Программа под ред. В.Г. Маранцмана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа под ред. В.Г. Маранцмана



В основе программы лежат 4 принципа, определяющие её структуру:

1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста;

2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе развития;

3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения и системного взгляда на литературное произведение и на жизнь;

4. Ориентация программы на психологию поколения, на социальные потребности времени.

Цель литературного образования — «эмоциональное присвоение и интеллектуальное освоение гуманистического потенциала искусства, освоение эстетических и психологических способов общения человека с искусством».

5-6 классы: основная задача — формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения писателя.

7-8 классы: открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. На первый план выходит теория литературы и нравственно-эстетические категории. Они изучаются на уровне конкретного текста и ближайшего контекста.

9-11 классы: изучение литературы на историко-литературной основе, чтобы увидеть развитие литературы в системе.

Текст — текст и ближайший литературный контекст — текст и контекст культуры и искусства.

Программа оговаривает круг произведения для внеклассного чтения.

Теория литературы не доминирует, а сопряжена с изучением конкретных произведений. Программа предполагает последовательность освоения теоретико-литературных понятий. Путь их освоения — индукция: от элементов до общих понятий.

Особое внимание уделяется собственно литературному творчеству учащихся, с усложнением видов деятельности учеников:

5 класс: создание текстов по аналогиям.

6 класс: ориентация на собственное осмысление явлений жизни и искусства.

7 класс: вводятся жанры дневника, исповеди, письма.

8 класс: создание текстов разных жанров. Эссе, заметки. Сопоставление художественных текстов с другими видами искусства.

9-11 классы: преобладает роль сочинений на историко-литературные темы. Приветствуется синтез искусств.

Во всех сферах литературного образования: чтение текста, анализ текста, внеклассное чтение, изучение теоретико-литературных понятий — авторы программы стремятся избежать на разных ступенях развития ученика аналогичных видов деятельности и таким образом стимулировать поступательное развитие ученика.

В каждом классе выделяются следующие проблемы:

5 класс — движение времени (времена года, жизни, истории);

6 класс — человек и его поступок;

7 класс — в поисках смысла жизни;

8 класс — герой и время;

9-11 классы — литературный процесс.

Прописаны основные умения и навыки для каждого возрастного периода. Даны задания, как определить уровень литературного развития.

 

Нужно, чтобы текст был включён в систему образовательных координат и этико-эстетических ценностей писателя.

В программе обязательно должны быть:

образовательная концепция курса;

учтены возрастные особенности учащихся;

соблюдён принцип усложнения эстетической деятельности школьников при переходе от одного к другому образовательному этапу;

! учтена эволюция художественного мира автора.

 

 

Роль учебника в системе

литературного образования школьников

 

В настоящее время проходят круглые столы по вопросу о роли и месте учебника в системе образования школьников. Обсуждают этот вопрос издатели, психологи, литературоведы…

Основная коммуникативная цель учебника – это «изменение картины мира в сознании реципиента». Поэтому все компоненты учебника должны способствовать этому процессу.

Учебник создаётся и для учителя, и для ученика. Для ученика — как один из источников знаний. Для учителя — в качестве руководства в организации процесса изучения его материалов школьниками.

Этапы работы над материалами учебника:

1. Рассмотреть содержание и структуру учебника, прочитать вводную статью; как представлена биография писателя; литературоведческие материалы; теория литературы; иллюстрации, хронологические таблицы, задания?

2. Какие концептуальные для изучаемого произведения проблемы реализовались в этих материалах?

3. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели, или четыре специальные компетенции, плюс общие компетенции.

4. Продумать способы методической интерпретации материалов учебника.

5. Определить место изучаемой темы в системе всего курса (в системе образовательной и ценностно-смысловых координат ребёнка и автора).

6. Выявить трудности для учащихся, сопряжённые с индивидуальными и возрастными особенностями ученика.

Однако учитель не должен ограничиваться только учебником. Другие источники: слово учителя, справочная литература и т.п.

Таким образом, учебник побуждает к самостоятельной творческой деятельности и учителя, и ученика и развивает критическое мышление.

Виды текстов учебника:

1. Основной: литературоведческая концепция, информация, которая раскрывает проблематику данного произведения.

2. Дополнительный: углубляет, уточняет знания учащихся (выдержки из статей, литературоведческих работ, воспоминания о писателе, выдержки из дневников).

3. Пояснительный: словарно-справочный аппарат (терминологический аппарат, подстрочный комментарий).

При определении стратегий и тактик урока необходимо совмещать работу с разными видами текстов.

Внетекстовые компоненты учебника: вопросы, задания, иллюстрация.

В работе с вопросами и заданиями учитель решает следующие задачи:

выяснить, каковы цель и задачи этих вопросов;

каковы приблизительно ответы на эти вопросы;

степень сложности заданий и степень подготовленности учеников к выполнению этих заданий/ответам на эти вопросы;

форма выполнения задания (устная/письменная);

на каком этапе урока выполняется задание, сколько отводится времени;

необходимость замены имеющихся вопросов/заданий другими.

Типы вопросов и заданий:

Вопросы, активизирующие все сферы восприятия;

Вопросы на обобщение материала, на сравнение, оценку;

Вопросы, предполагающие воспроизведение знаний.

Методика работы с иллюстрациями:

1. Соотнесённость текста с иллюстративным материалом;

2. Понять, какую информацию об изучаемом тексте можно получить из иллюстрации;

3. Сравнить ряд иллюстраций;

4. Возможность по иллюстрации определить характер героя;

5. Определить назначение тех или иных компонентов иллюстрации;

6. Объяснить причины, обусловившие изображение предметов/пейзажа/интерьера/детали и т.п.;

 

Среднее звено: учебники-хрестоматии (в них есть ещё и тексты).

Старшие классы: только учебники/учебные пособия.

Для учителя — методические рекомендации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.012 с.)