Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия и бездействия госорганов, юридических лиц и организаций, не являющихся должностными лицами, и должностных лиц, ущемляющих права.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия и бездействия госорганов, юридических лиц и организаций, не являющихся должностными лицами, и должностных лиц, ущемляющих права.



Процессуальные правила рассмотрения и разрешения жалоб на действия и бездействия, ущемляющие права граждан и юридических лиц, закреплены в ст.ст. 353-358 ГПК, а также в нормах материального права.

Важное значение в обеспечении правильного применения законодательства при разрешении судами дел данной категории имеет постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. № 10 “О применении судами процессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалоб на ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов, юридических лиц, иных организаций и должностных лиц”.

В соответствии со ст. 353 ГПК граждане вправе обжаловать в суд неправомерную деятельность государственных органов, юридических лиц, других организаций и должностных лиц, если порядок обжалования не урегулирован специальными нормами права. Например, в особом порядке по правилам уголовного процесса обжалуются действия органов дознания, следствия и прокурора; в особом порядке обжалуются и опротестовываются действия судебного исполнителя (ст. 479 ГПК).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 10 от 17 декабря 2002 г., обжалование деятельности государственных органов и других субъектов правоприменения в сфере администрирования не лишает граждан права на обращение в суд при несогласии с принятым решением.

Жалоба может быть подана гражданином, который считает свои права нарушенными, его представителем, а также прокурором. Граждане вправе обжаловать ненормативные правовые акты. Дела о признании недействительным нормативного правового акта судам неподведомственны.

Граждане вправе обжаловать действия и бездействия органов управления (коллегиальных и единоличных) и должностных лиц.

В частности, могут быть обжалована деятельность республиканских органов управления (Совета Министров, министерств, госкомитетов); местных исполнительных и распорядительных органов, их управлений, отделов, комиссий; государственных органов, не отнесенных к органам управления, Комитета государственного контроля, коллегиальных органов, юридических лиц и организаций.

К должностным лицам, деятельность которых может быть обжалована в суд, относятся: лица, постоянно или временно занимающие должности, связанные с выполнением организационно – распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

В качестве организационно – распорядительных функций понимается деятельность по руководству коллективом, производственной деятельностью, то есть управленческая работа.

К административно – хозяйственным функциям относится деятельность по управлению, хранению, использованию имущества, а также хозяйствование во всех его формах.

Под деятельностью (действиями или бездействиями), ущемляющей права граждан и юридических лиц понимается:

1. незаконное лишение граждан или юридических лиц возможности полностью или частично осуществлять права, предоставленные законодательством;

2. незаконное возложение на них какой – либо обязанности.

 

Так, могут быть обжалованы в суд решения отделов по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов об отказе в установлении фактов нахождения в местах принудительного содержания и назначении надбавки к пенсии; решения местных органов исполнительной власти или администрации юридического лица об отказе в предоставлении жилья в порядке очередности, или во внеочередном порядке; решения ОВИР об отказе в прописке и другие.

Под действиями понимаются:

a. издание правоприменительных актов, которые оформляются документально (приказы, распоряжения, постановления, решения.);

b. поведение, поступки, которые не фиксируются документально (устный отказ, запрет, иные ограничивающие права действия).

 

Бездействие – это невыполнение органом, организацией или должностным лицом соответствующих действий, предписанных законодательством.

Согласно ст.353 ГПК незаконные действия и бездействия должностных лиц и органов военного управления, военнослужащие вправе обжаловать в военный суд.

На основании ст.ст. 5 и 22 Закона Республики Беларусь “О статусе военнослужащих” в военный суд может быть обжалована такая незаконная деятельность воинских должностных лиц и органов военного управления, которые основаны на властных полномочиях командиров по отношению к подчиненному, связанные с прохождением военной службы и определением служебно-правового положения военнослужащих: о назначениях на должности, перемещениях, о присвоении и лишении воинских званий, о представлении отпусков, наложении взысканий и другие.

Однако требования военнослужащих о восстановлении на службе,, изменении оснований увольнения, о предоставлении денежного и вещевого довольствия и другие споры, содержащие материально-правовые требования, подлежат рассмотрению в исковом порядке.

Жалобы военнослужащих по поводу незаконной деятельности госорганов, организаций и должностных лиц, не вытекающие из воинских правоотношений подсудны районным судам.

В ст. 358 ГПК констатировано, что юридические лица вправе обжаловать в суд неправомерную деятельность, ущемляющую их права, только в случаях, прямо указанных в законе.

Например, в силу ст.34 Закона Республики Беларусь “О политических партиях” письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь политической партии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. На основании ст. 28 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях” письменное предупреждение, вынесенное руководящему органу международного или республиканского общественного объединения, эти организации вправе обжаловать в Верховный Суд Республики Беларусь, а предупреждения в отношении руководящего органа местного общественного объединения, - в областной, Минский городской суды по месту нахождения руководствующего органа этого общественного объединения.

В ч.1 ст.353 ГПК содержится оговорка, согласно которой гражданин вправе обратиться в суд с жалобой на неправомерную деятельность, кроме случаев, когда законодательством разрешение отдельных жалоб отнесено к компетенции иных, несудебных органов.

Вместе с тем, Конституционный суд Республики Беларусь в Заключении от 24 июня 1998 г. “О соответствии Конституции Республики Беларусь ст.267 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ”, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. №7 “О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий ” указал, что суды должны принимать к своему производству жалобы на неправомерную деятельность, ущемляющую права, и в случаях, если предусмотрен несудебный порядок их рассмотрения.

В подобных ситуациях суды должны руководствоваться ст.ст. 60 и 137 Конституции.

По общему правилу жалобы на неправомерную деятельность подаются в суд после обжалования действия или бездействия в вышестоящий орган или должностному лицу.

Предварительное рассмотрение жалобы в административном порядке производится с соблюдением действующего законодательства.

Дела данной категории, главным образом, подсудны районным (городским) судам.

В жалобе должны содержаться все реквизиты в соответствии со ст. ст. 109 и 340 ГПК. К жалобе прилагается копия ответа по результатам ее разрешения в административном порядке.

В частности в жалобе указывается: какое действие или бездействие обжалуется; сведения об обращении в административном порядке и результатах рассмотрения жалоб; в чем выражается несогласие заявителя, какими доказательствами руководствуется заявитель и др.

Заявитель вправе обратиться в суд в течении одного месяца с момента получения отказа по административной линии об удовлетворении требования (ст. 355 ГПК).

Пропущенный заявителем процессуальный срок на обращение в суд может быть восстановлен при наличии уважительных причин. В случае признания причин пропуска срока неуважительными, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Жалобы рассматриваются с извещением заявителя и органа, организации или должностного лица чьи действия обжалуются. Кроме того, в соответствии с Приказом №3 от31 марта 1995г. Генерального прокурора Республики Беларусь “О повышении эффективности прокурорского надзора за соответствием закону судебных решений по гражданским делам” по всем делам этой категории обязательно участие прокурора.

Суд вправе признать обязательной явку сторон по делу. Об этом делается отметка на извещении. При неявке без уважительных причин стороны в таких случаях суд может применить судебный штраф в соответствии со ст.ст. 170 – 171 ГПК

По результатам рассмотрения жалобы суд принимает одно из следующих решений:

- Удостоверившись в обоснованности жалобы, суд возлагает обязанность на государственный орган, организацию или должностное лицо устранить допущенное нарушение;

- Установив, что действия или бездействия госорганов, организаций, должностных лиц соответствуют законодательству и совершены в пределах их компетенции, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда в трехдневный срок направляется руководителю государственного органа, юридического лица, организации, должностному лицу либо в орган военного управления, действия которых обжалованы, либо в вышестоящую инстанцию.

Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю в месячный срок (ст. 357 ГПК)

При неисполнении в установленный срок решения суда юридическим лицом на это лицо может быть наложен судебный штраф в размере до 1000 базовых величин, а на гражданина до 200 базовых величин. Кроме этого, к нарушителям могут применяться иные меры, предусмотренные ст. 537 ГПК .



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.005 с.)