![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качествСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств
1) Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа; 2) Особенности ученика как читателя.
Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа Нужно понять специфику первоначального восприятия ребёнком текста и как ребёнка «подтянуть» к тому, что нам нужно. Задача учителя — сформировать культуру чтения. И. Есаулов говорит о степенях адекватности художественного текста. Три подхода: объектно-объектные (поверхностный подход), объектно-субъектные (подмена авторских мыслей читательскими), субъектно-субъектные (деликатное отношение к посылам, которые даёт текст, но и читатель вносит свои переживания в пределах адекватности восприятия) отношения. В школе нужно, прежде всего, определиться с концепцией текста. Выбранная концепция зависит от:
Ю. Айхенвальд: «Литература — это беседа… эта духовная двоица [писатель и читатель] создаёт художественный эффект». Против тенденциозности: «Читать надо честно». В. Набоков: «Хороший читатель — это всегда перечитыватель». Нужно так раскрыть текст, чтобы у ребёнка впоследствии возникло желание перечитать текст. Читательская культура — показатель духовного развития нации и духовного потенциала общества. Восприятие — это сложный творческий процесс, включающий работу мышления, воображения, памяти и нравственного чувства. (В.Ф. Асмус «Чтение как труд и творчество»). О.И. Никифорова «Психология восприятия художественной литературы» — три уровня восприятия: 1) непосредственное восприятие (эмоции и чувства); 2) понимание идейного содержания и эстетическая оценка текста; 3) влияние литературы на людей как последствие восприятия произведения. Н.Д. Молдавская (методист): «Восприятие — это процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами». В психолого-педагогической и психологической литературе выделяют четыре сферы восприятия: эмоции, воображение, глубина осмысления текста, оценка формы произведения. В зависимости от возраста читателя выделяют наиболее активные и пассивные сферы.
Программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи. Задачи:
Этапы литературного образования: 1. Начальная школа; 2. Средние классы (5-9 классы): литература от древности до наших дней. Этапы развития искусства, многообразие жанров: 5 класс — 102 часа (3 ч./нед.). Основное теоретическое понятие — сюжет; 6 класс — то же количество часов. Основная концепция — герой литературного произведения; 7 класс — 68 часов (2 ч./нед.). Род, жанр; 8 класс — то же количество часов. Проблема времени на страницах произведения. Основная тема — это тема исторического прошлого; 9 класс — 102 часа (3 ч./нед.). «Шедевры русской литературы» (обзор русской классики); 3. 10-11 класс. Курс на историко-литературной основе: 10 класс — 136 часов (4 ч./нед.); 11 класс — 102 часа (3 ч./нед.). Проблематика курсов: 5 класс: литература как искусство слова; 6 класс: герой-подросток в мире художественного слова; 7 класс: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров; 8 класс: литература и время; 9 класс: шедевры русской литературы; 10-11 классы: история литературы. Внутри каждого курса преобладает тематический принцип расположения произведений. Недостатки программы: – не представлен круг внеклассного чтения; – не предложены варианты устных и письменных работ; – не определён круг умений, которыми овладевает учащиеся на каждом этапе литературного образования.
Роль учебника в системе литературного образования школьников
В настоящее время проходят круглые столы по вопросу о роли и месте учебника в системе образования школьников. Обсуждают этот вопрос издатели, психологи, литературоведы… Основная коммуникативная цель учебника – это «изменение картины мира в сознании реципиента». Поэтому все компоненты учебника должны способствовать этому процессу.
