Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа под ред. В.Г. МаранцманаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В основе программы лежат 4 принципа, определяющие её структуру: 1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста; 2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе развития; 3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения и системного взгляда на литературное произведение и на жизнь; 4. Ориентация программы на психологию поколения, на социальные потребности времени. Цель литературного образования — «эмоциональное присвоение и интеллектуальное освоение гуманистического потенциала искусства, освоение эстетических и психологических способов общения человека с искусством». 5-6 классы: основная задача — формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения писателя. 7-8 классы: открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. На первый план выходит теория литературы и нравственно-эстетические категории. Они изучаются на уровне конкретного текста и ближайшего контекста. 9-11 классы: изучение литературы на историко-литературной основе, чтобы увидеть развитие литературы в системе. Текст — текст и ближайший литературный контекст — текст и контекст культуры и искусства. Программа оговаривает круг произведения для внеклассного чтения. Теория литературы не доминирует, а сопряжена с изучением конкретных произведений. Программа предполагает последовательность освоения теоретико-литературных понятий. Путь их освоения — индукция: от элементов до общих понятий. Особое внимание уделяется собственно литературному творчеству учащихся, с усложнением видов деятельности учеников: 5 класс: создание текстов по аналогиям. 6 класс: ориентация на собственное осмысление явлений жизни и искусства. 7 класс: вводятся жанры дневника, исповеди, письма. 8 класс: создание текстов разных жанров. Эссе, заметки. Сопоставление художественных текстов с другими видами искусства. 9-11 классы: преобладает роль сочинений на историко-литературные темы. Приветствуется синтез искусств. Во всех сферах литературного образования: чтение текста, анализ текста, внеклассное чтение, изучение теоретико-литературных понятий — авторы программы стремятся избежать на разных ступенях развития ученика аналогичных видов деятельности и таким образом стимулировать поступательное развитие ученика. В каждом классе выделяются следующие проблемы: 5 класс — движение времени (времена года, жизни, истории); 6 класс — человек и его поступок; 7 класс — в поисках смысла жизни; 8 класс — герой и время; 9-11 классы — литературный процесс. Прописаны основные умения и навыки для каждого возрастного периода. Даны задания, как определить уровень литературного развития.
Нужно, чтобы текст был включён в систему образовательных координат и этико-эстетических ценностей писателя. В программе обязательно должны быть: образовательная концепция курса; учтены возрастные особенности учащихся; соблюдён принцип усложнения эстетической деятельности школьников при переходе от одного к другому образовательному этапу; ! учтена эволюция художественного мира автора.
Роль учебника в системе литературного образования школьников
В настоящее время проходят круглые столы по вопросу о роли и месте учебника в системе образования школьников. Обсуждают этот вопрос издатели, психологи, литературоведы… Основная коммуникативная цель учебника – это «изменение картины мира в сознании реципиента». Поэтому все компоненты учебника должны способствовать этому процессу. Учебник создаётся и для учителя, и для ученика. Для ученика — как один из источников знаний. Для учителя — в качестве руководства в организации процесса изучения его материалов школьниками. Этапы работы над материалами учебника: 1. Рассмотреть содержание и структуру учебника, прочитать вводную статью; как представлена биография писателя; литературоведческие материалы; теория литературы; иллюстрации, хронологические таблицы, задания? 2. Какие концептуальные для изучаемого произведения проблемы реализовались в этих материалах? 3. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели, или четыре специальные компетенции, плюс общие компетенции. 4. Продумать способы методической интерпретации материалов учебника. 5. Определить место изучаемой темы в системе всего курса (в системе образовательной и ценностно-смысловых координат ребёнка и автора). 6. Выявить трудности для учащихся, сопряжённые с индивидуальными и возрастными особенностями ученика. Однако учитель не должен ограничиваться только учебником. Другие источники: слово учителя, справочная литература и т.п. Таким образом, учебник побуждает к самостоятельной творческой деятельности и учителя, и ученика и развивает критическое мышление. Виды текстов учебника: 1. Основной: литературоведческая концепция, информация, которая раскрывает проблематику данного произведения. 2. Дополнительный: углубляет, уточняет знания учащихся (выдержки из статей, литературоведческих работ, воспоминания о писателе, выдержки из дневников). 3. Пояснительный: словарно-справочный аппарат (терминологический аппарат, подстрочный комментарий). При определении стратегий и тактик урока необходимо совмещать работу с разными видами текстов. Внетекстовые компоненты учебника: вопросы, задания, иллюстрация. В работе с вопросами и заданиями учитель решает следующие задачи: выяснить, каковы цель и задачи этих вопросов; каковы приблизительно ответы на эти вопросы; степень сложности заданий и степень подготовленности учеников к выполнению этих заданий/ответам на эти вопросы; форма выполнения задания (устная/письменная); на каком этапе урока выполняется задание, сколько отводится времени; необходимость замены имеющихся вопросов/заданий другими. Типы вопросов и заданий: Вопросы, активизирующие все сферы восприятия; Вопросы на обобщение материала, на сравнение, оценку; Вопросы, предполагающие воспроизведение знаний. Методика работы с иллюстрациями: 1. Соотнесённость текста с иллюстративным материалом; 2. Понять, какую информацию об изучаемом тексте можно получить из иллюстрации; 3. Сравнить ряд иллюстраций; 4. Возможность по иллюстрации определить характер героя; 5. Определить назначение тех или иных компонентов иллюстрации; 6. Объяснить причины, обусловившие изображение предметов/пейзажа/интерьера/детали и т.п.;
Среднее звено: учебники-хрестоматии (в них есть ещё и тексты). Старшие классы: только учебники/учебные пособия. Для учителя — методические рекомендации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.008 с.) |