Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексико-семантическая работаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Говоря о ходе речевого развития ребенка, А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития речи не сводится к прямому количественному росту, выражающемуся лишь в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, а есть сложный процесс качественных изменений, который охватывает функции, стороны и связи слова. По его мнению, главное содержание процесса овладения речью составляет углубление ее семантической стороны, связанное с развитием мышления и сознания ребенка в целом1. Программируемый и осуществляемый в специальных условиях процесс речевого развития детей с нарушенным слухом опирается на положения о взаимосвязи мышления и речи, раскрытые в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. В процессе психологического развития ребенка меняется значение слова, т. е. обобщение, носителем которого оно является. Работа над лексико-семантической стороной речи старших дошкольников с нарушениями слуха тесно связана с обогащением их деятельности, формированием познавательных интересов и процессов, уточнением социальных представлений. На данном этапе обучения в связи с развитием процессов мышления, словесной памяти, воображения интенсивно расширяются возможности усвоения и запоминания речевого материала, растет словарный запас. Программой по развитию речи предусматривается значительное расширение словаря, предлагаемого для усвоения детьми: к концу обучения 1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. — М., 1983. — Т. 1. Раздел III в старшей группе он может составить примерно 1200 слов, к концу обучения в подготовительной группе — около 2000 слов. Эти цифры даны как примерные, они в некоторой степени отражают тот запас слов, который есть у слышащего ребенка к 4-5 годам жизни, что позволяет ему пользоваться ими в общении, понимать речь окружающих, адекватно воспринимать тексты рассказов и сказок. По данным исследователей детской речи, количество слов в словаре нормально развивающегося 5-летнего ребенка доходит до 2000-2500, а к 6-7 годам составляет 3500-4000 слов и более. Замечено, что дети с нарушенным слухом с хорошим уровнем дошкольной подготовки к моменту перехода в школу имеют словарный запас примерно 2000-2300 и более слов, которым активно пользуются. Речевой материал, который усваивается детьми к концу дошкольного периода, может иметь разную степень отработки, что определяется сферой его использования в быту и на занятиях. Большая часть усвоенных слов, обслуживающих бытовые, игровые, учебные потребности детей, должна активно использоваться в речи, быть включена в структуру разнообразных коммуникативных высказываний. Некоторые слова и выражения, с которыми знакомились дети, останутся лишь в сфере понимания, в так называемом «пассивном» словаре. В значительной степени это зависит от уровня психофизического развития ребенка, особенностей интеллектуального и личностного развития. Это могут быть такие слова, как взрослые, родители, соскучился и др., значения которых ребенок понимает, но в собственной речи не употребляет. На активизацию слов также влияют их частотность, особенности слогобуквенно-го состава, мотивированность употребления в ситуациях общения. Расширение словарного запаса детей происходит в разных видах деятельности, содержание и уровень овладения которыми возрастают в старшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте дети усваивают бытовой словарь, узнают и уточняют названия игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, питания, предметов туалета, частей тела, помещений и т. д. Значительно обогаща- Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей ется природоведческий словарь, связанный с расширением представлений детей о явлениях природы, животных, растениях. В связи с возрастанием интереса детей к социальной сфере увеличивается количество слов, обозначающих явления общественной жизни, взаимоотношения людей (семья, профессии, различные общественные учреждения, праздники и др.). В словарь интенсивно включаются названия предметов, действий, признаков, свойств и качеств, состояний. Проведение этой работы связано с актуализацией представлений об окружающем мире, которые формируются на занятиях, в свободной деятельности, в семье. В процессе бесед об объектах, составления их описаний вводятся прилагательные, необходимые для раскрытия свойств и качеств предмета и характеризующие его форму, величину, цвет, материал, из которого он изготовлен, другие качества; глаголы, с помощью которых передаются функции и назначение. Развитие обиходно-разговорной