Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По выполнению курсового проекта № 1 «Основы проектирования»↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По выполнению курсового проекта № 1 «Основы проектирования» по дисциплине «Проектирование автомобильных дорог» для студентов специальности 70.03.01 «Автомобильные дороги»
Минск 2008
УДК 625.7(075.8)
Курсовой проект № 1 имеет целью закрепление у студентов принципов обоснования норм на проектирование автомобильной дороги и развитие первичных навыков трассирования по карте и проектирования земляного полотна (продольного и поперечного профиле), определения объемов земляных работ. В учебном пособии приведен состав курсового проекта по курсу «Проектирование автомобильных дорог». Изложена методика выполнения отдельных вопросов проекта, даны рекомендации по его оформлению.
Составители: И.К.Яцевич Е.И. Кононова
Рецензенты: А.А. Куприянчик
© Составление, Яцевич И.К., Кононова Е.И.
СОСТАВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Введение.
1.1. Установление технической категории (1%). 1.2.Определение расчетного расстояния видимости (1%). 1.3. Определение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых (3%). 1.4. Расчет ширины проезжей части и земполотна (1%). 2. Проектирование закругления малого радиуса (15%). 2.1. Проектирование плана закругления малого радиуса (6%). 2.2. Проектирование поперечного профиля закругления (5%). 2.3. Проектирование отгона виража (8%). 3. Проектирование участка автомобильной дороги (55%). 3.1. План автомобильной дороги (12%). 3.2. Продольный профиль (40%). 3.3. Поперечные профили земляного полотна и проезжей части (2%). 3.4. Конструкция дорожной одежды (1%). 4. Определение объемов работ (20%). 4.1. Определение объемов земляных работ (16%). 4.2. Определение объемов планировочных и укрепительных работ (4%). Литература.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
В в е д е н и е
Во введении указывается, что курсовой проект выполнен согласно заданию, выданному кафедрой “Проектирование дорог” “_______” ______________200__г. (указывается дата получения студентом задания). Приводится оригинал задания.
Далее приводится краткая характеристика района строительства. В пояснительной записке на основе исходных данных, справочной литературы освещают следующие вопросы: средние температуры наиболее холодного и наиболее жаркого месяца (табл. 1.1); толщину снежного покрова с вероятностью превышения 5% (табл. 1.1); максимальную глубину промерзания грунтов (80-100 см); макрорельеф местности в районе проектирования и его тип (равнинный, пересеченный); условия поверхностного стока; микрорельеф по трассе и типы местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения; краткую характеристику геологического строения района, почвогрунты, их гранулометрический состав, физико-механические свойства, распространение уровней грунтовых вод, наличие выхода грунтовых вод на поверхность; характеристику существующих дорог (категорию, земляное полотно в местах пересечений).
Т а б л и ц а 1.0
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ Установление технической категории автомобильной дороги
Ориентировочно категория дороги назначается по перспективной интенсивности движения Nt: Nt = N0 (1 + 0,01 p) t – 1, авт/сут (1.1)
где N0 – начальная интенсивность движения, авт/сут(2560авт/сут); p – ежегодный прирост интенсивности, % (3%); t – расчетный период (t=20лет) Nt=2560(1+0,01*3)^19=4488,975=4489авт/сут. Категорию дороги принимаем равной III. Определение расчетного расстояния видимости Расчетное расстояние видимости определяют по четырем схемам: 1) остановка автомобиля перед препятствием; 2) торможение двух автомобилей, двигающихся навстречу друг другу; 3) обгон легковым автомобилем грузового автомобиля при наличии встречного движения; 4) боковая видимость. По первой схеме расчетное расстояние видимости S1 (видимость поверхности дороги). S1 = Vp·tp / 3,6 + Kэ·Vp2 / [254 (φ1 – i)] + l зб, м (1.2) где Vp – расчетная скорость движения автомобиля (км/ч) для дороги принятой технической категории(100км/ч); tp – время реакции водителя и включения тормозов, tp = 2,6 с;
