Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация рекреационной деятельности

Поиск

Существуют различные классификации рекреационной деятельности.

В их основе чаще всего лежат: цель путешествия, характер организации, пра-

вовой статус, продолжительностьпутешествия и пребывания в определенном

месте рекреанта, сезонность, характер передвижения рекреанта, его возраст,

активность занятий и т.д. В этой таблице по главному мотиву рекреации вы-

деляются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреаци-

онная деятельность.

В международной практике при классификации целей прибытия меж-

дународных туристов выделяется, кроме того, конгрессный туризм. В раз-

витых странах в чистом виде представлена и развлекательная рекреационная

деятельность. В США примером развлекательных центров являются такие го-

рода, как Лас-Вегас, Сан-Франциско.

Лечебно-курортная рекреация различается по естественным основ-

ным лечебным факторам: климату, минеральным источникам, лечебным гря-

зям. В соответствии с ними она делится на три основные группы: климатоле-

чение, бальнеолечение, грязелечение. В зависимости от их сочетания могут

быть выделены: бальнео-грязелечение, бальнео-климатолечение, климато-

грязелечение, климато-бальнео-грязелечение.

В соответствии с природными ландшафтными зонами все курорты

бывшего СССР подразделялись на следующие типы: а) равнинные примор-

ские с преобладанием средиземноморского климата, степного климата,

климата пустыни, климата лесов влажных субтропиков, лесного климата

умеренных широт, климата полупустынь; б) равнинные континентальные ку-

рорты зон таежных, лесных, умеренного пояса, лесных муссонного климата

умеренных широт, степных и лесостепных, субтропических лесов и полупу-

стынь; в) горные курорты: предгорные и низкогорные (от 500 до 1000 м

над уровнем моря), среднегорные нижнего пояса (от 1000 до 1500 м), сред-

негорные верхнего пояса (от 1500 до 2000 м), высокогорные (выше 2000 м).

Оздоровительная и спортивная рекреация разнообразна. Большой

популярностью в мире пользуется купально-пляжный отдых. Если в среднем

численность туристов увеличивается на 6-8% в год, число иностранных тури-

стов на 10-12%, то количество «морских» туристов

Таблица 1.

Классификация рекреационной деятельности [20]

По главному моти-

Ву рекреации

По характеру использования рекреационных

Ресурсов

1. Лечебная Климатолечебная (приморская, горная, равнинная),

бальнеологическая, грязелечебная

Оздоровительная

И спортивная

Маршрутная, прогулочная и спортивная, промыс-лово-

прогулочная, купально-пляжная, горно-лыжная, водно-

спортивная, водно-прогулочная, подводное плавание,

охотничья, рыболовная, альпинизм

3. Познавательная Натуралистическая,

Культурно-историческая

По правовому

Статусу

Национальная (внутренняя),

Международная (иностранная)

По продолжитель-

Ности

Кратковременная,

Длительная

По территориаль-

Ному признаку

Пригородная (местная),

Внутрирайонная (общегосударственная),

Международная

По сезонности

(ритмике)

Круглогодичная,

Сезонная: летняя, зимняя

По характеру орга-

Низации

Регламентированная (плановая),

Самодеятельная: организованная

неорганизованная

По возрастному

Признаку

Детская

Взрослая

Смешанная

По числу участни-

Ков

Индивидуальная и групповая

По тесноте соцаль-

Ных контактов

Центробежная

Центростремительная

По степени по-

Движности

Стационарная

Кочевая

По характеру ис-

Пользуемых тран-

Спортных средств

Автомобильная (индивидуальная), автобусная, авиаци-

онная (рейсовая и чартерная), железнодо-рожная, тепло-

ходная: морская, речная, круизная

увеличивается на 15% в год. 75% туристов США предпочитают проводить

время на воде или у воды.

Отдых у воды или на воде включает разные рекреационные занятия:

купание, солнечные ванны, прогулки по берегу, водные лыжи, серфинг.

Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает прогул-

ки на открытом воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских ко-

раллов и т.д.

Маршрутный туризм может быть спортивным (квалификационным),

а может носить любительский, т.е. оздоровительный характер. По характеру

преодолеваемых препятствий он делится на равнинный и горный. Маршрут-

ный туризм тесно связан с познавательным краеведческим туризмом. По ха-

рактеру используемых способов он может быть пешеходным, моторизиро-

ванным. Различен и радиус его действий: местный, региональный, мировой.

