Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути анализа литературного произведения (за автором, или целостный анализ, проблемный, пообразный)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализ — наиболее сложный и ответственный этап работы. Методические опасности: можно очень подробно анализировать à избыточная информация; слишком лаконичный à интеллектуальный дефицит. Методическое условие: анализ должен быть избирательным. Специфика анализа: (1) анализ имеет содержательную сторону (концепция); (2) он обладает определённой структурой, протяжённостью во времени, предполагается членимость на микротемы, или проблемы, нужно органично стыковать эти части. М.А. Рыбникова «Работа словесников в школе»: надо выбрать из всего курса 2-3 произведения, и весь год их изучать. Потом поменяла точку зрения. (3) анализ обладает обучающей функцией как процесс включающий разнообразную деятельность учащихся и стимулирующий их литературное развитие. Виды анализа: обзорный (выбранный круг вопросов); выборочно направленный (текст рассматривается под углом зрения определённой проблемы); детальный (подробный разбор главы или эпизода); скрытый (те приёмы, которые относятся к эмоциональной сфере). Путь анализа — последовательность разбора, своеобразный сюжет рассмотрения литературного произведения. Виды: целостный, пообразный, проблемный. Могут дополнять друг друга. Выбор пути определяется спецификой самого текста, методическими целями, уровнем развития учеников. (1) Вслед за автором, или целостный. В основе — сюжетно-композиционный анализ. Ученики следят за развитием сюжета, выделяют основные эпизоды, мотивируют поступки героев. Недостаточность: анализ сосредоточен в рамках одного эпизода, и потому не может достаточно глубоко прояснить связи отдельного фрагмента текста со всем текстом. Наиболее плодотворен в среднем звене (5-8 классы): читательская культура невелика, объёма знаний недостаточно, и тогда постепенное движение от эпизода к эпизоду и формируют читательские умения и навыки (компетенции). Не следует увлекаться разбором всех эпизодов: это рассеивает внимание и утомляет школьников. Поздняя позиция М.А. Рыбникова: «Если подробно остановиться на одной главе, то остальные нужно читать быстро». В среднем звене используют и скрытый анализ. Этот путь анализа может быть полезен и в старших классах: и в этом возрасте можно встретить учеников с невысоким уровнем литературного развития. В анализе драматического произведения — только вслед за автором. Сохраняются ценностные качества, приобретённые школьниками в предшествующем периоде. (2) Изучение системы образов произведения. Рассмотрение образов литературных героев часто оказывается непременным условием анализа и в средней школе, особенно в 7-8 классах. Обострённое внимание к нравственным ценностям. Внимание к образу Гринёва. Почему Маша Миронова выбрала простого гвардейца Гринёва остроумному Швабрина. !!! Не сводить пообразный анализ к выявлению главных и второстепенных, положительных и отрицательных героев. (3) Проблемный путь анализа. Увеличение количества информации à поиск иных путей обучения, чем простое сообщение знаний. Активизация ученика. Смена роли учителя: не контролёр, а помощник. Ученик самостоятелен. Побуждение к сотворчеству. В основе урока — проблемный вопрос. Специфика: (а) создание альтернативы, построение на парадоксе, противоречии; (б) широта, глобальность; (в) возникает на стыке ученического восприятия и логики писателя. Пример. Ход урока по Пушкину: ассоциации. Упоминание о Цветаевой («Мой Пушкин»). Блок о Пушкине. «Весёлый» и «лёгкий», но не все стихи такие. Почему весёлый и лёгкий? Как Пушкину удавалось преодолеть трагедию? Проблемный вопрос возникает не сразу, а в результате многих действий. !!! Должна быть обращённость к ученику, иначе теряется проблемность. Проблемный вопрос à проблемная ситуация. Должна быть разноречивость. Проблемный анализ предполагает вопрос, сформулированный учителем, который (вопрос) организует процесс изучения проблемы. Проблемный анализ — это система вопросов, ведущих к созданию проблемной ситуации (одной или больше). Вопрос, поиски ответа на который определяет последующий анализ, называют перспективным. Преимущества методики перспективных вопросов: ученики видят определённую трудность, возникает желание её преодолеть; анализ становится целеустремлённым, то есть имеет перспективу, направленность; преодолевается дробность анализа, подчёркивается взаимосвязь художественных элементов произведения. Отличия проблемного вопроса от вопроса, ведущего к размышлению: он может выступать в форме противоречия, разрешимого для учеников; он должен обнаруживать второй план фактов, не очевидный для учеников смысловой подтекст; он должен быть задачей, увлекательной для школьников, входить в круг его интересов и соответствовать природе художественного произведения; он должен быть ёмким, охватывать не единичный факт, а явление в целом. Проблемный вопрос, как правило, выявляет связи отдельных элементов художественного текста. Проблемный вопрос ведёт к созданию проблемной ситуации, которая строится как сопоставление различных точек зрения. Уровень проблемной ситуации определяется этапом развития школьников: 5-6 классы: опора на событийную канву произведения; 7-8 классы: нравственная проблематика; 9-11 классы: предполагается выявление традиции и новаторства. Цели и задачи проблемной ситуации зависят от их места в изучении произведения. На всех этапах должны быть созданы проблемные ситуации с помощью проблемных вопросов. Проблемная ситуация может быть создана путём столкновения разных точек зрения, сопоставления литературного текста с другими видами искусства, выявления несходства читательского восприятия учеников с мнением писателя, обнаружения некоторого противоречия в образе героя. Во всех этих вариантах непременное условие — выбор и доказательство своей точки зрения. Проблемная ситуация не замыкается рамками одного урока. Каждый урок — развитие общей идеи всех уроков, происходит углубление поисковых мотивов, анализа.
Особенности изучения биографии писателя в школе: какие события в жизни писателя надо актуализировать? какие факты нужно развернуть в зримую картины? какой отпечаток накладывает личность художника на всё произведение? цель биографической справки? К какой мысли надо подвести учеников? Какие качества характера, таланта художника надо подчеркнуть? отобрать такие факты, события, чтобы они (1) отвечали поставленным целям урока; (2) чтобы они подготавливали к восприятию произведений, которые будут изучаться; (3) были бы интересны определённому возрасту и органичны для самого автора. Основная цель изучения биографии писателя — эмоциональная (вызвать интерес к личности). Нужно обратить внимание на логику изложения материала. Опасности: опасность фактографии; опасность сухого, неэмоционального изложения материала; если даём доклад ученику — опасность неподготовленности ученика. Лучше этого не делать. Нужно давать домашнее задание: вопросы викторины или кроссворда по биографии. Перед лекцией по биографии — установочные вопросы. Можно попросить детей подобрать эпиграф к этому уроку. Можно — составить хронологическую таблицу. Сопоставить факты биографии с мыслями, идеями, отражаемыми в произведении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.139 (0.008 с.) |