КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ



СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

И ОКЕАНОЛОГИИ

Ю.Ф.БЕЗРУКОВ

«РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И

КУРОРТОЛОГИЯ»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СИМФЕРОПОЛЬ 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...................................................... 1

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ................................................................ 1

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ...................................................... 1

И ОКЕАНОЛОГИИ............................................................................................. 1

Ю.Ф.БЕЗРУКОВ....................................................................................................1

«РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И .................................................................1

КУРОРТОЛОГИЯ»...............................................................................................1

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ..........................................................................................1

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-

СТИ...........................................................................................................................4

1.1. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ......................................................................... 6

1.2. ФУНКЦИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................... 10

1.2.1. Медико-биологические функции .......................................................10

1.2.2. Социально-культурные функции.......................................................12

1.2.3. Экономические функции.................................................................... 12

1.3. ПОНЯТИЕ О РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ............................................................... 14

1.4. СИСТЕМЫ И ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ.............................................................................17

1.5.КЛАССИФИКАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................20

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ....................... 26

2.1. СВОЙСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ........................................ 26

2.1.1.Иерархичность.................................................................................... 26

2.1.2.Динамичность и эволюция ............................................................... 29

2.1.3. Устойчивость ................................................................................... 30

2.2. ТИПОЛОГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ СИСТЕМ.................................... 31

2.2.1. Типология по функциям рекреационной деятельности .................31

2.2.2. Типология по степени соотношения в организации...................... 33

отдыха неизмененной природы и технических систем ........................ 33

2.2.4. Специализация и универсальность ТРС ..........................................35

3. РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.................................................................36

3.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ............................................. 36

РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ...............................................................36

3.1.1. Рекреационный потенциал территории......................................... 36

3.1.2. Структура рекреационного потенциала территории..................39

3.1.4. Материально-техническая база рекреации, ее структура и........62

критерии оценки...........................................................................................62

ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ РЕКРЕАЦИИ

ОДНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ, ОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ОДНОГО ПРОФИЛЯ

РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ЧТОБЫ КРИТЕРИИ НА ОЦЕНКИ ИМЕЛИ ОДИНАКОВОЕ КОЛИЧЕСТВО

СТУПЕНЕЙ...............................................................................................................67

3.2. К Л И М А Т О Т Е Р А П И Я.............................................................................. 67

3.2.1. Комфортные условия природной среды.......................................... 69

3.3. АЭРОТЕРАПИЯ..................................................................................................78

3.4. ГЕЛИОТЕРАПИЯ................................................................................................ 81

3.5.ТАЛАССОТЕРАПИЯ....................................................................................... 82

ЛЕЧЕБНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО- РЕКРЕАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

................................................................................................................................ 84

4.1. РАЗВИТИЕ НАУКИ О КУРОРТАХ ....................................................... 85

4.2. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ ...................................................86

4.2.1. Развитие курортного дела в России ...........................87

4.3. ПРИНЦИПЫ КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ ......................................................89

4.3.1. Бальнеологические курорты ......................................... 90

4.3.2. Грязевые курорты ....................................................95

4.4. РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И КУРОРТЫ УКРАИНЫ ..................................100

4.5. РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И КУРОРТЫ КРЫМА .................................... 103

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, ОХРАНА И ОПТИМИЗАЦИЯ РЕКРЕА-

ЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ..............................................................................106

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.........................................................................108

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.........................................................109

ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 111

Общие представления о рекреационной

Деятельности

Рекреационная деятельность - наряду с производственной, домашним

трудом и удовлетворением биологических потребностей - одно из важней-

ших проявлений деятельности людей, необходимых для их нормальной жиз-

ни.

Все время, расходуемое на деятельность людей делится на рабочее и

внерабочее. Первое используется на общественное производство средств

производства и предметов потребления (материальных и духовных), а также

для подготовки людей к общественно-производственной деятельности. Вне-

рабочее время затрачивается на удовлетворение биологических потребно-

стей, домашний труд и рекреационную деятельность. Соответственно, вне-

рабочее время делится на обязательное и свободноеот различного рода

неотложных занятий (рис. 1).

