Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция охраны товарных знаковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Товарные знаки имеют давнюю историю. Тысячи лет тому назад на изготовлявшихся предметах, вещах, а также животных проставлялись клейма — специальные знаки для указания изготовителя или владельца Парламентская газета. 2006. 21 дек. №214—215. Ст. 1428. С. 9-26. Такие отличительные знаки существовали во всех древних цивилизациях: |Ситае, Египте, Греции, Риме. При ремесленном производстве использование знаки, идентифицирующие ремесленников или их гильдии. Считается, что первый закон в отношении охраны прообразов товарных знаков был принят в 1266 г. в Англии. С 1373 г. помимо клейма произ-Юдителя требовалось ставить клеймо гильдии, к которой относился мастер. Личные клейма представляли большую ценность, и их передача по 'вследству или по завещанию особо оговаривалась. В Европе широко при-енялись купеческие знаки для указания имени купца, поставляющего тот и иной товар. Подделка знаков запрещалась, и наказанием могла быть ертная казнь или отсечение правой руки. Развитие промышленного производства товаров привело к постепен-ой замене знаков и клейм гильдий и ремесленников товарными знаками редприятий. В конце XIX в. во многих странах были введены в действие ациональные законы по охране товарных знаков, например, в Россий-кой империи с 1830 г. действовало Положение о клеймении изделий рус-ких мануфактур, фабрик и заводов1. Закон о товарных знаках появился во ранции в 1857 г. В Российской империи в 1896 г. был принят закон «О товарных знаках фабричных и торговых марках и клеймах)». После 1917 г. действие этого акона изменено Декретом СНК «О товарных знаках» 1922 г., а в 1926 г. — остановлением ЦИК и СНК СССР «О товарных знаках». В 1936 г. было Принято постановление «О производственных марках и товарных знаках»,,'В котором введена особая форма товарного знака — торговая марка, что Впоследствии привело к повсеместной путанице: товарный знак и торговая марка стали фактически считаться и использоваться как синонимы. В настоящее время только товарный знак является правовым термином, тогда как словосочетание «торговая марка» используется в основном в экономической литературе. В 1962 г. принято постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках»2, в соответствии с которым государственные, кооперативные и иные общественные предприятия и организации были обязаны проставлять на выпускаемых ими товарах или на их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий. В 1991 г. был принят Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания»3, который не вступил в силу. С 2008 г. правовое положение товарных знаков и знаков обслуживания будет регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации. С точки зрения перевода термина «trade mark» на русский язык правильным является «торговая марка», а по существу — «товарный знак», по- См.: Неболсин А. Г. Законодательство о фабричных и торговых клеймах в России и заграницею. СПб., 1886. С. 38-67. 2 См.: СП СССР. 1962. №7. С. 59. 1 См.: О товарных знаках и знаках обслуживания. М.: Поиск, 1991. 228 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений скольку первый термин характеризует в основном производителя, а вто рой — товар. Впоследствии путаница усугубилась, поскольку наряду с термином «товарный знак» стали использовать новые, в частности «бренд», «логотип», «слоган» и т. д. После распада Советского Союза в странах с переходной экономикой были приняты национальные законы об охране товарных знаков, например, в Российской Федерации 23 сентября 1992 г. принят Закон «О товар ных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В последующем в этот Закон вносились многочисленные изме нения, прежде всего для их соответствия международным договорам. Международные нормы по охране товарных знаков установлены в ряде международных договоров. Парижская конвенция в своей большей части посвящена правовой охране товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест и указаний происхождения товаров, а также фирменных наименований. Положение вполне объяснимое для конца XIX в., когда промышленное производство находилось на этапе бурного развития во многих странах и охрана товаров, услуг и производителей становилась очень актуальной. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков' принято в 1891 г. и пересматривалось в 1900 г. в Брюсселе, в 1911 г. — в Вашингтоне, в 1925 г. — в Гааге, в 1934 г. — в Лондоне, в 1957 г. — в Ницце, в 1967 г. -в Стокгольме, и изменено в 1979 г. Протокол к Мадридскому соглашению принят 27 июня 1989 г. и вступил в силу 1 декабря 1995 г. для первых четырех стран, ратифицировавших его. Советский Союз стал членом Мадридского соглашения 1 июля 1976 г., а Российская Федерация — 25 декабря 1991 г. Членом Мадридского прото кола Российская Федерация стала 10 июня 1997 г. Ниццское соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков1 принято 15 июня 1957 г. и вступило в силу 8 апреля 1961 г., пересмотрено в Стокгольме 14 июля 1967 г., в Женеве— 13 мая 1977 г. и изменено в 1979 г. (Женевский акт). Международная классификация то варов и услуг регулярно пересматривается, и с 2002 г. действует ее восьмая редакция. Российская Федерация стала членом Соглашения 25 декабря 1991 г. Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков1 заключено 12 июня 1973 г., но вступило в силу через 12 лет — 9 августа 1985 г., а 1 сентября этого же года в него бы - 1 См.: Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к 2 См.: Ниццское соглашение о Международной классификации товаров и услуг для 3 См.: Vienna Agreement Establishing an International Classification of the Figurative § 6.3. Эволюция охраны товарных знаков • 229 внесены изменения. Соглашение установило Международную класси-Ькацию изобразительных элементов знаков, которые состоят из них или ■ содержат. С 1 января 2003 г. действует пятая редакция классификации, II января 2008 г. будет действовать шестая редакция. В настоящее время мшь 23 страны являются членами этого соглашения, Российская Федерация им не является. Договор о регистрации товарных знаков принят на Венской диплома-■ческой конференции ВОИС 12 июня 1973 г. и вступил в силу в 1980 г. ■оговор предусматривал создание новой системы международной регист-■ции знаков, в которой регистрация знаков имела статус национальной игистрации, но для распространения регистрации на выбранные заявите-вм страны не требовалось согласия этих стран. Другими словами, международная регистрация могла действовать в любых странах без согласия ■их стран. Это несомненное нарушение международного права привело к Ьму, что лишь пять стран стали членами этого договора. Сейчас трудно Остановить, кто инициировал создание и принятие столь реакционного (оговора. Нельзя же считать, что договор был предложен Буркина Фасо, Габоном, Конго, Того и СССР, которые его ратифицировали по профессиональной некомпетентности. ВОИС старается забыть об этом Договоре, поэтому в огромном массиве информации можно найти лишь упоминания о нем1. Соглашение ТРИПС. Товарным знакам и знакам обслуживания посвя-■ены ст. 15—21, в которых установлены нормы в отношении охраняемых Ьбъектов, предоставляемых прав, исключения из охраны, срок охраны, ■ребование использования, лицензирование и передача прав. Некоторые Ьоложения введены впервые на международном уровне. Договор о законах по товарным знакам2 принят на Дипломатической конференции в Женеве 27 октября 1994 г. и вступил в силу 1 августа 1996 г. Юсновное предназначение Договора — совершенствование регистрации товарных знаков на национальном и международном уровне. Договор применяется к знакам, относящимся к товарам (товарные знаки) и (или) услугам (знаки обслуживания). Договор не распространяется на коллективные, сертификационные и гарантийные знаки, а также на голографи-ческие знаки и знаки, не состоящие из визуальных обозначений, в частности на звуковые и обонятельные знаки. Российская Федерация является членом Договора с 11 июля 1998 г. Сингапурский договор о законах по товарным знакам1 принят 27 марта 2006 г. на Дипломатической конференции, созванной для пересмотра Договора о законах по товарным знакам и приведения его в соответствие 1 См.: Интеллектуальная собственность. Основные материалы ВОИС. Новосибирск: 2 См.: Договор о законах по товарным знакам. Женева: ВОИС, 2000. № 225(R). 1 См.: Сингапурский договор о законах по товарным знакам. Женева: ВОИС. TLT/R/DC/30. 230 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений с техническими достижениями последнего десятилетия. Договор регул и рует процедуры регистрации и лицензирования товарных знаков и будс применяться к товарным знакам и знакам обслуживания. Новые правил применимы ко всем видам товарных знаков, кроме коллективных, серти фикационных и гарантийных знаков. В договоре нет оговорки в отношс нии голографических знаков и знаков, не состоящих из визуальных обо значений, в частности звуковых и обонятельных знаков, следовательно, он может на них распространяться. Субъекты охраны Товарные знаки признаются объектами, на которые не распространи ется личное неимущественное право. Другими словами, товарные знаки могут иметь владельца, но не автора. Положение вполне объяснимое, поскольку товарный знак предназначен для отличия товаров одного производителя от аналогичных товаров других производителей. Таким образом, только производитель тех или иных товаров может быть субъектом права на товарный знак. Понятно, что