речи предполагает включение в речь детей большего количества слов, необходимых для оценки своих действий и состояний и других детей, выражения отношения к событиям и людям, характеристики их личностных качеств и черт характера. Наряду со словами с конкретным значением в бытовой деятельности, играх, труде вводятся и уточняются значения слов с абстрактным значением (соскучился, обиделся, обрадовался, огорчился, жалко, обидно, наказала, не нравится, недоволен и т. п.). В этих же условиях конкретизируются слова, необходимые для оценки черт характера и поступков (заботливый, честный, плакса, врун, обманщик и др.). С целью расширения словаря, варьирования высказываний взрослые стремятся использовать в своей речи синонимы и синонимические обороты (шалил — баловался, врет — говорит неправду, огорчилась — расстроилась, неаккуратный — неряха, веселый — радостный). В старших группах педагоги демонстрируют детям, как можно сказать по-другому, побуждают детей варьировать высказывания (На праздник к детям пришли мамы и папы. Как сказать по-другому? — Пришли родители).
Раздел Условия ежедневного общения с детьми делают понятными ситуативное, ближайшее значение слов, их предметную отнесенность, однако для полного овладения неслыша-щим ребенком новым словом необходима его отработка в процессе целенаправленного обучения. На данном этапе обучения основное внимание в работе над словарным составом речи должно быть уделено семантической, смысловой стороне речи, что связано с формированием обобщения, лежащего за словом, и его отражением в значении слова.-Как уже говорилось, первоначальное обозначение предмета связано с предметной отнесенностью слова. Значение слова в отличие от предметной соотнесенности отражает систему обобщений, стоящих за словом, смысловые связи и отношения, которые в нем выражаются. Слово, являющееся носителем понятия, характеризуется сложным иерархическим значением, более сложным отношением к обобщенной в нем конкретной действительности. После того, как оно приобрело четкую предметную отнесенность, развитие слова связано с его обобщающей и анализирующей функцией, т. е. его значением. Л.С. Выготским было показано, что за значением слова на каждом этапе развития ребенка стоят различные психологические процессы. Если на ранних этапах преобладают эмоционально-образные компоненты, впоследствии увеличивается роль логических компонентов, лежащих в основе овладения понятиями. Под смыслом в отличие от значения понимается «индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации»1. Смысл слова отражает личностное отношение к объекту, который обозначается словом. Таким образом, в работе со старшими дошкольниками с нарушенным слухом на занятиях по развитию речи особое значение приобретает овладение детьми значением слова как единицей общения и обобщения. Наряду с лексикой, необходимой для удовлетворения потребностей ежедневного общения, проводится значительная 1ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М., 1979. — С. 53. Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей работа по обогащению и активизации тематического словаря. Происходят варьирование и видоизменение тематики занятий. По усмотрению педагога темы занятий, с одной стороны, могут подразделяться на подтемы, например, более подробно рассматривается одна из профессий или в русле темы «Семья» предметом внимания становится подготовка к приходу гостей, уборка квартиры либо приготовление обеда в выходной день. С другой стороны, темы укрупняются, соединяются. Так, тема «Весна» может включать и описание природы весной, и занятия людей (посадку овощей и др.); тема «Праздник» может сливаться с темами «Семья», «Магазин, рынок». Однако при любом варьировании материала должна обеспечиваться последовательная поэтапная проработка каждой из тем: от конкретных предметов и явлений к обобщенному, целостному представлению тематического материала. В младших и средней группах дети в основном знакомились со словами, рассматривая и действуя с одними и теми же предметами, но различающимися по внешнему виду (цвету, форме, величине), что способствовало накоплению и обобщению наглядно-образных представлений. В старшем дошкольном возрасте особое значение приобретает работа над значением слова, что связано как с формированием понятийной стороны слова, так и с учетом различных типов смысловых (парадигматических) связей. Наиболее активно раскрываются смысловые связи слов, связанных видо-родовыми отношениями, отношениями «целое и его часть», антонимическими, синонимическими, конверсивными связями. В старшей и подготовительной группах уточняются значения некоторых многозначных слов, проводятся дифференциация и конкретизация родственных (однокорен-ных) слов. В занятия включаются игры и упражнения, целью которых являются проведение наблюдений за составом слов, объяснение их значений. Планируя материал по определенной теме в старших группах, педагогу необходимо провести анализ лексического материала, предусмотреть различные междусловные и смысловые связи единиц, определяющие овладение значением слов и выражений. Рассмотрим это на примере темы «Люди. Се-