I -рабочее время;

II -внерабочее время: а - домашний труд и другие бытовые занятия; б -

удовлетворение естественных физиологических потребностей (сон, еда и др.);

в - рекреационная деятельность.

Рис. 1. Годовая структура совокупного времени работающих [20]

Свободное время расходуется на восстановление и развитие физических

сил человека, всестороннего развития его духовных сил, для удовлетворения

ряда социальных потребностей. До недавнего времени в качестве основной

функции свободного времени рассматривалась функция восстановления фи-

зических сил человека. Поэтому именно она и определила наименование всей

деятельности в свободное время, как деятельности рекреационной (лат.

recreatio -восстановление). Таким образом, свободное время расходуется на

активную деятельность. В то же время, свободное время - это время, пред-

назначенное для отдыха.Здесь нет противоречия между понятиями «актив-

ная деятельность'BB и «отдых», поскольку лучший отдых - это смена одного

вида деятельности другим.

Таким образом, рекреационная деятельность - это деятельность чело-

века в свободное время,осуществляемая с целью восстановления физиче-

ских сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризую-

щаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относитель-

ным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса.

Для осуществления рекреационной деятельности необходима организа-

ция специфической среды и сохранение ее в данном состоянии и последую-

щим улучшением этого состояния среды в соответствии с современными

требованиями. Считается, что эту специфическую среду создают рекреацион-

ные ресурсы и, прежде всего, природная обстановка. Наличие или отсут-

ствие того или иного рекреационного ресурса уже само по себе определяет

возможность возникновения рекреационных предприятий, а сам вид ресурсов

- характер использования свободного времени. Однако опыт организации

рекреационной деятельности и ее территориальных форм показал, что это

справедливо лишь в условиях экстенсивного использования рекреационных

ресурсов. В том случае, когда объем ресурсов превышает имеющиеся по-

требности, а возможности для их использования различны, выбор среды,

необходимой для рекреации, обусловливается рекреационными потребностя-

ми. Более того, определить баланс «рекреационные потребности - рекреаци-

онные ресурсы» можно только при знании характера и объема потребностей.

Полноценная организация рекреационной деятельности возможна только в

том случае, если в качестве исходных данных принимаются рекреационные

потребности

Рекреационные потребности

Потребность определяется как требующая удовлетворения нужда

человека в том или ином объекте.В настоящее время потребности

рассматриваются в связи с социальной, психической и экономической сфера-

ми жизни людей. При этом выделяются потребности материальные, социаль-

ные, духовные, биологические, потребности в деятельности, общении и по-

знании. Познать все процессы, связанные с поведением людей в свободное

время, можно только при учетевсей совокупности потребностей, от обще-

ственных до личных. Так, например, биологические потребности людей не-

льзя рассматривать в отрыве от социальных и экономических сфер их жизни.

Между потребностями общественными, групповыми, личными и многооб-

разием жизни людей существует связь. В силу этого при рассмотрении обще-

ственных потребностей основное внимание обращается на социальные и эко-

номические аспекты.

Общественные рекреационные потребности. При определении сущно-

сти этих потребностей необходимо учитывать задачи, стоящие перед обще-

ством: сохранение здоровья людей, повышение уровня жизни, формирование

личности в соответствии с общественными идеалами и др.

Потребность во всестороннем развитии людей определяет содержание

рекреационной деятельности, поскольку и досуг будет больше посвящаться

общественной деятельности, культурному общению, умственному и физиче-

скому развитию, научно-техническому и художественному творчеству.