Kэ– коэффициент, учитывающий эффективность действия тормозов (Кэ=1,3); φ1 – коэффициент продольного сцепления (φ1=0,5); i – продольный уклон участка дороги, равный максимально допустимому для принятой категории дороги (i=0.05) l зб – зазор безопасности между автомобилем и препятствием (l зб = 5 м) S1=100*2.6/3.6+1.3*100^2/[254(0,5-0,05)]+5=190,958=191 м
По второй схеме расчетное расстояние видимости встречного автомобиля S2 = Vp · tp/1,8 + Kэ · φ1 · Vp2 / 127/(φ12 – i2) + lзб, м (1.3) S2=100*2.6/1.8+1.3*0.5*100^2/127/(0.5^2-0.05^2)+5=206,312=206 м
По схеме обгона расчетное расстояние видимости вычисляем по формуле:
S3 = V12/ [1,8(V1 – V2)] + Kэ · V1(V1 + V2)/ (127 · φ1) +
+ [Kэ · V22/(254 · φ1) + lзб] · 2V1/(V1 – V2), м (1.4) где V1 и V2 – скорости движения легкового и грузового автомобилей, км/ч(V1=90км/ч,V2=63км/ч) S3=90^2/[1.8(90-63)]+1.3*90(90+63)/(127*0,5)+[1.85*63^2/(254*0.5)+5]*2*90/(90-63)= 818,747 =819м При обгоне легковым автомобилем грузового скорость последнего на 30% ниже конструктивной. Встречный автомобиль (легковой) движется со скоростью не выше 90 км/ч на дорогах III категории. Боковую видимость вычисляем по формуле Sбок =2S1Vn/Vp, м (1.5) Sбок=2*191*10/100=39 м где Vn - скорость бегущего пешехода, пересекающего дорогу (Vn = 10 км/ч); Vp – расчетная скорость движения автомобиля для дороги принятой технической категории; S1 - расчетное расстояние видимости по первой схеме.
Полученное значение расчетного расстояния видимости S1 и Sбок сопоставляются с нормами и для дальнейшего проектирования принимаются большие значения. S1=191м, Sбок=39м.
Определение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых Вертикальные кривые
Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой определяем из условия обеспечения видимости поверхности дороги: , м (1.6)
где S 1 – расчетное расстояние видимости поверхности дороги(S1=191м); h1 – высота расположения глаз водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги (h 1 = 1,0 м); h2 – высота неподвижного препятствия (h2 = 0,15 м) Rвып, min= 0.5 * 191 ^2/(1+0.15)2=13792,438=13792,4 м Рекомендуемый радиус вертикальной выпуклой кривой вычисляют по условию обеспечения безопасного обгона: ,м (1.7) где S 3 –расчетное расстояние видимости по условию обгона, принятое для проектирования(819 м); Н - высота встречного легкового автомобиля (в курсовом проекте можно принять Н = 1,45 м) Rвып,рек =0,5*8192/(1+1,45)=136890 м
Минимальный радиус вертикальной вогнутой кривой определяем из условия недопущения перегрузки рессор: , м (1.8) Rвог,min =1002/13*0.7=1098,901 м где - расчетная скорость для принятой категории дороги(100км/ч), ао - допускаемое центробежное ускорение, ао =0,7 м/с. Т а б л и ц а 1.2
Примечание к таблице 1.2. В стесненных условиях допускается проектировать отдельные участки дорог с допускаемыми расчетными скоростями, меньшими приведенных в таблице 1.2 на 20 км/ч.
Рекомендуемый радиус вертикальной вогнутой кривой определяем из условия обеспечения видимости дороги ночью: м (1.9) где S1 – принятое расчетное расстояние видимости поверхности дороги(191); hф - возвышение центра фары над поверхностью дороги, (0,6); а - угол рассеивания пучка света фар, а = 2° Rвог,рек =0,5*1912/(0,6+191*0,01745)=4637,867=4638м Для дальнейших расчетов принимаем большее значение радиуса вертикальной кривой, Rвог,мин =4638м.
Горизонтальные кривые
Минимальный радиус горизонтальной кривой вычисляем для случаев: односкатного (вираж) и двухскатного поперечных профилей проезжей части по формуле: , м (1.10)
где V - расчетная скорость для дороги принятой категории, км/ч; μ - коэффициент поперечной силы по условиям удобства пассажиров;
μ = 0,2 - 7,5 * 10-4 ·V, (1.11)
in - поперечный уклон проезжей части в долях единицы, принимается для виража со знаком «плюс», для двухскатного поперечного профиля со знаком «минус» R мин =1002/(127*(0,125+0,05))=449,94=450 м R мин= 1002/(127*(0,125-0,02))=749,906=750м
Максимальный уклон виража по нормам составляет 45‰ в центральном дорожно-климатическом районе. Поперечный уклон проезжей части с двухскатным поперечным профилем на дорогах III категории принимаем равным 0,020. Минимальный радиус круговой кривой в случае двухскатного поперечного профиля проезжей части (i = iП) принимается равным 2000 м для дорог III технической категории.
