Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств
1) Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа; 2) Особенности ученика как читателя.
Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа Нужно понять специфику первоначального восприятия ребёнком текста и как ребёнка «подтянуть» к тому, что нам нужно. Задача учителя — сформировать культуру чтения. И. Есаулов говорит о степенях адекватности художественного текста. Три подхода: объектно-объектные (поверхностный подход), объектно-субъектные (подмена авторских мыслей читательскими), субъектно-субъектные (деликатное отношение к посылам, которые даёт текст, но и читатель вносит свои переживания в пределах адекватности восприятия) отношения. В школе нужно, прежде всего, определиться с концепцией текста. Выбранная концепция зависит от: специфики текста; возраста учащихся; педагогической цели. Ю. Айхенвальд: «Литература — это беседа… эта духовная двоица [писатель и читатель] создаёт художественный эффект». Против тенденциозности: «Читать надо честно». В. Набоков: «Хороший читатель — это всегда перечитыватель». Нужно так раскрыть текст, чтобы у ребёнка впоследствии возникло желание перечитать текст. Читательская культура — показатель духовного развития нации и духовного потенциала общества. Восприятие — это сложный творческий процесс, включающий работу мышления, воображения, памяти и нравственного чувства. (В.Ф. Асмус «Чтение как труд и творчество»). О.И. Никифорова «Психология восприятия художественной литературы» — три уровня восприятия: 1) непосредственное восприятие (эмоции и чувства); 2) понимание идейного содержания и эстетическая оценка текста; 3) влияние литературы на людей как последствие восприятия произведения. Н.Д. Молдавская (методист): «Восприятие — это процесс качественных изменений способности мыслить словесно-художественными образами». В психолого-педагогической и психологической литературе выделяют четыре сферы восприятия: эмоции, воображение, глубина осмысления текста, оценка формы произведения. В зависимости от возраста читателя выделяют наиболее активные и пассивные сферы.
Программа под ред. Т.Ф. Курдюмовой Цель литературного образования — способствовать духовному становлению личности, формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речи. Задачи: сформировать представление о ХЛ как искусстве слова и её месте в культуре нации; воспитывать культуру чтения; осваивать теоретические понятия. которые способствуют более глубокому постижению текста; уметь доказать свою оценку художественного произведения. Этапы литературного образования: 1. Начальная школа; 2. Средние классы (5-9 классы): литература от древности до наших дней. Этапы развития искусства, многообразие жанров: 5 класс — 102 часа (3 ч./нед.). Основное теоретическое понятие — сюжет; 6 класс — то же количество часов. Основная концепция — герой литературного произведения; 7 класс — 68 часов (2 ч./нед.). Род, жанр; 8 класс — то же количество часов. Проблема времени на страницах произведения. Основная тема — это тема исторического прошлого; 9 класс — 102 часа (3 ч./нед.). «Шедевры русской литературы» (обзор русской классики); 3. 10-11 класс. Курс на историко-литературной основе: 10 класс — 136 часов (4 ч./нед.); 11 класс — 102 часа (3 ч./нед.). Проблематика курсов: 5 класс: литература как искусство слова; 6 класс: герой-подросток в мире художественного слова; 7 класс: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров; 8 класс: литература и время; 9 класс: шедевры русской литературы; 10-11 классы: история литературы. Внутри каждого курса преобладает тематический принцип расположения произведений. Недостатки программы: – не представлен круг внеклассного чтения; – не предложены варианты устных и письменных работ; – не определён круг умений, которыми овладевает учащиеся на каждом этапе литературного образования.