Всестороннему развитию людей, в конечном счете, служит и сохране-

ние их здоровья. В современном обществе трудовая деятельность нередко ха-

рактеризуется узкой специализацией, сопровождающейся диспропорцией в

развитии человека. Избежать ее помогает рекреационная деятельность. Та-

кова роль физкультуры и спорта для работников умственного труда, роль по-

знавательного туризма для людей, занятых физическим трудом. В соответ-

ствии с этим, общественные рекреационные потребности определяются,

Как потребности общества в восстановлении физических и психических

Экономические функции

Они связаны с ролью человека как основной производительной силы

общества, со спецификой экономических форм удовлетворения рекреацион-

ных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятель-

ности некоторых хозяйственных проблем. К таким проблемам относятся по-

вышение уровня занятости населения, развитие сферы обслуживания и

благоустройства быта местного населения, сбалансирование денежных дохо-

дов и расходов населения на более высоком уровне и т.д. Эти экономиче-

ские функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными

функциями, но они имеют в то же время самостоятельное значение. Эконо-

мические требования (развитие производительных сил, рост производитель-

ности труда, рост совокупного общественного продукта) во многом диктуют

необходимость организации рекреационной деятельности и определяют

структуру и приоритет медико-биологических и социально-культурных

функций.

Самыми существенными экономическими функциями являются:

Валютных поступлений.

Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности чело-

века протекает в сфере потребления. Есть три пути удовлетворения рекре-

ационных потребностей:

· за счет рынка товаров и услуг;

· в форме непосредственного внерабочего приобретения продуктов и

услуг, главным образом, в рамках общественных фондов потребления;

· в форме самообслуживания.

Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается сово-

купностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют прин-

ципы: взаимозаменяемости(субституции) и взаимодополняемости

(комплементарности).

В организационном и экономическом плане существенны два аспекта

взаимозаменяемости.Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по

функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение

обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортно-

сти и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость

услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка мо-

жет быть заменена катанием на коньках, купание в море - купанием в реке

или бассейне). Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимозаменя-

емости необходимо учитывать особенности каждого канала удовлетворения

потребностей.

Под взаимодополняемостью понимаетсятакая экономическая

связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда

единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных

услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности

в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха. При этом

удовлетворение потребностей, ради которых предпринимаются путешествия -

главных в рекреационной деятельности - не принимают товарной формы.

Пребывание в местах с благоприятным климатом, купание в море, прогулки

по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей чаще всего

не требуют от туриста прямых затрат денег. Услуги, обеспечивающие рекреа-

ционную деятельность, создаются при различных общественно-необходимых

затратах труда. В связи с этим возникают предпосылки для образования

«туристской ренты», которая с помощью системы цен может взиматься

предприятиями, реализующими платные услуги и товары.

Одним из путей удовлетворения рекреационных потребностей вы-

ступает рынок рекреационных товаров и услуг,где последние являются

товаром. В этом качестве они участвуют в удовлетворении платежеспособ-

ного спроса населения. Рекреационные услуги выступают как одна из актив-

ных статей платежеспособного спроса. Расширение объема предлагаемых

рекреационных товаров и услуг способствуют расширению сферы предложе-

ний, возрастанию удельного веса удовлетворенного платежеспособного

спроса.Для многих стран мира туризм стал важным, а иногда и основным, ис-

точником поступления валюты. Он обогнал в этом отношении самую круп-

ную статью мировой торговли - продажу сырой нефти. Однако для отдель-

ных стран значение этой функции неоднозначно. Приток валюты в одни

страны сопровождается ее оттоком из других. США, Германия, Япония те-

ряют от международного туризма огромные суммы (основные туристы в

мире), тогда как Испания, Греция, Италия за счет международного туризма

имеют громадные валютные поступления.

Системы и циклы занятий

Рекреационные потребности реализуются в определенных видах ре-

креационной деятельности, причем структура деятельности человека в сво-

бодное время не менее сложна, чем в рабочее. Выделяются две основные

функции свободного времени:

- функция восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и

иными повседневными занятиями;

- функция духовного (культурного, идейного, эстетического) и физиче-

ского развития.

Восстановительные функции(психофизиологические) включают:

питание, сон, движение. Они выполняют функции простого восстановления

психофизиологических параметров.

