Приёмы изучения литературного произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы изучения литературного произведения



(по методу В.Г. Маранцмана)

 

Изучение произведения строится на сочетании разных сфер читательского восприятия и концепции школьной программы.

Две группы приёмов (из цели литературного образования): относящиеся к интеллектуальной и эмоциональной сферам.

«Интеллектуальные»:

1. Обращение к творческой истории создания произведения;

2. Анализ композиции;

3. Анализ стиля;

4. Сопоставление произведений одного автора;

5. Сопоставление произведение или их фрагментов разных авторов.

«Эмоциональные» (организующие читательское сотворчество):

1. Устное словесное рисование;

2. Выразительное чтение;

3. Создание киносценария;

4. Творческий пересказ;

5. Инсценирование.

 

1.1. Обращение к творческой истории создания произведения. Сопоставление текст и его историческую основу (тексты об исторических событиях, об общественной обстановке времени): «Шинель» — анекдот, «Медный всадник» — наводнение 1824 г. Сопоставление разных редакций текста: «А вы могли бы?», «Анчар»;

1.2. Анализ композиции. Не путать композицию и сюжет. Изучая эпическое произведение, нельзя его изучать детально и подробно, а сконцентрировать внимание на знаковых вещах и их изучить детально и подробно. «Капитанская дочка»: 2 важные сцены — Петр Гринев оказался в метели, «Сбились мы» — «Странно, я стою на твердой полосе»;

1.3. Анализ стиля. «Отцы и дети»: описания состояния Базарова и Одинцовой после свидания. Состояние Одинцовой: 3 абзаца (смятение — детали внешнего поведения, мысли героини, «или» — дилемма), переход от эмоционального к рациональному. Повествование от 3го лица — нейтральное повествование. Вводные психологические характеристики («к изумлению своему»), эмфатический синтаксис, у Базарова — от рационального к эмоциональному Ироническое повествование — зевгма, говорящие фамилии, алогизмы, оксюмороны. Смысловая игра — интеллектуальный смех;

1.4. Сопоставление произведений одного автора. Цель этого приема — открыть общие основы мировоззрения автора, увидеть эволюцию темы, изменение художественных взглядов писателя. Судьба поколения в стихотворении «Дума» Лермонтова: Какое стихотворение больше вас взволновало? В каком поэт наиболее эмоционально говорит о совеем поколении? Найдите и выпишите ключевые слова. Почему раннее стихотворение названо «Монолог», а позднее — «Дума»? В чем Лермонтов видит трагедию поколения и кого винит в ней в том и другом стихотворении? В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие поколению, а каком — обвинение ему? Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения «Мы дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем» и «Так тощий плод до времени созревший ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит пришлец осиротелый …»;

1.5. Сопоставление произведений (фрагментов) разных авторов. Цель этого приема — подчеркнуть общность коллизий, художественных ситуаций или их различие. «Пророк», «Silentium», «Бабочка» (Фет и Набоков), «Царскосельская статуя» (Пушкин и Ахматова): у Пушкина была особая пора — 1930 год, Болдинская осень, осмысление жизни, безграничное желание и чувство жизни. Для Ахматовой в этой статуе — воскресение жизни Пушкина. Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Почему Пушкин называет кувшин «урной»? Что вызвало возглас поэта «чудо»? Почему Ахматова выбрала для своего стихотворения осень? Едины ли у Ахматовой природа и дева? Какое чувство вызвала статуя у Ахматовой и почему?

 

2. Приемы, организующие читательское сотворчество — приемы скрытого анализа, наиболее деликатны и наименее назидательны. Цель — пробудить у учеников чувство сопереживания, соучастия, развить творческие способности.

2.1. Устное словесное рисование. Виды пересказа: логический пересказ (цель — увидеть внутреннюю связь фактов и событий), выборочный рассказ (рассказ о впечатлениях от прочитанного текста), творческий пересказ с изменением лица рассказчика;

2.2. Выразительное чтение;

2.3. Создание киносценария. Методика работы (после того, как определили, на каком эпизоде обращаться к этому приёму):

1) знакомство ребят с основными понятиями языка кино (кадр, план, монтаж);

2) определение границы эпизода (зависит от возраста. 5-6 классы — хорошо по басням);

3) разбивание эпизода на более мелкие отрезки, составление плана;

4) вопросы к каждому микрофрагменту, чтобы точнее перевести словесные образы на язык кино;

5) составление таблицы:

№ п/п Содержание Движение камеры (смена планов) Цвет Звук
         
         

6) описание содержания каждого кадра (самостоятельно).

Цели инсценирования:

активизация читательского восприятия;

более точное очерчивание сюжетных линий произведений, актуализация внимания на художественном тексте.

! Этот приём требует для своего осуществления требует комплекса действий:

устное словесное рисование;

чтение по ролям;

творческие пересказы.

Эти действия фиксируют внимание учащихся на деталях, особенностях композиции.

Условия успешного инсценирования: (1) задание должно быть посильным для учеников; (2) учеников необходимо готовить заранее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.005 с.)