Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Премьер-министр Сергей Витте

Поиск

Долгие годы одним из руководителей государства был Сергей Юльевич Витте, которого царь не любил, но без которого не мог обойтись. Родившийся в 1849 году в семье выходцев из Голландии, Витте закончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе и стал специалистом по строительству железных дорог, бурное строительство которых началось в 1870–1880-е годы. Он привлек к себе внимание тем, что накануне катастрофы царского поезда под Борками в 1887 году подал записку, в которой предупреждал об опасном состоянии полотна на этом участке и возможности крушения поезда, который движется на высокой скорости. Эта история стала началом служебного взлета Витте. Обладая оригинальным умом, огромной энергией, деловой хваткой, он сделал карьеру на государственной службе, став инициатором многих экономических начинаний власти. Он был активным сторонником привлечения иностранных капиталов в добычу и переработку нефти и в другие отрасли. Назначенный в 1892 году министром финансов, он вписал свое имя в историю установлением винной монополии (1894), проведением денежной реформы 1897 года (введение золотого рубля как главной монетной единицы), а также реформы торгово-промышленного законодательства, образования Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

В 1902—1905 годы он предложил реформы в области крестьянского землеустройства, что было чуть позже реализовано Столыпиным.

Человек амбициозный, резкий, он не пользовался симпатиями верхов. Многие из окружения императора считали Витте опасным человеком, способным ради власти на переворот. Но обойтись без него царю было невозможно, столь авторитетен был Витте в правительственных кругах, несмотря на то, что ушел в отставку в 1903 году. С этого времени огромное влияние на политику Николая II приобрел министр внутренних дел В. К. Плеве. В карикатурах его изображали кукловодом царя, который ему во всем подчинялся. Плеве был опытным полицейским, умным политиком, способным на компромиссы. Он был убежден, что реформы необходимы, что «самые способы управления обветшали», но проводить реформы должно самодержавие и никто другой. Но в 1904 году Плеве был убит террористами группы известного провокатора Азефа.

 

Всего к утру на Ходынке собралось около полумиллиона москвичей, спрессованных в огромные толпы. Как вспоминал В. А. Гиляровский,

над миллионной толпой начал подниматься пар, похожий на болотный туман… Давка была страшная. Со многими делалось дурно, некоторые теряли сознание, не имея возможности выбраться или даже упасть: лишенные чувств, с закрытыми глазами, сжатые, как в тисках, они колыхались вместе с массой.

Давка усилилась, когда буфетчики в страхе перед натиском толпы, не дожидаясь объявленного срока, начали раздавать подарки…

По официальным данным, погибло 1389 человек, хотя в реальности жертв было намного больше. Кровь леденела даже у видавших виды военных и пожарных: скальпированные головы, раздавленные грудные клетки, валявшиеся в пыли недоношенные младенцы… Царь узнал об этой катастрофе утром, но ни одного из намеченных празднеств не отменил и вечером открыл бал с обаятельной женой французского посла Монтебелло… И хотя потом царь посещал лазареты и жертвовал деньги семьям погибших, было уже поздно. Равнодушие, проявленное государем к своему народу в первые часы катастрофы, ему дорого обошлось. Он получил прозвище «Николай Кровавый».

Придя к власти, Николай показал, что не отступит ни на йоту от курса, избранного отцом, и не вернется на путь, некогда проложенный его дедом, Александром II. Об этом он заявил в январе 1895 года на торжественном приеме депутаций от разных сословий и городов, приехавших поздравить его с бракосочетанием. Он предостерег присутствующих против бессмысленных мечтаний об участии представителей земства в делах внутреннего управления… Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель.

В общем-то, он до конца придерживался таких взглядов, хотя, в отличие от отца, у него не было ни возможности, ни способностей охранять эти начала «твердо и неуклонно», Николай был вынужден идти на компромиссы.

 

Марксистские кружки. Ленин

 

Часть народников, разочаровавшись в терроре, увлеклась новомодным учением Карла Маркса. В 1876 году Г. В. Плеханов и его товарищи из народников создали первую марксистскую группу «Освобождение труда». Революционеры-анархисты и террористы презирали ренегатов, отказавшихся от террора и засевших за «Капитал» Маркса, и даже жгли их труды. Напротив, власти, приученные к охоте на «бомбистов», не обращали внимания на усердных читателей толстенного «Капитала» и сначала не преследовали марксистов так, как народовольцев. Распространение марксизма в России происходило в виде образования кружков. Один из них – «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» – образовала в 1896 году группа революционеров во главе с Ю. О. Мартовым (Цедербаумом) и В. И. Ульяновым (позже – Лениным), братом казненного террориста Александра Ульянова. «Союз» продержался недолго. Его быстро разоблачили, а его основных участников отправили в ссылку. Оставшиеся на свободе сумели собрать в Минске в 1896 году делегатов разных марксистских кружков, которые слились в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Среди членов новой партии рабочие составляли единицы. Так было положено начало социал-демократии в России, которая позже разделилась на «большевиков» и «меньшевиков».