Функция развития(духовно-интеллектуальные) включают: оздоров-

ление, познание, общение.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество

способов реализации, называемыми рекреационными занятиями. Среди со-

вокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности,

выделяются собственно рекреационные занятия (купание, пешеходные про-

гулки, осмотр памятников и музеев и т.д.) и повседневные физиологически

необходимые потребности (сон, питание). В свою очередь, в собственно ре-

креационных занятиях выделяются две группы,объединяющиеся в четыре

основных типа занятий:

1. Группа восстановления:а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекре-

ационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития:а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреаци-

онно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий,

жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатоле-

чения, бальнеолечения, грязелечения. Тип рекреационно-оздоровительных за-

нятий более разнообразен - прогулки, купание, солнечные и воздушные ван-

ны, игры, пассивный отдых и т.д.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на

развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный

и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы,

восхождение на горные вершины.

Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать

человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры,

ознакомление с природными достопримечательностями.

Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбиниру-

ются. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает

рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетво-

ряется рекреационных потребностей.

Устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за

определенный отрезок времени называется циклом рекреационной дея-

Тельности.

Одним из условий существования живых систем является ритмичность

биологических процессов. Околосуточные (циркадные) ритмы являются

основным биологическим ритмом живых организмов и составляют основу

их жизнедеятельности.

Суточный циклрекреационной деятельности - это определенное со-

четание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в

течение небольших отрезков времени. Суточные циклы могут многократно

повторяться в течение определенного продолжительногоотрезка времени.

Выделяют циклы отпуска, жизненный цикл, цикл определенной возрастной

градации (детство, юность).

Отпускной циклскладывается из суточных циклов, но не представ-

ляет собой повторения одинаковых суточных циклов (санаторно-курортное

лечение, например, подразделяется на неравные периоды: адаптационный,

лечебный, экскурсионный). Жесткие суточные циклы, называемые режи-

мом дня,имеют санаторно-курортное лечение, квалификационный туризм,

менее жесткие - самоорганизованные формы отдыха.

На рис. 3 показана схема отпускного цикла занятий [12].

Рис. 3. Схема отпускного цикла занятий [12]

Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередо-

вании видов и форм рекреации, географических районов. Циклы рекреацион-

ной деятельности можно различать и по их общественной функции и техно-

логии: лечебные, оздоровительные, спортивные и познавательные.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий

непосредственно связаны со свойствами рекреационных территорий. Разно-

образию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ре-

сурсов как природных, так и культурно-исторических. Комбинирование и

цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на опре-

деленной территории.

В настоящее время отмечаются две тенденции в эволюции рекреа-

ционной деятельности,отражающие изменения в структуре рекреационных

потребностей. Первая тенденция проявляется в возрастании относительного

значения рекреационных оздоровительных, спортивных и познавательных

занятий. Вторая - в относительном снижении лечебных при абсолютном ро-

сте всех видов занятий. Особенно заметна тенденция роста популярности

видов рекреации, связанных с использованием естественных (не преобразо-

ванных или слабо преобразованных) ландшафтов. Еще одна тенденция связа-

на с возникновением новых, ранее не практиковавшихся рекреационных заня-

тий.

По главному моти-

Ву рекреации

Ресурсов

1. ЛечебнаяКлиматолечебная (приморская, горная, равнинная),

бальнеологическая, грязелечебная

Оздоровительная

И спортивная

Маршрутная, прогулочная и спортивная, промыс-лово-

прогулочная, купально-пляжная, горно-лыжная, водно-

спортивная, водно-прогулочная, подводное плавание,

охотничья, рыболовная, альпинизм

3. ПознавательнаяНатуралистическая,

Культурно-историческая

По правовому

Статусу

Национальная (внутренняя),

Международная (иностранная)

По продолжитель-

Ности

Кратковременная,

Длительная

По территориаль-

Ному признаку

Пригородная (местная),

Внутрирайонная (общегосударственная),

Международная

По сезонности

(ритмике)

