Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о рекреационной системеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рекреационная система -это сложная, управляемая и, частично, самоуправляемая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: отды- хающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, тех- нических систем, обслуживающего персонала и органа управления (рис. 2). Подсистема отдыхающих людей описывается циклами рекреацион- ных занятий. Эта подсистема рассматривается не только как «субъект», но и как «объект» рекреационной деятельности. Это обусловлено тем, что отдыха- ющие обладают определенной избирательностью по отношению к другим отдыхающим: стремлением отдыхать со своей семьей или группой лиц, обла- дающих сходными интересами. Природные и культурные территориальные комплексы - законо- мерные сочетания природных комплексов или культурных ценностей высту- пают не только как ресурсы, но и как условия удовлетворения рекреацион- ных и обычных повседневных потребностей. Их специфическими характе- ристиками являются емкость, устойчивость, комфортность, разнообразие, привлекательность. Рис.2 Схема рекреационной системы [20] ГО - группа отдыхающих; ПК -природные и культурные комплексы; ТС -технические системы; ОП -группа обслуживающего персонала; ОУ - орган управления. 1. Внешние связи системы. 2. Связи между подсистемами. 3. Команды управления. 4. Информация о состоянии подсистем: I - об удовлетворенностиотдыхающих; II -о степени сохранения соответствия природных комплексов тре- бованиям отдыха; III - о степени сохранения полезных свойств и возможностях техни- ческих систем; IV - о состоянии обслуживающего персонала. Технические системы призваны обеспечить обычную жизнедея- тельность отдыхающих и обслуживающего персонала, а также удовлетворе- ние специфических рекреационных потребностей отдыхающих. Они харак- теризуются показателями емкости, комфортности, надежности инженерно- строительных и эксплуатационных сооружений. Обслуживающая группа людей должна с помощью технических си- стем и природных комплексов, с одной стороны, произвести, собрать, сохранить и доставить отдыхающим продукты питания, информацию, необ- ходимую промышленную продукцию, культурные ценности, с другой - уда- лить отходы. Среди характеристик важнейшее значение имеет бюджет услуг (исчисляемый во времени), а также емкость системы обслуживания в целом и ее функциональных отдельных элементов, комфортность, отношение количе- ства обслуживающего персонала к количеству отдыхающих. Орган управления по мере удовлетворения потребностей отдыхаю- щих и наличии материальных и финансовых резервов принимает в случае необходимости решение об изменении соотношения между подсистемами. Обязательным условием устойчивого действия рекреационных систем яв- ляется планирование и регулирование их управлением. При этом оно может осуществляться как с участием человека (организационно оформленного ор- гана управления), так и без него. Планирование осуществляется с участием человека; регулирование - как с участием, так и без участия человека. Некото- рые подсистемы рекреационных систем обладают способностью к саморегу- лированию. Например, природные комплексы могут восстанавливать свои свойства после частичного повреждения, изменять свои биологические и гидрологические характеристики под воздействием рекреационной эксплуа- тации. Характер рекреационных занятий может меняться в связи с изменени- ем состава группы, смены интересов в процессе отдыха. Но в целом рекреа- ционные системы относятся к числу управляемых. Каждая из подсистем обладает собственной совокупностью иерархий. Так, подсистема отдыхающих может быть представлена и отдельным челове- ком и разнообразными группами: семьей, соседями по комнате, всеми отды- хающими санатория. Вместе с тем все отдыхающие могут рассматриваться как совокупность различных по преобладающим занятиям групп: лечащихся, туристов, экскурсантов. Иерархией обладают и природные комплексы, техни- ческие системы и органы управления. Поэтому любая из характеристик (по- требность, ценностные критерии) для каждого из уровней иерархии подси- стем имеют свое значение. В итоге, ценностные критерии отдельного челове- ка могут не полностью соответствовать ценностным критериям всей экс- курсионной группы. Несмотря на разнородность элементов, рекреационные системы - об- разования целостные. Как целостные образования реальные рекреационные системы образуют множество, обладающее значительным функциональ- ным разнообразием. Это разнообразие находит отражение в типологии рекре- ационных систем. Таким образом, рекреационные системы это: - сложные, состоящие из гетерогенных подсистем образования; - образования, обладающие взаимосвязанными подсистемами; - целостные образования. Системы и циклы занятий Рекреационные потребности реализуются в определенных видах ре- креационной деятельности, причем структура деятельности человека в сво- бодное время не менее сложна, чем в рабочее. Выделяются две основные функции свободного времени: - функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иными повседневными занятиями; - функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физиче- ского развития. Восстановительные функции (психофизиологические) включают: питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления психофизиологических параметров. Функция развития (духовно-интеллектуальные) включают: оздоров- ление, познание, общение. Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями. Среди со- вокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности, выделяются собственно рекреационные занятия (купание, пешеходные про- гулки, осмотр памятников и музеев и т.д.) и повседневные физиологически необходимые потребности (сон, питание). В свою очередь, в собственно ре- креационных занятиях выделяются две группы, объединяющиеся в четыре основных типа занятий: 1. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекре- ационно-оздоровительные занятия. 2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреаци- онно-познавательные занятия. Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатоле- чения, бальнеолечения, грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных за- нятий более разнообразен - прогулки, купание, солнечные и воздушные ван- ны, игры, пассивный отдых и т.д. Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными достопримечательностями. Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбиниру- ются. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетво- ряется рекреационных потребностей. Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени называется циклом рекреационной дея- Тельности. Одним из условий существования живых систем является ритмичность биологических процессов. Околосуточные (циркадные) ритмы являются основным биологическим ритмом живых организмов и составляют основу их жизнедеятельности. Суточный цикл рекреационной деятельности - это определенное со- четание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрезков времени. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительногоотрезка времени. Выделяют циклы отпуска, жизненный цикл, цикл определенной возрастной градации (детство, юность). Отпускной цикл складывается из суточных циклов, но не представ- ляет собой повторения одинаковых суточных циклов (санаторно-курортное лечение, например, подразделяется на неравные периоды: адаптационный, лечебный, экскурсионный). Жесткие суточные циклы, называемые режи- мом дня, имеют санаторно-курортное лечение, квалификационный туризм, менее жесткие - самоорганизованные формы отдыха. На рис. 3 показана схема отпускного цикла занятий [12]. Рис. 3. Схема отпускного цикла занятий [12] Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередо- вании видов и форм рекреации, географических районов. Циклы рекреацион- ной деятельности можно различать и по их общественной функции и техно- логии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные. Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственно связаны со свойствами рекреационных территорий. Разно- образию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ре- сурсов как природных, так и культурно-исторических. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на опре- деленной территории. В настоящее время отмечаются две тенденции в эволюции рекреа- ционной деятельности, отражающие изменения в структуре рекреационных потребностей. Первая тенденция проявляется в возрастании относительного значения рекреационных оздоровительных, спортивных и познавательных занятий. Вторая - в относительном снижении лечебных при абсолютном ро- сте всех видов занятий. Особенно заметна тенденция роста популярности видов рекреации, связанных с использованием естественных (не преобразо- ванных или слабо преобразованных) ландшафтов. Еще одна тенденция связа- на с возникновением новых, ранее не практиковавшихся рекреационных заня- тий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.152 (0.011 с.) |