Учебник создаётся и для учителя, и для ученика. Для ученика — как один из источников знаний. Для учителя — в качестве руководства в организации процесса изучения его материалов школьниками. Этапы работы над материалами учебника: 1. Рассмотреть содержание и структуру учебника, прочитать вводную статью; как представлена биография писателя; литературоведческие материалы; теория литературы; иллюстрации, хронологические таблицы, задания? 2. Какие концептуальные для изучаемого произведения проблемы реализовались в этих материалах? 3. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели, или четыре специальные компетенции, плюс общие компетенции. 4. Продумать способы методической интерпретации материалов учебника. 5. Определить место изучаемой темы в системе всего курса (в системе образовательной и ценностно-смысловых координат ребёнка и автора). 6. Выявить трудности для учащихся, сопряжённые с индивидуальными и возрастными особенностями ученика. Однако учитель не должен ограничиваться только учебником. Другие источники: слово учителя, справочная литература и т.п. Таким образом, учебник побуждает к самостоятельной творческой деятельности и учителя, и ученика и развивает критическое мышление. Виды текстов учебника: 1. Основной: литературоведческая концепция, информация, которая раскрывает проблематику данного произведения. 2. Дополнительный: углубляет, уточняет знания учащихся (выдержки из статей, литературоведческих работ, воспоминания о писателе, выдержки из дневников). 3. Пояснительный: словарно-справочный аппарат (терминологический аппарат, подстрочный комментарий). При определении стратегий и тактик урока необходимо совмещать работу с разными видами текстов. Внетекстовые компоненты учебника: вопросы, задания, иллюстрация. В работе с вопросами и заданиями учитель решает следующие задачи:
Типы вопросов и заданий:
Методика работы с иллюстрациями: 1. Соотнесённость текста с иллюстративным материалом; 2. Понять, какую информацию об изучаемом тексте можно получить из иллюстрации; 3. Сравнить ряд иллюстраций; 4. Возможность по иллюстрации определить характер героя; 5. Определить назначение тех или иных компонентов иллюстрации; 6. Объяснить причины, обусловившие изображение предметов/пейзажа/интерьера/детали и т.п.;
Среднее звено: учебники-хрестоматии (в них есть ещё и тексты). Старшие классы: только учебники/учебные пособия. Для учителя — методические рекомендации.
Урок-лекция Можно сделать активной формой обучения, надо пробудить мысль. Может формировать мировоззрение. Главное умение ученика — выделять главную мысль. На начальном этапе надо давать задания, показать, как выполнять, делать сначала под руководством учителя, потом самостоятельно.
Это основа для пересказа и других форм работы с текстом. Учить разным формам записи лекций: составление плана (с 5 класса — маленькие тексты. Памятки), конспект, тезисы. Надо формировать эти умения с 5 класса. ! Деятельность учителя неотделима от деятельности ученика. Лектор должен научиться параллельно с чтением лекции руководить работой слушателей. ! Важно знать, что будут делать ученики, когда вы будете читать лекцию. Три формы деятельности учащихся:
Приёмы активизации восприятия:
¨ обращение к эпиграфу, анализ; ¨ обращение к слушателю; ¨ обращение к иллюстративному ряду; ¨ обращение к музыкальному ряду;
Целеустановка: план, объяснение слов, расшифровка эпиграфом, формулировка темы урока. Распространены лекции-беседы, обзорные лекции, лекции по определённым явлениям.
Типовой план изучения обзорных тем: 1. Тема, хронологические границы эпохи, анализ эпиграфа; 2. Краткое историческое введение; 3. Общая характеристика литературы и искусства данной эпохи: (а) главные литературные течения; (б) основные темы и проблемы; (в) новые герои; (г) крупнейшие авторы, критики и их основные произведения; (д) литературный стиль эпохи. изменения в области жанров; 4. Подробно — об отдельных художниках и произведениях; 5. Значение периода для нашего времени.
Лекция о биографии писателя: нельзя переповторять материал учебника.
Урок-семинар Хорошая форма для старших классов (ответственность, творческие способности). Опасности: формализм; словоблудие и излишняя патетика; неверное определение цели занятия самим учителем. Класс делится на группы или делают задания индивидуально. Роли: выступающий, оппоненты, арбитры. Цели урока: умение трудиться, самостоятельно мыслить, разносторонне проявлять свои качества. Формы: развернутое выступление учеников по заранее определённым темам, обсуждение рефератов или докладов учащихся, диспут. Учитель должен разработать сценарий. Начинать лучше с 9 класса.