Т а б л и ц а 1.4
Примеры проектирования отгона виража Пример 1. Дорога II технической категории расположена в Гомельской области. Закругление трассы состоит из двух переходных кривых длиною 170 м и круговой кривой радиуса 600м длиною 100 м. Начало закругления расположено на ПК 10 + 40,50, конец закругления на ПК 14 + 80,50. Уклон виража 50‰. Проектная линия имеет уклон +10‰ с отметкой 90,00 в начале переходной кривой. Требуется вычислить отметки кромок проезжей части, укрепительных полос и бровок обочин в начале, конце отгонов виража, на плюсовых точках, кратных 10 м.
Параметры поперечного профиля дороги II технической категории приведены в таблице 1.3, (в1 = 3,5, а = 3,00, с = 0,75). Принимаем поперечный уклон проезжей части in = 20‰, обочин - i 0 = 40‰. Решение: Так как iв > in, то отгон виража состоит из двух участков (случай, рассмотренный в §2.3.2.1). На первом участке осуществляем переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному (i n = 20‰). Длину первого участка вычисляем по формуле (2.9) L1 = 7,00 ∙ 0,020/0,005 = 28 м.
Определяем по формуле (2.11) расстояние S1 до точки, в которой радиус кривизны равен 2000 м.
S1 = 140 ∙ 600/2000 = 42 м.
Вычисляем пикетное положение начала первого и второго отгонов по формулам (2.11) и (2.12).
ПК(НО1) = 10 + 40,50 + 42 – 28 = 10 + 54,50;
ПК(НО2) = 14 + 80,50 – 42 + 28 = 14 + 66,50
Таким образом, первый участок первого отгона располагается на протяжении от ПК 10 + 54,50 до ПК 10 + 82,50, а первый участок второго отгона на протяжении от ПК 14 + 66,50 до ПК 14 + 38,50 (рис. 2.5).
Рисунок 2.5 Схема к примеру 1: 1 - первый участок отгона виража; 2 – второй участок отгона виража Первый отгон виража. Рассмотрим первый участок первого отгона виража от ПК 10 + 54,50 до ПК 10 + 82,50 и вычислим превышения линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 на поперечниках 0, 1, 2, 3, 4 в начале участка, на ПК 10 + 60, на ПК 10 + 70, на ПК 10 + 80 и ПК 10 + 82,5 относительно оси проезжей части (относительно линии 1, рис.2.3) Дополнительный уклон линии 2 равен 5‰) Исходный поперечник №0 (ПК 10 + 54,50). Вычисляем относительные отметки линий по формуле (2.13.)
Поперечник №1 (ПК 10+60), расположенный на расстоянии 5,5 м от поперечника №0. Вычислим отметку линии 2 по формуле (2.15), зная ее уклон (5‰) и расстояние от предыдущего поперечника (5,5 м)
Вычислим отметку линий 3 и 4 (рис.2.3) исходя из поперечного уклона внешней полосы проезжей части, пользуясь формулами (2.16).
Относительные отметки линий 5, 6 и 7 (внутренние кромки и бровка обочины) на первом участке отгона виража не изменяются. Поперечник №2 (ПК 10 + 70) от исходного поперечника (ПК 10 + 54,50) находится на расстоянии 15,5 м. По формуле (2.15) вычисляем относительную отметку кромки проезжей части (линии 2, рис. 2.3.)
По формулам (2.16) вычисляем отметки линий 3 и 4 (рис. 2.3.)