Роль учебника в системе литературного образования школьников
В настоящее время проходят круглые столы по вопросу о роли и месте учебника в системе образования школьников. Обсуждают этот вопрос издатели, психологи, литературоведы… Основная коммуникативная цель учебника – это «изменение картины мира в сознании реципиента». Поэтому все компоненты учебника должны способствовать этому процессу. Учебник создаётся и для учителя, и для ученика. Для ученика — как один из источников знаний. Для учителя — в качестве руководства в организации процесса изучения его материалов школьниками. Этапы работы над материалами учебника: 1. Рассмотреть содержание и структуру учебника, прочитать вводную статью; как представлена биография писателя; литературоведческие материалы; теория литературы; иллюстрации, хронологические таблицы, задания? 2. Какие концептуальные для изучаемого произведения проблемы реализовались в этих материалах? 3. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели, или четыре специальные компетенции, плюс общие компетенции. 4. Продумать способы методической интерпретации материалов учебника. 5. Определить место изучаемой темы в системе всего курса (в системе образовательной и ценностно-смысловых координат ребёнка и автора). 6. Выявить трудности для учащихся, сопряжённые с индивидуальными и возрастными особенностями ученика. Однако учитель не должен ограничиваться только учебником. Другие источники: слово учителя, справочная литература и т.п. Таким образом, учебник побуждает к самостоятельной творческой деятельности и учителя, и ученика и развивает критическое мышление. Виды текстов учебника: 1. Основной: литературоведческая концепция, информация, которая раскрывает проблематику данного произведения. 2. Дополнительный: углубляет, уточняет знания учащихся (выдержки из статей, литературоведческих работ, воспоминания о писателе, выдержки из дневников). 3. Пояснительный: словарно-справочный аппарат (терминологический аппарат, подстрочный комментарий). При определении стратегий и тактик урока необходимо совмещать работу с разными видами текстов. Внетекстовые компоненты учебника: вопросы, задания, иллюстрация. В работе с вопросами и заданиями учитель решает следующие задачи: выяснить, каковы цель и задачи этих вопросов; каковы приблизительно ответы на эти вопросы; степень сложности заданий и степень подготовленности учеников к выполнению этих заданий/ответам на эти вопросы; форма выполнения задания (устная/письменная); на каком этапе урока выполняется задание, сколько отводится времени; необходимость замены имеющихся вопросов/заданий другими. Типы вопросов и заданий: Вопросы, активизирующие все сферы восприятия; Вопросы на обобщение материала, на сравнение, оценку; Вопросы, предполагающие воспроизведение знаний. Методика работы с иллюстрациями: 1. Соотнесённость текста с иллюстративным материалом; 2. Понять, какую информацию об изучаемом тексте можно получить из иллюстрации; 3. Сравнить ряд иллюстраций; 4. Возможность по иллюстрации определить характер героя; 5. Определить назначение тех или иных компонентов иллюстрации; 6. Объяснить причины, обусловившие изображение предметов/пейзажа/интерьера/детали и т.п.;
Среднее звено: учебники-хрестоматии (в них есть ещё и тексты). Старшие классы: только учебники/учебные пособия. Для учителя — методические рекомендации.
Урок-лекция Можно сделать активной формой обучения, надо пробудить мысль. Может формировать мировоззрение. Главное умение ученика — выделять главную мысль. На начальном этапе надо давать задания, показать, как выполнять, делать сначала под руководством учителя, потом самостоятельно. Это основа для пересказа и других форм работы с текстом. Учить разным формам записи лекций: составление плана (с 5 класса — маленькие тексты. Памятки), конспект, тезисы. Надо формировать эти умения с 5 класса. ! Деятельность учителя неотделима от деятельности ученика. Лектор должен научиться параллельно с чтением лекции руководить работой слушателей. ! Важно знать, что будут делать ученики, когда вы будете читать лекцию. Три формы деятельности учащихся: восприятие материала; участие в сообщении материала; самостоятельная работа во время и после слушания лекции. Приёмы активизации восприятия: интересная для школьников проблема; вовлечение слушателей в разговор; продумать вступление лекции: ¨ обращение к эпиграфу, анализ; ¨ обращение к слушателю; ¨ обращение к иллюстративному ряду; ¨ обращение к музыкальному ряду; вокруг главной мысли организуется вся лекция. Целеустановка: план, объяснение слов, расшифровка эпиграфом, формулировка темы урока. Распространены лекции-беседы, обзорные лекции, лекции по определённым явлениям.
Типовой план изучения обзорных тем: 1. Тема, хронологические границы эпохи, анализ эпиграфа; 2. Краткое историческое введение; 3. Общая характеристика литературы и искусства данной эпохи: (а) главные литературные течения; (б) основные темы и проблемы; (в) новые герои; (г) крупнейшие авторы, критики и их основные произведения; (д) литературный стиль эпохи. изменения в области жанров; 4. Подробно — об отдельных художниках и произведениях; 5. Значение периода для нашего времени.
Лекция о биографии писателя: нельзя переповторять материал учебника.
Урок-семинар Хорошая форма для старших классов (ответственность, творческие способности). Опасности: формализм; словоблудие и излишняя патетика; неверное определение цели занятия самим учителем. Класс делится на группы или делают задания индивидуально. Роли: выступающий, оппоненты, арбитры. Цели урока: умение трудиться, самостоятельно мыслить, разносторонне проявлять свои качества. Формы: развернутое выступление учеников по заранее определённым темам, обсуждение рефератов или докладов учащихся, диспут. Учитель должен разработать сценарий. Начинать лучше с 9 класса.
