Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I определение предмета сценического фехтования

Поиск

ББК 85.334

© Стурова Е. И., составление, 2008

ISBN 978-S-7621-0384-8     

© СПбГУП, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ............................................................................................................................................................................ 5

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ..................................................................................................................................................... 6

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 9

Часть I
ТЕОРИЯ................................................................................................................................................................................................ 13

Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ.......................................................................................................................................... 13

Глава II
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................. 14

Глава III
РУССКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
И ВООРУЖЕНИЕ.......................................................................................................................................................................... 25

Глава IV
ТЕХНИКА БОЯ НА ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ......................................................................................................................... 31

Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ.................................................................................................................................................. 38

Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ......................................................................................................................................................... 38

Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ.......................................................................................................................................................... 41

Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ................................................................................................................................................. 52

Глава VIII
СЛОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ............................................................................................................................................... 58

Глава IX
ОТВЕТНЫЕ АТАКИ (РИПОСТЫ) И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ................................................................................................... 62

Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................... 68

Глава XI
АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ........................................................................................................... 70

Глава XII УКЛОНЕНИЯ............................................................................................................................................................. 73

Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ................................................................................................... 74

Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ.................................................................. 77

Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА...................................................................................................................................... 79

Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ................................................................................................................................................ 81

Глава XVI МЕЧ И ЩИТ.............................................................................................................................................................. 81

Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫ РУКИ»....................................................................................... 88

Глава XVIII КОПЬЕ, АЛЕБАРДА, РОГАТИНА, ДУБИНКА И ВИНТОВКА СО ШТЫКОМ................................... 97

Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА............................................................................ 105

Глава XX ШПАГА И ДАГА..................................................................................................................................................... 113

Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ............................................................................................................................................ 131

Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ................................................................................................................................................ 136

Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ................................................................................................................................................................ 142

Глава XXIII НОЖНЫ И ПОРТУПЕИ.................................................................................................................................... 143

Глава XXIV ПЛАЩ.................................................................................................................................................................... 145

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА.................................................................................................. 148

Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ......................................................................................................... 151

Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ....................................................................................................................................... 155

Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ............................................................................................................................... 163

Часть V
МЕТОДИКА...................................................................................................................................................................................... 169

Глава XXIX
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
КАК ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА........................................................................................ 169

Глава XXX
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА................................................................... 170

Глава XXXI
СВЯЗЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ............................................................... 174

Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ.......................................................................................................................................................................................................... 177

Глава XXXIII МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА..................................................................................... 183

Глава XXXIV
ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ.................................................................. 186

Глава XXXV
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ............................................................................ 188

ПЕРВЫЙ УРОК....................................................................................................................................................................... 189

ВТОРОЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191

ТРЕТИЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................... 193

ПЯТЫЙ УРОК......................................................................................................................................................................... 195

ШЕСТОЙ УРОК...................................................................................................................................................................... 196

СЕДЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 197

ВОСЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 198

ДЕВЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 200

ДЕСЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 201

ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................... 202

ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 204

ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК........................................................................................................................................................ 204

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 205

ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 206

ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК................................................................................................................................................... 207

СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК...................................................................................................................................................... 208

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УРОК ............................................................................................................................................... 208

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 208

ДВАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................. 208

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 210

ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК............................................................................................................................................... 210

ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................ 211

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК....................................................................................................................................... 212

ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК................................................................................................................................................. 212

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК.............................................................................................................................................. 213

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 214

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 215

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК........................................................................................................................................... 215

ТРИДЦАТЫЙ УРОК.............................................................................................................................................................. 216

ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК................................................................................................................................................ 217

ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК................................................................................................................................................ 218

ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................. 218

ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК........................................................................................................................................ 218

ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК............................................................................................................... 219

ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК...................................................................................................................... 219

Часть VI ............................................................................................................................................................................................ 221

ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА..................................................................................................................................................... 221

Глава XXXVI
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ................................................................................................................................................................. 221

Глава XXXVII
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШЕКСПИРА.................................................................. 227

Глава XXXVIII
ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЕДИНКА В ТРАГЕДИИ «ГАМЛЕТ». ТИПОВОЙ ПОДБОР ПРИЕМОВ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ ТРАГЕДИИ «КОРОЛЬ ЛИР». БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА — ПОЕДИНОК В ОПЕРЕ Ш. ГУНО «ФАУСТ»....................................... 235

ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ............................................................................................... 253



ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Мой отец, Иван Эдмундович Кох, вчерне завершил рабо­ту над переизданием учебника «Сценическое фехтование» к 1974 году. По независящим от него обстоятельствам, с одной стороны, и вследствие не до конца проработанного текста — с другой, учебник при его жизни так и не был издан.