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и

спортивный. Эти виды включают водно-моторный спорт, воднолыжный

спорт, греблю, парусный спорт. Эти виды туризма сочетаются с купально-

пляжным туризмомв рекреационных базах, расположенных на берегах мо-

рей, озер и рек.

Популярным становится спортивный подводный туризм с целью

фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Подводные виды спор-

тивного туризма включают не только элементы спорта, но и элементы по-

знавательного интереса. Познавательный интерес имеет археологический

подводный туризм, развиваемый в средиземноморских странах, где тури-

стов привлекают развалины античных городов-портов под водой. Большие

перспективы подводного туризма имеются в тропических странах на корал-

ловых рифах.

Рыболовный и охотничий туризм связаны с путешествиями и

преследуют как главную цель отдых на природе, а не материальное обогаще-

ние. Этот вид туризма строго регламентируется в связи с проблемами охра-

ны животного мира.

Горнолыжный туризм стремительно развивается. Создаются специа-

лизированные горнолыжные курорты с развитой системой обслуживания.

Альпинизм также становится более массовым. Более сложными ста-

новятся спортивные нормативы, определяющие тип и количество подлежа-

щих преодолению препятствий, характеристику альпинистских трасс и т.д.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи

значительной части рекреационных занятий. Выделяются сугубо познаватель-

ные рекреационные занятия, связанные с информационным «потреблением»

культурных ценностей, и ознакомление с новыми районами, странами, их эт-

нографией, фольклором, природными явлениями. Познавательные мотивы

рекреации находятся в прямой связи с культурным уровнем населения. В

последнее время познавательные функции туризма стали тесно смыкаться с

функциями развлечений, приносящими прибыль.

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занима-

ют конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фе-

стивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают зна-

чительные туристские потоки.

Конгрессный туризм связан с международными научно-технически-

ми контактами между специалистами и учеными. Расходы участников кон-

гресса дают 5-6% всей суммы поступлений от международного туризма. Ва-

лютные поступленияот каждого участника конгресса в 2-3 раза больше,

чем от обычного туриста, поэтому многие страны заинтересованы в развитии

активного конгрессного туризма.

Свободное время в зависимости от характера его использования

подразделяется на ежедневное, еженедельное и ежегодное. На свободное еже-

дневное время (с учетом суточного бюджета времени и режима рабочего дня)

приходится около 30%, на еженедельное при пятидневной рабочей недели -

около 60%, на ежегодное (годовой отпуск трудящихся) - около 15%. Все они

составляют структуру годового бюджета времени. Дифференцирование сво-

бодного времени позволяет рассматривать рекреационную деятельность по

периодичности и территориальному признаку. Использование свободного

ежедневного времени и повседневная рекреация непосредственно связаны с

жилищем и городской средой и их пространственной организацией. Ежене-

дельная рекреация зависит о размещения пригородных рекреационных

объектов. Использование свободного ежегодного времени связано с разме-

щением рекреационных объектов курортного типа. Исходя из этого, выделя-

ют ежедневную рекреацию внутри населенного пункта; еженедельную в вы-

ходные дни (уик-энд) - пригородную (местную); ежегодную в период отпус-

ков и каникул - внутрирайонную, общегосударственную и международную.

По характеру организации рекреация делится на регламентирован-

ную (или спланированную) и самодеятельную.

Регламентированная или плановая рекреация представляет собой пу-

тешествие и пребывание по точному, заранее объявленному регламенту. Ре-

креанты обеспечиваются комплексом услуг по заранее приобретенной пу-

тевке на определенный срок (отдыхающие в санаториях, домах отдыха, тур-

базах). Под самостоятельной неорганизованной рекреацией понимается

самостоятельное путешествие рекреанта, не связанного никакими взаимными

обязательствами с рекреационными предприятиями. Именно этот вид рекре-

ации представляет самую острую проблему, поскольку в отпускной сезон на

Черноморском побережье Кавказа и Крыма доля неорганизованных рекре-

антов составляет 50-75% общей численности туристов, а это создает

проблемы в сфере обслуживания,транспорте и т.д.

По числу участников различают индивидуальный и групповой ту-

ризм. Под индивидуальным понимается путешествие не только одного чело-

века, но и семьи.

Плотность социальных контактов выражается числом рекреантов

на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть

названо «центробежностью», а к максимальным контактам - «центростре-

мительностью». Территориальная организация центробежных форм отдыха

существенно отличается от территориальной организации центростремитель-

ных форм отдыха. В первом случае характерны дисперсность сферы обслу-

живания, незначительная плотность транспортной сети, экстенсивное ис-

пользование рекреационных ресурсов. Обслуживание центростремительных

видов отдыха близка к урбанизированным формам отдыха. Учитывая проти-

воречивость отдельной личности, зонирование курортов должно сочетать ти-

хие зоны с минимумом контактов и зоны с максимумом контактов.