Раздел III мья», наиболее актуальной и близкой для дошкольников. При овладении материалом этой темы речь должна идти не только об овладении лексическим материалом, но и о понимании детьми отношений между членами семьи. Например, в материал темы войдут слова разной степени обобщенности (люди, семья, взрослые, родители, дети, человек, ребенок, малыш). Педагоги в повседневной жизни должны часто использовать данные слова, конкретизируя их значение, а сурдопедагог на занятиях по данной теме может уточнить значения, показав иерархические отношения в семье. В предыдущие годы обучения раскрывалось значение слова семья, а в старших группах сопоставляются значения слов в процессе бесед по картинкам, чтения и уточняется, кто в семье взрослые, а кто — дети, кто родители, кто — дети. Вследствие непонимания меры обобщенности, заключенной в этих словах, дети с нарушениями слуха, как отмечалось раньше, часто употребляют их рядоположенно. В русле этой темы необходимо сопоставить и уточнить слова, связанные конверсивными отношениями: мама (папа) и сын (дочка); дедушка (бабушка) и внук (внучка), брат, сестра. Если эта работа не проводится в детском саду, дети и в школьном возрасте долго не владеют пониманием этих отношений. В процессе работы над темой используются- синонимы (взрослые, старшие; любят, заботятся о детях, маленький ребенок — малыш), антонимы (взрослые — дети). На данном этапе обучения обогащение словаря детей и расширение значений слов связаны с введением новых и конкретизацией значений уже знакомых слов, обозначающих родовые понятия. Как уже отмечалось, уточнение видо-родо- вых отношений слов способствует развитию логического мышления детей с нарушенным слухом, формированию понятий. Раскрывается значение и вводятся в речь слова, обозначающие новые родовые понятия: профессии, люди, транспорт, учебные вещи, инструменты и др. Слова, обозначающие родовые понятия, вводятся в процессе рассматривания и описания картинок, выделения общих признаков (для чего нужны данные вещи), введения нового обобщающего слова. Значения уже знакомых детям обобщающих слов расширя- Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей ются, они вводятся в новые речевые конструкции, что обеспечивает понимание смысла. Так, в группу овощей в процессе расширения словаря по темам включаются новые виды: перец, кабачок, чеснок, баклажаны, укроп и др. Словарь пополняется за счет прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус, какие-то специфические признаки; глаголов, характеризующих действия (тушить, солить, мариновать). В ходе занятий по различным темам некоторые родовые понятия дифференцируются. Например, на занятии по теме «Одежда», целью которого является уточнение видо-родо-вых отношений слов, вводятся и дифференцируются значения слов летняя — зимняя, активизируются в речи детей слова с разной степенью обобщения. На занятии дети рассматривают картинки с изображением различных предметов одежды: платье, шуба, шапка, кофта, варежки, панамка, сарафан, шарф. Педагог спрашивает, что изображено на картинках, уточняется слово одежда, дети называют изображенные предметы. Педагог уточняет, что на картинках изображена разная одежда. Затем демонстрируются картинки с изображением занятий детей зимой и летом, например, ребята рассматривают картинку с изображением катающихся на санках детей. Педагог спрашивает, какую одежду надели дети (шуба, шапка, шарф, варежки), уточняются признаки одежды: теплая, дети не замерзнут. Затем педагог еще раз перечисляет предметы зимней одежды и вводит словосочетание зимняя одежда. Дети читают предложения: Зимняя одежда теплая. Зимнюю одежду носят зимой. Аналогично уточняются признаки летней одежды, вводится словосочетание летняя одежда. Для уточнения значений словосочетаний, введения их в активную речь детей может быть проведена игра «Помоги кукле собраться на прогулку». Детям демонстрируются летние или зимние пейзажи. В соответствии с ними дети одевают куклу. Они пользуются предложениями с усвоенными словосочетаниями: Кукла надела зимнюю одежду, потому что на улице зима (снег, холодно). Таким же образом могут быть введены и конкретизированы значения словосочетаний зимняя и летняя