Время стремительно и беспощадно. Не со всеми идеями автора можно согласиться сегодня, не всегда можно разделить его точку зрения на ряд методических указаний. Вычитывая страницы рукописи сейчас, от некоторых ее разделов я отказа­лась, ввиду их неактуальности, в отдельные главы мною были внесены незначительные коррективы, что-то было отредакти­ровано капитально.

Взявшись за эту работу, я руководствовалась только одной задачей, как бы странно это ни звучало в контексте вышеска­занного, — максимально сохранить учебник И. Э. Коха соответствующим мощи его личности, без неизбежной «шелухи», возникающей из-за огромного по объему материала.

И. Э. Кох — имя почти нарицательное — это тот фундамент, который лежит в основе всей театральной педагогики в обла­сти сценического фехтования. Как продолжатель династии, как последователь в профессии считаю своим долгом завершить, наконец, работу над учебником, пролежавшим невостребован­ным тридцать три года, и сделать этот капитальный труд до­ступным для широкого круга читателей. Очень надеюсь, что, убрав частности, я сохранила целое.

Моя огромная благодарность Гуманитарному универси­тету профсоюзов, взявшему на себя просветительскую мис­сию, и прежде всего ректору, профессору А. С. Запесоцкому;

ректору СПбГАТИ, профессору Л. Г. Сундстрему; преподавателю кафедры пластического воспитания ГТИ им. Б. Щукина А. И. Назаренко за фото­графии, подбор рисунков и гравюр и Заслуженному артисту РФ Б. А. Ма­карову, без помощи которых это издание не могло быть подготовлено; профессору кафедры пластического воспитания ВТУ им. М. С. Щепкина А. Д. Мовшовичу и профессору кафедры актерского мастерства СПбГАТИ А. С. Шведерскому, рецензентам — за тактичность высказанных замечаний и доброжелательность; председателю Гильдии режиссеров и педагогов по пластике профессору ГТИ им. Б. Щукина Г. В. Морозовой; ректорату ГТИ им. Б. Щукина.

Е. И. Стурова,

профессор кафедры режиссуры и
актерского искусства СПбГУП


ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ

Предлагая вниманию читателей переиздание книги И. Э. Коха «Сценичес­кое фехтование», стоит напомнить, что ее первое издание вышло в 1948 году. Этот уникальный труд выдающегося театрального педагога более пятидесяти лет служил единственным полноценным пособием в такой особой области теат­рального творчества, как сценическое фехтование. Иначе говоря, эта книга была единственным источником знаний о сценическом исполнении боевых действий, к которому могли обращаться все, кто связал свою жизнь с искус­ством театра — актеры, педагоги и учащиеся театральных школ, режиссеры-постановщики спектаклей и театральные фехтмейстеры.

Неудивительно, что книга быстро стала библиографической редкостью; странно другое — что переиздать ее собирались так долго. Об этом нельзя говорить без горечи: ведь И. Э. Кох еще в 1974 году подготовил рукопись новой редакции своего труда, существенно дополнив его и внеся исправле­ния, подсказанные ему педагогической и постановочной практикой в течение двадцати пяти лет, прошедших после первой публикации книги.

Все, кто читал книгу И. Э. Коха в прошлом веке, легко увидят в ней много нового. Кроме того, эта редакция существенно расширяет круг специалистов, которым она может быть полезна. Люди старшего поколения, давно работа­ющие в этой профессии, найдут в книге немало новых, малоизвестных сведе­ний по истории фехтования — например, приемы боя на дубинках в средневе­ковой Англии или древнерусского боя на ослопах, а также целый ряд примеров яркого сценического воплощения батальных сцен в спектаклях и фильмах.

Они смогут сопоставить с ними свои представления о возможностях ис­пользования боевых навыков в спектаклях по произведениям мировой клас­сики. Даже те мысли автора, которые могут кому-то показаться спорными, с позиций современных исканий в сфере театральной эстетики, будут полезны, поскольку заставят задуматься об основных принципах создания театральных форм, а возможно, и натолкнут на создание каких-то свежих, оригинальных

композиционных решений, ибо в книге содержится богатый, компактно подоб­ранный материал об особенностях бытового поведения людей в разные исто­рические эпохи — сведения, которых нельзя найти нигде, кроме этой работы.

