Действия, приравненные к нотариальным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия, приравненные к нотариальным



Как известно, современное гражданское законодательство Российской Федерации использует такой институт, как действия, приравненные к нотариальным. Так, ст. 185 ГК РФ предусматривает, что к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединений, учреждений или заведений;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной, может быть удостоверена также организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Доверенность на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета, адресованной ему корреспонденции в организациях связи, а также на совершение от имени гражданина иных сделок, указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть удостоверена соответствующими банком или организацией связи. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.

В этом случае в Основах законодательства о нотариате должен быть урегулирован ряд моментов, к наиболее важным из которых можно отнести следующие:

1) определение видов муниципальных образований, в которых будет допускаться совершение действий, приравниваемых к нотариальным, а также четкое наименование должностных лиц, наделяемых таким правом. Полагаем, что, как и в случае наделения органов местного самоуправления полномочием на совершение нотариальных действий, полномочием по совершению действий, приравненных к нотариальным, должны наделяться только главы сельских поселений. Перечень сельских поселений, главы которых вправе удостоверять и свидетельствовать документы, должен также обязательно устанавливаться законом субъекта Российской Федерации с учетом предложений нотариальной палаты субъекта Российской Федерации;

2) перечень условий совершения действий, приравниваемых к нотариальным:

- недоступность нотариуса для граждан сельских поселений вследствие ограничения последних в перемещении по болезни, старости, необходимости ухода за больными, престарелыми, малолетними или в связи с иными обстоятельствами, ограничивающими для них доступ к услугам нотариуса;

- письменное заявление жителей соответствующего сельского поселения;

3) определение видов действий, приравниваемых к нотариальным, полномочием на совершение которых могут наделяться органы местного самоуправления:

· свидетельствование подлинности подписи на документах;

· свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

· удостоверение завещаний, кроме закрытых;

· удостоверение доверенностей.

4) определение порядка совершения и оплаты (при необходимости) действий, приравниваемых к нотариальным.

Разумно, чтобы все указанные действия совершались главами сельских поселений безвозмездно. Что касается порядка удостоверения и свидетельствования главами сельских поселений документов, приравниваемых к нотариально удостоверенным, а также порядка выдачи дубликатов указанных документов в случае их утраты, то он должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата.

Компетенция органов юстиции в сфере нотариата.

Министерство юстиции РФ и нотариат

Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в подведомственной ему сфере, в том числе и в сфере нотариата.

Минюст утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) и нотариат

Федеральная регистрационная служба (ФРС, Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе
функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

Одной из основных задач Росрегистрации является осуществление контроля и надзора в сфере нотариата.

Росрегистрация осуществляет в сфере нотариата следующие полномочия:

· открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

· наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;

· организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

· удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

· осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

· определяет совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;

· ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

· осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

При Росрегистрации образуется апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности

ФРС также проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

ФРС представляет в Минюст России информацию о применении законодательства Российской Федерации о нотариате;

Отдел по контролю в сфере нотариата Федеральной регистрационной службы и нотариат

Отдел является структурным подразделением Управления по контролю в сфере адвокатуры и нотариата Федеральной регистрационной службы.
Основная задача отдела – обеспечение осуществления Росрегистрацией правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) в установленном порядке принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере нотариата;

2) ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

3) готовит предложения по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

4) участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

5) организует работу апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

6) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Росрегистрации в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

7) готовит аналитические, информационные, методические, справочные и иные материалы по вопросам нотариата;

8) осуществляет взаимодействие с нотариальным сообществом;

9) рассматривает обращения государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

Территориальное управление Федеральной регистрационной службы и нотариат

Одной из основных задач территориального управления Росрегистрации является осуществление контроля и надзора в сфере нотариата.
Территориальное управление Росрегистрации наделено следующими полномочиями в сфере нотариата:

· по поручению Федеральной регистрационной службы открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

· осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

· организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

· ведет реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации устанавливает нотариальный округ (территорию деятельности нотариуса);

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте Российской Федерации.

Также управление проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, предназначенных для использования за границей, и удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы других государств;

Начальник управления Росрегистрации – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) Российской Федерации в установленном порядке назначает на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе; наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата территориального управления Федеральной регистрационной службы
(полномочия в части нотариата)

Основной задачей отдела является осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата.

Отдел осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- выдает лицензии на право нотариальной деятельности, ведет реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

- совместно с нотариальной палатой образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

- совместно с нотариальной палатой наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса;

- совместно с нотариальной палатой образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности; организует и обеспечивает работу комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов;

- совместно с нотариальной палатой в установленном порядке представляет предложения об изменении территории деятельности нотариуса;

- совместно с нотариальной палатой в установленном порядке представляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе;

- совместно с нотариальной палатой учреждает и ликвидирует должности нотариусов;

- в установленном порядке проставляет апостиль на официальных документах, предназначенных для использования за границей;

- обеспечивает исполнение международных обязательств Российской Федерации в части истребования с территории государств-членов СНГ, стран Балтии и Российской Федерации копий наследственных дел и материалов по ним;

- рассматривает обращения граждан, должностных лиц и организаций, в том числе на действия нотариусов или лиц, их замещающих;

- обеспечивает участие в судах в случае обжалования нотариальных действий, совершенных нотариусами государственных нотариальных контор, или признания их недействительными.

11).Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Фе­деральная нотариальная палата как органы нотариального само­управления, их структура и полномочия.

Организация и деятельность Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ обозначены в гл. VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 24–32).

Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты: осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Высший орган Федеральной нотариальной палаты – собрание представителей нотариальных палат. Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений.

Правомочия нотариальной палаты:

· представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

· организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

· возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

· организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Высший орган нотариальной палаты – собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса – правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления и президента регламентируются уставом нотариальной палаты.

12).Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. На­деление нотариуса полномочиями. Нотариальный округ.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2009 года №430

Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса

2. Решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальный орган) по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) в рамках установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа.

3. Приказом территориального органа об учреждении или ликвидации должностей нотариусов в соответствии с частью второй статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате учреждаются или ликвидируются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Приказ территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса издается в пятнадцатидневный срок после:

а) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

б) издания территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

С этой целью территориальным органом или нотариальной палатой незамедлительно инициируется принятие решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса.

5. Решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса.

Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта Российской Федерации государственной нотариальной конторы. Приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. При наступлении обстоятельства, указанного в подпункте "б" пункта 4 настоящего Порядка, принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой, которое оформляется приказом территориального органа.

7. В приказе территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса указываются:

основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса;

наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.

На­деление нотариуса полномочиями

На должность нотариуса в РФ назначается в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате, гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

– осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу;

– ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

– по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции рФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Должности нотариуса учреждаются и ликвидируются совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты в каждом нотариальном округе отдельно. Таким же решением устанавливается и их число. В случае возникновения разногласий при решении таких вопросов окончательное решение принимается Министерством юстиции РФ.

Решение о количестве должностей нотариусов принимается с учетом реальной потребности населения в нотариальных услугах и может быть увеличено или сокращено в зависимости от изменения численности населения в конкретном нотариальном округе или потребности в таких услугах. При определении количества должностей нотариусов принимается во внимание численность населения в данном нотариальном округе, но обязательно учитывается и количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом за определенный отрезок времени. В случае, если потребность населения в нотариальных услугах сокращается, орган юстиции вправе по согласованию с нотариальной палатой региона принять решение о сокращении должностей нотариусов, так же как и увеличить при возникшей необходимости.

Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию.

Целью конкурса является отбор на должность нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты. К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Наделение нотариуса полномочиями осуществляется путем назначения его на вакантную должность и оформляется приказом органа юстиции. При этом назначение нотариуса государственным или частным зависит от наличия вакансий, так как в каждом нотариальном округе имеется определенное количество должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Статья 13. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса)

Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.

Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.

Территория деятельности нотариуса может быть изменена в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящих Основ.

Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

Все нотариальные действия, совершаемые в соответствии с законодательством

13).Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на долж­ность нотариуса. Стажировка в нотариальной конторе. Квалифи­кационная и апелляционная комиссии.

Требования к лицам, претендующим на право занятия нотариальной деятельностью

В соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном данными Основами: (1) гражданин РФ, (2) имеющий высшее юридическое образование, (3) прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, (4) сдавший квалификационный экзамен, (5) имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Рассмотрим всю указанную последовательность юридических действий, необходимых для получения правового статуса нотариуса.

Гражданство РФ. Требование гражданства РФ объясняется особым статусом нотариуса, публично-правовым характером нотариальной деятельности. По смыслу Основ недопустимым для нотариуса является и наличие двойного гражданства.

Высшее юридическое образование. Нотариальная деятельность имеет разносторонний характер и при этом не знает какой-либо предметной специализации. Поэтому наличие высшего юридического образования предполагает у соискателя должности нотариуса определенного уровня подготовки.

 

Срок указанной стажировки по общему правилу не может быть менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Порядок прохождения стажировки в настоящее время регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. N 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса».

1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее – Порядок), утвержден в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.

2. Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции РФ и нотариальной палатой субъекта РФ. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.

3. Лицо допускается к стажировке, если оно:

является гражданином РФ;

имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца, либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;

обладает необходимым уровнем подготовки.

Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен.

4. Не менее чем за два месяца до даты проведения экзамена в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты вывешиваются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:

требования, предъявляемые к кандидатам на должность стажера нотариуса;

количество должностей стажеров;

сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для сдачи экзамена;

дата, время, место и порядок проведения экзамена;

перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты;

кандидатуры руководителей стажировки;

дата начала стажировки.

5. Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

6. Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, решают вопрос о необходимости создания комиссии, на которую может быть возложен прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также другие функции по организации стажировки.

7. Заявление о допуске к экзамену по форме, установленной органом юстиции, подается лицом, желающим пройти стажировку у нотариуса, не менее чем за месяц до даты проведения экзамена. При подаче заявления предъявляются подлинники и предоставляются копии:

документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство РФ;

документа государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, либо документа о высшем юридическом образовании, полученном в другом государстве и признанном в Российской Федерации в установленном порядке;

документа, подтверждающего стаж работы (трудовой книжки), – при наличии трудового стажа.

Заверенные копии формируются в личное дело экзаменуемого, а подлинники возвращаются заявителю в день их представления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.085 с.)