ТОП 10:

Социально-культурные функции



Социально-культурные функции определяются потребностью общества в формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Однако далеко не всякая деятельность, осуществляемая в свободное время, ведет к развитию человека как личности. Нередко это время тратится впустую, а иногда оборачивается прямым ущербом и для самого человека и для окружающих и, в конечном счете, для общественных интересов.

В качестве одной из функций рекреационной деятельности выделяют развлечение, но не в чистом виде, а в сочетании с занятиями, выполняющими общественно-полезные функции. Это четко выражено в структуре занятий на туристических маршрутах, в организации отдыха в санаториях и домах отдыха. Таким образом, личные потребности в развлечении выступают как одно из средств удовлетворения общественных потребностей в восстановлении трудоспособности и развитии личности. Если восстановление трудоспособности и всестороннее развитие личности являются целью организации рекреационной деятельности, то развлечение - средством достижения этих целей. Развлечение само по себе не имеет социальной ценности, но обретает ее, являясь одним из способов достижения поставленных социальных целей.

Во многих капиталистических странах обслуживание рекреации идет по пути развития индустрии развлечений (Лас-Вегас. Монте-Карло). Однако возрастание роли развлекательных моментов нередко обусловливает потерю функции познания и развития, а контакт с природой превращается в развлечение и сплошное поглощение информации.

Экономические функции

Они связаны с ролью человека как основной производительной силы общества, со спецификой экономических форм удовлетворения рекреационных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятельности некоторых хозяйственных проблем. К таким проблемам относятся повышение уровня занятости населения, развитие сферы обслуживания и благоустройства быта местного населения, сбалансирование денежных доходов и расходов населения на более высоком уровне и т.д. Эти экономические функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными функциями, но они имеют в то же время самостоятельное значение. Экономические требования (развитие производительных сил, рост производительности труда, рост совокупного общественного продукта) во многом диктуют необходимость организации рекреационной деятельности и определяют структуру и приоритет медико-биологических и социально-культурных функций.

Самыми существенными экономическими функциями являются: расширенное воспроизводство рабочей силы, формирование хозяйственных систем, обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребностей, обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потребительскому спросу и, наконец, рекреационная деятельность - источник валютных поступлений.

Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности человека протекает в сфере потребления. Есть три пути удовлетворения рекреационных потребностей:

* за счет рынка товаров и услуг;

* в форме непосредственного внерабочего приобретения продуктов и услуг, главным образом, в рамках общественных фондов потребления;

* в форме самообслуживания.

Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается совокупностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют принципы: взаимозаменяемости(субституции) и взаимодополняемости(комплементарности).

В организационном и экономическом плане существенны два аспекта взаимозаменяемости. Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортности и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка может быть заменена катанием на коньках, купание в море - купанием в реке или бассейне). Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимозаменяемости необходимо учитывать особенности каждого канала удовлетворения потребностей.

Под взаимодополняемостью понимается такая экономическая связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха. При этом удовлетворение потребностей, ради которых предпринимаются путешествия - главных в рекреационной деятельности - не принимают товарной формы. Пребывание в местах с благоприятным климатом, купание в море, прогулки по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей чаще всего не требуют от туриста прямых затрат денег. Услуги, обеспечивающие рекреационную деятельность, создаются при различных общественно-необходимых затратах труда. В связи с этим возникают предпосылки для образования «туристской ренты», которая с помощью системы цен может взиматься предприятиями, реализующими платные услуги и товары.

Одним из путей удовлетворения рекреационных потребностей выступает рынок рекреационных товаров и услуг, где последние являются товаром. В этом качестве они участвуют в удовлетворении платежеспособного спроса населения. Рекреационные услуги выступают как одна из активных статей платежеспособного спроса. Расширение объема предлагаемых рекреационных товаров и услуг способствуют расширению сферы предложений, возрастанию удельного веса удовлетворенного платежеспособного спроса.

Для многих стран мира туризм стал важным, а иногда и основным, источником поступления валюты. Он обогнал в этом отношении самую крупную статью мировой торговли - продажу сырой нефти. Однако для отдельных стран значение этой функции неоднозначно. Приток валюты в одни страны сопровождается ее оттоком из других. США, Германия, Япония теряют от международного туризма огромные суммы (основные туристы в мире), тогда как Испания, Греция, Италия за счет международного туризма имеют громадные валютные поступления.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.004 с.)