Аналогичным образом вычислим относительные отметки на поперечниках №3 (ПК 10+80) и №4 (ПК 90+82,5)
Для контроля вычислим относительные отметки линий 2, 3 и 4 по формулам (2.14)
Рассмотрим второй участок первого отгона виража (от ПК10+82,50 до ПК12+10,50) протяжением 128 м. На нем односкатный поперечный профиль проезжей части доводится до уклона виража 50‰ вращением вокруг оси дороги. Вычислим дополнительный уклон внешней кромки проезжей части по формуле (2.20)
i 2 = 0,5 ∙ 7,0 ∙ (0,050 – 0,020)/128 = 0,00082 Необходимо определить относительные отметки линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 (рис.2.3) на поперечниках номер 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, расположенных соответственно на пикетах 10 + 90; 11 + 00; 11 + 20; 11 + 30; 11 + 40; 11 + 50; 11 + 60; 11 +70; 11 + 80; 11 +90; 12 + 00; 12 +10; 12 + 10,50.
Поперечник №5 (ПК10+90) расположен на расстоянии 7,50 м от конца первого участка отгона виража. По формуле (2.19) вычислим относительную отметку линии 2 (внешней кромки проезжей части), и по формулам (2.21) – линий 3, 4, 5, 6, 7
Поперечник №6 (ПК11 + 00) расположен на расстоянии 17,5 м от начала второго участка
Аналогичным образом вычисляем относительные отметки на остальных поперечниках. На последнем поперечнике №17 (ПК12+10,5) для контроля вычисляем относительные отметки также по формулам (2.18).
Второй отгон виража На первом участке второго отгона виража (от ПК14+66,50 до ПК14+66,50), рассмотрим поперечники №0 (ПК14+66,50), №1 (ПК14+60), №2 (ПК14+50), №3 (ПК14+40) и №4 (ПК14+38,50) (рис. 2.5). Относительные отметки линий 2, 3, 4, 5, 6 и 7 на начальном поперечнике №0 (ПК14+66,5) и конечном №4 (ПК14+38,5) равны относительным отметкам этих линий первого участка первого отгона виража на поперечниках №0 (ПК10+54,5) и №4 (ПК10+82,5). Относительные отметки линий 2 вычислим по формуле (2.15), принимая li равным 3,5 м для поперечника №1, 13,5 м для поперечника №2 и 23,5м для поперечника №3. По формулам (2.16) определим отметки линий 3 и 4 на поперечниках №1, №2 и №3.
; ; ; ; ; ; ; .
Второй участок второго отгона виража (рис 2.5) протяжением 128 м (от ПК14+38,50 до ПК13+10,50) имеет дополнительный уклон внешней кромки 0,00082 аналогично второму участку первого отгона. Относительные отметки линий 2, 3, 4, 5, 6 и 7 на поперечниках №5 - №17, расположенных на пикетах 14 + 38,5 – 13 + 10,5 вычислим по формулам (2.19), (2.21). Поперечник №5 (ПК14+30) расположен на расстоянии 8,5м от начала второго участка второго отгона
Данные о значении относительных отметок первого и второго отгонов виража сводим в таблицу 2.5, пропуская значения для ряда поперечников на втором участке первого и второго отгонов виража. Т а б л и ц а 2.5
Вычисляем абсолютные отметки оси дороги, зная параметры проектной линии. В нашем случае проектная отметка в начале закругления (ПК10+40,5) равна 90,00. Проектная линия имеет продольный уклон 10‰. По этим данным абсолютные отметки оси проезжей части приведены в таблице 2.5, графе 4. Абсолютные отметки кромок проезжей части, укрепленной полосы, бровки обочины получим, прибавляя к отметке оси проезжей части относительные отметки этих линий. Вычислим для примера абсолютные отметки линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 на поперечнике №6, расположенном на пикете 11 + 00:
По результатам вычисление абсолютных отметок линий 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 (рис.2.4) составляется таблица 2.6 их значений.
Т а б л и ц а 2.6
Пример 2. Дорога IV технической категории расположена в Витебской области. Закругление состоит из двух переходных кривых длиною по 140 м и круговой кривой радиуса 400 м длиною 100 м. Вираж имеет уклон 40‰ (предельный для Витебской области). Начало закругления на пикете 10 + 35, конец закругления на пикете 14 + 15. Предусмотрено уширение проезжей части на 0,50 м. Необходимо вычислить относительные отметки на участке уширения проезжей части. Решение. Принимаем данные о поперечном профиле по таблице 1.3. Так как i в > i n, то отгон виража (первый и второй) состоит из двух участков.
Первый участок.