Для молодого поколения педагогов и фехтмейстеров, сформировавшегося в конце XX века, и для тех, кто только начинает свой путь в этой профес­сии в наши дни, бесценен не только исторический материал книги. В новом издании имеется обширный раздел, посвященный педагогической практике. Изложенный тщательно, со свойственным И. Э. Коху вниманием к малейшим подробностям педагогического процесса, этот раздел — подлинная школа для начинающего практическую работу педагога по фехтованию.

Не так часто встречаются учебные пособия, где весь практический ма­териал изложен в виде последовательных уроков, а в каждом уроке описано содержание упражнений; более того, у И. Э. Коха каждое упражнение сопро­вождается методическими пояснениями и рекомендациями. Если же кому-то такое детальное изложение учебного процесса покажется слишком педантич­ным, то ответ на подобное замечание лежит на поверхности: против дилетан­тизма, процветающего ныне во всех сферах нашей жизни, есть только одно средство борьбы — безупречное знание каждым человеком избранной про­фессии и добросовестное служение своему делу, пусть даже это называется педантизмом.

Но никому из тех, кто знал Ивана Эдмундовича Коха, не придет в голову назвать его педантом. Это был мастер своего дела, яркая творческая личность; по существу, именно он создал сценическое фехтование как специальную дисциплину, вошедшую в программы театральных учебных заведений нашей страны.

До 1930-х годов такой учебной дисциплины не было: фехтование сущест­вовало как вид спорта, который поощрялся в театральных школах, но не имел конкретной сценической направленности. Однако ощущалась потребность в такой дисциплине и предпринимались первые попытки ее создания: обычно такие попытки делали фехтмейстеры, ставившие сцены боев в спектаклях.

Один из таких фехтмейстеров, А. Люгарр, выпустил в 1908 году книгу «Школа сценического фехтования», которая благодаря своему названию про­извела такую сенсацию, что в 1910 году вышла вторым изданием. Но даже ее автор, который подошел к проблеме сценического фехтования достаточно серьезно, смог эту проблему только поставить, но не знал, как ее разрешить. Свою точку зрения относительно необходимости обучать актеров не спор-

тивному, а сценическому фехтованию, он не смог подтвердить предложением конкретной методики обучения. Единственной его реальной заслугой было введение в оборот термина «сценическое фехтование». Но и за это мы долж­ны быть ему благодарны: ведь это произошло сто лет назад.

Как видно, театральная педагогика ждала появления такого человека, который способен не просто осознать необходимость особой дисциплины, именуемой сценическим фехтованием, а создать ее — разработать теорию и методику учебного предмета, отвечающего принципам русской театральной школы, деятельность которой основана на системе К. С. Станиславского. Такой человек появился — это был И. Э. Кох.

Начиная с середины XX века среди выпускников Ленинградского теат­рального института не было никого, кто бы не вспоминал с теплотой и благо­дарностью имя Ивана Эдмундовича Коха и его уроки по сценическому дви­жению и фехтованию. На этих уроках будущие актеры и режиссеры не только получали знания и навыки, которые были им необходимы для успешной сце­нической деятельности; они видели перед собой в лице этого выдающегося человека образец высокого профессионализма и учились у него истинно бла­городному отношению к людям и к искусству театра.

Невозможно оспорить общеизвестную истину, гласящую: в отечествен­ной театральной школе не кто иной, как И. Э. Кох заложил научные осно­вы воспитания пластической культуры актера. Он разработал, проверил на практике и изложил в своих трудах теорию и методику преподавания дисцип­лин, развивающих и тренирующих двигательный аппарат актера. Изданная в 1948 году книга «Сценическое фехтование» — серьезный труд, содержав­ший сведения об истории боя на холодном оружии, о вооружении и приемах боя в разных странах Европы начиная с античных времен. Единственная имевшаяся к тому времени на русском языке книга А. Люгарра о сценическом фехтовании не идет ни в какое сравнение с трудом И. Э. Коха, хотя труд этот и был скромно определен в подзаголовке как учебное пособие.

