Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возможностей используются для прямого и косвенного потребления иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
производства курортных и туристических услуг [14]. Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную ор- ганизацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно определяется социально-экономическими факторами и прежде всего объемом и структурой рекреационных потребно- стей [12].Понятие "рекреационные ресурсы" не тождественно понятиям "при- родные условия" и "культурно-исторические предпосылки развития рекреа- ции". Рекреационныересурсы представляют собой, в определенной мере, трансформированные природные условия и культурно-исторические объекты, доведенные до степени технологичности под влиянием общественных по- требностей и возможностей прямого использования в рекреационном обслу- живании.В структуре рекреационных ресурсов выделяются две составляющие: природная и социально-антропогенная (природные и культурно-исторические ресурсы рекреационной деятельности). Природные элементы и комплексы вначале выступают как условия рекреационной деятельности; как естественные образования они существуют и до развития рекреационного хозяйства. Затем, в силу развития и изменения структуры общественных потребностей и возникновения рекреационного спроса после затрат на их изучение, оценку и подготовку к эксплуатации, переходят в категорию рекреационных ресурсов. Определяющим моментом в переходе природных условий в ресурсы являются затраты общественного труда на их изучение и доведение до степени технологичности, возможности прямого использования в рекреационном хозяйстве. Переход природных комплексов в класс рекреационных ресурсов происходит по следующей схеме: 1) природные комплексы существуют как естественные образования, из-за отсутствия рекреационного спроса они не имеют характера ресурсов; 2) возникновение рекреационного спроса требует изучения и оценки природных комплексов; 3) в силу действия общественных потребностей и вложения живого труда и средств наиболее ценные природ- ные комплексы превращаются в ресурсы; 4) увеличение объемов рекреаци- онного спроса приводит к переходу и менее благоприятных по свойствам природных комплексов в класс ресурсов [14]. Процесс превращения природных тел в рекреационные ресурсы мож- но продемонстрировать на примере пляжей. Этот процесс может протекать в несколько этапов: сначала переходит в ресурсы (фонды) часть пляжа, имею- щая лучшие качества, затем - удовлетворительная, и, наконец, посредствен- ная. Этот тип освоения можно назвать классическим эволюционным, когда в процессе его строго сохраняется последовательность: сначала осваиваются хорошие ресурсы,а затем - плохие. Наряду с этим возможен и другой тип освоения. Повышенный спрос на рекреационные угодья приводит к тому, что в отдельных случаях, не смотря на необходимость значительных разовых капиталовложений, в число ресурсов включаются территории с низкими оценками рекреационных условий. Например, улучшаются естественные и создаются искусственные пляжи. В районах со сложными горно-геологиче- скими условиями. Практически речь идет о переходе к интенсивному типу освоения, к созданию "дополнительных рекреационных ресурсов [20]. Аналогичный процесс происходит и при переходе культурно-истори- ческих объектов в класс экскурсионных рекреационных ресурсов. Вначале рекреационный спрос на культурно-исторические и этнографические объекты приводит к изучению, оценке и использованию наиболее сохранившихся и доступных в экскурсионном туризме. Расширение спроса и развитие ценност- ных рекреационных критериев, подъем культурного уровня населения, способствуют расширению круга используемых объектов, многие из них по- сле специальных реставрационных работ вовлекаются в экскурсионный по- каз. Культурно-исторические объекты, являясь продуктами труда предыду- щих поколений, выступают здесь как предмет труда для производства рекреа- ционных услуг познавательного характера. Рекреационные ресурсы - категория историческая, поскольку измене- ния структуры и объема рекреационных потребностей приводят к вовлече- нию в рекреационную деятельность новых элементов как природного, так и культурно-исторического характера [14]. При всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ре- сурсной составляющей природные блага занимают преобладающее место, яв- ляясь одной из основных материальных предпосылок рекреации. В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-тер- риториальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ланд- шафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы природныхобъектов и их визуально-географическое положение. Как потребитель территории, рекреация уступает только сельскому и лесному хозяйству. Потребность рекреации в территории в три раза выше по- требности для жилой застройки, а с учетом природных парков, заповедников и заказников - в 6-7 раз. Таким образом, предъявляя требования к значительным площадям, подчас с нетронутой природой, рекреация имеет ограниченные возможности для своего развития в освоенных районах. В то же время, в сельской местно- сти она может удачно сочетаться с сельскохозяйственным землепользовани- ем. Недопустимо располагать рекреационные зоны поблизости от разработок полезных ископаемых, промышленных предприятий повышенной вредности. В зависимости от уровня рекреационной специализации, можно вы- делить три основных типа рекреационного землепользования. 1) территории с высокой интенсивностью рекреации, где другие земле- пользователи отсутствуют или имеют второстепенное значение (парки, пляжи и другие зоны массового отдыха); 2) территории со средней интенсивностью рекреации, выполняющие од- новременно некоторые экологические и производственные функции (пригод- ные зеленые насаждения, противоэрозийные леса и т. п.); 3) территории с незначительным удельным весом рекреации. Большая часть альтернативных ситуаций отвода земель связана со вторым типом рекреационного землепользования [12]. Появление у общества новых потребностей вызывает изменение структуры спроса на территорию, выдвигаются на передний план отрасли-ли- деры, которые получают преимущественное право на "отбор" для себя ресур- сов территории. Это может иметь место и тогда, когда пригодные для данно- го использования территории заняты другими угодьями. С таким явлением приходится сталкиваться при рекреационном освоении территории, когда возникает необходимость сооружения учреждений отдыха на землях, занятых сельскохозяйственными и другими объектами. Изъятие их для функций оздо- ровления означает, что на какой-то момент сельскохозяйственные фонды (например, виноградники) становятся рекреационными ресурсами террито- рии, а после вложения новых средств, они переходят в категорию рекреаци- онных фондов [20]. Всего можно выделить несколько основных видов рекреационных ресурсов. Среди них, прежде всего, выделяются такие ресурсы: - геоморфологические (ландшафтные); - климатические; - водные; - растительные (в т. ч. фитолечебные) - массивы лесных и парковых наса- ждений; - животного мира; - пляжные; - земельные; - пейзажные; - бальнеологические - разведанные и утвержденные запасы минеральных вод; - грязевые; - познавательные (экскурсионные и культурно-исторические). В данном перечислении основных видов рекреационных ресурсов по- казано их деление по природному классу и характеру использования. Из этих основных видов рекреационных ресурсов, с дополнением ре- креационной емкости, выступающей как лимитирующий фактор рекреацион- ных ресурсов, и, таким образом, тесно связанный с ними, складывается струк- тура ресурсной составляющей рекреационного потенциала территории (рис. 6). В данной схеме структуры ресурсной составляющей рекреационного потенциала территории все виды рекреационных ресурсов представляют бло- ки, делящиеся на: · главные - на базе которых формируются системы и циклы рекреацион- ных занятий; · второстепенные - дополняющие главные; · лимитирующие - сдерживающие развитие рекреации; · промежуточные - находящиеся между образующими и лимитирующи- ми. По видам использования рекреационные ресурсы делятся на: · интенсивно используемые - искусственные рекреационные ресурсы; · экстенсивно используемые - первозданные рекреационные ресурсы; · используемые и малоиспользуемые (например, горные реки, водохра- нилища).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.006 с.) |