Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в массовых детских садахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последнее десятилетие все большее число дошкольников с нарушениями слуха воспитываются в условиях дошкольных учреждений общего типа, в среде нормально слышащих детей. Большее распространение получают дошкольные учреждения комбинированного вида, в составе которых имеются группы для детей с нарушениями слуха. Эта тенденция связана с изменениями в социально-экономических условиях жизни, обновлением государственной образовательной политики, направленной на большую вариативность форм воспитания и обучения детей, большим участием родителей в воспитании детей. В настоящее время изучаются возможности интеграции глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в среду слышащих, разрабатываются различные формы пребывания детей в массовых дошкольных учреждениях и школах (Н.Н. Малофеев, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шмат-ко). Среди различных форм интегрированного воспитания дошкольников называются специальные группы при массовых детских садах; смешанные дошкольные группы, в которые плохослышащие дети воспитываются вместе со слышащими; воспитание отдельных детей (1-2 ребенка) в группе слышащих детей; пребывание 1-2 слышащих детей в специальной группе. Создание специальных групп для дошкольни- 4—2461 Раздел II Глава 1. Условия речевого развития детей
ков с нарушениями слуха в массовых дошкольных учреждениях рассматривается как один из наиболее распространенных вариантов, удобных для проведения интеграции плохослышащих детей. Для успешной интеграции ребенка с недостатками слуха в среду нормально слышащих детей специалистами особо подчеркивается необходимость учета ряда показателей: — раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и — возможность организации систематической коррекци- — желание родителей воспитывать ребенка в массовом Уровень психофизического, речевого и коммуникативного развития ребенка с нарушенным слухом рассматривается в качестве важного условия его интеграции в среду слышащих детей, возможности овладения образовательным стандартом массового детского сада. Безусловно, интеграция в среду слышащих детей может быть рекомендована глухим или слабослышащим детям с высоким уровнем психофизического развития, которые не отстают от слышащих сверстников. В значительной степени комфортность пребывания в среде слышащих детей, полноценность общения с ними зависят от уровня речевого развития ребенка. Целесообразно рассмотреть уровень речевого развития детей с нарушенным слухом, которым может быть рекомендовано интегрированное обучение. Это, во-первых, слабослышащие дети с легкими и средними потерями слуха, владеющие фразовой речью; во-вторых, позднооглохшие дошкольники, потерявшие слух после 2—4 лет и сохранившие речь, и, в-третьих, глухие и слабослышащие дети со значительными потерями слуха, с которыми рано начата спе- циальная педагогическая работа в семье под контролем специалистов. Безусловно, уровень речевого развития интегрированного ребенка в значительной степени обусловлен его возрастом: ребенок раннего возраста может пользоваться отдельными словами, звукоподражаниями, что соотносится с речью слышащих детей этого возраста, общение которых включает невербальные компоненты. Детям среднего и старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом необходимо владеть фразовой речью, что важно для осуществления ситуативного и внеситуативного общения дошкольников этого возраста. Таким образом, важно соотнесение уровня речевого развития ребенка с нарушенным слухом с речью слышащих детей, вместе с которыми он воспитывается. Выбор моделей интеграции также обусловлен уровнем психофизического и речевого развития ребенка со сниженным слухом (Н.