обувь, ди- Раздел II кие и домашние животные, столовая и чайная посуда, животные (птицы, рыбы, насекомые), растения (комнатные, садовые, полевые), транспорт (воздушный, наземный, водный). Наличие представлений о разных видах животных или растений имеет значение для формирования представлений о живой природе, является пропедевтикой овладения материалов уроков по природоведению. Уточнение значений этих словосочетаний всегда должно происходить на материале разговорной или связной речи детей, использоваться педагогом в разных междусловных связях. Конструкции, включающие слова с высокой степенью обобщения, должны использоваться в связи с разными видами детской деятельности (труд, рисование, конструирование, игры). Как отмечают психологи (М.М. Кольцова), развитие обобщающего действия слова зависит от выработки на него систем условных связей, причем особое значение имеют двигательные. Необходимо предлагать вопросы, побуждения, сообщения, связанные с деятельностью детей и включающие слова с разной степенью обобщения: Наденьте зимнюю одежду. Нарисуйте помидор и другие овощи. На каком транспорте ты едешь домой? Уберите тарелки и другую посуду. По мере усвоения обобщающих слов проводится их дифференциация. В процессе проведения занятий по различной тематике с целью формиро вания обобщающего значения слов, их дифференциации может быть проведено большое количество дидактических игр и упражнений1. Эти игры включают: — классификацию предметов, действий, свойств и их обобщение. Дети называют группы предметов обобщающим словом и, наоборот, подбирают слова с конкретным значением к обобщающему слову (мебель, посуда, одежда и др.). Необходимо уделить внимание предикативным (глагольным) и атрибутивным (на основе прилагательных) обобщениям, которые формируются у детей с на- 1 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха / Под ред. Л.А. Головчиц. — М., 2003. Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей рушенным слухом более медленно по сравнению с предметными в силу их большей абстрактности. В связи с этим уместно проведение игр типа *Кто летает, ползает, бегает?»; «Назови деревянные, металлические, пластмассовые предметы»; «Назови сладкое-кислое-горькое» и др.; классификацию предметов одной группы, даже если дети не знают названий некоторых конкретных предметов или обобщающего слова (верхняя — нижняя одежда — белье); дифференциацию предметов одного рода (разные виды транспорта); классификацию по разным признакам (подобрать предметы одной формы или цвета, вкуса, например, овощи круглые или продолговатые) по их назначению (для салата, для винегрета, для супа); исключение предметов или слов, не имеющих общих признаков или функций (подходит — не подходит, что лишнее? Сначала предлагаются изображения предметов, более функционально противопоставленных, а затем менее; использование противопоставления (платье — одежда, а сапоги...; лошадь — домашнее животное, а лиса...); вписывание слов или подкладывание табличек в предложения с пропущенными словами (на дереве растут...; в огороде растут...; в продовольственном магазине продают...; ворона, воробей — это...). С учетом расширения словарного запаса по каждой теме необходимо предусмотреть уточнение смысловых связей «целое и его часть». В каждой из 25 тем можно осуществить обучение детей правильному пониманию и употреблению этих слов. Например, в теме «Фрукты» — слива: косточка, мякоть, хвостик; банан: мякоть, кожура. «Одежда» — платье: воротник, рукава, карман. «Животные» — птица: голова, клюв, туловище, крылья, лапы, перья, хвост. «Растения» — дерево: корень, ствол, ветки, листья. «Части тела» — голова — лицо: глаза, рот, нос, лоб, щеки, уши, волосы; рука: палец. Особое внимание необходимо уделить уточнению значений слов, отражающих знания детей о себе, своем теле. Это расширяет самосознание ребенка, способ-
Раздел III ствует формированию адекватной оценки себя, своих физических данных. Слова, отражающие отношения «часть — целое» могут быть актуализированы в описаниях предметов, животных, внешности детей; угадывании по описанию; дополнении предложений, включении в предложение пропущенных слов. В старшей, а особенно в подготовительной группе для развития смысловой стороны слова используется работа над антонимами. Как и на предыдущих этапах обучения, антонимы заранее подбираются педагогом и включаются в разговорную и описательно-повествовательную речь. Так, педагог заранее подбирает предметы или картинки с их изображениями, где представлены противоположные явления или свойства предметов: низкое и высокое дерево, толстую и тонкую тетрадь, широкую и узкую ленту. Демонстрируя свойства предметов, он помогает