается в требовании, в соответствии с которым фактические данные должны способствовать установлению каких-либо обстоятельств по делу.

 

Статья 6.7. Заключение эксперта

1. Заключение эксперта - процессуальный документ, удостоверяющий факт, ход и результаты исследования экспертом материалов, представленных судом, органом, ведущим административный процесс, и содержащий выводы по поставленным перед экспертом вопросам, основанные на специальных знаниях эксперта в области науки, техники, искусства, ремесла и иных сферах деятельности.

2. Заключение эксперта не является обязательным для суда, органа, ведущего административный процесс, однако несогласие с заключением эксперта должно быть ими мотивировано.

Заключение эксперта, сделанное им на основе своих специальных знаний, является особым доказательством.

Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке в совокупности с иными доказательствами. В ст. 6.7 ПИКоАП специально оговорено, что заключение эксперта не является обязательным для органов ведущих административный процесс. Однако несогласие их с заключением должно быть ими мотивировано.

Оценка заключения эксперта включает в себя, прежде всего, установление его допустимости как доказательства, т.е. соблюдение процессуального порядка назначения экспертизы. Должна быть проверена компетентность эксперта и его незаинтересованность в исходе дела. Следует помнить, что экспертному исследованию могут быть подвергнуты только объекты и предметы которые надлежащим образом процессуально оформлены. В случае существенных нарушений, влекущих их недопустимость, заключение эксперта также теряет доказательственную силу. И, наконец, должны быть проверены правильность оформления заключения эксперта, наличие в нем всех необходимых реквизитов.

ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА,

Жалоба может быть подана с начала административного процесса до оглашения постановления по делу об административном правонарушении. При подаче жалобы необходимо письменно ходатайствовать о ее рассмотрении в Вашем присутствии. В таком случае в рассмотрении дела должен быть объявлен перерыв до принятия решения по жалобе.

 

Сотрудник ОВД обязан уведомить членов семьи, близких родственников, защитника, нанимателя, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях по его просьбе в течение 3 часов см. ч.3 п.2 ст.8.2 ПИКоАП. Обычно

Ваше требование обязаны выполнить лица осуществляющие задержание, либо должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении.

Задержанный имеет право знать фамилию и звание сотрудника, его задержавшего (а сотрудник ОВД обязан представиться) с тем, чтобы в дальнейшем обжаловать действия должностного лица, если будут нарушены его права при административном задержании.

При задержании несовершеннолетнего и доставлении его в ОВД уведомление родителей или законных представителей обязательно. Если сотрудники ОВД не удовлетворяют данную просьбу, то несовершеннолетнему лучше не отвечать ни на какие вопросы должностных лиц и не подписывать никаких документов до прибытия родных.

На срок свыше 3 часов, но не более чем на 72 часа могут быть задержаны лица, совершившие административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация.

В интересах физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, чтобы срок задержания был указан в протоколе с момента фактического задержания, а не с момента доставления его в отдел милиции и составления протокола.

Сотрудник ОВД, составивший протокол личного обыска задержанного, обязан предъявить протокол задержанному для ознакомления и подписания. Если протокол составлен с нарушением закона, то задержанный вправе написать свои возражения.

Если после составления протокола в этом документе имеются пробелы или пустые места - необходимо самому поставить прочерки ручкой. В случае наличия нарушений (например, при обыске не было понятых, не указана фамилия сотрудника милиции, составлявшего протокол и т.п.), необходимо отразить их в протоколе.

Требуйте: 1) назвать основания для проведения личного обыска; 2) присутствия понятых того же пола; 3) обоснования и документирования исключительных случаев.

Статья 8.12. Привод



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.029 с.)