Содержание книги

  1. Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов
  2. Глава I определение предмета сценического фехтования
  3. Колюще-рубящее двуручное оружие
  4. Колюще-рубящее одноручное оружие
  5. Глава III русское холодное оружие и вооружение
  6. Глава IV техника боя на холодном оружии
  7. Техника боя на мечах со щитами
  8. Бой на двуручном мече, копье и алебарде
  9. О своеобразии и различиях в итальянской и французской школах фехтования
  10. Часть II школа сценического боя
  11. Подготовительные положения и действия
  12. Глава VII простые боевые приемы
  13. Общие указания к изучению простых защит
  14. Глава VIII сложные боевые приемы
  15. Общие замечания к технике круговых ударов
  16. Общие указания для применения круговых защит
  17. Ответные атаки после второй защиты
  18. Ответные атаки после четвертой защиты
  19. Ответные атаки после шестой защиты
  20. Ответная атака после первой итальянской (демисеркль)
  21. Общие замечания к изучению техники ответных атак
  22. Общие указания по применению атак на оружие
  23. Глава XI атаки с завязыванием и защиты от них
  24. Общие методические указания к выполнению завязываний
  25. Глава XIII повторные атаки и защиты от них
  26. Глава XIV вздвоенные атаки и крупно-вздвоенные уколы
  27. Часть III историческое фехтование
  28. Общая характеристика сценического боя на мечах со щитом
  29. Особенности боя на рыцарских топорах
  30. Бытовые стойки воина с двуручным мечом
  31. Рис. 90. Боевая стойка с мечом: а — верхняя; б — нижняя
  32. Ответные атаки после первой защиты
  33. Ответные атаки после второй защиты
  34. Ответные атаки после шестой защиты
  35. Типичная фехтовальная композиция боя на двуручных мечах
  36. Положения оружия при бытовых действиях
  37. Типичная композиция боя на копьях№ 1
  38. Типичная композиция боя на копьях№ 2
  39. Типовая комбинация в бою на дубинках № 1
  40. Глава XIX рыцарский кинжал, бытовой нож и наваха
  41. Ответные атаки и защиты от них
  42. Общие замечания к бою на кинжалах
  43. Типовая композиция боя на кинжалах
  44. Техника боя на навахе с одним клинком
  45. Типичная композиции боя на навахах
  46. Типичная композиция боя на двуклинковых навахах
  47. Защиты шпагой от двойного нападения
  48. Общие методические указания (к защитам шпагой от двойных уколов)
  49. Рис. 114. Защиты дагой от двойных уколов
  50. Ответные атаки шпагой после шпажной защиты


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительные положения и действия



Глава VI ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ

Перед тем как начать изучение раздела «Обучение с оружием», преподаватель должен объяснить студентам некоторые положения.

Оружие

Холодное оружие состоит из двух частей: клинка и эфеса. Кли­нокизготавливается из гибкой стали, длиной не более 90 см. Он имеет следующие части: острие или пуговку в тренировочном ору­жии, предназначенную для нанесения уколов, два лезвия, то есть обе грани клинка — боковые его стороны заточены в боевом оружии на­подобие ножа: они служат для порезов и ударов.

Обух является противоположной стороной лезвия. Если клинок трехгранный, предназначенный только для уколов, то между граня­ми имеются канавки, называемые «долами». Часть клинка, примы­кающая к эфесу, называется «пяткой».

Пятка, плотно входя в ножны, не позволяет клинку выпасть из ножен при быстрых передвижениях владельца оружия. Клинок име­ет легко гнущуюся часть, которая называется «слабой частью клин­ка», вторая, примыкающая к эфесу, называется «сильной», так как в этой части клинок не сгибается.

Эфес (рукоять) имеет гарду — защитное приспособление, дере­вянную ручку и гайку-противовес. Деревянная ручка служит для того, чтобы держать оружие, гайка свинчивает все его части. Она уравновешивает тяжесть клинка, что особенно важно для меткого нанесения укола.

Держание оружия

Существует два способа держания шпаги. Если эфес не имеет по­перечного стержня, то оружие держат следующим образом: рукоять крепко сжимается двумя пальцами правой руки (левша держит левой), большим и указательным, пальцы почти около гарды. Ручка шпаги кладется на ладонь так, чтобы она проходила между мышцей большо­го пальца и мизинцем. Остальные пальцы накладываются на рукоять

сверху и слегка ее зажимают, противовес должен быть над запястьем (рис. 43, а).

