Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право на доведение до всеобщего сведения

Поиск

В последние десятилетия появились иные технические возможности распространять объекты авторского права и смежных прав с помощью гло­бальных компьютерных сетей, прежде всего Интернета. Подобное распро-

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 18.


126 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.10. Право на доведение до всеобщего сведения • 127


 


странение объектов стало называться доведением до всеобщего сведения, ко­торое включает две стадии:

1) размещение объектов в цифровой форме в цифровой среде, т. е. на серверах, персональных компьютерах или иных электронных устройствах, являющихся элементами компьютерных сетей;

2) доступ к размещенным в компьютерной сети объектам любым пользователем компьютерной сети.

Первая фаза представляет собой воспроизведение объектов в элект­ронном средстве, а вторая — индивидуальный доступ к размещенным в компьютерной сети объектам.

Право на доведение до общего сведения объектов авторского права и некоторых объектов смежных прав в компьютерных сетях введено в Дого воре ВОИС по авторскому праву и в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Необходимость выработки новых норм права была вызвана тем, что Интернет стал представлять серьезную опасность для интересов правооб­ладателей различных объектов авторского права и смежных прав. Интер нет как цифровая среда представляет собой идеальное средство воспроиз­ведения и распространения почти любых объектов авторского права и смежных прав. В результате в компьютерных сетях оказались размещен­ными огромные информационные ресурсы, в том числе охраняемые.

Доступ к информационным ресурсам представляет несомненное об­щественное благо, способствующее распространению знания и инфор­мации, однако многие ресурсы размещались в компьютерных сетях непра­вомерно. Применимость действующего законодательства осложнялась отсутствием государственных границ в компьютерных сетях. Вот почему в течение ряда лет эксперты пытались разработать нормы, которые могли стать действенными для охраны цифровых объектов, размещенных в циф­ровой среде.

В Договоре ВОИС по авторскому праву и Договоре ВОИС по исполне­ниям и фонограммам установлены далеко не совершенные правовые нор­мы. Дело не только в неуклюжих формулировках, но и в противоречивости принятых мер. Даже право доведения до всеобщего сведения было сфор­мулировано в договорах по-разному: в Договоре ВОИС по авторскому пра­ву оно оказалось частью права на сообщение до всеобщего сведения, а в Дого­воре ВОИС по исполнения и фонограммам — самостоятельным правом. Расширяя эти формулировки1, любым объектам авторского права и смеж­ных прав, которые могут быть размещены в компьютерных сетях, можно дать такое определение.

1 См.: Договор ВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 9; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам и согласованные заявления в отношении до говора ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 2000 С. 13, 15.


Право на доведение объектов до всеобщего сведения — это исключи­тельное право осуществлять или разрешать доступ к этим объектам по проводам или с помощью беспроводной связи таким образом, что представители публики могут его осуществлять из любого места и в любое время по их собственному выбору.

В данном праве главное заключается не в разрешении доступа к объек­там в сети, а в их размещении в компьютерной сети. Для доступа не нужны разрешения, а для размещения охраняемых объектов в сети такие разреше­ния необходимы. Поэтому следует иметь в виду, что право на доведение до всеобщего сведения лишь подтверждает существование права на воспроизве­дение объектов в цифровой среде.

Следует подчеркнуть, что разрешение публике осуществлять доступ К объектам из любого места и в любое время по их собственному выбору Лвляется декларативным, поскольку для его реализации необходимо иметь технические и финансовые возможности доступа к компью­терной сети.

Между доведением до всеобщего сведения и сообщением для всеобще-то сведения существует не только схожесть, но и принципиальные отли­чия.

Во-первых, право на сообщение для всеобщего сведения может 'иметь публичный характер, если прием передач организаций вещания или проигрывание фонограмм или иных объектов происходит публич­но, т. е. не в кругу семьи. Право на доведение до всеобщего сведения не имеет публичного характера и реализуется индивидуально даже не всегда в Кругу семьи.

Во-вторых, в отличие от сообщения для всеобщего сведения доводить до всеобщего сведения можно любые объекты авторского права и смежных прав, даже трехмерные в голографической форме. Понятно, что для произ­ведений искусства и архитектуры могут быть доведены до всеобщего сведе­ния только изображения этих объектов.

В-третьих, в случае доведения до всеобщего сведения любой пользова­тель сам выбирает интересующий его объект из их множества. При сооб­щении до всеобщего сведения пользователь может выбирать только между передачами организаций вещания в выбранный момент времени. Ситуа­ция радикально не изменяется в случае «вещания по запросу», поскольку и здесь выбор ограничен. Положение лучше при интернет-вещании, когда пользователь может выбирать из записей передач, размещенных в Интер­нете. Но это уже не сообщение для всеобщего сведения, а доведение до всеобщего сведения!