Круглогодичная,

Сезонная: летняя, зимняя

По характеру орга-

Низации

Регламентированная (плановая),

Самодеятельная: организованная

неорганизованная

По возрастному

Признаку

Детская

Взрослая

Смешанная

По числу участни-

Ков

Индивидуальная и групповая

По тесноте соцаль-

Ных контактов

Центробежная

Центростремительная

По степени по-

Движности

Стационарная

Кочевая

По характеру ис-

Пользуемых тран-

Спортных средств

Автомобильная (индивидуальная), автобусная, авиаци-

онная (рейсовая и чартерная), железнодо-рожная, тепло-

ходная: морская, речная, круизная

увеличивается на 15% в год. 75% туристов США предпочитают проводить

время на воде или у воды.

Отдых у воды или на воде включает разные рекреационные занятия:

купание, солнечные ванны, прогулки по берегу, водные лыжи, серфинг.

Прогулочный и промыслово-прогулочный отдыхвключает прогул-

ки на открытом воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских ко-

раллов и т.д.

Маршрутный туризмможет быть спортивным (квалификационным),

а может носить любительский, т.е. оздоровительный характер. По характеру

преодолеваемых препятствий он делится на равнинный и горный. Маршрут-

ный туризм тесно связан с познавательным краеведческим туризмом. По ха-

рактеру используемых способов он может быть пешеходным, моторизиро-

ванным. Различен и радиус его действий: местный, региональный, мировой.

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и

спортивный. Эти виды включают водно-моторный спорт, воднолыжный

спорт, греблю, парусный спорт. Эти виды туризма сочетаются с купально-

пляжным туризмомв рекреационных базах, расположенных на берегах мо-

рей, озер и рек.

Популярным становится спортивный подводный туризмс целью

фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Подводные виды спор-

тивного туризма включают не только элементы спорта, но и элементы по-

знавательного интереса. Познавательный интерес имеет археологический

подводный туризм,развиваемый в средиземноморских странах, где тури-

стов привлекают развалины античных городов-портов под водой. Большие

перспективы подводного туризма имеются в тропических странах на корал-

ловых рифах.

Рыболовный и охотничий туризмсвязаны с путешествиями и

преследуют как главную цель отдых на природе, а не материальное обогаще-

ние. Этот вид туризма строго регламентируется в связи с проблемами охра-

ны животного мира.

Горнолыжный туризмстремительно развивается. Создаются специа-

лизированные горнолыжные курорты с развитой системой обслуживания.

Альпинизмтакже становится более массовым. Более сложными ста-

новятся спортивные нормативы, определяющие тип и количество подлежа-

щих преодолению препятствий, характеристику альпинистских трасс и т.д.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи

значительной части рекреационных занятий. Выделяются сугубо познаватель-

ные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреблением»

культурных ценностей, и ознакомление с новыми районами, странами, их эт-

нографией, фольклором, природными явлениями. Познавательные мотивы

рекреации находятся в прямой связи с культурным уровнем населения. В

последнее время познавательные функции туризма стали тесно смыкаться с

функциями развлечений, приносящими прибыль.

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занима-

ют конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фе-

стивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают зна-

чительные туристские потоки.

Конгрессный туризмсвязан с международными научно-технически-

ми контактами между специалистами и учеными. Расходы участников кон-

гресса дают 5-6% всей суммы поступлений от международного туризма. Ва-

лютные поступленияот каждого участника конгресса в 2-3 раза больше,

чем от обычного туриста, поэтому многие страны заинтересованы в развитии

активного конгрессного туризма.

