Функции рекреационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции рекреационной деятельности



Выделятся три крупных группы общественных функций рекреацион-

ной деятельности: медико-биологическую, социально-воспитательную и

экономическую. Каждая из этих групп связана с определенной сферой дея-

тельности людей, но непреодолимых границ между ними нет, поскольку

многие из потребностей общества взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Ясно, что сохранение и восстановление здоровья человека может быть

рассмотрено в рамках медико-биологических функций рекреационной дея-

тельности; культурно-воспитательные функции включают воспитание гармо-

нически развитой личности, а к экономической функции относятся вос-

производство трудовых ресурсов, увеличение занятости населения.

Рекреационная деятельность определяется как деятельность в свобод-

ное время. Но она может быть определена и как деятельность в определенном

пространстве. Между функцией деятельности и типом пространства имеется

связь. Так повышение роли культурно-социальной функции приводит к по-

вышению роли познавательного туризма, созданию специфических рекреа-

ционных территорий, турбаз, культурно-исторических заповедников и наци-

ональных парков и др.

Медико-биологические функции

Различают две стороны медико-биологических функций рекреацион-

ной деятельности: лечение и оздоровление.

Санаторно-курортное лечение необходимо для восстановления здо-

ровья людей, перенесших заболевание и нуждающихся в продолжении лечеб-

ного процесса. Необходимость оздоровления определяется тем, что во вре-

мя трудовой и бытовой деятельности даже у практически здорового человека

возникает состояние утомления - временное снижение работоспособности.

Для предупреждения утомления труд должен сменяться отдыхом. Одним из

важнейших свойств рекреационной деятельности, способствующих быстрому

снятию усталости, является ее активность. При активной деятельности

восстановительные процессы протекают быстрее, чем при пассивном отдыхе.

Формой активной рекреационной деятельности может быть переключение с

одного вида деятельности на другой. Таким образом, отличительный признак

активной деятельности - ее разнообразие. Даже переключение с одного вида

умственной работы на другой - посещение театра, чтение книг, слушание

музыки - также активная рекреационная деятельность. Но при всей важно-

сти интеллектуальных занятий особое значение в качестве формы активной

рекреационной деятельности имеет физическая деятельность. В среднем и по-

жилом возрасте физические упражнения, активизируя организм и противо-

действуя процессу старения, даже более важны, чем в молодости.

В зависимости от возраста организм нуждается в различных (по дли-

тельности, величинеи характеру физических нагрузок, характеру и количе-

ству эмоциональных переживаний) условиях рекреационной деятельности.

Так условия рекреационной деятельности детей должны отличаться разнооб-

разием впечатлений и нагрузок, в среднем и преклонном возрасте нагрузки

должны носить равномерный характер и протекать в спокойной эмоциональ-

ной обстановке. Таким образом, каждому возрастному периоду должны со-

ответствовать специфические циклы занятий.

Учет медико-биологических функций позволяет сформулировать не-

которые предпосылки организации рекреационной деятельности:

· широкое развитие активных видов рекреационной деятельности, свя-

занных с физической активностью;

· разнообразие деятельности, как необходимое условие эффективности

мероприятий по восстановлению здоровья;

· учет особенностей всех возрастных контингентов и социально-профес-

сиональных групп, что обеспечивает отдыхающим высокую свободу вы-

бора в соответствии с их психофизиологическими возможностями,

склонностями и интересами.

Социально-культурные функции

Социально-культурные функции определяются потребностью обще-

ства в формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Одна-

ко далеко не всякая деятельность, осуществляемая в свободное время, ведет

к развитию человека как личности. Нередко это время тратится впустую, а

иногда оборачивается прямым ущербом и для самого человека и для окружа-

ющих и, в конечном счете, для общественных интересов.

В качестве одной из функций рекреационной деятельности выделяют

развлечение, но не в чистом виде, а в сочетании с занятиями, выполняющими

общественно-полезные функции. Это четко выражено в структуре занятий на

туристических маршрутах, в организации отдыха в санаториях и домах отды-

ха. Таким образом, личные потребности в развлечении выступают как одно

из средств удовлетворения общественных потребностей в восстановлении

трудоспособности и развитии личности. Если восстановление трудоспособ-

ности и всестороннее развитие личности являются целью организации рекре-

ационной деятельности, то развлечение - средством достижения этих це-

лей. Развлечение само по себе не имеет социальной ценности, но обретает ее,

являясь одним из способов достижения поставленных социальных целей.

Во многих капиталистических странах обслуживание рекреации идет

по пути развития индустрии развлечений (Лас-Вегас. Монте-Карло). Одна-

ко возрастание роли развлекательных моментов нередко обусловливает по-

терю функции познания и развития, а контакт с природой превращается в

развлечение и сплошное поглощение информации.

Экономические функции

Они связаны с ролью человека как основной производительной силы

общества, со спецификой экономических форм удовлетворения рекреацион-

ных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятель-

ности некоторых хозяйственных проблем. К таким проблемам относятся по-

вышение уровня занятости населения, развитие сферы обслуживания и

благоустройства быта местного населения, сбалансирование денежных дохо-

дов и расходов населения на более высоком уровне и т.д. Эти экономиче-

ские функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными

функциями, но они имеют в то же время самостоятельное значение. Эконо-

мические требования (развитие производительных сил, рост производитель-

ности труда, рост совокупного общественного продукта) во многом диктуют

необходимость организации рекреационной деятельности и определяют

структуру и приоритет медико-биологических и социально-культурных

функций.

Самыми существенными экономическими функциями являются:

Расширенное воспроизводство рабочей силы, формирование хозяйствен-

Ных систем, обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребно-

Стей, обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потре-

Бительскому спросу и, наконец, рекреационная деятельность - источник

Валютных поступлений.

Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности чело-

века протекает в сфере потребления. Есть три пути удовлетворения рекре-

ационных потребностей:

· за счет рынка товаров и услуг;

· в форме непосредственного внерабочего приобретения продуктов и

услуг, главным образом, в рамках общественных фондов потребления;

· в форме самообслуживания.

Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается сово-

купностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют прин-

ципы: взаимозаменяемости (субституции) и взаимодополняемости

(комплементарности).

В организационном и экономическом плане существенны два аспекта

взаимозаменяемости. Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по

функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение

обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортно-

сти и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость

услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка мо-

жет быть заменена катанием на коньках, купание в море - купанием в реке

или бассейне). Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимозаменя-

емости необходимо учитывать особенности каждого канала удовлетворения

потребностей.

Под взаимодополняемостью понимается такая экономическая

связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда

единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных

услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности

в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха. При этом

удовлетворение потребностей, ради которых предпринимаются путешествия -

главных в рекреационной деятельности - не принимают товарной формы.

Пребывание в местах с благоприятным климатом, купание в море, прогулки

по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей чаще всего

не требуют от туриста прямых затрат денег. Услуги, обеспечивающие рекреа-

ционную деятельность, создаются при различных общественно-необходимых

затратах труда. В связи с этим возникают предпосылки для образования

«туристской ренты», которая с помощью системы цен может взиматься

предприятиями, реализующими платные услуги и товары.

Одним из путей удовлетворения рекреационных потребностей вы-

ступает рынок рекреационных товаров и услуг, где последние являются

товаром. В этом качестве они участвуют в удовлетворении платежеспособ-

ного спроса населения. Рекреационные услуги выступают как одна из актив-

ных статей платежеспособного спроса. Расширение объема предлагаемых

рекреационных товаров и услуг способствуют расширению сферы предложе-

ний, возрастанию удельного веса удовлетворенного платежеспособного

спроса.Для многих стран мира туризм стал важным, а иногда и основным, ис-

точником поступления валюты. Он обогнал в этом отношении самую круп-

ную статью мировой торговли - продажу сырой нефти. Однако для отдель-

ных стран значение этой функции неоднозначно. Приток валюты в одни

страны сопровождается ее оттоком из других. США, Германия, Япония те-

ряют от международного туризма огромные суммы (основные туристы в

мире), тогда как Испания, Греция, Италия за счет международного туризма

имеют громадные валютные поступления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.046 с.)