право на товарный знак может быть пере дано по договору иным лицам. Кроме того, в силу ряда правовых основа ний, например при реорганизации юридического лица, право на товарный знак может перейти к иным лицам. В Гражданском кодексе Российской Федерации субъектами охраны товарных знаков признаются: •юридические лица или индивидуальные предприниматели, производящие товары или предоставляющие услуги; • правопреемники вышеуказанных лиц. Все эти лица признаются обладателями исключительного права на то варный знак или знак обслуживания. Объекты охраны В ст. 1 Закона СССР 1991 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания»1 и в ст. 1 Закона Российской Федерации 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»2 установлено, что товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В Гражданском кодексе Российской Федерации определение понятий «товарный знак» и «знак обслуживания» отсутствует, как отсутствует и оп- 1 См.: О товарных знаках и знаках обслуживания. М.: Поиск, 1991. 2 См.: Интеллектуальная собственность. М, 1992. № 1—2. С. 21. § 6.5. Объекты охраны • 231 Ьеделение терминов «однородные товары» и «однородные услуги». Такое Ьоложение нельзя считать правильным, поскольку оно позволяет патент-Иому ведомству устанавливать и изменять соответствующие определения Подведомственных актов в интересах тех или иных лиц. Следует признать, что произвол патентного ведомства должен быть ограничен положениями Соглашения ТРИПС, обязательными для всех членов ВТО. В соответствии со ст. 15(1) этого Соглашения «любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или ■слуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком. Такие обозначения, в частности слова, включая имена лиц, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетание Ьветов, а также любое сочетание таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Если знаки по своему существу не Ьбладают способностью к различению соответствующих товаров или услуг ^relevant goods or services), страны могут поставить возможность регистрации знака в зависимость от различительной способности, приобретенной в процессе использования»1. Рассмотрим это положение подробнее. Во-первых, использование выражения «товары или услуги» ошибочно, шоскольку предприятия могут не только производить товары, но и предоставлять услуги, например в отношении производимых и иных товаров. Во-вторых, выражение «relevant goods or services» переводится как «соответствующие товары или услуги», но не как «однородные товары и услу-Г», которое используется патентным ведомством в Правилах составления подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. 1оэтому использование понятия «однородный товар (услуга)» не соответ-твует Соглашению ТРИПС. Таким образом, при определении товарного знака или знака обслуживания необходимо использовать: • термин «товар и (или) услуга», но не «товар или услуга»; • термин «соответствующий товар и (или) услуга» вместо «однородный товар или услуга». Этим требованиям соответствуют следующие определения. Товарный знак — это обозначение, способствующее отличию товаров одного производителя от соответствующих товаров иных производителей. Знак обслуживания — это обозначение, способствующее отличию услуг одних лиц от соответствующих услуг иных лиц. Остановимся на используемом в законодательстве стран с переходной экономикой термине «однородный товар (услуга)». Принято считать, что 1 Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TR1 PS Agreement) (1994). Geneva: W1PO, No 223(E). 2000. P. 23. § 6.5. Объекты охраны • 233 232 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений товары и услуги относятся к тому же роду (виду), которые при маркировке сходными товарными знаками могут создавать у потребителя представле ние о принадлежности их одному производителю. Вместе с тем при регист рации товарных знаков и знаков обслуживания заявитель обязан указывать класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), к которому относятся товары или услуги и для которых испрашивается реги -страция знака, а также указать их наименование. Однако указание найме нования товара означает указание подкласса МКТУ. Например, если зая витель указал «09 — Телевизоры», то в действительности указан подкласс М КТУ, т. е. в данном случае 090468 (Television apparatus). Указание «09 -Фотоаппараты» означает подкласс 090184 (Cameras), а указание «09 Компьютеры» означает подкласс 090372 (Computers). Итак, точное определение однородных товаров или услуг таково: Однородные товары или услуги — это товары или услуги, относящиеся к одному подклассу Международной классификации товаров и услуг. При таком определении понятия «соответствующий товар» и «однородный товар» оказываются тождественными. Можно