Урок-концерт Е.В. Карсалова: как правило, обобщающий урок. Структура урока — программа концерта. Необходимо соблюдать тематическое единство и соответствие цели урока. Нужно репетировать: все формы урока — показательные.
Урок-композиция Е.В. Карсалова: литературный монтаж, сливающий в единство стихотворения, факты биографии и т.п. Цель — понять личность художника. Нужно подобрать литературу, выбрать нужное, объединить в целое урок. Ребята участвуют в творчестве. Нужно репетировать, но с каждой группой учеников отдельно.
Урок-мастерская Франция: Валон, Пиаже (1920е годы). Самостоятельное построение знаний. Учитель (мастер) создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, он равен ученику в поиске знаний. Он заинтересовывает ученика. Даёт информацию малыми дозами, внешне не оценивает, даёт возможность появления самооценки. Важен не столько результат, сколько процесс. 1. Фаза наведения, побуждения — индукции. Создаётся эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения; 2. Работа с материалом: а) самоконструкция — индивидуально е создание гипотезы, решения, текста, рисунка или проекта; б) социоконструкция — построение этих элементов группой; в) социализация — всё, что сделано индивидуально в паре/группе, должно быть услышано или рассмотрено; г) афиширование — вывешивание произведений учеников и мастера; д) разрыв — осознание несовпадения ожидаемого от получившегося; 3. Рефлексия.
Синквейн 5 строк: 1. Существительное; 2. 2 прилагательных; 3. 3 глагола; 4. 1 предложение; 5. Существительное — синоним ключевого слова.
Планирование урока литературы
Построить урок в целом — установить последовательность учебных ситуаций, чтобы реализовать концепцию урока. Деятельность учителя начинается с составления плана. Виды планирования: тематическое, календарно-тематическое, поурочное. Специфика тематического планирования: темы, количество часов на их изучение. Календарно-тематическое планирование: распределение программного материала по четвертям с указанием количества часов на изучение произведения, на внеклассное чтение, на развитие речи. № п/п; количество часов; содержание учебного материала (тема); оборудование, дидактический материал; основные понятия; межпредметные связи; дозировка домашнего задания; методическая литература к уроку. Поурочное планирование предполагает тезисное изложение содержания и структуры урока с указанием всех видов деятельности учителя и учащихся. Работа по составлению плана активизируют творческую деятельность учителя, помогает словеснику осознанно подходить к проблеме выбора цели и содержания литературного образования.
Опрос и учёт знаний
Учёт знаний необходим, поскольку реализуется обратная связь, дающая оперативную информацию об уровне знаний, о темпах развития ученика и о самом протекании учебного процесса. Учёт знаний может быть текущим (на каждом уроке. Это результат классной и домашней работы, индивидуальной и групповой) и итоговым (проверка обобщающих знаний изученной темы либо творчества писателя). Итоговые творческие работы: сочинение, контрольная работа, самостоятельная работа, зачётная работа. Оба вида учёта знаний осуществляются и в устной, и в письменной форме. Опрос — это педагогическое действие, которое включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. содержательный аспект — это рассмотрение того, что опрашивается; операционный — это как методически организуется опрос; мотивационный — с какой целью я опрашиваю учеников? Современная методика не принимает традиционную форму опроса, подразумевающую репродукцию материала. Опрос в современной структуре урока не имеет зафиксированного места, он органично включается в процесс изучения нового материала. Любая деятельность ученика учитывается учителем, поскольку развивающее обучение предполагает тесную связь репродуктивной и поисковой деятельности. Ответ может быть индивитуальным и фронтальным.
Оценки «5» ставится за ответ, обнаруживающий прочное знание произведения, умение привлекать текст для аргументации положений своего ответа и выводов, умение объяснять взаимосвязь событий, поступков, характеров героев, понимание роли художественных средств, хорошее владение литературной речью, логичность высказывания; «4» — то же самое, но может быть 2-3 неточности в ответе; «3» — 4-5 неточностей; «2» — незнание содержания, непонимание сущности поставленного вопроса. ! Спрашивать домашнее задание, иначе не будут делать. Типы домашнего задания: по тексту произведения, по учебнику, предполагающее обращения к дополнительной литературе. Восприятие учащимися литературного произведения и развитие специфических читательских качеств
1) Восприятие как вид духовной деятельности и как основа школьного анализа; 2) Особенности ученика как читателя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.012 с.) |