Особе6нности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особе6нности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий.



 

Действующее законодательство предоставляет право на обжалование в суд действий избирательных комиссий.

В соответствии со ст. 341 ГПК лицо, не согласное с решением избирательной комиссии по вопросам о неправильностях в списке избирателей, а также в случаях предусмотренных законом, может не позднее, чем за 7 дней до выборов обратиться в суд с жалобой. Жалоба направляется по месту деятельности избирательной комиссии. Если законом предусмотрено предварительное обращение с заявлением в избирательную комиссию, а заявителем не выполнено это требование, то судья направляет поступившую жалобу в соответствующую избирательную комиссию.

В ст.ст. 342-343 ГПК закреплены общие требования, предъявляемые к суду применительно к процедуре рассмотрения жалобы, а также вынесения решения по делу.

Рассмотрение жалобы проводится с участием прокурора, заявителя. а также представителя избирательной комиссии. Вместе с тем неявка заявителя и представителя избирательной комиссии не препятствует рассмотрению дела (ст. 342 ГПК).

Решение по делу должно быть мотивированным и содержать в себе мотивировочную часть.

Решение суда вступает в законную силу немедленно, с момента его оглашения и не подлежит обжалованию в кассационном порядке (ст. 343 ГПК).

После вынесения решения суд безотлагательно направляет копию своего постановления в соответствующую избирательную комиссию и сообщает заявителю, а так же лицу, по заявлению которого возбуждено дело.

Некоторые процессуалисты полагают, что отсутствие права на кассационное обжалование и опротестование суда по данной категории дел противоречат ст. 60 Конституции Республики Беларусь, закрепившей право на обжалование судебного постановления. Другие ученые считают, что отсутствие права на кассационное обжалование предопределено ограниченными возможностями во времени.

Основным законом, регулирующим проведение выборов в Республике Беларусь, является Избирательный кодекс Республики Беларусь. В нем, в частности, содержится перечень действий избирательных комиссий, определена процедура проведения выборов Президента Республики Беларусь, выборов членов Совета Республики Национального собрания, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания, подготовки и проведения референдумов.

Установленное в ст. 341 ГПК право на обжалование неправильностей в списках избирателей существовало еще в советский период и относится к судебной защите активного избирательного права, то есть права принимать участие в выборах.

В 90-х годах девятнадцатого столетия в законодательном порядке была предоставлена возможность судебной защиты пассивного права: право на обжалование отказа в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь; на обжалование в отказе регистрации избирательного блока политических партий; кандидатов в депутаты в высший законодательный орган; на отказ в регистрации инициативных групп по проведению референдумов и т.д.

Избирательный кодекс Беларуси не предусматривает права на обжалование решений избирательных комиссий по итогам проведенных выборов, однако такое право может быть защищено в суде посредством прямого применения нормы Конституции о праве каждого на судебную защиту.

По общему правилу Избирательный кодекс предусматривает возможность обжалования в суд решений действий участковых, окружных и избирательных комиссий после предварительного обжалования в вышестоящую избирательную комиссию (ст.37 ИК). Однако решения и действия Центральной избирательной комиссии подлежат обжалованию непосредственно в суд.

В Избирательном кодексе не всегда указываются лица, которые вправе направлять жалобу.

Обычно в качестве таковых выступают лица, в отношении которых вынесено решение избирательными комиссиями.

Однако ст.21 ИК определяет, что жалобы об устранении неточностей и неполноты в избирательных списках могут направить любые граждане, в том числе и в соответствии со ст. ст. 87-88 ГПК.

В то же время, на основании ст.ст. 61 и 114 ИК жалобы на решения ЦИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ о признании выборов Президента Беларуси недействительными, а также на отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдумов и выдвижению кандидатов в президенты вправе заявить лишь кандидаты в президенты, инициативные группы.

Закреплено также право на обжалование решений местных органов власти, образовавших комиссию, по вопросам прекращения полномочий членов комиссии, о материальной компенсации избирательным комиссиям расходов на кандидатов в президенты и депутаты, снявших свою кандидатуру без уважительных причин.

Избирательный кодекс уточняет сроки обращения в суд с жалобой, в зависимости от обстоятельства дела.

Так, жалобы на решения ЦИК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ о признании выборов недействительными направляются в суд в 10-дневный срок, а по делам об обжаловании решений об отказе в регистрации инициативных групп и об отклонении проведения референдума в течение одного месяца (ст.ст.114,116,126 ИК).

В отличие от ст.341 ГПК, которая устанавливает 7 - дневный срок подачи жалобы на неправильности в списках избирателей ИК определяет иные сроки: не позднее 5-ти дней до голосования; 3 дня для обжалования решений о прекращении полномочий члена комиссии, решений об отказе в регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов и об отзыве депутатов и членов Совета Республики, решений об отзыве и отказе в регистрации кандидатов (ст.ст. 32, 65, 68, 79, 101, 132, 134, 138,141, 148, 152 ИК).

При рассмотрении жалоб на решения и действия избирательных комиссий применяются общие правила определения территориальной подсудности (ст. 42 ГПК) в силу которых дело рассматривается по месту расположения избирательных комиссий.

Однако по ряду дел предусмотрена исключительная подсудность.

Так, к компетенции Верховного Суда Республики Беларусь отнесено рассмотрение жалоб на действия и решения ЦИК Республики Беларусь, по вопросам проведения республиканского референдума, а также по выборам Президента, депутатов Палаты представителей и отзыва депутатов Национального собрания Республики Беларусь (ст.ст. 61,65,68, 79, 101,114, 116, 134, 148, 152 ИК).

Областным и Минскому городскому судам подсудны дела о жалобах, на отказ в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума (ст. 65 ИК)

При несоблюдении заявителем предварительного обращения в избирательную комиссию, если это предусмотрено законом, судья направляет жалобу в соответствующую комиссию. Например, при обнаружении неправильностей в списках избирателей заявитель должен первоначально обратиться в участковую комиссию, которая обязана в 2-х дневный срок, а в день накануне выборов или референдума, немедленно рассмотреть дело и устранить ошибки (ст.21 ИК).

Рассмотрение жалоб осуществляется судом с вызовом заявителя и представителя избирательной комиссии, а также с обязательным участием прокурора (ст.342 ГПК).

Неявка в суд надлежаще извещенных сторон не препятствует рассмотрению дела по существу.

Вместе с тем, в ст. 342 ГПК предусмотрен сокращенный срок по делам о жалобах на действия избирательных комиссий: не позднее 5-ти дней с момента подачи жалобы. Однако ст. ст. 21, 36, 61, 65, 68, 101, ИК устанавливают трехдневный срок по рассмотрению жалоб на неправильности в списках избирателей, а также по отказу в регистрации кандидатов в депутаты и президенты.

На основании ст. 343 ГПК решение суда по жалобам на действия избирательных комиссий должно иметь мотивировочную часть. Оно вступает в законную силу немедленно после провозглашения и не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Вместе с тем такие решения судов могут быть предметом обжалования и опротестования в надзорном порядке.

Суд обязан безотлагательно выслать решение в избирательную комиссию, а также уведомить избирателя и иных лиц, если дело возбуждено по их жалобе.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.004 с.)