Свободное время в зависимости от характера его использования

подразделяется на ежедневное, еженедельное и ежегодное. На свободное еже-

дневное время (с учетом суточного бюджета времени и режима рабочего дня)

приходится около 30%, на еженедельное при пятидневной рабочей недели -

около 60%, на ежегодное (годовой отпуск трудящихся) - около 15%. Все они

составляют структуру годового бюджета времени. Дифференцирование сво-

бодного времени позволяет рассматривать рекреационную деятельность по

периодичности и территориальному признаку. Использование свободного

ежедневного времени и повседневная рекреация непосредственно связаны с

жилищем и городской средой и их пространственной организацией. Ежене-

дельная рекреация зависит о размещения пригородных рекреационных

объектов. Использование свободного ежегодного времени связано с разме-

щением рекреационных объектов курортного типа. Исходя из этого, выделя-

ют ежедневную рекреацию внутри населенного пункта; еженедельную в вы-

ходные дни (уик-энд) - пригородную (местную); ежегодную в период отпус-

ков и каникул - внутрирайонную, общегосударственную и международную.

По характеру организациирекреация делится на регламентирован-

ную (или спланированную) и самодеятельную.

Регламентированнаяили плановая рекреация представляет собой пу-

тешествие и пребывание по точному, заранее объявленному регламенту. Ре-

креанты обеспечиваются комплексом услуг по заранее приобретенной пу-

тевке на определенный срок (отдыхающие в санаториях, домах отдыха, тур-

базах). Под самостоятельной неорганизованной рекреациейпонимается

самостоятельное путешествие рекреанта, не связанного никакими взаимными

обязательствами с рекреационными предприятиями. Именно этот вид рекре-

ации представляет самую острую проблему, поскольку в отпускной сезон на

Черноморском побережье Кавказа и Крыма доля неорганизованных рекре-

антов составляет 50-75% общей численности туристов, а это создает

проблемы в сфере обслуживания,транспорте и т.д.

По числу участниковразличают индивидуальный и групповой ту-

ризм. Под индивидуальным понимается путешествие не только одного чело-

века, но и семьи.

Плотность социальных контактоввыражается числом рекреантов

на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть

названо «центробежностью», а к максимальным контактам - «центростре-

мительностью». Территориальная организация центробежных форм отдыха

существенно отличается от территориальной организации центростремитель-

ных форм отдыха. В первом случае характерны дисперсность сферы обслу-

живания, незначительная плотность транспортной сети, экстенсивное ис-

пользование рекреационных ресурсов. Обслуживание центростремительных

видов отдыха близка к урбанизированным формам отдыха. Учитывая проти-

воречивость отдельной личности, зонирование курортов должно сочетать ти-

хие зоны с минимумом контактов и зоны с максимумом контактов.

По признаку подвижноституризм делится на стационарный и коче-

вой. Это весьма условное деление, поскольку туризм, во-первых, обязательно

связан с перемещением, во-вторых, туристы даже в местах отдыха отлича-

ются большой подвижностью. Под стационарнымтуризмом понимается

путешествие ради пребывания на определенном курорте. К стационарным

формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровитель-

но-спортивного туризма. Кочевойтуризм предполагает постоянное передви-

жение, изменение местопребывания. С ростом технических возможностей

транспорта усиливается тенденция к кочевому туризму.

Многие виды рекреации имеют сезонный характеркак по природ-

ным, так и социально-экономическим причинам. Сезонность порождает

много социальных и экономических проблем. Она снижает рентабельность

рекреационной инфраструктуры, создает «пики» и «провалы» в занятости

трудовых ресурсов и нагрузке сферы обслуживания и транспорта. Так, заня-

тость в приморских рекреационных районах в зимние месяцы снижается в 3-4

раза по сравнению с июлем-августом. Большая часть людей стремится отды-

хать летом, в солнечный период. Солнце, таким образом, выступает самым

существеннымфактором сезонности.

Ряд видов рекреации, особенно лечебно-курортного типа, имеют круг-

логодичный характер, хотя и здесь наблюдается неравномерность рекреаци-

онного потока. В целом, смягчение сезонных колебаний должно основывать-

ся на изучении связей между показателями напряженности туристского по-

тока (сезонности) и факторами, его обусловливающими.

