Пути анализа литературного произведения (за автором, или целостный анализ, проблемный, пообразный)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути анализа литературного произведения (за автором, или целостный анализ, проблемный, пообразный)



Анализ — наиболее сложный и ответственный этап работы. Методические опасности:

можно очень подробно анализировать à избыточная информация;

слишком лаконичный à интеллектуальный дефицит.

Методическое условие: анализ должен быть избирательным.

Специфика анализа: (1) анализ имеет содержательную сторону (концепция); (2) он обладает определённой структурой, протяжённостью во времени, предполагается членимость на микротемы, или проблемы, нужно органично стыковать эти части.

М.А. Рыбникова «Работа словесников в школе»: надо выбрать из всего курса 2-3 произведения, и весь год их изучать. Потом поменяла точку зрения.

(3) анализ обладает обучающей функцией как процесс включающий разнообразную деятельность учащихся и стимулирующий их литературное развитие.

Виды анализа:

обзорный (выбранный круг вопросов);

выборочно направленный (текст рассматривается под углом зрения определённой проблемы);

детальный (подробный разбор главы или эпизода);

скрытый (те приёмы, которые относятся к эмоциональной сфере).

Путь анализа — последовательность разбора, своеобразный сюжет рассмотрения литературного произведения. Виды: целостный, пообразный, проблемный. Могут дополнять друг друга. Выбор пути определяется спецификой самого текста, методическими целями, уровнем развития учеников.

(1) Вслед за автором, или целостный.В основе — сюжетно-композиционный анализ. Ученики следят за развитием сюжета, выделяют основные эпизоды, мотивируют поступки героев. Недостаточность: анализ сосредоточен в рамках одного эпизода, и потому не может достаточно глубоко прояснить связи отдельного фрагмента текста со всем текстом. Наиболее плодотворен в среднем звене (5-8 классы): читательская культура невелика, объёма знаний недостаточно, и тогда постепенное движение от эпизода к эпизоду и формируют читательские умения и навыки (компетенции). Не следует увлекаться разбором всех эпизодов: это рассеивает внимание и утомляет школьников.

Поздняя позиция М.А. Рыбникова: «Если подробно остановиться на одной главе, то остальные нужно читать быстро».

В среднем звене используют и скрытый анализ.

Этот путь анализа может быть полезен и в старших классах: и в этом возрасте можно встретить учеников с невысоким уровнем литературного развития. В анализе драматического произведения — только вслед за автором. Сохраняются ценностные качества, приобретённые школьниками в предшествующем периоде.

(2) Изучение системы образов произведения.Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа и в средней школе, особенно в 7-8 классах. Обострённое внимание к нравственным ценностям. Внимание к образу Гринёва. Почему Маша Миронова выбрала простого гвардейца Гринёва остроумному Швабрина. !!! Не сводить пообразный анализ к выявлению главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев.

(3) Проблемный путь анализа.Увеличение количества информации à поиск иных путей обучения, чем простое сообщение знаний. Активизация ученика. Смена роли учителя: не контролёр, а помощник. Ученик самостоятелен. Побуждение к сотворчеству. В основе урока — проблемный вопрос. Специфика: (а) создание альтернативы, построение на парадоксе, противоречии; (б) широта, глобальность; (в) возникает на стыке ученического восприятия и логики писателя.

Пример. Ход урока по Пушкину: ассоциации. Упоминание о Цветаевой («Мой Пушкин»). Блок о Пушкине. «Весёлый» и «лёгкий», но не все стихи такие. Почему весёлый и лёгкий? Как Пушкину удавалось преодолеть трагедию?

Проблемный вопрос возникает не сразу, а в результате многих действий.

!!!Должна быть обращённость к ученику, иначе теряется проблемность.

Проблемный вопрос à проблемная ситуация. Должна быть разноречивость.

Проблемный анализ предполагает вопрос, сформулированный учителем, который (вопрос) организует процесс изучения проблемы. Проблемный анализ — это система вопросов, ведущих к созданию проблемной ситуации (одной или больше). Вопрос, поиски ответа на который определяет последующий анализ, называют перспективным.

Преимущества методики перспективных вопросов:

ученики видят определённую трудность, возникает желание её преодолеть;

анализ становится целеустремлённым, то есть имеет перспективу, направленность;

преодолевается дробность анализа, подчёркивается взаимосвязь художественных элементов произведения.

Отличия проблемного вопроса от вопроса, ведущего к размышлению:

он может выступать в форме противоречия, разрешимого для учеников;

он должен обнаруживать второй план фактов, не очевидный для учеников смысловой подтекст;

он должен быть задачей, увлекательной для школьников, входить в круг его интересов и соответствовать природе художественного произведения;

он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а явление в целом.

Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста.

Проблемный вопрос ведёт к созданию проблемной ситуации, которая строится как сопоставление различных точек зрения. Уровень проблемной ситуации определяется этапом развития школьников:

5-6 классы:опора на событийную канву произведения;

7-8 классы:нравственная проблематика;

9-11 классы: предполагается выявление традиции и новаторства.

Цели и задачи проблемной ситуации зависят от их места в изучении произведения. На всех этапах должны быть созданы проблемные ситуации с помощью проблемных вопросов. Проблемная ситуация может быть создана путём столкновения разных точек зрения, сопоставления литературного текста с другими видами искусства, выявления несходства читательского восприятия учеников с мнением писателя, обнаружения некоторого противоречия в образе героя. Во всех этих вариантах непременное условие — выбор и доказательство своей точки зрения.

Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Каждый урок — развитие общей идеи всех уроков, происходит углубление поисковых мотивов, анализа.

 

Особенности изучения биографии писателя в школе:

какие события в жизни писателя надо актуализировать?

какие факты нужно развернуть в зримую картины?

какой отпечаток накладывает личность художника на всё произведение?

цель биографической справки? К какой мысли надо подвести учеников? Какие качества характера, таланта художника надо подчеркнуть?

отобрать такие факты, события, чтобы они (1) отвечали поставленным целям урока; (2) чтобы они подготавливали к восприятию произведений, которые будут изучаться; (3) были бы интересны определённому возрасту и органичны для самого автора.

Основная цель изучения биографии писателя — эмоциональная (вызвать интерес к личности). Нужно обратить внимание на логику изложения материала.

Опасности:

опасность фактографии;

опасность сухого, неэмоционального изложения материала;

если даём доклад ученику — опасность неподготовленности ученика. Лучше этого не делать.

Нужно давать домашнее задание: вопросы викторины или кроссворда по биографии. Перед лекцией по биографии — установочные вопросы.

Можно попросить детей подобрать эпиграф к этому уроку. Можно — составить хронологическую таблицу. Сопоставить факты биографии с мыслями, идеями, отражаемыми в произведении.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.005 с.)