детям составить предложения: Это дерево высокое, а это — низкое. По мере обогащения словаря можно предложить детям закончить предложения: Зимой холодно, а летом...; Этот самолет летит высоко, а этот.... В подготовительной группе можно использовать игры «Скажи наоборот», когда в ответ на предложенное слово дети подбирают слова с противоположным значением. На разном тематическом материале могут быть подобраны группы антонимов (помимо тех, которые были указаны в качестве примерного материала для средней группы): одеваться — раздеваться, застегнуть — расстегнуть, завязать — развязать, прийти — уйти, войти — выйти, ругать — хвалить, разорвать — зашить, прилететь — улететь, смеяться — плакать, помогать — мешать, хвалить — ругать, радоваться — грустить, говорить — молчать, здороваться — прощаться, день — ночь, утро — вечер, жара — холод, друг — враг, правда — неправда, ложь, здоровый — больной, больше — меньше, самый большой — самый маленький, холодный — горячий, сладкий — горький, сладкий — кислый, чистый — грязный, толстый — тонкий, высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, длиннее — короче, шире — уже, светлый — темный, Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей умный — глупый, полезный — вредный, веселый — грустный, наверху — внизу, вверх — вниз, громко — тихо, высоко — низко, трудно — легко, далеко — близко, справа — слева, спереди — сзади и др. Наиболее сложным этапом работы над данной категорией слов является уточнение слов-антонимов, обозначающих качества характера людей. Эти понятия имеют относительный характер, и их смысл долго постигается детьми с нарушенным слухом. Понимание значений отдельных слов данной группы само по себе представляет сложность для детей. К пониманию слов, обозначающих противоположные качества характера (смелый — трусливый, добрый — жадный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый и т. д.) дети должны подводиться постепенно. Значения некоторых из этих пар слов могут быть раскрыты в бытовых ситуациях, в процессе просмотра мультфильмов и последующих бесед. В некоторых случаях выводы о качествах характера персонажей делаются на основе прочитанных рассказов или сказок. Подведение к выводам о качествах персонажей, их противопоставление возможны только после тщательного анализа текста, инсценирования или обыгрывания его фрагментов, сравнения поступков персонажей с реальными событиями из жизни детей. Как говорилось раньше, для овладения словарным составом речи важное значение имеет понимание конверсивных отношений слов, используемых для выражения отношений между участниками коммуникативной ситуации. Значения этих слов можно конкретизировать только в структуре высказывания. Если в средней группе эти отношения учитывались эпизодически, то в программе по развитию речи для старшей группы появляется требование «уточнение значений слов в процессе их сопоставления в связной речи в конкретной ситуации, в условиях деятельности». При отборе тематического речевого материала возможно предусмотреть уточнение конверсивных отношений слов. Покажем на различном тематическом материале, какие слова-конверси-вы могут быть подобраны: Саша дал (книгу) — Вова взял, толкнул — упал, попросил — дал, шалил — наказала, послал — получил, бросает — ловит, говорит — слушает,
Раздел III спросил — ответил, выиграл — проиграл, потерял — нашел, продает — покупает, мама (папа) — сын, дочь, бабушка (дедушка) — внучка (внук), брат — сестра, брат — брат, сестра — сестра, родители — дети, продавец — покупатель, учительница — ученик, врач — больной и др. Большие возможности создаются в старшей и подготовительной группах для работы над синонимами. В ходе отбора тематического словаря к занятиям сурдопедагог подбирает слова, близкие по смыслу. Организуя работу по развитию диалогической и описательно-повествовательной речи, он демонстрирует способы вариативного использования слов-синонимов. Например, показывая детям испачканную куклу, педагог сообщает, что кукла грустная. Можно сказать по-другому — невеселая, печальная. После того, как дети умыли куклу, привели в порядок ее одежду, кукла стала веселая, радостная. Широко используются синонимы и синонимические выражения при описании картин, составлении рассказов из жизни детей. На последнем году обучения можно предложить детям упражнения по подбору синонимов, подкрепив их демонстрацией картинок. Никакие термины детям не даются. Уточнив изображенное на картине, педагог записывает предложения, а затем предлагает сказать по-другому: Мальчик спешит... Девочка заботится о собаке... Ваня и Петя — друзья... Можно предложить детям справочные слова: торопится, ухаживает, товарищи. Однако