Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы изучения литературного произведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(по методу В.Г. Маранцмана)
Изучение произведения строится на сочетании разных сфер читательского восприятия и концепции школьной программы. Две группы приёмов (из цели литературного образования): относящиеся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. «Интеллектуальные»: 1. Обращение к творческой истории создания произведения; 2. Анализ композиции; 3. Анализ стиля; 4. Сопоставление произведений одного автора; 5. Сопоставление произведение или их фрагментов разных авторов. «Эмоциональные» (организующие читательское сотворчество): 1. Устное словесное рисование; 2. Выразительное чтение; 3. Создание киносценария; 4. Творческий пересказ; 5. Инсценирование.
1.1. Обращение к творческой истории создания произведения. Сопоставление текст и его историческую основу (тексты об исторических событиях, об общественной обстановке времени): «Шинель» — анекдот, «Медный всадник» — наводнение 1824 г. Сопоставление разных редакций текста: «А вы могли бы?», «Анчар»; 1.2. Анализ композиции. Не путать композицию и сюжет. Изучая эпическое произведение, нельзя его изучать детально и подробно, а сконцентрировать внимание на знаковых вещах и их изучить детально и подробно. «Капитанская дочка»: 2 важные сцены — Петр Гринев оказался в метели, «Сбились мы» — «Странно, я стою на твердой полосе»; 1.3. Анализ стиля. «Отцы и дети»: описания состояния Базарова и Одинцовой после свидания. Состояние Одинцовой: 3 абзаца (смятение — детали внешнего поведения, мысли героини, «или» — дилемма), переход от эмоционального к рациональному. Повествование от 3го лица — нейтральное повествование. Вводные психологические характеристики («к изумлению своему»), эмфатический синтаксис, у Базарова — от рационального к эмоциональному Ироническое повествование — зевгма, говорящие фамилии, алогизмы, оксюмороны. Смысловая игра — интеллектуальный смех; 1.4. Сопоставление произведений одного автора. Цель этого приема — открыть общие основы мировоззрения автора, увидеть эволюцию темы, изменение художественных взглядов писателя. Судьба поколения в стихотворении «Дума» Лермонтова: Какое стихотворение больше вас взволновало? В каком поэт наиболее эмоционально говорит о совеем поколении? Найдите и выпишите ключевые слова. Почему раннее стихотворение названо «Монолог», а позднее — «Дума»? В чем Лермонтов видит трагедию поколения и кого винит в ней в том и другом стихотворении? В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие поколению, а каком — обвинение ему? Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения «Мы дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем» и «Так тощий плод до времени созревший ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит пришлец осиротелый …»; 1.5. Сопоставление произведений (фрагментов) разных авторов. Цель этого приема — подчеркнуть общность коллизий, художественных ситуаций или их различие. «Пророк», «Silentium», «Бабочка» (Фет и Набоков), «Царскосельская статуя» (Пушкин и Ахматова): у Пушкина была особая пора — 1930 год, Болдинская осень, осмысление жизни, безграничное желание и чувство жизни. Для Ахматовой в этой статуе — воскресение жизни Пушкина. Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Почему Пушкин называет кувшин «урной»? Что вызвало возглас поэта «чудо»? Почему Ахматова выбрала для своего стихотворения осень? Едины ли у Ахматовой природа и дева? Какое чувство вызвала статуя у Ахматовой и почему?
2. Приемы, организующие читательское сотворчество — приемы скрытого анализа, наиболее деликатны и наименее назидательны. Цель — пробудить у учеников чувство сопереживания, соучастия, развить творческие способности. 2.1. Устное словесное рисование. Виды пересказа: логический пересказ (цель — увидеть внутреннюю связь фактов и событий), выборочный рассказ (рассказ о впечатлениях от прочитанного текста), творческий пересказ с изменением лица рассказчика; 2.2. Выразительное чтение; 2.3. Создание киносценария. Методика работы (после того, как определили, на каком эпизоде обращаться к этому приёму): 1) знакомство ребят с основными понятиями языка кино (кадр, план, монтаж); 2) определение границы эпизода (зависит от возраста. 5-6 классы — хорошо по басням); 3) разбивание эпизода на более мелкие отрезки, составление плана; 4) вопросы к каждому микрофрагменту, чтобы точнее перевести словесные образы на язык кино; 5) составление таблицы:
6) описание содержания каждого кадра (самостоятельно). Цели инсценирования: активизация читательского восприятия; более точное очерчивание сюжетных линий произведений, актуализация внимания на художественном тексте. ! Этот приём требует для своего осуществления требует комплекса действий: устное словесное рисование; чтение по ролям; творческие пересказы. Эти действия фиксируют внимание учащихся на деталях, особенностях композиции. Условия успешного инсценирования: (1) задание должно быть посильным для учеников; (2) учеников необходимо готовить заранее.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.005 с.) |