По характеру используемых транспортных услугтуризм делится

на автомобильный (индивидуальный), автобусный, авиационный (рейсовый и

чартерный), железнодорожный, теплоходный (морской, речной, озерный).

На долю автотранспорта приходится 3/4 всех мировых пассажирских

перевозок. В Западной Европе около 70% туристов путешествует на инди-

видуальном автомобиле, в США - 90%. В обслуживании туристов на ко-

роткие дистанции основное участие принимает автобусный транспорт, а на

сверхдальние и отчасти дальние дистанции - авиационный. На атлантических

линиях развитие авиационных перевозок привело к катастрофическому паде-

нию морских пассажирских перевозок. Теперь они составляют около 10%

всего объема трансатлантических пассажироперевозок.

Широкое распространение получили чартерные авиационные перевоз-

ки туристов. Чартерный самолет- это самолет, арендованный на разовую

перевозку или несколько полетов. При помощи чартерных самолетов орга-

низуются групповые туристские путешествия по заранее обусловленному

маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами.

Железнодорожные туристские перевозки менее распространены, осо-

бенно в небольших по территории странах. Железнодорожный транспорт

пытается выдержать конкуренцию со стороны других видов транспорта, и

немалую роль в перевозках туристов играют сравнительно низкие тарифы

железнодорожных перевозок.

Роль морского транспорта в туризме растет по линии осуществления

паромных перевозок, в частности, автомобилей туристов. Но стремительно

растет круизный туризм. Круиз - морское путешествие, как правило, по зам-

кнутому кругу на одном и том же судне по определенному маршруту с оста-

новками в местах, представляющих интерес. Круизное плавание стало преоб-

ладающей формой эксплуатации современного пассажирского флота. Наибо-

лее развиты круизные путешествия по Средиземноморью, Карибскому морю,

морским портам скандинавских стран, различным районам Тихого и Индий-

ского океанов. Среди ведущих стран круизного туризма - Англия, Норвегия,

Греция, Италия, Франция, Германия, США. В мире освоено лишь 15% марш-

рутов, пригодных для морского туризма.

По правовому статусутуризм делится на национальный (внутрен-

ний), то есть туризм в пределах собственной страны, и международный или

иностранный туризм. Международный туризм подразделяется на активный и

пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для

каждой страны путешествия ее граждан в другие государства называются

пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным туризмом.

По продолжительности пребываниямеждународный туризм делится

на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путе-

шествия составляет не более трех суток, то его относят к краткосрочному ту-

ризму, а более трех суток - к длительному. В международном туризме путе-

шествующих ради отдыха менее 24 часов включают в категорию экскурсант.

Под экскурсией (лат. excursio - вылазка) понимается коллективное посещение

музея, достопримечательного места, выставки или поездка и прогулка с об-

разовательной, научной, спортивной, увеселительной целью.

Иерархичность

Иерархия ТРС определяется распределением обязанностей по обслу-

живанию отдыхающих и управлению различными ТРС. Иерархия обеспечи-

вает лучшее выполнение ТРС ее функций. Сама иерархичность управления

необходима для того, чтобы ТРС действовала как целостный и устойчивый

организм. Иерархия существует и в распределении средств обслуживания.

Предприятия рекреационного обслуживания подразделяются на эпизодиче-

ские, периодические и повседневные. Предприятия эпизодического обслужи-

вания считаются характерными для более высоких уровней иерархии. Одна-

ко это не всегда так. Предприятия, осуществляющие каждодневное обслужи-

вание больных на курортах (грязелечебница, например) могут относиться к

более высокому таксономическому рангу, чем предприятия, осуществляющие

периодическое обслуживание (парикмахерские, прачечные). Иерархический

уровень предприятий определяется в зависимости от того, насколько широ-

кий контингент отдыхающих они обслуживают. Так, санатории, пансиона-

ты, турбазы, обслуживающие только «свой» контингент отдыхающих, отно-

сятся к более низкому таксономическому рангу, чем специализированная ку-

рортная поликли



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.016 с.)