О своеобразии и различиях в итальянской и французской школах фехтования
Фехтмейстеры театральных учебных заведений должны представлять себе принципиальное различие между двумя старинными школами фехтования Западной Европы.
Итальянская школа, получившая большое развитие в первой половине XVI столетия, выявившая плеяду знаменитых мастеров, преподавателей, сохранила в своей технике действия мечом, модернизируя их в какой-то степени. Эта школа создала приемы, основанные на применении физической силы. Итальянцы приняли испанскую рукоять, еще больше ее усовершенствовали, как и манеру движения, используя для опоры поперечный стержень шпаги.
Эта манера совершенно исключала возможность манипулировать пальцами. Рукоять оказалась накрепко зажатой кистью руки, приемы выполнялись только в локтевом и кистевом суставах. Итальянцы фехтовали не очень быстро, уступая в скорости и тонкости выполнения приемов французской фехтовальной школе.
В середине XVII столетия во Франции также появились учителя оригинального фехтования. Они использовали для колющей шпаги облегченную немецкую рукоять, держа шпагу таким образом, чтобы движения пальцев, особенно третьего, безымянного и мизинца были свободными. Французская школа фехтования использовала так называемые «дуатэ», своеобразные движения пальцами, позволявшие действовать шпагой очень быстро и неожиданно для противника.
В этой школе использовали движения лучезапястного сустава и почти не пользовались локтевым — он выполнял только одну задачу: продвижение вооруженной руки вперед и назад. Французская школа стремилась к большой скорости, не заботясь о силе, поскольку одежда легко прокалывалась шпагой.
К концу XVII столетия между итальянской и французской школами началась конкуренция. Только в середине XVIII столетия в Западной Европе в равной мере распространяется фехтование обеих школ. Симпатии фехтовальщиков равномерно разделились. Люди, наделенные силой, но относительно медлительные, предпочитали итальянскую манеру, а более подвижные фехтовали по-французски. Встретившись в поединке, противники могли испытать достоинства своей фехтовальной манеры на практике.
В России были учителя обеих школ, а в конце XIX столетия появляется смешанная школа, так называемый «Микст». Сущность этой школы в том, что занимающийся, овладев скоростью и точностью движений, присущих французской школе, брал в руки итальянскую рапиру и с помощью этого оружия, когда это было необходимо, выполнял силовые приемы итальянцев.
Таким образом, он использовал основные достоинства каждого из фехтовальных направлений. Это давало преимущество, так как, фехтуя с применением силовых приемов, боец с успехом действовал и пальцами, и кистью, выполняя скоростные приемы французской школы.
|