По формуле (2.11) находим
S1 = 140 ∙ 400/2000 = 28 м:
По формуле (2.9) определяем протяжение первого участка отгонов виража
L1 = 6,0 ∙ 0,02/0,05 = 24 м.
Начало первого участка первого и второго отгонов вычислим по формулам (2.10), (2.12). ПК (НО1) = 10 + 35 + 28 – 24 = 10 + 39
ПК (НО2) = 14 + 15 – 28 + 24 = 14 + 11 Конец первого участка отгонов (рисунок 2.4)
ПК (КО1) = (10 + 35) + 28 = 10 + 63
ПК (КО2) = 14 + 15 – 28 = 13 + 87
На первом участке радиусы кривизны трассы ≥ 2000 м и уширение проезжей части не производится. Относительные отметки кромок и бровок определяются аналогично примеру 1. Второй участок первого отгона заканчивается в конце переходной кривой на пикете 11 + 75, второй участок второго отгона виража заканчивается на пикете 12 + 75. Уширение проезжей части начинается на расстоянии Sе от начала переходной кривой, которое вычисляется по формуле (2.22)
Sе = 140 ∙ 400/500 = 112 м:
Положение начала отгона уширения длиною 20 м для первого отгона виража вычислим по формуле (2.23, а), а для второго по формуле (2.23, б)
ПК (ОУ1) = (10 + 35) + 112 – 20 = 11 + 27
ПК (ОУ2) = (14 + 15)– 112 + 20 = 13 + 23
Следовательно, на втором участке первого отгона от ПК 11+27 до ПК 11+47 происходит отгон уширения, увеличивается ширина внутренней полосы движения и уменьшается ширина внутренней обочины на величину ех, определяемой по формуле (2.24). Поперечник на пикете 11 + 30 расположен на расстоянии 3 м от начала отгона уширения. Уширение равно: е30 = 3 ∙ 0,5/20 = 0,075 = 0,08 м.
Поперечник на пикете 11 + 40:
е40 = 13 ∙ 0,5/20 = 0,32 м.
На последующих поперечниках второго участка первого отгона виража (ПК 11+40, ПК 11+50, ПК 11+60, ПК11+70 и ПК 11+75) уширение проезжей части постоянно и равно 0,50 м. На втором участке второго отгона виража от ПК 13 + 23 до ПК 13 + 03 происходит отгон уширения. Вычислим величину уширения на поперечниках, пикетное положение которых кратное 10 м. ПК 13 + 20 е20 = 3 ∙ 0,5/20 = 0,08; ПК 13 +10 е10 = 13 ∙ 0,5/20 = 0,32 м.
На последующих поперечниках второго участка второго отгона виража (ПК 13+00, ПК 12+90, ПК 12+80, ПК 12+75) уширение ех = 0,50 м. На втором участке отгона виража до начала отгона уширения относительные отметки линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 вычисляют по формулам (2.19), (2.21). В качестве примера вычислим относительные отметки этих линий на поперечнике №Х (ПК 11+20), расположенном на расстоянии 57 м от начала второго участка (ПК 10+63). Дополнительный уклон внешней кромки проезжей части на втором участке отгона виража длиною 112 м определим по формуле (2.17). Относительная отметка внешней кромки проезжей части в конце первого участка (односкатный поперечный профиль с уклоном i = 20%) и в конце второго участкм (iв=40‰) вычисляется по формуле (2.14) Дополнительный уклон внешней кромки 2
Отметки линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 вычисляем по формулам (2.19), (2.21).
На втором участке первого отгона виража протяжением от ПК 11+27 до 11+75 (рис.2.6) относительные отметки линий 2, 3, 4 вычисляются аналогичным образом по формулам (2.19), (2.21), (2.26), а линий 5, 6, 7 с учетом уширения проезжей части по формулам (2.25), (2.26). Рис. 2.6. Схема к проектированию отгона (пример 2): 1,2 - первый и второй отгоны виража; 3 – отгон уширения; 4 – уширение проезжей части.
Поперечник №n (ПК 11+40) расположен на расстоянии 77 м от начала второго участка (ПК10+63) первого отгона виража (рис.2.6). Уширение проезжей части вычислено ранее и равно 0,32 м.