По признаку подвижности туризм делится на стационарный и коче-

вой. Это весьма условное деление, поскольку туризм, во-первых, обязательно

связан с перемещением, во-вторых, туристы даже в местах отдыха отлича-

ются большой подвижностью. Под стационарным туризмом понимается

путешествие ради пребывания на определенном курорте. К стационарным

формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровитель-

но-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передви-

жение, изменение местопребывания. С ростом технических возможностей

транспорта усиливается тенденция к кочевому туризму.

Многие виды рекреации имеют сезонный характер как по природ-

ным, так и социально-экономическим причинам. Сезонность порождает

много социальных и экономических проблем. Она снижает рентабельность

рекреационной инфраструктуры, создает «пики» и «провалы» в занятости

трудовых ресурсов и нагрузке сферы обслуживания и транспорта. Так, заня-

тость в приморских рекреационных районах в зимние месяцы снижается в 3-4

раза по сравнению с июлем-августом. Большая часть людей стремится отды-

хать летом, в солнечный период. Солнце, таким образом, выступает самым

существеннымфактором сезонности.

Ряд видов рекреации, особенно лечебно-курортного типа, имеют круг-

логодичный характер, хотя и здесь наблюдается неравномерность рекреаци-

онного потока. В целом, смягчение сезонных колебаний должно основывать-

ся на изучении связей между показателями напряженности туристского по-

тока (сезонности) и факторами, его обусловливающими.

По характеру используемых транспортных услуг туризм делится

на автомобильный (индивидуальный), автобусный, авиационный (рейсовый и

чартерный), железнодорожный, теплоходный (морской, речной, озерный).

На долю автотранспорта приходится 3/4 всех мировых пассажирских

перевозок. В Западной Европе около 70% туристов путешествует на инди-

видуальном автомобиле, в США - 90%. В обслуживании туристов на ко-

роткие дистанции основное участие принимает автобусный транспорт, а на

сверхдальние и отчасти дальние дистанции - авиационный. На атлантических

линиях развитие авиационных перевозок привело к катастрофическому паде-

нию морских пассажирских перевозок. Теперь они составляют около 10%

всего объема трансатлантических пассажироперевозок.

Широкое распространение получили чартерные авиационные перевоз-

ки туристов. Чартерный самолет - это самолет, арендованный на разовую

перевозку или несколько полетов. При помощи чартерных самолетов орга-

низуются групповые туристские путешествия по заранее обусловленному

маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами.

Железнодорожные туристские перевозки менее распространены, осо-

бенно в небольших по территории странах. Железнодорожный транспорт

пытается выдержать конкуренцию со стороны других видов транспорта, и

немалую роль в перевозках туристов играют сравнительно низкие тарифы

железнодорожных перевозок.

Роль морского транспорта в туризме растет по линии осуществления

паромных перевозок, в частности, автомобилей туристов. Но стремительно

растет круизный туризм. Круиз - морское путешествие, как правило, по зам-

кнутому кругу на одном и том же судне по определенному маршруту с оста-

новками в местах, представляющих интерес. Круизное плавание стало преоб-

ладающей формой эксплуатации современного пассажирского флота. Наибо-

лее развиты круизные путешествия по Средиземноморью, Карибскому морю,

морским портам скандинавских стран, различным районам Тихого и Индий-

ского океанов. Среди ведущих стран круизного туризма - Англия, Норвегия,

Греция, Италия, Франция, Германия, США. В мире освоено лишь 15% марш-

рутов, пригодных для морского туризма.

По правовому статусу туризм делится на национальный (внутрен-

ний), то есть туризм в пределах собственной страны, и международный или

иностранный туризм. Международный туризм подразделяется на активный и

пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для

каждой страны путешествия ее граждан в другие государства называются

пассивным туризмом, а приезд иностранцев - активным туризмом.

По продолжительности пребывания международный туризм делится

на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путе-

шествия составляет не более трех суток, то его относят к краткосрочному ту-

ризму, а более трех суток - к длительному. В международном туризме путе-

шествующих ради отдыха менее 24 часов включают в категорию экскурсант.

Под экскурсией (лат. excursio - вылазка) понимается коллективное посещение

музея, достопримечательного места, выставки или поездка и прогулка с об-

разовательной, научной, спортивной, увеселительной целью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.01 с.)