Держание шпаги с поперечником не­много другое: рукоять шпаги кладется на повернутую вверх ладонь, поперечник дол­жен быть в горизонтальном положении. Большой палец накладывается на верхнюю сторону пятки клинка, то есть металличе­скую часть рукояти, ниже поперечника и почти касаясь дна гарды.

Указательный и средний пальцы, проходя снизу между поперечником и гардой, кладут­ся вторым междуфаланговым суставом на нижнюю сторону металлической части рукоя­ти. Средний палец упирается в поперечник. Остальные два пальца ложатся на рукоятку ниже поперечника и своими подушечками прижимают ее к ладони, противовес — над запястьем (рис. 43, б).

 

Боевая линия противников

В бою на холодном оружии бойцы должны стоять один против дру­гого в боевой стойке. В этом положении и ноги поставлены так, чтобы носок и каблук правой ноги и каблук левой находились на одной пря­мой линии; если эту линию мысленно продолжить до противника, то окажется, что ноги противника стоят на той же линии и в том же поло­жении. Эту воображаемую прямую линию, на которой располагаются бойцы, называют боевой линией противников (рис. 44).

Дистанции

Дистанцией называется расстояние между противниками, сто­ящими друг против друга в положении боевой стойки. Величина дистанции зависит от роста бойцов.

Дистанция бывает:

—ближней, когда расстояние до противника такое, что его мож­но поразить, вытянув вооруженную руку;

—средней, когда противнику можно нанести удар или укол с обязательным выпадом;

—дальней, когда нанесение противнику укола или удара воз­можно только после предварительного шага с последующим выпа­дом. Сценический бой начинается со средней дистанции, она типич­на в схватке. Дистанции ближняя и дальняя возникают только как частности, кратковременные эпизоды.

Поражаемое пространство

В сценическом, как и в настоящем бою, поражаемым является все тело бойца. Однако техника безопасности сценического боя реши­тельно не допускает крайне опасных уколов, направленных в лицо. Исходя из этого, в сценическом бою предпочтительны для пораже­ния уколы в ноги и живот, нижнюю часть груди. Для поражения уда­ром — голова сверху, обе щеки, шея справа и слева, правый и левый бок. Удары могут выполняться по бедрам и даже по голени впереди-стоящей ноги.

 

Упражнение № 7. Стойка «смирно!»

Техника исполнения. Оружие держится за клинок под гардой, ост­рием назад к полу. Левая рука является как бы портупеей и ножнами, она поддерживает шпагу у бедра (рис. 45, а).

 

Упражнение № 8. Подготовительное положение (исходное)

Переход в подготовительное положение исполняется стоя на мес­те, наступая и отступая.

Исходное положение: стойка «смирно!».

Техника исполнения. По команде «За шпагу!» надо выполнить пер­вую часть поворота влево (так же как в обучении без оружия) и од­новременно положить широким жестом правую кисть на эфес шпаги (рис. 45, б). По команде «Вынуть шпагу!» надо вытянуть клинок из ножен, описав им полукруг над головой, опустить оружие в положе­ние наклонно вниз, остановив острие примерно в 50-60 см от пола.

В то же время, приставив пятку правой ноги к левой, левую руку отвести в сторону, развернув ладонь ребром по отношению к бедру. Правая рука выпрямлена в локте и кисти. Кисть развернута ладонью вверх. Лицо обращено к противнику по направлению носка правой ноги. Туда же направлено и острие оружия (рис. 45, в).

 

Упражнение № 9. Положение «вольно»

Для отдыха принимается положение «вольно». Оно может быть трех видов.

Первое положение «вольно!»

Техника исполнения. Обе руки свободно опущены вниз. Левая рука дер­жит шпагу за клинок, правая — за рукоять. Ноги сомкнуты или расстав­лены; одна из ног может быть ослаблена в коленном суставе (рис. 46, а).

Второе положение «вольно!»

Техника исполнения. Ноги, как и в первом положении. Руки скре­щены на груди. Правая рука держит рукоять шпаги, острие которой направлено вверх (рис. 46, б).

Третье положение «вольно!»

Техника исполнения. Ноги поставлены так же, как в первом поло­жении. Правая рука подносит клинок под левую руку, предплечье левой руки охватывает клинок снизу, локоть левой руки кладется под гарду (рис. 46, в).

