Возможностей используются для прямого и косвенного потребления и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможностей используются для прямого и косвенного потребления и



производства курортных и туристических услуг [14].

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную ор-

ганизацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных

районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность.

Но это влияние не прямое. Оно определяется социально-экономическими

факторами и прежде всего объемом и структурой рекреационных потребно-

стей [12].Понятие "рекреационные ресурсы" не тождественно понятиям "при-

родные условия" и "культурно-исторические предпосылки развития рекреа-

ции". Рекреационныересурсы представляют собой, в определенной мере,

трансформированные природные условия и культурно-исторические объекты,

доведенные до степени технологичности под влиянием общественных по-

требностей и возможностей прямого использования в рекреационном обслу-

живании.В структуре рекреационных ресурсов выделяются две составляющие:

природная и социально-антропогенная (природные и культурно-исторические

ресурсы рекреационной деятельности).

Природные элементы и комплексы вначале выступают как условия

рекреационной деятельности; как естественные образования они существуют

и до развития рекреационного хозяйства. Затем, в силу развития и изменения

структуры общественных потребностей и возникновения рекреационного

спроса после затрат на их изучение, оценку и подготовку к эксплуатации,

переходят в категорию рекреационных ресурсов. Определяющим моментом в

переходе природных условий в ресурсы являются затраты общественного

труда на их изучение и доведение до степени технологичности, возможности

прямого использования в рекреационном хозяйстве.

Переход природных комплексов в класс рекреационных ресурсов

происходит по следующей схеме: 1) природные комплексы существуют как

естественные образования, из-за отсутствия рекреационного спроса они не

имеют характера ресурсов; 2) возникновение рекреационного спроса требует

изучения и оценки природных комплексов; 3) в силу действия общественных

потребностей и вложения живого труда и средств наиболее ценные природ-

ные комплексы превращаются в ресурсы; 4) увеличение объемов рекреаци-

онного спроса приводит к переходу и менее благоприятных по свойствам

природных комплексов в класс ресурсов [14].

Процесс превращения природных тел в рекреационные ресурсы мож-

но продемонстрировать на примере пляжей. Этот процесс может протекать в

несколько этапов: сначала переходит в ресурсы (фонды) часть пляжа, имею-

щая лучшие качества, затем - удовлетворительная, и, наконец, посредствен-

ная. Этот тип освоения можно назвать классическим эволюционным, когда в

процессе его строго сохраняется последовательность: сначала осваиваются

хорошие ресурсы,а затем - плохие. Наряду с этим возможен и другой тип

освоения. Повышенный спрос на рекреационные угодья приводит к тому, что

в отдельных случаях, не смотря на необходимость значительных разовых

капиталовложений, в число ресурсов включаются территории с низкими

оценками рекреационных условий. Например, улучшаются естественные и

создаются искусственные пляжи. В районах со сложными горно-геологиче-

скими условиями. Практически речь идет о переходе к интенсивному типу

освоения, к созданию "дополнительных рекреационных ресурсов [20].

Аналогичный процесс происходит и при переходе культурно-истори-

ческих объектов в класс экскурсионных рекреационных ресурсов. Вначале

рекреационный спрос на культурно-исторические и этнографические объекты

приводит к изучению, оценке и использованию наиболее сохранившихся и

доступных в экскурсионном туризме. Расширение спроса и развитие ценност-

ных рекреационных критериев, подъем культурного уровня населения,

способствуют расширению круга используемых объектов, многие из них по-

сле специальных реставрационных работ вовлекаются в экскурсионный по-

каз. Культурно-исторические объекты, являясь продуктами труда предыду-

щих поколений, выступают здесь как предмет труда для производства рекреа-

ционных услуг познавательного характера.

Рекреационные ресурсы - категория историческая, поскольку измене-

ния структуры и объема рекреационных потребностей приводят к вовлече-

нию в рекреационную деятельность новых элементов как природного, так и

культурно-исторического характера [14].

При всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ре-

сурсной составляющей природные блага занимают преобладающее место, яв-

ляясь одной из основных материальных предпосылок рекреации. В качестве

природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно-тер-

риториальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные

свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ланд-

шафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика,

экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы

природныхобъектов и их визуально-географическое положение.

Как потребитель территории, рекреация уступает только сельскому и

лесному хозяйству. Потребность рекреации в территории в три раза выше по-

требности для жилой застройки, а с учетом природных парков, заповедников

и заказников - в 6-7 раз.

Таким образом, предъявляя требования к значительным площадям,

подчас с нетронутой природой, рекреация имеет ограниченные возможности

для своего развития в освоенных районах. В то же время, в сельской местно-

сти она может удачно сочетаться с сельскохозяйственным землепользовани-

ем. Недопустимо располагать рекреационные зоны поблизости от разработок

полезных ископаемых, промышленных предприятий повышенной вредности.

В зависимости от уровня рекреационной специализации, можно вы-

делить три основных типа рекреационного землепользования.

1) территории с высокой интенсивностью рекреации, где другие земле-

пользователи отсутствуют или имеют второстепенное значение (парки, пляжи

и другие зоны массового отдыха);

2) территории со средней интенсивностью рекреации, выполняющие од-

новременно некоторые экологические и производственные функции (пригод-

ные зеленые насаждения, противоэрозийные леса и т. п.);

3) территории с незначительным удельным весом рекреации.

Большая часть альтернативных ситуаций отвода земель связана со

вторым типом рекреационного землепользования [12].

Появление у общества новых потребностей вызывает изменение

структуры спроса на территорию, выдвигаются на передний план отрасли-ли-

деры, которые получают преимущественное право на "отбор" для себя ресур-

сов территории. Это может иметь место и тогда, когда пригодные для данно-

го использования территории заняты другими угодьями. С таким явлением

приходится сталкиваться при рекреационном освоении территории, когда

возникает необходимость сооружения учреждений отдыха на землях, занятых

сельскохозяйственными и другими объектами. Изъятие их для функций оздо-

ровления означает, что на какой-то момент сельскохозяйственные фонды

(например, виноградники) становятся рекреационными ресурсами террито-

рии, а после вложения новых средств, они переходят в категорию рекреаци-

онных фондов [20].

Всего можно выделить несколько основных видов рекреационных

ресурсов. Среди них, прежде всего, выделяются такие ресурсы:

- геоморфологические (ландшафтные);

- климатические;

- водные;

- растительные (в т. ч. фитолечебные) - массивы лесных и парковых наса-

ждений;

- животного мира;

- пляжные;

- земельные;

- пейзажные;

- бальнеологические - разведанные и утвержденные запасы минеральных

вод;

- грязевые;

- познавательные (экскурсионные и культурно-исторические).

В данном перечислении основных видов рекреационных ресурсов по-

казано их деление по природному классу и характеру использования.

Из этих основных видов рекреационных ресурсов, с дополнением ре-

креационной емкости, выступающей как лимитирующий фактор рекреацион-

ных ресурсов, и, таким образом, тесно связанный с ними, складывается струк-

тура ресурсной составляющей рекреационного потенциала территории (рис.

6).

В данной схеме структуры ресурсной составляющей рекреационного

потенциала территории все виды рекреационных ресурсов представляют бло-

ки, делящиеся на:

· главные - на базе которых формируются системы и циклы рекреацион-

ных занятий;

· второстепенные - дополняющие главные;

· лимитирующие - сдерживающие развитие рекреации;

· промежуточные - находящиеся между образующими и лимитирующи-

ми.

По видам использования рекреационные ресурсы делятся на:

· интенсивно используемые - искусственные рекреационные ресурсы;

· экстенсивно используемые - первозданные рекреационные ресурсы;

· используемые и малоиспользуемые (например, горные реки, водохра-

нилища).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.023 с.)