Статья 1. Нотариат в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации



Статья 1. Нотариат в Российской Федерации

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

 

Нотариальная деятельность представляет собой урегулированную нормами нотариального права профессиональную непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемую путем совершения в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Принципами нотариальной деятельности являются закрепленные законодательством основополагающие начала, основные идеи, на которых базируются нотариальные действия, строится поведение субъектов нотариального права в процессе этого производства.

Первый принцип нотариальной деятельности — принцип законности. Всеобщий и межотраслевой принцип законности относительно нотариальной деятельности выражен в ст. 1 Основ законодательства о нотариате: в Российской Федерации защита нотариатом прав и законных интересов граждан и юридических лиц обеспечивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Принцип законности нотариальной деятельности предполагает точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований законов всеми субъектами нотариального права.

Второй принцип нотариальной деятельности — это ее пределы. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется нотариусами исключительно в рамках, установленных законодательством. Нотариусы и иные уполномоченные должностные лица вправе совершать только те нотариальные действия, которые закреплены в Основах законодательства о нотариате и других законодательных актах.

Третий принцип нотариальной деятельности — осуществление ее специальными субъектами — нотариусами и уполномоченными должностными лицами.

В соответствии со ст. 1 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают уполномоченные на это должностные лица органов исполнительной власти. Они уполномочены совершать нотариальные действия, перечень которых содержит ст. 37 Основ.

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств имеют право совершать уполномоченные на это должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.

Четвертый принцип осуществления нотариальной деятельности — независимость и беспристрастность при ее осуществлении.

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.

Принцип независимости и беспристрастности нотариальной деятельности означает, что при нотариальном действии нотариус всесторонне, объективно и основательно, без какого-либо предпочтения одной из сторон, разъясняет обратившимся к нему лицам их права, обязанности, суть и последствия совершенного действия.

Пятый принцип — принцип равенства перед законом при осуществлении нотариальной деятельности.

Ни имущественное и должностное положение, ни пол, ни расовая и национальная принадлежность, ни образование, ни язык, ни отношение к религии, ни место жительства, ни убеждения и принадлежность к общественным объединениям, ни другие обстоятельства не создают никаких привилегий или оснований для дискриминации ни одному лицу, обращающемуся к нотариусу за совершением нотариального действия.

Все субъекты нотариального права, занимающие в нотариальном производстве одинаковое процессуальное положение, равны перед законом и обладают равными возможностями пользоваться предусмотренными законом правами и исполнять возложенные на них обязанности. Законодательством закреплен равный статус нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой.

Принцип равенства перед законом не исключает возможности закрепления в законе некоторых дополнительных гарантий прав отдельных категорий граждан, которые в этом нуждаются, например льгот по оплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Шестой принцип нотариальной деятельности предполагает возможность совершения нотариальных действий исключительно в сфере бесспорной юрисдикции.

Право, защита которого осуществляется путем нотариального действия, должно обладать бесспорным характером, т.е. не оспариваться другими лицами. Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против нотариальных действий.

Седьмой принцип — публичность нотариальной деятельности, осуществление ее от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ).

Совершение нотариальных действий от имени государства — Российской Федерации — обусловлено тем, что на нотариат возложены властные полномочия по исполнению одной из функций государства — защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Одиннадцатый принцип нотариальной деятельности — осуществление ее в соответствии не только с законодательными, но и с моральными и нравственными нормами, действующими в обществе.

В соответствии со ст. 14 Основ при первом назначении на должность нотариус приносит присягу, в которой клянется исполнять обязанности нотариуса в соответствии не только с законом, но и с совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку.

Принципы нотариальной деятельности дополняют друг друга и должны неукоснительно соблюдаться при нотариальных действиях нотариусами и должностными лицами, уполномоченными на совершение нотариальных действий.

ЛАТИНСКИЙ НОТАРИАТ

Традиционным (классическим) типом нотариата является латинская его модель, называемая Латинским нотариатом.

На международной арене Латинский нотариат представлен Международным союзом нотариата (МСН), а в свыше 70-и государствах мира - их национальными нотариатами, входящими как полноправные члены в этот Союз.

В России Латинский нотариат традиционно называется небюджетным нотариатом и представлен Федеральной нотариальной палатой,а следовательно, и нотариальными палатами субъектов РФ и их членами - нотариусами, занимающимися частной практикой.
Бывший советский нотариат и ныне еще сохранившиеся немногочисленные нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, не относятся к Латинскому нотариату.

Российский небюджетный нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в Международный союз нотариата 27 мая 1995 года. (Тогда союз назывался Международный союз латинского нотариата).

Латинский нотариат базируется на традиции римского права. В странах, входящих в МСН, в том числе в России, действует континентальная (романо-германская) правовая система, с ее приоритетом письменного доказательства, а нотариально оформленные документы обладают публичным признанием и повышенной доказательственной силой. При этом в большинстве стран латинского нотариата акты нотариусов зачастую имеют исполнительную силу.

Важным понятием латинского нотариата является аутентичность акта, ведь оно апеллирует к фундаментальным категориям "Подлинность" и "Вера".

Латинский нотариат не является частью административной системы, а осуществляет охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц по особому полномочию государства. Юридические гарантии и безопасность, предоставляемые нотариальными процедурами, не являются лишними формальностями и барьерами в гражданском и коммерческом обороте, а наоборот, делают эти отношения защищенными и предсказуемыми.

Министерство юстиции РФ и нотариат

Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в подведомственной ему сфере, в том числе и в сфере нотариата.

Минюст утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате.

Отдел по контролю в сфере нотариата Федеральной регистрационной службы и нотариат

Отдел является структурным подразделением Управления по контролю в сфере адвокатуры и нотариата Федеральной регистрационной службы.
Основная задача отдела – обеспечение осуществления Росрегистрацией правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) в установленном порядке принимает участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в сфере нотариата;

2) ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

3) готовит предложения по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

4) участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

5) организует работу апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;

6) участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Росрегистрации в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

7) готовит аналитические, информационные, методические, справочные и иные материалы по вопросам нотариата;

8) осуществляет взаимодействие с нотариальным сообществом;

9) рассматривает обращения государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

Территориальное управление Федеральной регистрационной службы и нотариат

Одной из основных задач территориального управления Росрегистрации является осуществление контроля и надзора в сфере нотариата.
Территориальное управление Росрегистрации наделено следующими полномочиями в сфере нотариата:

· по поручению Федеральной регистрационной службы открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

· осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

· организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

· ведет реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации устанавливает нотариальный округ (территорию деятельности нотариуса);

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе;

· совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте Российской Федерации.

Также управление проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, предназначенных для использования за границей, и удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы других государств;

Начальник управления Росрегистрации – главный государственный регистратор субъекта (субъектов) Российской Федерации в установленном порядке назначает на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе; наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Отдел контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата территориального управления Федеральной регистрационной службы
(полномочия в части нотариата)

Основной задачей отдела является осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата.

Отдел осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- выдает лицензии на право нотариальной деятельности, ведет реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

- совместно с нотариальной палатой образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

- совместно с нотариальной палатой наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса;

- совместно с нотариальной палатой образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности; организует и обеспечивает работу комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов;

- совместно с нотариальной палатой в установленном порядке представляет предложения об изменении территории деятельности нотариуса;

- совместно с нотариальной палатой в установленном порядке представляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе;

- совместно с нотариальной палатой учреждает и ликвидирует должности нотариусов;

- в установленном порядке проставляет апостиль на официальных документах, предназначенных для использования за границей;

- обеспечивает исполнение международных обязательств Российской Федерации в части истребования с территории государств-членов СНГ, стран Балтии и Российской Федерации копий наследственных дел и материалов по ним;

- рассматривает обращения граждан, должностных лиц и организаций, в том числе на действия нотариусов или лиц, их замещающих;

- обеспечивает участие в судах в случае обжалования нотариальных действий, совершенных нотариусами государственных нотариальных контор, или признания их недействительными.

11).Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Фе­деральная нотариальная палата как органы нотариального само­управления, их структура и полномочия.

Организация и деятельность Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ обозначены в гл. VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 24–32).

Федеральная нотариальная палата – высшее звено системы нотариата, представляющее собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Полномочия Федеральной нотариальной палаты: осуществляет координацию деятельности нотариальных палат; представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

Высший орган Федеральной нотариальной палаты – собрание представителей нотариальных палат. Руководят палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты образуются в субъектах РФ и представляют собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Они создаются в каждом субъекте РФ и организуют свою деятельность на началах самоуправления.

Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий. Устав палаты принимается собранием членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественныхобъединений.

Правомочия нотариальной палаты:

· представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

· организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

· возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

· организует страхование нотариальной деятельности. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.

Высший орган нотариальной палаты – собрание членов нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса – правом совещательного голоса.

Руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления и президента регламентируются уставом нотариальной палаты.

12).Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. На­деление нотариуса полномочиями. Нотариальный округ.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 декабря 2009 года №430

Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса

2. Решение об учреждении и ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - территориальный орган) по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации (далее - нотариальная палата) в рамках установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Решение об учреждении или ликвидации должности нотариуса оформляется приказом территориального органа.

3. Приказом территориального органа об учреждении или ликвидации должностей нотариусов в соответствии с частью второй статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате учреждаются или ликвидируются должности нотариусов, занимающихся частной практикой, и (или) нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Приказ территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса издается в пятнадцатидневный срок после:

а) принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении количества должностей нотариусов в нотариальном округе;

б) издания территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в установленном порядке приказа о переводе нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.

С этой целью территориальным органом или нотариальной палатой незамедлительно инициируется принятие решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса.

5. Решение о ликвидации должности нотариуса может быть принято только в отношении вакантной должности нотариуса.

