Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приёмы изучения литературного произведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте (по методу В.Г. Маранцмана)
Изучение произведения строится на сочетании разных сфер читательского восприятия и концепции школьной программы. Две группы приёмов (из цели литературного образования): относящиеся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. «Интеллектуальные»: 1. Обращение к творческой истории создания произведения; 2. Анализ композиции; 3. Анализ стиля; 4. Сопоставление произведений одного автора; 5. Сопоставление произведение или их фрагментов разных авторов. «Эмоциональные» (организующие читательское сотворчество): 1. Устное словесное рисование; 2. Выразительное чтение; 3. Создание киносценария; 4. Творческий пересказ; 5. Инсценирование.
1.1. Обращение к творческой истории создания произведения. Сопоставление текст и его историческую основу (тексты об исторических событиях, об общественной обстановке времени): «Шинель» — анекдот, «Медный всадник» — наводнение 1824 г. Сопоставление разных редакций текста: «А вы могли бы?», «Анчар»; 1.2. Анализ композиции. Не путать композицию и сюжет. Изучая эпическое произведение, нельзя его изучать детально и подробно, а сконцентрировать внимание на знаковых вещах и их изучить детально и подробно. «Капитанская дочка»: 2 важные сцены — Петр Гринев оказался в метели, «Сбились мы» — «Странно, я стою на твердой полосе»; 1.3. Анализ стиля. «Отцы и дети»: описания состояния Базарова и Одинцовой после свидания. Состояние Одинцовой: 3 абзаца (смятение — детали внешнего поведения, мысли героини, «или» — дилемма), переход от эмоционального к рациональному. Повествование от 3го лица — нейтральное повествование. Вводные психологические характеристики («к изумлению своему»), эмфатический синтаксис, у Базарова — от рационального к эмоциональному Ироническое повествование — зевгма, говорящие фамилии, алогизмы, оксюмороны. Смысловая игра — интеллектуальный смех; 1.4. Сопоставление произведений одного автора. Цель этого приема — открыть общие основы мировоззрения автора, увидеть эволюцию темы, изменение художественных взглядов писателя. Судьба поколения в стихотворении «Дума» Лермонтова: Какое стихотворение больше вас взволновало? В каком поэт наиболее эмоционально говорит о совеем поколении? Найдите и выпишите ключевые слова. Почему раннее стихотворение названо «Монолог», а позднее — «Дума»? В чем Лермонтов видит трагедию поколения и кого винит в ней в том и другом стихотворении? В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие поколению, а каком — обвинение ему? Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения «Мы дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем» и «Так тощий плод до времени созревший ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит пришлец осиротелый …»; 1.5. Сопоставление произведений (фрагментов) разных авторов. Цель этого приема — подчеркнуть общность коллизий, художественных ситуаций или их различие. «Пророк», «Silentium», «Бабочка» (Фет и Набоков), «Царскосельская статуя» (Пушкин и Ахматова): у Пушкина была особая пора — 1930 год, Болдинская осень, осмысление жизни, безграничное желание и чувство жизни. Для Ахматовой в этой статуе — воскресение жизни Пушкина. Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Почему Пушкин называет кувшин «урной»? Что вызвало возглас поэта «чудо»? Почему Ахматова выбрала для своего стихотворения осень? Едины ли у Ахматовой природа и дева? Какое чувство вызвала статуя у Ахматовой и почему?
2. Приемы, организующие читательское сотворчество — приемы скрытого анализа, наиболее деликатны и наименее назидательны. Цель — пробудить у учеников чувство сопереживания, соучастия, развить творческие способности. 2.1. Устное словесное рисование. Виды пересказа: логический пересказ (цель — увидеть внутреннюю связь фактов и событий), выборочный рассказ (рассказ о впечатлениях от прочитанного текста), творческий пересказ с изменением лица рассказчика; 2.2. Выразительное чтение; 2.3. Создание киносценария. Методика работы (после того, как определили, на каком эпизоде обращаться к этому приёму): 1) знакомство ребят с основными понятиями языка кино (кадр, план, монтаж); 2) определение границы эпизода (зависит от возраста. 5-6 классы — хорошо по басням); 3) разбивание эпизода на более мелкие отрезки, составление плана; 4) вопросы к каждому микрофрагменту, чтобы точнее перевести словесные образы на язык кино; 5) составление таблицы:
6) описание содержания каждого кадра (самостоятельно). Цели инсценирования:
! Этот приём требует для своего осуществления требует комплекса действий:
Эти действия фиксируют внимание учащихся на деталях, особенностях композиции. Условия успешного инсценирования: (1) задание должно быть посильным для учеников; (2) учеников необходимо готовить заранее.
|
|||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |