Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств

Поиск

Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств

 

1) Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа;

2) Особенности ученика как читателя.

 

Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа

Нужно понять специфику первоначального восприятия ребёнком текста и как ребёнка «подтянуть» к тому, что нам нужно.

Задача учителя — сформировать культуру чтения.

И. Есаулов говорит о степенях адекватности художественного текста. Три подхода: объектно-объектные (поверхностный подход), объектно-субъектные (подмена авторских мыслей читательскими), субъектно-субъектные (деликатное отношение к посылам, которые даёт текст, но и читатель вносит свои переживания в пределах адекватности восприятия) отношения.

В школе нужно, прежде всего, определиться с концепцией текста. Выбранная концепция зависит от:

специфики текста;

возраста учащихся;

педагогической цели.

Ю. Айхенвальд: «Литература — это беседа… эта духовная двоица [писатель и читатель] создаёт художественный эффект». Против тенденциозности: «Читать надо честно».

В. Набоков: «Хороший читатель — это всегда перечитыватель».

Нужно так раскрыть текст, чтобы у ребёнка впоследствии возникло желание перечитать текст.

Читательская культура — показатель духовного развития нации и духовного потенциала общества.

Восприятие — это сложный творческий процесс, включающий работу мышления, воображения, памяти и нравственного чувства. (В.Ф. Асмус «Чтение как труд и творчество»).

О.И. Никифорова «Психология восприятия художественной литературы» — три уровня восприятия:

1) непосредственное восприятие (эмоции и чувства);

2) понимание идейного содержания и эстетическая оценка текста;

3) влияние литературы на людей как последствие восприятия произведения.

Н.Д. Молдавская (методист): «Восприятие — это процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами».

В психолого-педагогической и психологической литературе выделяют четыре сферы восприятия: эмоции, воображение, глубина осмысления текста, оценка формы произведения. В зависимости от возраста читателя выделяют наиболее активные и пассивные сферы.

 

Программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой

Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи. Задачи:

сформировать представление о ХЛ как искусстве слова и её месте в культуре нации;

воспитывать культуру чтения;

осваивать теоретические понятия. которые способствуют более глубокому постижению текста;

уметь доказать свою оценку художественного произведения.

Этапы литературного образования:

1. Начальная школа;

2. Средние классы (5-9 классы): литература от древности до наших дней. Этапы развития искусства, многообразие жанров:

5 класс — 102 часа (3 ч./нед.). Основное теоретическое понятие — сюжет;

6 класс — то же количество часов. Основная концепция — герой литературного произведения;

7 класс — 68 часов (2 ч./нед.). Род, жанр;

8 класс — то же количество часов. Проблема времени на страницах произведения. Основная тема — это тема исторического прошлого;

9 класс — 102 часа (3 ч./нед.). «Шедевры русской литературы» (обзор русской классики);

3. 10-11 класс. Курс на историко-литературной основе:

10 класс — 136 часов (4 ч./нед.);

11 класс — 102 часа (3 ч./нед.).

Проблематика курсов:

5 класс: литература как искусство слова;

6 класс: герой-подросток в мире художественного слова;

7 класс: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров;

8 класс: литература и время;

9 класс: шедевры русской литературы;

10-11 классы: история литературы.

Внутри каждого курса преобладает тематический принцип расположения произведений.

Недостатки программы:

– не представлен круг внеклассного чтения;

– не предложены варианты устных и письменных работ;

– не определён круг умений, которыми овладевает учащиеся на каждом этапе литературного образования.

 

Роль учебника в системе

литературного образования школьников

 

В настоящее время проходят круглые столы по вопросу о роли и месте учебника в системе образования школьников. Обсуждают этот вопрос издатели, психологи, литературоведы…

Основная коммуникативная цель учебника – это «изменение картины мира в сознании реципиента». Поэтому все компоненты учебника должны способствовать этому процессу.

Учебник создаётся и для учителя, и для ученика. Для ученика — как один из источников знаний. Для учителя — в качестве руководства в организации процесса изучения его материалов школьниками.

Этапы работы над материалами учебника:

1. Рассмотреть содержание и структуру учебника, прочитать вводную статью; как представлена биография писателя; литературоведческие материалы; теория литературы; иллюстрации, хронологические таблицы, задания?

2. Какие концептуальные для изучаемого произведения проблемы реализовались в этих материалах?

3. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели, или четыре специальные компетенции, плюс общие компетенции.

4. Продумать способы методической интерпретации материалов учебника.

5. Определить место изучаемой темы в системе всего курса (в системе образовательной и ценностно-смысловых координат ребёнка и автора).

6. Выявить трудности для учащихся, сопряжённые с индивидуальными и возрастными особенностями ученика.

Однако учитель не должен ограничиваться только учебником. Другие источники: слово учителя, справочная литература и т.п.

Таким образом, учебник побуждает к самостоятельной творческой деятельности и учителя, и ученика и развивает критическое мышление.

Виды текстов учебника:

1. Основной: литературоведческая концепция, информация, которая раскрывает проблематику данного произведения.

2. Дополнительный: углубляет, уточняет знания учащихся (выдержки из статей, литературоведческих работ, воспоминания о писателе, выдержки из дневников).

3. Пояснительный: словарно-справочный аппарат (терминологический аппарат, подстрочный комментарий).

При определении стратегий и тактик урока необходимо совмещать работу с разными видами текстов.

Внетекстовые компоненты учебника: вопросы, задания, иллюстрация.

В работе с вопросами и заданиями учитель решает следующие задачи:

выяснить, каковы цель и задачи этих вопросов;

каковы приблизительно ответы на эти вопросы;

степень сложности заданий и степень подготовленности учеников к выполнению этих заданий/ответам на эти вопросы;

форма выполнения задания (устная/письменная);

на каком этапе урока выполняется задание, сколько отводится времени;

необходимость замены имеющихся вопросов/заданий другими.

Типы вопросов и заданий:

Вопросы, активизирующие все сферы восприятия;

Вопросы на обобщение материала, на сравнение, оценку;

Вопросы, предполагающие воспроизведение знаний.

Методика работы с иллюстрациями:

1. Соотнесённость текста с иллюстративным материалом;

2. Понять, какую информацию об изучаемом тексте можно получить из иллюстрации;

3. Сравнить ряд иллюстраций;

4. Возможность по иллюстрации определить характер героя;

5. Определить назначение тех или иных компонентов иллюстрации;

6. Объяснить причины, обусловившие изображение предметов/пейзажа/интерьера/детали и т.п.;

 

Среднее звено: учебники-хрестоматии (в них есть ещё и тексты).

Старшие классы: только учебники/учебные пособия.

Для учителя — методические рекомендации.

 

 

Урок-лекция

Можно сделать активной формой обучения, надо пробудить мысль. Может формировать мировоззрение.

Главное умение ученика — выделять главную мысль. На начальном этапе надо давать задания, показать, как выполнять, делать сначала под руководством учителя, потом самостоятельно.

Это основа для пересказа и других форм работы с текстом.

Учить разным формам записи лекций: составление плана (с 5 класса — маленькие тексты. Памятки), конспект, тезисы.

Надо формировать эти умения с 5 класса.

! Деятельность учителя неотделима от деятельности ученика. Лектор должен научиться параллельно с чтением лекции руководить работой слушателей.

! Важно знать, что будут делать ученики, когда вы будете читать лекцию.

Три формы деятельности учащихся:

восприятие материала;

участие в сообщении материала;

самостоятельная работа во время и после слушания лекции.

Приёмы активизации восприятия:

интересная для школьников проблема;

вовлечение слушателей в разговор;

продумать вступление лекции:

¨ обращение к эпиграфу, анализ;

¨ обращение к слушателю;

¨ обращение к иллюстративному ряду;

¨ обращение к музыкальному ряду;

вокруг главной мысли организуется вся лекция.

Целеустановка: план, объяснение слов, расшифровка эпиграфом, формулировка темы урока.

Распространены лекции-беседы, обзорные лекции, лекции по определённым явлениям.

 

Типовой план изучения обзорных тем:

1. Тема, хронологические границы эпохи, анализ эпиграфа;

2. Краткое историческое введение;

3. Общая характеристика литературы и искусства данной эпохи: (а) главные литературные течения; (б) основные темы и проблемы; (в) новые герои; (г) крупнейшие авторы, критики и их основные произведения; (д) литературный стиль эпохи. изменения в области жанров;

4. Подробно — об отдельных художниках и произведениях;

5. Значение периода для нашего времени.

 

Лекция о биографии писателя: нельзя переповторять материал учебника.

 

Урок-семинар

Хорошая форма для старших классов (ответственность, творческие способности).

Опасности: формализм; словоблудие и излишняя патетика; неверное определение цели занятия самим учителем.

Класс делится на группы или делают задания индивидуально. Роли: выступающий, оппоненты, арбитры.

Цели урока: умение трудиться, самостоятельно мыслить, разносторонне проявлять свои качества.

Формы: развернутое выступление учеников по заранее определённым темам, обсуждение рефератов или докладов учащихся, диспут.

Учитель должен разработать сценарий.

Начинать лучше с 9 класса.

 

Урок-концерт

Е.В. Карсалова: как правило, обобщающий урок.

Структура урока — программа концерта. Необходимо соблюдать тематическое единство и соответствие цели урока.

Нужно репетировать: все формы урока — показательные.

 

Урок-композиция

Е.В. Карсалова: литературный монтаж, сливающий в единство стихотворения, факты биографии и т.п. Цель — понять личность художника.

Нужно подобрать литературу, выбрать нужное, объединить в целое урок. Ребята участвуют в творчестве.

Нужно репетировать, но с каждой группой учеников отдельно.

 

Урок-мастерская

Франция: Валон, Пиаже (1920е годы). Самостоятельное построение знаний.

Учитель (мастер) создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, он равен ученику в поиске знаний. Он заинтересовывает ученика. Даёт информацию малыми дозами, внешне не оценивает, даёт возможность появления самооценки. Важен не столько результат, сколько процесс.

1. Фаза наведения, побуждения — индукции. Создаётся эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения;

2. Работа с материалом:

а) самоконструкция — индивидуально е создание гипотезы, решения, текста, рисунка или проекта;

б) социоконструкция — построение этих элементов группой;

в) социализация — всё, что сделано индивидуально в паре/группе, должно быть услышано или рассмотрено;

г) афиширование — вывешивание произведений учеников и мастера;

д) разрыв — осознание несовпадения ожидаемого от получившегося;

3. Рефлексия.

 

Синквейн

5 строк:

1. Существительное;

2. 2 прилагательных;

3. 3 глагола;

4. 1 предложение;

5. Существительное — синоним ключевого слова.

 

 

Планирование урока литературы

 

Построить урок в целом — установить последовательность учебных ситуаций, чтобы реализовать концепцию урока. Деятельность учителя начинается с составления плана. Виды планирования: тематическое, календарно-тематическое, поурочное.

Специфика тематического планирования: темы, количество часов на их изучение.

Календарно-тематическое планирование: распределение программного материала по четвертям с указанием количества часов на изучение произведения, на внеклассное чтение, на развитие речи.

№ п/п;

количество часов;

содержание учебного материала (тема);

оборудование, дидактический материал;

основные понятия;

межпредметные связи;

дозировка домашнего задания;

методическая литература к уроку.

Поурочное планирование предполагает тезисное изложение содержания и структуры урока с указанием всех видов деятельности учителя и учащихся.

Работа по составлению плана активизируют творческую деятельность учителя, помогает словеснику осознанно подходить к проблеме выбора цели и содержания литературного образования.

 

Опрос и учёт знаний

 

Учёт знаний необходим, поскольку реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, о темпах развития ученика и о самом протекании учебного процесса.

Учёт знаний может быть текущим (на каждом уроке. Это результат классной и домашней работы, индивидуальной и групповой) и итоговым (проверка обобщающих знаний изученной темы либо творчества писателя).

Итоговые творческие работы: сочинение, контрольная работа, самостоятельная работа, зачётная работа.

Оба вида учёта знаний осуществляются и в устной, и в письменной форме.

Опрос — это педагогическое действие, которое включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты.

содержательный аспект — это рассмотрение того, что опрашивается;

операционный — это как методически организуется опрос;

мотивационный — с какой целью я опрашиваю учеников?

Современная методика не принимает традиционную форму опроса, подразумевающую репродукцию материала. Опрос в современной структуре урока не имеет зафиксированного места, он органично включается в процесс изучения нового материала. Любая деятельность ученика учитывается учителем, поскольку развивающее обучение предполагает тесную связь репродуктивной и поисковой деятельности. Ответ может быть индивитуальным и фронтальным.

 

Оценки

«5» ставится за ответ, обнаруживающий прочное знание произведения, умение привлекать текст для аргументации положений своего ответа и выводов, умение объяснять взаимосвязь событий, поступков, характеров героев, понимание роли художественных средств, хорошее владение литературной речью, логичность высказывания;

«4» — то же самое, но может быть 2-3 неточности в ответе;

«3» — 4-5 неточностей;

«2» — незнание содержания, непонимание сущности поставленного вопроса.

! Спрашивать домашнее задание, иначе не будут делать.

Типы домашнего задания: по тексту произведения, по учебнику, предполагающее обращения к дополнительной литературе.

Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств

 

1) Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа;

2) Особенности ученика как читателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.012 с.)