Решение об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе возможно только при наличии на территории субъекта Российской Федерации государственной нотариальной конторы. Приказ об учреждении должности нотариуса в государственной нотариальной конторе должен быть согласован с органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. При наступлении обстоятельства, указанного в подпункте "б" пункта 4 настоящего Порядка, принимается решение о ликвидации должности нотариуса в государственной нотариальной конторе и об учреждении должности нотариуса, занимающегося частной практикой, которое оформляется приказом территориального органа.

7. В приказе территориального органа об учреждении или ликвидации должности нотариуса указываются:

основание принятия решения об учреждении или ликвидации должности нотариуса;

наименование нотариального округа, в котором учреждаются или ликвидируются должности нотариуса.

На­деление нотариуса полномочиями

На должность нотариуса в РФ назначается в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате, гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

– осуждения его за совершение умышленного преступления – после вступления приговора в законную силу;

– ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

– по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.

Порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу определяется Министерством юстиции рФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Должности нотариуса учреждаются и ликвидируются совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты в каждом нотариальном округе отдельно. Таким же решением устанавливается и их число. В случае возникновения разногласий при решении таких вопросов окончательное решение принимается Министерством юстиции РФ.

Решение о количестве должностей нотариусов принимается с учетом реальной потребности населения в нотариальных услугах и может быть увеличено или сокращено в зависимости от изменения численности населения в конкретном нотариальном округе или потребности в таких услугах. При определении количества должностей нотариусов принимается во внимание численность населения в данном нотариальном округе, но обязательно учитывается и количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом за определенный отрезок времени. В случае, если потребность населения в нотариальных услугах сокращается, орган юстиции вправе по согласованию с нотариальной палатой региона принять решение о сокращении должностей нотариусов, так же как и увеличить при возникшей необходимости.

Основами законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензию.

Целью конкурса является отбор на должность нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты. Председателем конкурсной комиссии является руководитель органа юстиции или его заместитель.

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты. К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Наделение нотариуса полномочиями осуществляется путем назначения его на вакантную должность и оформляется приказом органа юстиции. При этом назначение нотариуса государственным или частным зависит от наличия вакансий, так как в каждом нотариальном округе имеется определенное количество должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Статья 13. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса)

Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.

Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.

Территория деятельности нотариуса может быть изменена в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящих Основ.

Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариус вправе выехать в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

Все нотариальные действия, совершаемые в соответствии с законодательством

13).Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на долж­ность нотариуса. Стажировка в нотариальной конторе. Квалифи­кационная и апелляционная комиссии.

Требования к лицам, претендующим на право занятия нотариальной деятельностью

В соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном данными Основами: (1) гражданин РФ, (2) имеющий высшее юридическое образование, (3) прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, (4) сдавший квалификационный экзамен, (5) имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. Рассмотрим всю указанную последовательность юридических действий, необходимых для получения правового статуса нотариуса.

Гражданство РФ. Требование гражданства РФ объясняется особым статусом нотариуса, публично-правовым характером нотариальной деятельности. По смыслу Основ недопустимым для нотариуса является и наличие двойного гражданства.

Высшее юридическое образование. Нотариальная деятельность имеет разносторонний характер и при этом не знает какой-либо предметной специализации. Поэтому наличие высшего юридического образования предполагает у соискателя должности нотариуса определенного уровня подготовки.

 

Срок указанной стажировки по общему правилу не может быть менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

Порядок прохождения стажировки в настоящее время регулируется Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. N 179 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса».

1. Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (далее – Порядок), утвержден в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.

2. Лица, претендующие на должность нотариуса, должны пройти стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

Для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции РФ и нотариальной палатой субъекта РФ. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.

3. Лицо допускается к стажировке, если оно:

является гражданином РФ;

имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца, либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке;

обладает необходимым уровнем подготовки.

Для выявления уровня подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен.

4. Не менее чем за два месяца до даты проведения экзамена в общедоступных местах в помещениях органа юстиции и нотариальной палаты вывешиваются следующие информационные материалы о предстоящей стажировке:

требования, предъявляемые к кандидатам на должность стажера нотариуса;

количество должностей стажеров;

сроки, время, место приема и перечень документов, необходимых для сдачи экзамена;

дата, время, место и порядок проведения экзамена;

перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты;

кандидатуры руководителей стажировки;

дата начала стажировки.

5. Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

6. Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, решают вопрос о необходимости создания комиссии, на которую может быть возложен прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также другие функции по организации стажировки.

7. Заявление о допуске к экзамену по форме, установленной органом юстиции, подается лицом, желающим пройти стажировку у нотариуса, не менее чем за месяц до даты проведения экзамена. При подаче заявления предъявляются подлинники и предоставляются копии:

документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство РФ;

документа государственного образца о высшем юридическом образовании, полученном в Российской Федерации, либо документа о высшем юридическом образовании, полученном в другом государстве и признанном в Российской Федерации в установленном порядке;

документа, подтверждающего стаж работы (трудовой книжки), – при наличии трудового стажа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.57.9 (0.169 с.)