Понятие о рекреационной системе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о рекреационной системе



Рекреационная система -это сложная, управляемая и, частично,

самоуправляемая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: отды-

хающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, тех-

нических систем, обслуживающего персонала и органа управления (рис. 2).

Подсистема отдыхающих людейописывается циклами рекреацион-

ных занятий. Эта подсистема рассматривается не только как «субъект», но и

как «объект» рекреационной деятельности. Это обусловлено тем, что отдыха-

ющие обладают определенной избирательностью по отношению к другим

отдыхающим: стремлением отдыхать со своей семьей или группой лиц, обла-

дающих сходными интересами.

Природные и культурные территориальные комплексы- законо-

мерные сочетания природных комплексов или культурных ценностей высту-

пают не только как ресурсы, но и как условия удовлетворения рекреацион-

ных и обычных повседневных потребностей. Их специфическими характе-

ристиками являются емкость, устойчивость, комфортность, разнообразие,

привлекательность.

Рис.2 Схема рекреационной системы [20]

ГО- группа отдыхающих; ПК -природные и культурные комплексы;

ТС -технические системы; ОП -группа обслуживающего персонала; ОУ -

орган управления.

1.Внешние связи системы.

2.Связи между подсистемами.

3.Команды управления.

4.Информация о состоянии подсистем:

I- об удовлетворенностиотдыхающих;

II -о степени сохранения соответствия природных комплексов тре-

бованиям отдыха;

III- о степени сохранения полезных свойств и возможностях техни-

ческих систем;

IV- о состоянии обслуживающего персонала.

Технические системыпризваны обеспечить обычную жизнедея-

тельность отдыхающих и обслуживающего персонала, а также удовлетворе-

ние специфических рекреационных потребностей отдыхающих. Они харак-

теризуются показателями емкости, комфортности, надежности инженерно-

строительных и эксплуатационных сооружений.

Обслуживающая группалюдей должна с помощью технических си-

стем и природных комплексов, с одной стороны, произвести, собрать,

сохранить и доставить отдыхающим продукты питания, информацию, необ-

ходимую промышленную продукцию, культурные ценности, с другой - уда-

лить отходы. Среди характеристик важнейшее значение имеет бюджет услуг

(исчисляемый во времени), а также емкость системы обслуживания в целом и

ее функциональных отдельных элементов, комфортность, отношение количе-

ства обслуживающего персонала к количеству отдыхающих.

Орган управленияпо мере удовлетворения потребностей отдыхаю-

щих и наличии материальных и финансовых резервов принимает в случае

необходимости решение об изменении соотношения между подсистемами.

Обязательным условием устойчивого действия рекреационных систем яв-

ляется планирование и регулирование их управлением. При этом оно может

осуществляться как с участием человека (организационно оформленного ор-

гана управления), так и без него. Планирование осуществляется с участием

человека; регулирование - как с участием, так и без участия человека. Некото-

рые подсистемы рекреационных систем обладают способностью к саморегу-

лированию. Например, природные комплексы могут восстанавливать свои

свойства после частичного повреждения, изменять свои биологические и

гидрологические характеристики под воздействием рекреационной эксплуа-

тации. Характер рекреационных занятий может меняться в связи с изменени-

ем состава группы, смены интересов в процессе отдыха. Но в целом рекреа-

ционные системы относятся к числу управляемых.

Каждая из подсистем обладает собственной совокупностью иерархий.

Так, подсистема отдыхающих может быть представлена и отдельным челове-

ком и разнообразными группами: семьей, соседями по комнате, всеми отды-

хающими санатория. Вместе с тем все отдыхающие могут рассматриваться

как совокупность различных по преобладающим занятиям групп: лечащихся,

туристов, экскурсантов. Иерархией обладают и природные комплексы, техни-

ческие системы и органы управления. Поэтому любая из характеристик (по-

требность, ценностные критерии) для каждого из уровней иерархии подси-

стем имеют свое значение. В итоге, ценностные критерии отдельного челове-

ка могут не полностью соответствовать ценностным критериям всей экс-

курсионной группы.