Д. Шматко, 2000). Так, детям, не способным на равных со слышащими детьми овладевать образовательной программой, рекомендуется временная или частичная интеграция, при которой они находятся в специальной группе. Содержание и организация работы в ней соответствуют работе в специальных детских садах. Дети с нарушениями слуха из специальной группы объединяются со слышащими сверстниками не реже двух раз в месяц. Педагоги специальной и массовой групп организуют развлечения детей, занятия по разным видам деятельности (изобразительная деятельность, труд, игра), тематический и речевой материал которых доступен всем дошкольникам. Для детей, имеющих высокий уровень психофизического и речевого развития, могут быть эффективны другие модели интеграции, когда дети находятся в массовой группе часть дня, например после обеда, или же весь день. Однако и при более длительном или постоянном пребывании плохослышащих детей в обычных группах им рекомендуется посещение индивидуальных занятий с сурдопедагогом (в специальной группе, в группе кратковременного пребывания, в сурдологическом центре). Таким образом, к интеграции в массовый детский сад оказываются подготовленными дети, имеющие наиболее высокий уро- Раздел вень речевого развития по сравнению с другими детьми с нарушенным слухом. Воспитание детей с нарушениями слуха в массовых дошкольных учреждениях имеет ряд положительных сторон. Это, прежде всего, социальная абилитация или реабилитация глухого или слабослышащего дошкольника, происходящая в естественных условиях, предполагающая расширение сферы общения и числа включенных в нее взрослых и детей. В этих условиях влияние депривацион-ных факторов, связанных с ограничением социальных контактов, проявляется значительно меньше. Ребенок становится участником жизни дома, во дворе, на детской площадке, знакомится с ближайшими общественными учреждениями и т. д. Дети, интегрированные в массовые дошкольные учреждения, постоянно находятся в естественной речевой среде, воспринимают естественную речь со свойственной ей интонацией, большой вариативностью высказываний. Для формирования разговорной речи важна возможность восприятия детской речи с характерным интонационным рисунком и своеобразием лексического состава, в том числе и употребление специфически детских выражений и словечек. В процессе пребывания ребенка с нарушенным слухом в массовом детском саду, вне зависимости от формы интеграции, с ним проводится интенсивная коррекционная работа, направленная на устранение или предупреждение вторичных отклонений в развитии. Важным направлением кор-рекционно-развивающей работы является речевое развитие ребёнка. Само по себе пребывание его в нормальной речевой среде, включение в повседневную коммуникацию со слышащими детьми и взрослыми не могут обеспечить задачи обучения языку и преодоления недоразвития речи. В основу коррекционной деятельности должны быть положены учет особенностей психофизического развития глухих и слабослышащих дошкольников, соблюдение принципов, на которых базируется эта работа в специальных детских садах. Речевое развитие интегрированных детей имеет и общие черты с формированием речи воспитанников специальных до- Глава 1. Условия речевого развития детей школьных учреждений, и различия, обусловленные условиями пребывания ребенка в массовом детском саду. Так же как и в специальном детском саду, эта работа направлена на развитие речи как средства общения и познания окружающего мира, носит планомерный последовательный характер. Взрослые организуют речевую среду и ситуации общения детей в группе, активным участником которых является ребёнок со сниженным слухом. К осуществлению работы по развитию речи привлекаются родители, сурдопедагоги, воспитатели, другие педагоги. Оптимальный вариант помощи ребенку, интегрированному в массовый детский сад, — наличие в штатном расписании детского сада сурдопедагога. Сурдопедагог предусматривает различные формы работы по речевому развитию глухих и слабослышащих детей: фронтальные или занятия группами по 2-3 ребенка (в зависимости от числа детей с нарушенным слухом), индивидуальные занятия. Важное значение придается взаимосвязи в работе сурдопедагога и воспитателей, музыкального руководителя. Сурдопедагог организует методическую помощь этим специалистам по организации коррекционной работы с плохос-лышащим ребенком, консультирует их по вопросам речевого развития детей. В настоящее время недостаточно количество методических рекомендаций по различным направлениям работы с детьми с нарушениями слуха в массовых садах, в том числе и по развитию речи. Некоторую информацию можно получить из публикаций сурдопедагогов, имеющих опыт работы в смешанных группах (В.Н. Сводина, Л.Н. Терьянова, 2001). В задачи сурдопедагога входит координация работы по развитию речи, которая осуществляется в разных условиях: в быту, в разных видах деятельности детей, на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению. Работа по развитию речи плохослышащих дошкольников включает в себя направления, соответствующие тем, по которым осуществляется развитие речи в специальных дошкольных учреждениях.