Доведение до всеобщего сведения является одной из форм распро­странения объектов авторского права и смежных прав не в форме вещест­венных товаров, а в виде цифровых объектов. Принято считать, что если объекты распространяются не в виде вещественных товаров, то исчерпа-


128 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.12. Право на прокат • 129


 


ние права на распространение не происходит. Например, считается, что право на сообщение для всеобщего сведения не подлежит исчерпанию.

Однако такой подход лишен смысла в компьютерных сетях. Непризна­ние исчерпания права на распространение объектов в цифровой форме оз­начало бы, что пользователь, правомерно сохранив (download) на своем компьютере те или иные объекты, не мог бы иметь право на их дальнейшее распространение в той же форме. Однако именно такие действия часто раз­решаются владельцами сайтов для распространения размещенных объек­тов.

Еще более абсурдная ситуация возникает, если охраняемый объект правомерно приобретен в компьютерной сети. В этом случае нет никаких оснований считать, что покупатель не имеет права продать, подарить, об­менять этот объект в цифровой форме, т. е. ввести его в гражданский обо­рот.

Таким образом, право на доведение до всеобщего сведения в компьютер­ных сетях подлежит исчерпанию, как и право на распространение объек­тов, воплощенных в вещественных товарах.

Право на импорт

В ряде стран с переходной экономикой введено право на импорт в следующей форме.

Право на импорт — это право разрешать или запрещать импорт то­варов, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав.

Право на импорт установлено в ст. 1270(2) Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации, хотя такого права нет ни в одном международном до­говоре, в том числе и в Соглашении ТРИ ПС. Это право было введено в Модельном законе ВОИС об авторском праве и смежных правах для стран с переходной экономикой якобы для выполнения положений Соглашения ТРИ ПС. Предполагалось, что такое право позволит пресечь перемещение контрафактных товаров через таможенные границы. Однако, как показал опыт, введение права на импорт не привело к улучшению ситуации с трансграничным импортом контрафактных товаров.

Другими словами, право на импорт оказалось мертворожденным и лоббирование заинтересованных лиц не дало никаких результатов. Более того, контроль импорта товаров в компьютерных сетях вне транснацио­нальных границ оказался вообще невозможным. В основном по этой при­чине Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнени­ям и фонограммам даже не упоминают о праве на импорт. Не следовало его признавать и в национальном законодательстве.


Право на прокат

Под прокатом понимается предоставление товаров во временное поль-вание, как правило, на возмездной основе. Прокат широко распростра-ен и имеет различные формы — от библиотечного обслуживания до ли-инга.

Несмотря на то что безвозмездный, например библиотечный, прокат иг известен давно, международные нормы проката товаров, в которых площены некоторые объекты авторского права и смежных прав, впер-ые были сформулированы в Директиве Европейского союза «О правах на рокат и на предоставление во временное пользование и некоторых пра-°х, связанных с авторским правом в области интеллектуальной собствен-ости»'. Соглашение ТРИПС, а вслед за ним Договор ВОИС по авторско-у праву и Договор по исполнениям и фонограммам подтвердили право на рокат.

Право на прокатэто исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав.

Международные нормы устанавливают следующие особенности проката:

1) объектом проката являются товары, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав;

2) право на прокат принадлежит правообладателю даже после введения товара в гражданский оборот;

3) право на прокат компьютерных программ, аудиовизуальных произ­ведений и фонограмм применяется только в том случае, если:

•компьютерные программы или фонограммы являются основным объектом проката;

• прокат аудиовизуальных произведений или фонограмм приводит к их широкому копированию.

Право на прокат не предоставляется, если он не наносит существенно­го ущерба исключительному праву на воспроизведение.

Право на прокат в странах с переходной экономикой впервые введено в Законе Российской Федерации 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» и подтверждено в ст. 1270(2), 1317(2), 1324(2) Гражданского кодек­са Российской Федерации для товаров, в которых воплощены произведе­ния, записи исполнений и фонограммы.

Council Directive «On Rental Right and Lending Right and on Certain Rights Related to Copyright in the Field of Intellectual Property», 92/100/EEC of 19 November 1992.


S Право интеллектуальной собственности.


130 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.14. Срок действия интеллектуальных прав • 131


 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.58 (0.009 с.)