 

Русско-японская война

 

В январе 1904 года нападением на русский крейсер «Варяг», стоявший в бухте Чемульпо, и на русскую военно-морскую базу Порт-Артур японцы начали войну с Россией. Эта война была вызвана серьезными противоречиями между Японией и Россией. Россия непрерывно расширяла свои колониальные владения на Дальнем Востоке, и вскоре ее интересы столкнулись с имперскими интересами усилившейся после проведенных ранее реформ Японией. К этой войне Япония оказалась подготовленной лучше России и нанесла ей несколько тяжелейших поражений. В мае 1904 года японский флот встретил в Цусимском проливе русскую эскадру адмирала Рождественского, пришедшую из Балтийского моря и нанес ей сокрушительное поражение. Разгром в Цусимском проливе стал нарицательным для обозначения военной катастрофы. Вместо сплочения общества в результате «маленькой победной над азиатцами войны» Россия получила тяжелое военное поражение армии, тысячи погибших, разобщенное общество, униженное национальное достоинство и в конечном счете – революцию.

Оборона крепости Порт-Артур стала главным событием Русско-японской войны. Несмотря на усилия главнокомандующего и наместника на Дальнем Востоке Евгения Алексеева, русская армия терпела поражения в Маньчжурии и все дальше отступала от крепости. После гибели флота у Цусимы положение осажденного со всех сторон гарнизона Порт-Артура стало безнадежным, и он сдался. Портсмутский мир с японцами, заключенный С. Ю. Витте, не принес успокоения стране – в России бушевала революция.

 

«Варяг» и «Кореец»

Крейсер «Варяг» был построен в США (Филадельфия), прибыл в Кронштадт в 1901 году, а потом переведен во Владивосток в состав Тихоокеанского флота. С 1903 года под командой капитана 1 ранга В. Ф. Руднева «Варяг» находился вместе с канонерской лодкой «Кореец» в корейском порту Чемульпо как «стационер» – так называли корабли, обозначающие военное присутствие великих держав в тогдашних «горячих точках». В Чемульпо же стояли корабли и других стран. 27 января 1904 года, в день начала Русско-японской войны, «Варяг» пытался вернуться во Владивосток, но обнаружил, что выход из Чемульпо для него перекрыт японскими кораблями. Руднев решил не сдаваться на милость японцев, а приказал вступить в бой с превосходящими силами противника. Бой длился всего 45 минут. Получив серьезные повреждения и потеряв в бою 33 человека убитыми и 120 ранеными, «Варяг» вернулся в порт Чемульпо, где было решено «Кореец» взорвать, а «Варяг» затопить.

Но крейсер лег на небольшой глубине, его подняли японцы, переименовали в «Сойя». В марте 1916 года Россия выкупила корабль, ставший благодаря известной песне о «Варяге» символом мужества и стойкости русских моряков. «Варяг» под Андреевским флагом перешел из Владивостока в Мурманск, в марте 1917 года ушел на ремонт в Ливерпуль да там и остался. Позже англичане его разоружили и продали на металлолом. Во время буксировки корабль сел на камни вблизи г. Лендалфут и в 1925 году был разобран на металлолом.

«Кореец» – канонерская лодка, построенная в Стокгольме в 1886 году и купленная Россией. Она была устаревшим судном; кроме парового двигателя с винтом она еще имела паруса и острый форштевень, чтобы таранить корабли неприятеля. «Кореец» состоял в Сибирской флотилии и Тихоокеанском флоте, но реальной силы не представлял. Тем не менее «Кореец», которым командовал капитан 2 ранга Г. П. Беляев, не уступил в мужестве «Варягу»: вместе с ним вышел навстречу неприятелю и принял с ним неравной бой.

 

 

Заглянем в источник

Русско-японская война ознаменовалась не только военным поражением России, но и ее страшным военно-морским позором. На последней стадии Цусимского сражения утром 15 мая 1904 года японские корабли адмирала Того окружили отряд принявшего главное командование после ранения Рожественского адмирала Небогатова в составе броненосцев «Николай I», «Орел», «Апраксин», «Сенявин» и крейсера «Изумруд». Суда эти не имели серьезных повреждений и были вполне боеспособны. В японском «Описании военных действий на море» записано:

«Было 10 часов 34 минуты утра, когда 1-й и 2-й боевые отряды сблизились до расстояния около 8 тысяч метров, первым открыл огонь “Кассуга”, а за ним начали бой и прочие суда; неприятель не только не отвечал, но вдруг приспустил кормовые флаги и поднял международный сигнал о сдаче. Адмирал Того, соглашаясь на сдачу, прекратил огонь и приказал нашим отрядам окружить… неприятеля».

Затем на флагманский корабль Небогатова «Николай I» были посланы парламентеры для того, чтобы поставить Небогатову первые условия сдачи и забрать его на «Микасу» – флагман японского флота.

