Изучение драматического произведения в школе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение драматического произведения в школе



Целесообразно изучать драму, начиная с 7го класса, поскольку (1) этот возрастной период характеризуется ростом читательского воображения, которое необходимо для восприятия драмы, (2) многие в этом возрасте воспринимают мир в обострённой конфликтности, напряжённости (это соответствует драме).

Цель изучения драмы — выявление конфликта противоречий.

Вступительное занятие: проанализировать афиши, список действующих лиц, прочитать драму незадолго до изучения, зачитать наиболее интригующие моменты, обязательно зачитываем (или просим составить) «замечания для господ актеров», совершить заочную экскурсию, рассказать о сценической истории произведения, просмотр спектакля.

Процесс анализа драмы:

1. Определить концепцию;

2. Используем путь «вслед за автором», но не исключая проблемные вопросы;

3. Задаём вопросы общего характера (о героях, что понравилось);

4. Продумывать вопросы и задания к отдельным действиям и явлениям.

Примеры заданий:

вы как зритель: что вы увидели на сцене, когда увидели занавес, какой вы представляете Катерину;

работа над речью персонажа;

работа с авторскими ремарками;

выразительное чтение по ролям (но не на первом этапе);

Заключительные занятия:комментированное чтение действия. Время действия, действующие лица.

 

Специфика изучения лирики в школе

Важно донести до учеников мысль о том, что в поэтическом контексте слово становится ёмким и многозначным.

Обратиться к черновым редакциям, необходимо продумать систему приёмов.

Методические рекомендации:

1. Тщательно продумать вступительный этап и создать установку на чтение и анализ;

2. Первое чтение поэтического текста стоит проводить самому учителю;

3. Продумать переход от чтения к анализу;

4. Продумать заключительный этап.

Специфика изучения лирики в среднем звене: текст изучается без соотнесённости с историко-литературным контекстом, научить работать со словом, видеть загадку текста, помочь понять особенности стихотворной речи, видеть специфику художественных средств.

Изучение лирики в старших классах: текст включаем в более широкий литературный и культурный контекст, нецелесообразно работать с двумя текстами, берём тематические блоки, одно более подробно, другое — обзорно.

 

 

Формы современного урока литературы

 

Урок-лекция

Можно сделать активной формой обучения, надо пробудить мысль. Может формировать мировоззрение.

Главное умение ученика — выделять главную мысль. На начальном этапе надо давать задания, показать, как выполнять, делать сначала под руководством учителя, потом самостоятельно.

Это основа для пересказа и других форм работы с текстом.

Учить разным формам записи лекций: составление плана (с 5 класса — маленькие тексты. Памятки), конспект, тезисы.

Надо формировать эти умения с 5 класса.

! Деятельность учителя неотделима от деятельности ученика. Лектор должен научиться параллельно с чтением лекции руководить работой слушателей.

! Важно знать, что будут делать ученики, когда вы будете читать лекцию.

Три формы деятельности учащихся:

восприятие материала;

участие в сообщении материала;

самостоятельная работа во время и после слушания лекции.

Приёмы активизации восприятия:

интересная для школьников проблема;

вовлечение слушателей в разговор;

продумать вступление лекции:

¨ обращение к эпиграфу, анализ;

¨ обращение к слушателю;

¨ обращение к иллюстративному ряду;

¨ обращение к музыкальному ряду;

вокруг главной мысли организуется вся лекция.

Целеустановка: план, объяснение слов, расшифровка эпиграфом, формулировка темы урока.

Распространены лекции-беседы, обзорные лекции, лекции по определённым явлениям.

 

Типовой план изучения обзорных тем:

1. Тема, хронологические границы эпохи, анализ эпиграфа;

2. Краткое историческое введение;

3. Общая характеристика литературы и искусства данной эпохи: (а) главные литературные течения; (б) основные темы и проблемы; (в) новые герои; (г) крупнейшие авторы, критики и их основные произведения; (д) литературный стиль эпохи. изменения в области жанров;

4. Подробно — об отдельных художниках и произведениях;

5. Значение периода для нашего времени.

 

Лекция о биографии писателя: нельзя переповторять материал учебника.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.014 с.)