Урок-концерт Е.В. Карсалова: как правило, обобщающий урок. Структура урока — программа концерта. Необходимо соблюдать тематическое единство и соответствие цели урока. Нужно репетировать: все формы урока — показательные.
Урок-композиция Е.В. Карсалова: литературный монтаж, сливающий в единство стихотворения, факты биографии и т.п. Цель — понять личность художника. Нужно подобрать литературу, выбрать нужное, объединить в целое урок. Ребята участвуют в творчестве. Нужно репетировать, но с каждой группой учеников отдельно.
Урок-мастерская Франция: Валон, Пиаже (1920е годы). Самостоятельное построение знаний. Учитель (мастер) создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, он равен ученику в поиске знаний. Он заинтересовывает ученика. Даёт информацию малыми дозами, внешне не оценивает, даёт возможность появления самооценки. Важен не столько результат, сколько процесс. 1. Фаза наведения, побуждения — индукции. Создаётся эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения; 2. Работа с материалом: а) самоконструкция — индивидуально е создание гипотезы, решения, текста, рисунка или проекта; б) социоконструкция — построение этих элементов группой; в) социализация — всё, что сделано индивидуально в паре/группе, должно быть услышано или рассмотрено; г) афиширование — вывешивание произведений учеников и мастера; д) разрыв — осознание несовпадения ожидаемого от получившегося; 3. Рефлексия.
Синквейн 5 строк: 1. Существительное; 2. 2 прилагательных; 3. 3 глагола; 4. 1 предложение; 5. Существительное — синоним ключевого слова.
Планирование урока литературы
Построить урок в целом — установить последовательность учебных ситуаций, чтобы реализовать концепцию урока. Деятельность учителя начинается с составления плана. Виды планирования: тематическое, календарно-тематическое, поурочное. Специфика тематического планирования: темы, количество часов на их изучение. Календарно-тематическое планирование: распределение программного материала по четвертям с указанием количества часов на изучение произведения, на внеклассное чтение, на развитие речи.
Поурочное планирование предполагает тезисное изложение содержания и структуры урока с указанием всех видов деятельности учителя и учащихся. Работа по составлению плана активизируют творческую деятельность учителя, помогает словеснику осознанно подходить к проблеме выбора цели и содержания литературного образования.
Опрос и учёт знаний
Учёт знаний необходим, поскольку реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, о темпах развития ученика и о самом протекании учебного процесса. Учёт знаний может быть текущим (на каждом уроке. Это результат классной и домашней работы, индивидуальной и групповой) и итоговым (проверка обобщающих знаний изученной темы либо творчества писателя). Итоговые творческие работы: сочинение, контрольная работа, самостоятельная работа, зачётная работа.
Оба вида учёта знаний осуществляются и в устной, и в письменной форме. Опрос — это педагогическое действие, которое включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты.
Современная методика не принимает традиционную форму опроса, подразумевающую репродукцию материала. Опрос в современной структуре урока не имеет зафиксированного места, он органично включается в процесс изучения нового материала. Любая деятельность ученика учитывается учителем, поскольку развивающее обучение предполагает тесную связь репродуктивной и поисковой деятельности. Ответ может быть индивитуальным и фронтальным.
Оценки «5» ставится за ответ, обнаруживающий прочное знание произведения, умение привлекать текст для аргументации положений своего ответа и выводов, умение объяснять взаимосвязь событий, поступков, характеров героев, понимание роли художественных средств, хорошее владение литературной речью, логичность высказывания; «4» — то же самое, но может быть 2-3 неточности в ответе; «3» — 4-5 неточностей; «2» — незнание содержания, непонимание сущности поставленного вопроса. ! Спрашивать домашнее задание, иначе не будут делать. Типы домашнего задания: по тексту произведения, по учебнику, предполагающее обращения к дополнительной литературе. Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств
1) Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа; 2) Особенности ученика как читателя.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.236 (0.01 с.) |