Предмет, объект и задачи методики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, объект и задачи методики



Преодоление или достаточно заметное сглаживание тя­жёлых последствий врождённого или приобретённого в ран­нем возрасте нарушения слуха возможны при своевремен­ной организации квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям. Процесс психофизического развития таких детей, страдаю­щих полным отсутствием или глубоким недоразвитием речи, специфическим нарушением мышления, неадекватностью многих компонентов личности, может быть направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекци-онно-педагогического воздействия.

Опираясь на представления о полноценной личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев), понимая, что любой дефект в развитии имеет, как правило, системный характер (поскольку при этом следует учитывать не только первич­ные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в развитии глухих и слабослышащих детей можно ожидать только при целостной системе коррекционно-воспитатель-ных воздействий, а не за счёт суммы отдельных приёмов и методов работы.

Творческому овладению сурдопедагогической системой помощи детям с нарушенным слухом способствует подго­товка специалистов на дефектологическом факультете в вузах, а также длительное накопление опыта в процессе последующей самостоятельной работы с такими детьми.


Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха входит в число педагогических дисциплин и базиру­ется на общих дидактических принципах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достиже­ния смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолинг­вистики, языкознания, акустики, семиотики и др.

Предметом данного учебного курса, составляющего ядро современной дошкольной сурдопедагогики, является осве­щение исторически сложившейся научно обоснованной си­стемы формирования словесной речи у дошкольников с на­рушениями слуха.

В целостной многоуровневой системе внимание акценти­руется на основных аспектах языковой действительности и на специальных методах приобщения детей, естественный ход речевого развития которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все сторо­ны мозговой деятельности человека»1.

Методическое пособие направлено на решение следующих задач:

— формирование исходных теоретических позиций, бази­
рующихся на фундаментальных исследованиях психо­
физиологических и языковедческих наук;

— обогащение общепсихологических представлений, лин­
гвистических знаний и коммуникативных умений;

— понимание принципов, задач, содержания и методов со­
временной системы обучения языку дошкольников с на­
рушениями слуха с учетом закономерностей речевого
развития на ранних возрастных стадиях;

— ознакомление с условиями речевого развития детей с на­
рушенным слухом при условии варьирования форм пе­
дагогической помощи глухим и слабослышащим до­
школьникам;

— формирование устойчивых профессиональных умений
в плане специального обучения детей словесной речи;

1 Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М., 1967.


Раздел I

формирование практических умений обследования ре­
чевых возможностей детей с нарушениями слуха и оп­
ределения адекватных условий обучения; анализ про­
граммного материала, планирования содержания и
методов работы; освоение способов учета реальных до­
стижений детей в речевом развитии;

— развитие способности к восприятию и объективному ана­
лизу нетрадиционных способов обучения глухих и сла­
бослышащих детей словесной речи;

— формирование навыков самостоятельной работы с науч­
ной и методической литературой, умение анализировать,
обобщать и творчески применять полученные знания в
работе с детьми;

— выработка оптимистического взгляда на возможности
детей в овладении словесными средствами общения и
развития их речемыслительной деятельности как важ­
нейшего фактора социального развития.

Решению данных задач должно способствовать не толь­ко глубокое, вдумчивое освоение представленных в методи­ке научных сведений по проблеме и методических рекомен­даций, выполнение заданий ко всем главам, но и системати­ческое изучение как обязательной литературы по программе учебного курса, так и разнообразной альтернативной мето­дической документации в целях сравнительного анализа и обоснованности избрания определённых педагогических подходов к работе с детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.004 с.)