Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Средства доказывания в гражданском процессе

Поиск

 

 

Методические указания

 

 

Исследуя виды средств доказывания, необходимо сформировать у студентов целостное понимание, как всей совокупности средств, так и каждого отдельного вида.

В первую очередь надо проанализировать сущность и особенности наиболее важного средства доказывания: объяснения сторон, третьих лиц и других юридически заинтересованных в исходе дела участников процесса.

С одной стороны, объяснения сторон и третьих лиц представляют для суда наиболее ценную доказательственную информацию, так как эти лица являются непосредственными участниками спорных событий и располагают наиболее полными и достоверными сведениями по делу.

С другой стороны, ими движет непосредственный материальный и процессуальный интерес по делу и по этой причине указанные участники могут умышленно искажать в свою пользу фактические данные о событиях и действиях, которые предшествовали их обращению в суд.

При рассмотрении показаний свидетеля, как средства доказывания, нужно сосредоточить внимание на особенностях допроса несовершеннолетних свидетелей, а также на правила участия свидетеля при опознании, осмотре и судебном эксперименте, а равно и на процедуре проведения очной ставки со свидетелем (ст.ст. 188 – 191 ГПК).

Исследование письменных доказательств рекомендуется начать с раскрытия определения этого вида носителей доказательственной информации, их отличия от вещественных доказательств. Целесообразно сконцентрировать усилия на выяснение правил рассмотрения спора судом о подлоге письменных доказательств, порядка оглашения в суде личной переписки граждан и их телеграфных сообщений (ст.198 – 199 ГПК).

После обсуждения определения вещественных доказательств, анализа их характерных черт наиболее актуальным является усвоение правил их осмотра, изъятия и определения дальнейшей судьбы (ст.ст. 201 – 205 ГПК).

Традиционно пристальное внимание придается анализу заключения эксперта.

В отношении данного средства доказывания, прежде всего, студенты нацеливаются на исследование таких аспектов, как:

- порядка назначения и производства экспертиз;

- обсуждение видов экспертиз и их значимости в современном судопроизводстве;

- структуры и содержания заключения эксперта.

Касаясь такого вида средств доказывания, как звукозапись, видеозапись и других современных носителей информации непременно подчеркивается недопустимость скрытого использования этих средств доказывания (кроме случаев, указанных в законе), а также отграничение этого вопроса от применения технических средств для фиксации доказательств (ст.229 ГПК).

Отдельным вопросом изучаются заключения государственных органов и протоколы процессуальных действий.

В этой части занятий в первую очередь обсуждаются черты, отличия и сходства с заключениями экспертов.

Относительно протоколов судебных действий каждый студент должен четко запомнить, что протоколы могут служить средством доказывания только при неукоснительном соблюдении процессуальной формы при проведении процессуального действия и правильном оформлении протокола.

 

 

Вопросы, подлежащие обсуждению

 

 

1. Объяснения сторон и иных юридически заинтересованных в исходе дела лиц как средства доказывания.

2. Показания свидетеля в гражданском процессе.

3.Заключение эксперта.

4. Письменные и вещественные доказательства в гражданском судопроизводстве.

5. Звукозапись, видеозапись и другие современные технические средства как носители доказательственного материала.

6. Заключения государственных органов по гражданским делам. Протоколы в качестве средств доказывания.

 

 

Задачи

 

 

1. Сыч, как законный представитель своей 7-летней дочери, направила в суд исковое заявление о лишении родительских пав Сыча Олега, который является отцом ее 7-летней дочери.

Заявительница представила суду материалы о недостойном поведении в семье ответчика и невыполнении им родительских обязанностей. В исковом заявлении она просила вызвать и допросить в суде в качестве свидетеля 7-летнюю дочь.

Адвокат, который защищал по делу интересы ответчика, возражал против вызова в суд девочки, указав, что она малолетняя и находится под влиянием матери.

Может ли участвовать в судебном заседании 7-летняя дочь заявительницы?

В каком качестве суд вправе допустить в дело малолетнюю девочку?

С помощью какого средства доказывания суд вправе получать доказательственную информацию малолетней девочки?

 

2. При рассмотрении дела о лишении дееспособности гр-ки Федосеевой на стадии подготовки дела к судебному разбирательству была назначена судебно-психиатрическая экспертиза для определения вопроса о психическом состоянии Федосеевой.

Получив заключение эксперта, председательствующий обнаружил неполноту в проведенном экспертном исследовании и выводах эксперта.

Какая экспертиза и какому эксперту может быть назначена судьей для устранения недостатков в заключении эксперта?

Какая экспертиза была бы назначена судом в случае несогласия судьи с выводами эксперта, возникновении сомнений в ее объективности или при наличии противоречий заключения с другими материалами дела?

 

3. Районный суд рассматривал гражданское дело по иску Гребнева к Цыплянскому о возращении денежной суммы, переданной ранее по договору займа.

Возражая против заявленного иска, ответчик просил вызвать в судебное заседание его жену, двух дочерей и сотрудницу по работе. Истец возражал против указанного ходатайства, обосновывая свою позицию тем, что жена ответчика, его дочери и сотрудница по работе заинтересованы в исходе дела, так как являются членами семьи. Что касается сотрудницы по работе, то она находится в служебной зависимости от ответчика (работает у него секретарем).

Как может поступить суд в этой ситуации?

 

4. В ходе судебного разбирательства по делу о взыскании «Горторгом» г.Молодечно материального ущерба с заведующей складом магазина № 17, которая допустила недостачу товарно-материальных ценностей, ответчица предъявила три накладные в свое оправдание. По ее утверждению, эти накладные она обнаружила в одной из своих папок после проведенной ревизии и эти документы являются оправдательными, поскольку объясняют причины образования недостачи.

При осмотре в судебном заседании названных накладных представитель истца обнаружил дописки и подчистки на трех накладных и заявил, что эти документы подложны.

К каким средствам доказывания могут быть отнесены три накладные, если действительно в них имеются подчистки и исправления?

Как разрешается в суде спор о подлоге документов?

Какими способами суд может выяснить вопрос, имеются ли подчистки и исправления в накладных?

 

5. Группа подростков проникла в дачный поселок и устроила разведение огня на его территории. В результате этого возгорелся близлежащий деревянный домик и пожар перекинулся на 5 других дачных строений. Органы расследования отказали в возбуждении уголовного дела, так как виновные лица не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Владельцы дачных объектов, пострадавших от пожара, обратились к лицу, проводившему проверку, с требованием о возмещении им материального ущерба.

Какое разъяснение должен дать работник органа расследования пострадавшим гражданам?

Какие документы, как средства доказывания факта нарушения имущественных прав потерпевших, могут предъявить заинтересованные лица?

 

6. По гражданскому делу по спору между родителями двух несовершеннолетних детей и бабушкой по поводу воспитания детей (родители запретили детям встречаться с бабушкой) органом опеки и попечительства было представлено в суд заключение. Председательствующий по делу в судебном заседании решил допросить в качестве свидетеля представителя органа опеки и попечительства, который готовил и подписал заключение.

Представитель отказался от дачи свидетельских показаний, указав на то, что он готовил заключение.

Вправе ли суд допросить в качестве свидетеля этого представителя госоргана?

В какой форме суд должен устранить неполноту заключения госоргана, а также неясность и противоречивость выводов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.008 с.)