Раздел II Глава 1. Условия речевого развития детей с недостатками слуха
Прежде всего решается задача развития потребности детей в словесном общении, формирование желания пользоваться устной речью. Специальной задачей являются систематическое обогащение словаря детей, уточнение и расширение значений слов и высказываний, активизация их в различных ситуациях общения. Как свидетельствует опыт сурдопедагогов и воспитателей смешанных групп, необходимость использования большего по объему и сложности речевого материала в процессе общих со слышащими детьми занятий, понимания в процессе чтения и рассказывания более сложных в лексико-граматиче-ском плане текстов связана с подготовительной работой к восприятию нового речевого материала, проведения своего рода «опережающего» обучения. В процессе обучения языку происходят развитие связной речи, использование различных коммуникативных высказываний. Развитие навыков устной коммуникации происходит как в процессе занятий, так и в ходе непосредственного общения со слышащими детьми и взрослыми в процессе жизнедеятельности. Как и в специальном детском саду, значительное внимание уделяется формированию разных форм словесной речи. Высокие требования предъявляются к устной речи детей с нарушенным слухом со стороны ее внятности, разборчивости, понятности. Неразборчивая, невнятная речь может стать препятствием для полноценного общения ребенка с нарушенным слухом с другими детьми в группе, привести к некомфортному положению его в детском коллективе. Поэтому на индивидуальных занятиях прежде всего, а также в ходе всего учебного процесса сурдопедагог проводит работу по формированию произношения в соответствии с индивидуальными особенностями устной речи, состоянием слухового восприятия. Содержание, формы и методы работы идентичны тем, которые есть в специальных дошкольных учреждениях. В качестве методов работы над различными компонентами устной речи используются речевая ритмика, подражание речи педагога, сопряженно-отраженное прого-варивание, постановка звуков, чтение. Широко использу- ются игровые методы, базирующиеся на привлечении различных компонентов сюжетных и дидактических игр: действий с сюжетными игрушками, игр с правилами, использование предметов-заместителей, воображаемых предметов и ситуаций и др. Для активизации устной речи важное значение имеют обогащение речевой практики, привлечение к общению не только детей своей группы, но и незнакомых детей и взрослых. С целью речевого развития плохослышащих дошкольников, воспитывающихся в массовых группах и садах, широко используется письменная форма речи. Она привлекается для уточнения воспринимаемого на слухо-зрительной основе речевого материала, лучшего его запоминания и воспроизведения. В повседневной работе, на занятиях по разным разделам программы, и более широко — на занятиях по развитию речи используются слова и высказывания в письменной форме (записи на табличках, на доске). На занятиях воспитателей — это слова и фразы, связанные с характером и содержанием деятельности детей, названием объектов и явлений. Так же как и в специальных детских садах, важное значение придается обучению чтению, которое происходит по этапам — от глобального к аналитическому чтению. Как свидетельствует опыт сурдопедагогов и воспитателей смешанных групп, в которых осуществляется совместное обучение плохослышащих и нормально развивающихся детей, слышащие дети в условиях этих групп также раньше по сравнению со своими слышащими сверстниками начинают читать, что связано с использованием специфических методов, в том числе и благодаря раннему введению глобального чтения. На основе сформированных навыков чтения в дальнейшем происходят обогащение словаря детей, интенсивное развитие навыков разговорной и описательно-повествовательной речи. Различные стороны развития ребенка с нарушенным слухом должны быть под контролем сурдопедагога. Осуществляя контроль за развитием ребенка, воспитывающегося в массовом дошкольном учреждении, пристальное внимание Раздел II Глава 1. Условия речевого развития детей
предъявляет сурдопедагог речевому развитию на всех стадиях обучения, особенно на этапе перехода в школу. В течение пребывания ребенка в массовом детском саду родители проводят систематическую работу по развитию речи, автоматизации сформированных речевых умений и навыков в семье и вне ее. Более подробно содержание работы по развитию речи раскрыто в главе «Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье». Значительно более сложной оказывается ситуация, когда ребенок с нарушенным слухом находится в детском саду, где нет учителя-дефектолога. В этих случаях коррекционно-развивающая помощь ребенку по различным направлениям должна оказываться в сурдокабинете или группе кратковременного пребывания, которая может быть организована при детском саде компенсирующего или комбинированного вида. Наиболее сложным и нередко малоэффективным вариантом пребывания ребенка в массовом дошкольном учреждении является так называемая «стихийная» интеграция, осуществляемая чаще всего по желанию родителей, без участия специалистов. В этих случаях воспитатели оказываются беспомощны в организации коррекционной поддержки ребенка. Отсутствие контроля и помощи со стороны специалистов может привести к отставанию в развитии ребенка, обусловить сложности во взаимоотношениях детей, негативное отношение воспитателей к возможностям развития ребенка со сниженным слухом в среде нормально слышащих детей. Известно, что легкие, минимальные недостатки слуха (снижение на 15-25 дБ), возникшие в период формирования речи, обусловливают недоразвитие речи разной степени выраженности. Чем раньше возникло снижение слуха, тем больше нарушаются различные компоненты языковой системы. Проведенные исследования состояния слуха выявили значительную распространенность легких нарушений слуха у дошкольников с речевой патологией (Е.Л. Черкасова, 2001). Довольно часто дети с минимальными недостатками слуха посещают массовые детские сады, их нарушения долгое время остаются невыявленными, между тем они негативно отражаются на развитии речи ребенка. Все это диктует необходимость участия специалистов (врачей, логопедов, учителей-дефектологов) в выявлении детей с нарушениями слуха в массовых детских садах, своевременного начала специальной работы по развитию слухового восприятия, развитию и коррекции речи.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.009 с.) |