такие упражнения можно проводить только тогда, когда слова-синонимы есть в словаре детей и они хорошо понимают их значения. Если в словаре детей подготовительной группы содержится достаточное количество синонимов, можно провести игры типа «Скажи по-другому». В случаях затруднений дети могут пользоваться записями на доске. В быту и в процессе занятий по разным темам в старших группах могут быть уточнены значения синонимов: идет, падает (снег); падают, осыпаются (листья); появляются, распускаются (листья); ухаживать, заботить- Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей ся (о животных); спросить, задать вопрос; послать, отправить (письмо); огорчиться, расстроиться; получить, взять; починить, поправить; собирать, сгребать (листья, снег); спешить, торопиться; дети, ребята, мальчики и девочки; родители, мама и папа; продукты, еда, пища; друг, товарищ; веселый, радостный; грустный, печальный, невеселый; пасмурный, хмурый; пугливый, боязливый, робкий; смелый, храбрый; грустный, скучный и т. п. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить наблюдения над многозначностью некоторых слов. Многозначность, или полисемия — одна из важнейших характеристик слова. Многозначные слова в разных контекстах имеют различное значение. Уточнение значений многозначных слов проводится лишь на последних годах обучения в детском саду и носит эпизодический характер. Иногда сами дети обращают на них внимание взрослых, встретив знакомое слово в новом контексте. Например, дети могут встретить словосочетания снег идет, мальчик идет, поезд идет, дети идут, часы идут. С помощью картинок, реальных предметов педагог уточняет значение слова в каждом конкретном случае: показывает движущийся поезд, уточняет с помощью синонимов значение слов идет, едет. Он показывает движущиеся стрелки часов, уточняя: Часы идут. Таким же образом могут быть уточнены значения других встретившихся многозначных существительных и глаголов: ручка двери, ручка для письма, гладить кошку, гладить платье. Для уточнения значения слова можно, кроме рассматривания предметов или картинок, составить предложения с ним или вставить пропущенное многозначное слово в предложение. Для проверки понимания значений слов детьми можно предложить им сделать рисунок к соответствующим предложениям. В подготовительной группе, когда дети располагают достаточным лексическим запасом, возможно проведение элементарных языковых наблюдений. Проведение наблюдений над составом и формой слова возможно при условии высокого уровня речевого развития детей. Раздел III Целью этой работы являются привлечение внимания детей к значению и форме слова, поддержание стремления некоторых детей создавать, образовывать новые слова, подобно слышащим детям занимаясь словообразованием. В этой работе можно условно выделить два направления: — ознакомление со значением родственных слов, уточне — упражнения в словообразовании на материале слов с лас Обычно наблюдения над родственными словами проводятся в процессе работы над тематическим материалом, для чего педагог заранее подбирает лексические единицы. Например, к теме «Растения» — сад, посадили, садовник; «Животные» — рыба, рыбак; корм, кормит, кормушка; «Праздник» — смеялись, смешной, смешно; «Времена года. Зима» — снег, снежинка, снежная баба, снеговик. Например, в процессе игры «почтальон» используются предложения: Будем играть в «почту». Маша будет почтальоном. У почтальона есть почтовая сумка. Почтальон приносит письма, газеты и журналы. Почтальон опускает их в почтовый ящик. Педагог привлекает внимание к похожим словам, выписывает их на доску, дети прочитывают их и уточняют значение каждого слова. Уточнение значений одноко-ренных слов необходимо, потому что, как это известно из сурдопсихологических исследований, дети с нарушенным слухом часто смешивают однокоренные слова. У глухих детей из семей неслышащих эти смешения обусловлены обозначением всей группы однокоренных слов одним жестом (болит, больно, болеет, боль, больница), что ведет к смешению значений в процессе восприятия и употребления слов. Задания, предполагающие подбор родственных слов, даются без употребления терминологии, в доступном детям оформлении, при использовании уточняющих вопросов: Почему снежная баба называется снеговик? Где работает садовник? Где работает лесник? В процессе этой работы Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей дети практически усваивают некоторые способы анализа состава слова, что в дальнейшем может помочь им по аналогии образовывать слова. Приведем примеры подбора родственных слов на различном тематическом материале: «Игрушки» — играть, игрушка, игра, игровой (уголок), игрушечный; «Растения» — посадить, сад, садовый; лес, лесной, лесник; «Животные» — кормить, корм, кормушка; рыба, рыбак, рыбный (суп); «Времена года» — зима, зимний, зимой; снег, снежинка, снежная баба, снеговик; мороз, морозная погода; «Профессии» — строить, строитель, стройка; учить, учительница, учебные вещи, ученик; почта, почтальон, почтовый ящик; болит, больной, болеет, больница; «Предметы гигиены» — грязь, грязно, грязная, грязнуля; «Семья» — дом, дома, домашний; «Праздник» — смеяться, смех, смешной. В ходе наблюдений над составом и формой слова могут быть проведены игры и упражнения, направленные на образование по аналогии новых форм слова. Так, можно предложить детям образовать «ласковые» слова, спросив, как мама называет Олю, Таню, Аню, Вову и других детей ласково. Педагог дает детям образец (Оля — Олечка), а затем помогает детям использовать их имена в ласкательно-уменьшительной форме, демонстрирует, как нужно называть детей (Танечка, Анечка и др.). Детям часто приходится называть детенышей животных. Педагог может на нескольких примерах показать, как можно образовывать соответствующие слова: У утки — утенок, у лисы..., у гуся.... Подобным образом можно провести упражнения по образованию новых форм слова с другими суффиксами. Дети часто сталкиваются с названиями игрушечных предметов (домик, столик, флажок), поэтому можно предложить детям уточнить, что обозначают эти слова, а затем по аналогии образовать слова, обозначающие маленькие предметы (карандашик, пакетик и др.). Раздел III Даже не совсем удачные попытки словообразования следует поощрять, т. к. это необходимый этап в обучении детей словотворчеству, к которому могут быть способны слабослышащие и глухие дети. Наличие в их речи образований типа «посудочный магазин», «кофейный чайник» и др. свидетельствует о наличии возможностей словотворчества. Все направления работы по расширению словаря, смысловой стороны слова взаимосвязаны и должны сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности и речевой практике детей. Обучение чтению В речевом развитии детей старшего дошкольного возраста чтение занимает значительное место. Помимо того, что множество инструкций дети получают в письменной форме (на табличках, на карточках, на доске), фактически на каждом занятии по обучению словесной речи присутствует работа над текстами разного содержания и различных жанров (рассказы, сказки, стихи, загадки). В процессе обучения чтению усиливается внимание к смысловому содержанию прочитанного. Это достигается всеми способами, уже описанными в предыдущей главе. Как и в среднем дошкольном возрасте, широко используется предварительное рассказывание педагога с обыгрыванием условных фигурок, обозначающих действующих лиц произведения. Демонстрируются рисунки, точно совпадающие с содержанием текста и имеющие к нему косвенное отношение. Из числа таких иллюстраций дети отбирают только нужные и объясняют выбор, ссылаясь на материалы текста. Детям и самим даются задания нарисовать прочитанное. Весьма часто организуются драматизация, составление диалогов действующих лиц по содержанию прочитанного, подбираются диафильмы, диапозитивы, придумывается начало или продолжение текста, анализируется содержание по вопросам. Усложнение работы, направленной на понимание прочитанного, проявляется в том, что педагог пред- Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей латает вспомнить случаи, аналогичные изложенному в тексте. Иногда даются задания перенести те факты, о которых узнали из прочитанного произведения, на сходные ситуации из жизни детей или придумать свой рассказ на близкую тему. Педагог учит на основе анализа содержания оценивать поступки героев произведения и даже само произведение. Разумеется, эти способы проработки содержания вводятся постепенно с учетом проявления интереса детей к прочитанному, эмоционального насыщения в процессе изложения и обсуждения описанного в тексте. Второе направление в обучении именно на данной возрастной стадии — использование речевого материала изучаемых текстов для обогащения речи детей новыми речевыми оборотами, словами, словосочетаниями. При этом для облегчения понимания текста некоторые слова и фразы, используемые в тексте, вводятся и отрабатываются предварительно в естественных или специально организованных ситуациях. Такой речевой материал как бы «выращивается», чтобы быть узнаваемым в предложенном для чтения рассказе. Значит, педагог заранее предусматривает, какие слова и фразы из будущего произведения необходимо ввести в речь детей, поскольку они могут оказаться ключевыми для п
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.192 (0.011 с.) |