;
;
Аналогичным образом вычисляются относительные отметки линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 на втором участке второго отгона (ПК 13+89 ¸ ПК 12+77). Отгон уширения начинается на ПК 13+23, заканчивается на ПК 13+03. Вычислим отметки линий 2, 3, 4, 5, 6, 7 на поперечник №m (ПК 13+85), расположенном на расстоянии 105 м от начала второго участка (ПК 13+80 – ПК 12+75 = 105 м). Дополнительный уклон внешней кромки проезжей части равен 0,06/112.
Отгон уширения проезжей части на первом отгоне виража начинается на пикете 11+27 и заканчивается на пикете 11+47. Отгон уширения проезжей части на втором отгоне виража начинается на пикете 13+23 и заканчивается на пикете 13+03. Данные о величинах уширения на участках отгонов приводим в виде таблицы 2.7. Таблица 2.7
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧАСТКА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Проект участка автомобильной дороги включает проектирование плана и продольного профиля дороги, поперечных профилей земполотна и проезжей части.
План трассы автомобильной дороги.
Проектирование плана трассы включает: 1) выяснение препятствий трассированию и контрольных точек; 2) проложение вариантов плана трассы; 3) подбор радиусов и длин переходных кривых закруглений; 4) пикетаж и составление ведомости углов поворота, прямых и кривых; 5) составление чертежа "План трассы". В курсовом проекте исходной информацией для проектирования плана трассы являются карта местности масштабом 1:25000, начальный и конечный пункты и направления входа в них, препятствия трассированию. С целью детальной проработки вариантов трассы и продольного профиля изменяют масштаб карты на 1:5000. Для этого увеличивают карту местности в 5 раз с помощью множительной техники и используют в качестве черновика. Перед проложением трассы выясняют препятствия трассированию и контрольные точки. Препятствиями являются озера, населенные пункты, запретные зоны, заштрихованные на выданной карте. Контрольными точками могут быть места пересечения с железными и автомобильными дорогами, реками. Автомобильные дороги I-III категорий пересекаются с железными дорогами в разных уровнях всегда, а дороги IV категории - в отдельных случаях (в курсовом проекте их пересечение можно принимать в одном уровне). При этом острый угол пересекающихся дорог должен быть не менее 60°. Автомобильные дороги Iа категории пересекаются в разных уровнях с дорогами I-V категорий, дороги Iб, II категории – с дорогами I, II, III категорий, дороги III категории - с дорогами III при интенсивности движения в узле более 8000 приведенных автомобилей в сутки. Пересечение дорог в одном уровне выполняется под прямым или близким кпрямому углом.
3.1.1. Проложение вариантов плана трассы
В курсовом проекте рассматривают два варианта плана трассы. Варианты плана трассы рекомендуется проектировать методом упругой линии с помощью гибкой линейки с учетом контрольных точек и препятствий/ Полученное криволинейное очертание плана трассы представляет собой примерное положение трассы (предварительный вариант). Для обеспечения возможности выноски этой трассы на местность кривую заменяют ломаной прямой (рис. 3.1). После этого измеряют углы поворота трассы (α1 , α2 , α3) в местах изменения направления прямых, расстояние между вершинами углов (П2 , П3), расстояние от начала (точка А) и конца (точка В) участка трассы до ближайших ВУ, а также биссектрисы закруглений Б1 , Б2, Б3 .
Рис. 3.1. Схема замены криволинейного плана трассы ломаным очертанием
Составление чертежа «План трассы»
На основе чертежа местности, полученного путем ксерокопирования карты местности, вычерчивается ситуация в полосе не менее 100 м в каждую сторону от трассы автомобильной дороги по вариантам. На ватмане формата А4хn наносится ломаная трасса по вариантам, вписываются закругления на основе ведомости углов поворота, прямых и кривых. На каждом закруглении приводятся основные его параметры (рис. 3.3). Рис. 3.3. Фрагмент оформления чертежа «План трассы».
На чертеже обозначают номера вариантов, пикеты и километры, показывают направление «Север-Юг», схему привязки трассы к ориентирам на местности. На плане трассы обозначают номера вершин углов поворота, данные каждого закругления (α, R, L). На плане трассы приводится схема привязки плана трассы к ориентирам на местности по данным топографической карты.
Рис. 3.4. Схема чертежа «План трассы»
В правом нижнем углу размещается основная надпись.
|