Лекции по теории литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по теории литературы.



Само по себе литературное понятие интереса не вызывает, поэтому нужно поставить близкую школьнику проблемную задачу.

Пункты плана нужно формулировать в виде вопросов.

Виды хода лекции:

от известной ученикам теории;

от известного ученикам произведения;

от известного ученикам предшествующего понятия;

обращение к истории и к эпохе.

11 класс — связь с другими эпохами.

 

Урок-семинар

Хорошая форма для старших классов (ответственность, творческие способности).

Опасности: формализм; словоблудие и излишняя патетика; неверное определение цели занятия самим учителем.

Класс делится на группы или делают задания индивидуально. Роли: выступающий, оппоненты, арбитры.

Цели урока: умение трудиться, самостоятельно мыслить, разносторонне проявлять свои качества.

Формы: развернутое выступление учеников по заранее определённым темам, обсуждение рефератов или докладов учащихся, диспут.

Учитель должен разработать сценарий.

Начинать лучше с 9 класса.

 

Урок-концерт

Е.В. Карсалова: как правило, обобщающий урок.

Структура урока — программа концерта. Необходимо соблюдать тематическое единство и соответствие цели урока.

Нужно репетировать: все формы урока — показательные.

 

Урок-путешествие в мир поэта

Продолжение формата лекции, но воздействие должно быть эмоционально-образным. Использование писем, дневников писателя и обращение к другим видам искусства.

Уроку должна предшествовать лекция о методе эпохи.

 

Урок-композиция

Е.В. Карсалова: литературный монтаж, сливающий в единство стихотворения, факты биографии и т.п. Цель — понять личность художника.

Нужно подобрать литературу, выбрать нужное, объединить в целое урок. Ребята участвуют в творчестве.

Нужно репетировать, но с каждой группой учеников отдельно.

 

Урок-мастерская

Франция: Валон, Пиаже (1920е годы). Самостоятельное построение знаний.

Учитель (мастер) создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, он равен ученику в поиске знаний. Он заинтересовывает ученика. Даёт информацию малыми дозами, внешне не оценивает, даёт возможность появления самооценки. Важен не столько результат, сколько процесс.

1. Фаза наведения, побуждения — индукции. Создаётся эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения;

2. Работа с материалом:

а) самоконструкция — индивидуально е создание гипотезы, решения, текста, рисунка или проекта;

б) социоконструкция — построение этих элементов группой;

в) социализация — всё, что сделано индивидуально в паре/группе, должно быть услышано или рассмотрено;

г) афиширование — вывешивание произведений учеников и мастера;

д) разрыв — осознание несовпадения ожидаемого от получившегося;

3. Рефлексия.

 

Синквейн

5 строк:

1. Существительное;

2. 2 прилагательных;

3. 3 глагола;

4. 1 предложение;

5. Существительное — синоним ключевого слова.

 

 

Планирование урока литературы

 

Построить урок в целом — установить последовательность учебных ситуаций, чтобы реализовать концепцию урока. Деятельность учителя начинается с составления плана. Виды планирования: тематическое, календарно-тематическое, поурочное.

Специфика тематического планирования: темы, количество часов на их изучение.

Календарно-тематическое планирование: распределение программного материала по четвертям с указанием количества часов на изучение произведения, на внеклассное чтение, на развитие речи.

№ п/п;

количество часов;

содержание учебного материала (тема);

оборудование, дидактический материал;

основные понятия;

межпредметные связи;

дозировка домашнего задания;

методическая литература к уроку.

Поурочное планирование предполагает тезисное изложение содержания и структуры урока с указанием всех видов деятельности учителя и учащихся.

Работа по составлению плана активизируют творческую деятельность учителя, помогает словеснику осознанно подходить к проблеме выбора цели и содержания литературного образования.

 

Опрос и учёт знаний

 

Учёт знаний необходим, поскольку реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, о темпах развития ученика и о самом протекании учебного процесса.

Учёт знаний может быть текущим (на каждом уроке. Это результат классной и домашней работы, индивидуальной и групповой) и итоговым (проверка обобщающих знаний изученной темы либо творчества писателя).

Итоговые творческие работы: сочинение, контрольная работа, самостоятельная работа, зачётная работа.

Оба вида учёта знаний осуществляются и в устной, и в письменной форме.

Опрос — это педагогическое действие, которое включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты.

содержательный аспект — это рассмотрение того, что опрашивается;

операционный — это как методически организуется опрос;

мотивационный — с какой целью я опрашиваю учеников?

Современная методика не принимает традиционную форму опроса, подразумевающую репродукцию материала. Опрос в современной структуре урока не имеет зафиксированного места, он органично включается в процесс изучения нового материала. Любая деятельность ученика учитывается учителем, поскольку развивающее обучение предполагает тесную связь репродуктивной и поисковой деятельности. Ответ может быть индивитуальным и фронтальным.

 

Оценки

«5» ставится за ответ, обнаруживающий прочное знание произведения, умение привлекать текст для аргументации положений своего ответа и выводов, умение объяснять взаимосвязь событий, поступков, характеров героев, понимание роли художественных средств, хорошее владение литературной речью, логичность высказывания;

«4» — то же самое, но может быть 2-3 неточности в ответе;

«3» — 4-5 неточностей;

«2» — незнание содержания, непонимание сущности поставленного вопроса.

! Спрашивать домашнее задание, иначе не будут делать.

Типы домашнего задания: по тексту произведения, по учебнику, предполагающее обращения к дополнительной литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.015 с.)