отметить, что в экономике однородные товары называются замещаемыми товарами (substitutable goods). В соответствии со ст. 1482 Гражданского кодекса Российской Федера ции в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения в любом цвете или цве товом сочетании. В подзаконных актах патентного ведомства — Правилах составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания — устанавливается, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы разнообразные обозначения: • символьные — в виде цифр, слов, фраз, предложений; 'изобразительные — в виде изображений живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигур, композиций линий, пятен, а также букв, цифр, слов в особом графическом исполнении; 'объемные — в виде объектов или фигур в трех измерениях; •комбинированные — в виде композиции элементов разного характера: символьных, изобразительных, объемных и т. д.; •звуковые, световые, обонятельные и другие обозначения. Соглашение ТРИПС предоставляет странам возможность требовать, чтобы охраняемые обозначения были визуально воспринимаемыми. Вышеуказанными правилами допускаются звуковые и обонятельные обозначения, которые не являются визуально воспринимаемыми и в соответствии с Соглашением могут не признаваться товарными знаками. Кстати, Договор о законах по товарным знакам не применяется к голографическим знакам и знакам, не состоящим из визуальных обозначений. Помимо индивидуальных товарных знаков, предназначенных для отличия товаров одних производителей от аналогичных товаров и услуг других производителей, существуют коллективные знаки.
Коллективные знаки — это товарные знаки, которые служат для обозначения товаров с едиными качественными и иными характеристиками, производимых и реализуемых объединениями предприятий. В отличие от индивидуальных товарных знаков коллективные товар-е знаки и права на них не могут быть переданы иным хозяйствующим ъектам. Национальное законодательство о товарных знаках должно со-ветствовать положениям ст. 7b,s Парижской конвенции. С другой сторо-, Договор о законах по товарным знакам и Сингапурский договор о за-нах по товарным знакам не распространяются на коллективные знаки. Соглашение ТРИПС обязывает членов ВТО выполнять все положения Парижской конвенции, следовательно, признаются положения Парижской конвенции в отношении коллективных товарных знаков. В ст. 7"" Парижской конвенции устанавливается, что каждая страна сама определяет условия охраны коллективного знака и может отказать в охране, если коллективный знак противоречит общественным интересам, ©та же статья обязывает страны «принимать заявки на регистрацию и охранять коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти Коллективы не являются владельцами промышленного или торгового предприятия»1, причем в охране коллективного знака не может быть откатно, даже если коллектив не находится в стране, где испрашивается охрана, или если он основан не в соответствии с законодательством страны, в Которой испрашивается охрана. В остальном регистрация коллективного товарного знака практически не отличается от регистрации индивидуального товарного знака. В экономической литературе помимо термина «товарный знак» чаще используются «бренд», «торговая марка», «логотип» и т. д. Бренд происходит от английского слова «brand», означавшего «клеймо». Современное значение этого термина имеет отношение к общеизвестным товарным знакам; их соотношение рассматривается в § 6.9. Торговая марка — это один из вариантов перевода английского термина «trademark», который имеет единственное правовое значение в русском языке — товарный знак. Таким образом, термины «товарный знак» и «торговая марка» можно считать синонимами, однако первый из них является общепринятым в системе интеллектуальной собственности, а так же охраняемым объектом, тогда как термин «торговая марка» таковым не является, хотя и используется в экономической литературе маркетинговой направленности. Логотип происходит от английского слова «logotype» (сокращенно logo), означающего «эмблема», «девиз». Логотип может быть фирменным наиме- 1 Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Женева: ВОИС, 1990.№201(R).C.21. 234 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений § 6.6. Неохраноспособные обозначения • 235
нованием, товарным знаком или его частью. Обычно логотипом може1 быть словесная часть, графическое оформление товарного знака. Слоган происходит от английского слова «slogan», означающего «лозунг», «призыв», «девиз». Слоган обычно является смысловой словесной частью товарного знака, выражающей некоторый образ, иногда банальный и тривиальный. Некоторые назойливые слоганы широко используются в телевизионной и иной рекламе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.01 с.) |