Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности ученика как читателя

Поиск

Общепсихические периоды развития ученика определены в работах Л.С. Выготского, А. Валона, Л.И. Бажович, В.В. Давыдова. В.Г. Маранцман, опираясь на достижения психологов в этой области, сформировал возрастные периоды читательского восприятия:

1. Начальная школа;

2. 5-6 классы (10-11 лет) — «период наивного реализма». Ребёнок, который думает, что он взрослый. Активны творческие способности. Дети очень эмоциональны. Нужно за один урок менять 5-6 видов деятельности. В этом возрасте любят читать литературу событийную. Читательские эмоции развиты очень сильно. Учащиеся очень категоричны в оценках. Их больше интересует фабула, деталей текста они не замечают. Смысл произведения улавливают на уровне пересказа, оценку дать не могут.

3. 7-8 классы (12-13 лет)«период романтической влюблённости и эротических желаний» «период нравственного самоуглубления, нравственного эгоцентризма». Социально зависимы, но хотят принимать самостоятельных решений. Родители не эталон, ориентируются на мнение сверстников и людей чуть старше. Эмоциональные перепады. Очень уязвимы — нельзя ущемлять их самолюбие. Очень обострённо воспринимают мнение окружающих. Отношение к искусству меняется: осознаётся условность искусства, но отношение к тексту очень личностное и субъективное. На этом этапе книга может помочь разобраться в самих себе. Смысл понимается на уровне рассуджения. Развито воображение. Могут додумывать за автора. Акцент также делается на развитии речи;

4. 9-11 класс (14-16 лет) — «я и мир». Формируется мировоззрение. Период открытия «я». Интересуют вопросы не только нравственные, но и социальные и эстетические. Менее эмоциональны. В восприятии выходят на концептуальный уровень, иногда наблюдается раздвоенность в оценке: для себя и для учителя. Требовательны к учителю.

Высокая культура анализа, тактичность, умение щадить юношеское самолюбие и желание пробудить или поддержать интерес к предмету — желаемые качества учителя.

Все периоды развития не могут рассматриваться как фатально заданные. В зависимости от социального статуса, от индивидуальных особенностей учащихся развитие читательских качеств может происходить ускоренно или замедленно. Однако миновать содержание того или иного периода невозможно.

 

Вывод. Знание возрастных особенностей помогает учителю грамотно организовать работу над произведением. Методика управляет восприятием. Опираясь на сильные стороны, мы развиваем наименее активные сферы восприятия, обеспечивая тем самым литературное развитие. В основе анализа должна лежать концепция более сложная, чем первичное читательское восприятие.

 

Задания на сферы восприятия:

1. Эмоции: читательские и авторские.

2. Воображение: творческое и воссоздающее.

3. Вопрос на смысл: пересказ, рассуждение, концепция.

4. Осмысление формы: деталь и композиция.

 

кл. эмоции воображение смысл форма
Чит Авт Воссозд Творч Пересказ Рассуждение Концепция Деталь Композиция
5-6 +   +   +        
7-8 +     +   +   ± ±
9-11 + + ± ±     + ± ±

 

Пример. «Песнь о вещем Олеге».

1. Концепция текста.

2. Вопросы:

в чём причина смерти князя Олега?

что поразило/взволновало в произведении?

почему Пушкин в начале называет Олега «вещим», а потом — «могучим»?

как вы представляете себе прощание князя Олега с конём?

каким вы видите Олега на могиле коня? (чувства)

почему рука князя названа «прощальной»?

роль последней строфы произведения?

 

 

Содержание и этапы литературного образования

 

УМК: программа, учебник, методические рекомендации для учителя, может быть рабочая тетрадь для школьников.

Содержание и структура курса определяется программой, где изложены основные цели, задачи, принципы построения и отбора материала. Учитель должен знать содержание программы, чтобы свободно ориентироваться в учебном процессе и обеспечить ученику системные знания. Учитель не должен допускать произвола при выборе произведений. Программ много, но в некоторых произведения классиков предлагаются без учёта особенностей творческой эволюции писателей. Большинство программ декларируют принцип вариативности, но не все предлагают критерии для выбора. В центре внимания авторов всех программ — ученик, его возрастные особенности.

В Омске пользуются программами Т.Ф. Курдюновой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина (19 гимназия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.005 с.)