Методические указания. Направление оружия должно быть безопас­ным для окружающих.

 

Упражнение № 10. «Салют!»

«Салют!», или приветствие оружием, является бытовым жестом.

Техника исполнения. Из исходного положения согнуть правую руку в локте так, чтобы гарда подошла к подбородку, кисть повернулась ладонью к лицу; оружие поднимается острием вверх совершенно вер­тикально. Голова направлена к лицу, которому отдается приветствие (рис. 47, а). Далее следует разогнуть правую руку в локтевом суставе, вынося шпагу в исходное положение. Одновременно с разгибанием руки голова наклоняется немного вперед (рис. 47, б, поклон). После

исполнения поклона голова поднимается в первоначальное положе­ние (рис. 47, в, г). Салютом называется последовательное слитное ис­полнение всех указанных движений.

Методические указания. Надо следить, чтобы рука и оружие со­ставляли единую линию.

 

Упражнение № 11.Вкладывание шпаги в ножны

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Убрать шпаги!» поднять руку оружием вперед вверх (угол 45°, рис. 48, а). Затем, разворачивая кисть со шпагой ладонью вниз, поднести острие шпаги в левой руке, изображающей ножны (рис. 48, б). Опуская клинок в ножны, следует повернуться вправо (в положение фас к противнику), левая нога— на носке (рис. 48, в).

Затем приставить левую ногу к правой с небольшим ударом сто­пой в пол и ударить ладонью правой руки по противовесу шпаги, что­бы с силой вдвинуть пятку оружия и подпяточник ножен (рис. 48, г). После этого принять любую стилевую позу.

Методические указания. Прием вкладывания оружия в ножны надо разучивать по элементам, а затем учиться выполнять его слит­но, как единое действие, где окончанием является стилевая поза.

Добиваться, чтобы острие шпаги действительно как бы попадало в отверстие ножен и затем свободно опускалось в них. Все дробные действия должны исполняться настолько свободно, чтобы актер в момент их исполнения мог общаться с партнером.

 

Упражнение № 12. «Действием наступая»

Техника исполнения. По команде «Вперед левой — за шпаги!» надо шагнуть вперед левой ногой, развернув стопу носком влево, тя­жесть тела — на левой ноге, а правая рука ложится на эфес. Тулови­ще наклонено вперед, правая нога выпрямлена в колене и упирается в пол носком. По команде «Вынуть шпаги!», подставляя правую ногу вперед, встать в подготовительное положение, одновременно выни­мая шпагу и опустив ее острие к полу.

 

Упражнение № 13. «Действием отступая»

Техника исполнения. По команде «Назад левой — за шпаги!» сле­дует делать полувыпад левой ногой назад, носком влево; тяжесть тела — на левой ноге. Правая рука в то же время кладется на эфес шпаги. Корпус откинут назад, правая нога прямая. По команде «Вы­нуть шпаги!», быстро вынимая оружие из ножен, подтянуть правую ногу к левой, приняв подготовительное положение.

Методические указания. Следует объяснить тактическое содер­жание приемов: первое — угроза, второе — оборона.

Варианты обнажения оружия должны быть предварительно осво­ены. Тренировать их следует в сочетании с передвижениями. В тре­нинге надо добиваться выразительности как в создании угрозы, так и в желании оказать сопротивление.

 

Упражнение № 14. «Вперед левой за шпагу! Откажись!»

Техника исполнения. Взяться за рукоять шпаги с шагом левой но­гой вперед, слегка наклонив туловище вперед. Левая нога должна быть согнута в колене, правая, опирающаяся носком в пол, должна быть совершенно прямой. Надо создать угрозу противнику. Для уси­ления впечатления есть смысл несколько вытянуть клинок из ножен (на 12-14 см). По команде «Откажись!» следует, возвращая левую ногу в исходное положение и выпрямляясь, опустить вытянутую часть клинка обратно в ножны и завершить ударом ладони по проти­вовесу. Затем встать в свободную позу.

 

Упражнение № 15. «Назад левой за шпагу! Откажись!»

Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но движение левой ногой выполняется назад, создавая впечатление возможности отразить нападение. Отказ выполняется ударом ладо­ни по противовесу шпаги и приставлением правой ноги к левой.

 

Упражнение № 16. «Вперед левой за шпагу! К бою!»