«Адмирал Небогатов – продолжает автор “Описания”, – ответил на это согласием и, чтобы передать это на свои суда, просил дать некоторое время. Минут через 30, окончив распоряжения, адмирал со своим штабом одел парадную форму, вышел на палубу и, собрав команду, дружески объяснил причину неизбежной сдачи, прибавив следующее: “Мне уже 60 лет, и я не жалею своего старого тела, мне жалко только ваших жизней, вы впереди имеете еще долгие годы, прошу вас, претерпев временный стыд, в будущем, когда восстановится родной флот, послужить на пользу государя и отечества. Вину сдачи я всецело принимаю на одного себя и т. д.”. Произнеся слова, полные скорби, со слезами в голосе, он закончил их едва слышным тоном. Все офицеры серьезно слушали, и когда речь окончилась, адмирал со своим штабом сел на наш эсминец и в 1 час 37 минут прибыл на “Микаса”».

По мнению большинства экспертов, адмирал Небогатов действовал вопреки Морскому уставу и традициям русского флота. У него было достаточно времени, чтобы собрать военный совет, который наверняка не принял бы решения о спуске Андреевского флага и сдаче корабля неприятелю, а скорее постановил бы «озаботиться об уничтожении кораблей – открыть кингстоны, быть может, подорвать дно, чтобы сделать это скорее и снабдить людей всем, что дало бы возможность продержаться на воде до подхода японцев, которые, конечно, приняли бы все меры для спасения команды», что уже было с командами потопленных ранее русских кораблей. Более того, никто из офицеров не возражал против приказа адмирала, хотя по уставу каждый давший присягу мог и не подчиниться позорному решению Небогатова…

Недостойно повел себя и раненый командующий эскадрой вице-адмирал Рожественский. Он передал командование Небогатову и перешел с горящего флагманского броненосца «Суворов» сначала на миноносец «Буйный», а потом – на миноносец «Бедовый», который в сопровождении миноносца «Грозный» взял курс на Владивосток. Как сообщал «Русский правительственный вестник», 15 мая в 10 часов «вахтенный начальник О’Бриен де Ласси приказал сигнальщику Сибиреву приготовить белый флаг. Сибирев спросил: “Почему же надо сдаваться?” На что Ласси ответил, что это приказание адмирала».

Когда вскоре на горизонте появились дымки – это подошли два японских миноносца, – то русские миноносцы, вопреки ожиданиям экипажа, не приняли боя:

«По словам матроса Савича, капитан 2-го ранга Баранов, придя к адмиралу, спросил, открывать ли огонь при появлении неприятеля? Адмирал ответил в том смысле, что необходимо, не открывая огня, сдаться в плен, и прибавил передать сигналом на “Грозный” – “Идти во Владивосток”. Около 3 часов 25 минут с первым выстрелом с неприятеля “Бедовый” застопорил машины, по приказанию начальника штаба был поднят сигнал “Имею тяжелораненого”, а одновременно по приказанию командира был спущен кормовой флаг и поднят белый флаг и флаг Красного Креста. “Грозный”, видя, что “Бедовый” сдается, стал уходить полным ходом и вступил в бой с нагонявшим его эсминцем типа “Кагеро” и после 2 часов боя его утопил… Команда “Бедового” подняла необыкновенный шум, кто брался за ружья, кто направлял орудия в неприятеля, не желая слушаться, что не будет боя и громко выражал неудовольствие криками; офицеры успокаивали команду, говоря, что они берут ответственность на себя… что жизнь адмирала важнее миноносца…»

При этом видно, что Рожественский уже давно задумал сдачу: при переходе с «Буйного» на «Бедовый» первое, что он спросил у командира: «У вас нет белого флага?»

Впрочем, в те страшные дни были и другие примеры поведения командиров. Так, крейсер «Изумруд», шедший вместе с отрядом Небогатова, не подчинился приказу о сдаче и дал полный ход в свободную от неприятеля сторону. За ним погнались три японских крейсера, но не догнали…

В японском «Описании» после описания сдачи отряда Небогатова сказано: «Около 3 часов дня с юга показался броненосец “Ушаков”, для уничтожения его были посланы “Ивате” и “Якумо”». Дело в том, что этот старый тихоходный броненосец «Ушаков», удачно отразивший все минные атаки, шел вслед за отрядом Небогатова и в 16 часов 30 минут увидел на горизонте японскую эскадру, от которой отделились и направились к нему два броненосных крейсера. Издали один из них сообщил капитану «Ушакова» Миклухо-Маклаю о сдаче эскадры адмирала Небогатова. Однако Миклухо-Маклай не стал дожидаться разбора сигнала и сказал: «Довольно! Открывайте огонь!». Борьба была неравной, и когда броненосец получил серьезные повреждения, капитан приказал открыть кингстоны, и в 18 часов корабль затонул вместе с капитаном, отказавшимся его покинуть. Подошедшие японцские корабли подобрали большую часть команды (339 человек из 422).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.01 с.)