Несмотря на разнородность элементов, рекреационные системы - об-

разования целостные. Как целостные образования реальные рекреационные

системы образуют множество, обладающее значительным функциональ-

ным разнообразием. Это разнообразие находит отражение в типологии рекре-

ационных систем.

Таким образом, рекреационные системы это:

- сложные, состоящие из гетерогенных подсистем образования;

- образования, обладающие взаимосвязанными подсистемами;

- целостные образования.

Системы и циклы занятий

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах ре-

креационной деятельности, причем структура деятельности человека в сво-

бодное время не менее сложна, чем в рабочее. Выделяются две основные

функции свободного времени:

- функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и

иными повседневными занятиями;

- функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физиче-

ского развития.

Восстановительные функции(психофизиологические) включают:

питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления

психофизиологических параметров.

Функция развития(духовно-интеллектуальные) включают: оздоров-

ление, познание, общение.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество

способов реализации, называемыми рекреационными занятиями. Среди со-

вокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности,

выделяются собственно рекреационные занятия (купание, пешеходные про-

гулки, осмотр памятников и музеев и т.д.) и повседневные физиологически

необходимые потребности (сон, питание). В свою очередь, в собственно ре-

креационных занятиях выделяются две группы,объединяющиеся в четыре

основных типа занятий:

1. Группа восстановления:а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекре-

ационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития:а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреаци-

онно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий,

жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатоле-

чения, бальнеолечения, грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных за-

нятий более разнообразен - прогулки, купание, солнечные и воздушные ван-

ны, игры, пассивный отдых и т.д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на

развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный

и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы,

восхождение на горные вершины.

Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать

человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры,

ознакомление с природными достопримечательностями.

Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбиниру-

ются. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает

рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетво-

ряется рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за

определенный отрезок времени называется циклом рекреационной дея-

Тельности.

Одним из условий существования живых систем является ритмичность

биологических процессов. Околосуточные (циркадные) ритмы являются

основным биологическим ритмом живых организмов и составляют основу

их жизнедеятельности.

Суточный циклрекреационной деятельности - это определенное со-

четание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в

течение небольших отрезков времени. Суточные циклы могут многократно

повторяться в течение определенного продолжительногоотрезка времени.

Выделяют циклы отпуска, жизненный цикл, цикл определенной возрастной

градации (детство, юность).

Отпускной циклскладывается из суточных циклов, но не представ-

ляет собой повторения одинаковых суточных циклов (санаторно-курортное

лечение, например, подразделяется на неравные периоды: адаптационный,

лечебный, экскурсионный). Жесткие суточные циклы, называемые режи-

мом дня,имеют санаторно-курортное лечение, квалификационный туризм,

менее жесткие - самоорганизованные формы отдыха.

На рис. 3 показана схема отпускного цикла занятий [12].

Рис. 3. Схема отпускного цикла занятий [12]

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередо-

вании видов и форм рекреации, географических районов. Циклы рекреацион-

ной деятельности можно различать и по их общественной функции и техно-

логии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий

непосредственно связаны со свойствами рекреационных территорий. Разно-

образию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ре-

сурсов как природных, так и культурно-исторических. Комбинирование и

цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на опре-

деленной территории.

В настоящее время отмечаются две тенденции в эволюции рекреа-

ционной деятельности,отражающие изменения в структуре рекреационных

потребностей. Первая тенденция проявляется в возрастании относительного

значения рекреационных оздоровительных, спортивных и познавательных

занятий. Вторая - в относительном снижении лечебных при абсолютном ро-

сте всех видов занятий. Особенно заметна тенденция роста популярности

видов рекреации, связанных с использованием естественных (не преобразо-

ванных или слабо преобразованных) ландшафтов. Еще одна тенденция связа-

на с возникновением новых, ранее не практиковавшихся рекреационных заня-

тий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.024 с.)