Техника исполнения. Выступая левой ногой вперед, наклонить тело вперед и взяться за рукоять шпаги правой рукой (угроза); затем по команде «К бою!», шагнув правой ногой вперед, оказаться в поло­жении боевой стойки.

 

Упражнение № 17. «Назад левой за шпагу! К бою!»

Техника исполнения. Это упражнение аналогично предыдущему, но левая нога отставляется назад, правая — прямая. Дальше по ко­манде «К бою!» согнуть правую ногу в колене и, вынимая шпагу, оказаться в положении боевой стойки.

Методические указания. В этих упражнениях главное — это вер­ная техника движений левой ногой. Чем сильнее будет согнуто ко­лено и чем выворотнее будет поставлена стопа, тем точнее техника. (Выворотно — означает носком влево.)

 

Упражнение № 18. Три шага вперед и вынуть шпагу

Техника исполнения. По команде, соответствующей названию уп­ражнения, сделать три шага вперед, начиная с левой ноги. При ис­полнении последнего шага, стопу левой ноги развернуть влево, в то же время положить правую кисть на рукоять шпаги, затем, поставив правую ногу вперед в подготовительное положение, вынуть шпагу.

Методические указания. После разучивания этой техники следует постепенно увеличить скорость исполнения, а затем прибавить коли­чество шагов от пяти до семи. Надо тренировать постепенный пере­ход в пробежку с мгновенной остановкой за счет левой стопы, развер­нутой влево (тормозящее движение), и быстрого обнажения шпаги.

 

Упражнение № 19. Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад и к бою

Техника исполнения. Полностью соответствует названию упраж­нения.

Методические указания. Предполагаемые обстоятельства — ночь, ощущение темноты — мгновенный скачок назад, одновременно хватаясь за рукоять шпаги. Сразу после прыжка выхватить оружие из ножен и ока­заться в положении боевой стойки.

 

Упражнение № 20. К бою в четыре счета

Это парадная манера перехода в боевую стойку. Она типична для середины XVII столетия и дошла до наших дней (применяется неко­торыми фехтовальщиками современности).

Техника исполнения. По команде «Четыре — к бою!» следует из подготовительного положения поднять правую руку со шпагой на­клонно вверх, взгляд направлен на шпагу (рис. 49, а), затем, разво­рачивая правую руку ладонью вниз, опустить конец шпаги вниз так, чтобы рука, согнувшись в кистевом суставе, развернулась вверх, а острие шпаги оказалось направленным назад.

В то же время левая рука кладется тыльной стороной ладони на середину клинка (рис. 49, б) и поднимается вверх. Шпага оказывается

как бы лежащей на левой руке (рис. 49, в) и сверху опускается в поло­жение боевой стойки (рис. 49, г).

Методические указания. В тех случаях, когда фехтующий вста­ет в боевую стойку, следует тщательно проанализировать ошибки. Главное — в верной позиции ног и положении рук: согнутая левая рука не должна быть опущена ниже левого плеча.

 

Упражнение № 21. Боевая линия

Построение группы: в две шеренги, одна против другой (с партне­ром). Исходное положение: боевая стойка (рис. 50).

Техника исполнения. По команде «К бою!» встать правой ногой вперед (то есть в классической манере). По команде «Стойку вперед (назад) перемени!» перейти в положение рыцарской стойки (рис. 51). Ноги партнеров должны стоять так, чтобы стопы были на одной ли­нии, угол между стопами равен прямому углу. Эта воображаемая линия, на которой стоят ноги бойцов, называется «боевой линией противников». Фехтующие всегда должны находиться друг против друга точно по «боевой линии».

 

Упражнение № 22. Дистанции

Если расстояние между бойцами, стоящими друг против друга в положении боевой стойки, будет равно примерно 2 м — это средняя дистанция, если 2,5 м, то дистанция — длинная, а если около 1,5 м — ко­роткая.

Техника исполнения. Поставить бойцов друг против друга на расстоя­нии средней дистанции и скомандовать: «Моя шеренга — шаг вперед!» (рис. 52, а). Шеренга про­тивника должна без ко­манды сделать шаг назад

(рис. 52, б). Можно командовать передвижение и двойными шагами (рис. 53).

Методические указания. Смысл этого упражнения в том, чтобы ученики научились сохранять среднюю дистанцию. Перед началом упражнения следует указать, которая из шеренг будет называться «Моя», напротив будет стоять шеренга «Противника».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.186 (0.01 с.)