В 1970 году вышла его книга «Основы сценического движения», в кото­рой были изложены результаты многолетней педагогической практики авто­ра в области воспитания двигательной культуры актера. В слове «Основы» выражалась щепетильная скромность профессора Коха, но содержание книги действительно составило те основы, на которые опирается все дальнейшее развитие пластического воспитания в нашей театральной школе вплоть до наших дней. И не будет преувеличением сказать, что это воспитание весьма

заметно влияет на высокий уровень репутации, которой пользуется русская актерская школа во всем мире.

И. Э. Кох был подлинным рыцарем созданной им профессии, и когда его не стало, каждый из воспитанных им учеников почувствовал невосполнимость потери. Но как истинный рыцарь, Иван Эдмундович Кох не покинул нас окончательно: он оставил нам рукопись книги, которую писал в послед­ние годы жизни. И наконец эта книга подготовлена к печати! Низкий поклон Е. И. Стуровой, дочери И. Э. Коха, подготовившей рукопись, и всем, кто при­нимал участие в хлопотах по ее изданию! Благодаря ей он снова с нами, наш любимый, незабываемый, великий Иван Эдмундович Кох!

Г. В. Морозова,

профессор ГТИим. Б. Щукина,

кандидат искусствоведения,

президент Гильдии режиссеров

и педагогов по сценической пластике


ВВЕДЕНИЕ

Искусство владения холодным оружием, известное со времен ан­тичности и получившее развитие в Средние века, являлось одним из основных средств физического воспитания гражданина, поскольку было необходимо не только в военном деле, но и в быту. Оно выраба­тывало необходимые для жизни того времени качества и навыки.

Естественно, что физическая подготовка и фехтовальное искус­ство противников, сражавшихся «грудь в грудь», должно было нахо­диться на весьма высоком уровне, ибо только техника в сочетании с силой, ловкостью и выносливостью могли обеспечить победу в бою.

Тренировка только техники боя на холодном оружии не могла дать достаточную общую физическую подготовку. В феодальном об­ществе был создан комплекс умений, позволявший готовить воинов в общефизическом отношении. Молодые люди обучались в совер­шенстве стрелять из лука или арбалета, владеть различными видами холодного оружия, готовились к охоте на зверя с помощью кинжала и рогатины.

Гуманитарное образование включало начальное обучение грамо­те, игру в шахматы и обучение политесам, то есть элегантному об­хождению с дамой. Весь этот курс «наук» образно назывался «семью страстями рыцаря». Так формировался молодой феодал в рыцарскую эпоху. Идеалом мужчины этого класса был сильный, ловкий, смелый воин, умеющий переносить различные трудности походной жизни.

Эпоха Возрождения характеризуется резким увеличением числа поединков и дуэлей. Искусство фехтования в это время приобрело огромное значение, поскольку помогало сохранить жизнь.

Для этого времени характерно высказывание: «Французы, — пи­сал посол герцога Урбинского в 1525 году, — не знают другой заслуги,

кроме воинской, и все прочее не ставят ни во что. Они не только не уважают науки, но даже гнушаются ею и всех ученых считают самы­ми ничтожными из людей, по их мнению, назвать кого-либо "клерком" (грамотеем) — значит нанести ему оскорбление»[1].

Такое представление о мужском идеале бытовало в странах Запад­ной Европы эпохи Средних веков и Возрождения. Оно возникло сна­чала в итальянской, а затем в испанской культуре XV-XVI веков — периода военно-политического возвышения королевской власти в Испании. Алчность королей требовала почти беспрерывных войн для захвата чужих земель.

Власть в государстве была военной. Феодалы и их вассалы пред­ставляли немногочисленную, но хорошо подготовленную военную силу. Феодальные роды должны были усиленно готовить квалифи­цированных военных. Отсюда и своеобразие в воспитании молодых людей этого класса.

Начиная с 10-12 лет и вплоть до совершеннолетия в замках под руководством специальных учителей молодые люди овладевали ис­кусством фехтования. Мораль представителя господствующих клас­сов во многом определялась утверждением, «что дела делаются не словами, а шпагами». Это еще раз подтверждает роль искусства фех­тования в XVI-XVII столетиях.

Фехтование требовало специальных условий для его изучения. Вот почему возникали специальные фехтовальные школы, даже ака­демии. Учителя фехтования объединялись в корпорации. Они писа­ли учебники и трактаты, проводили турниры и соревнования на том или ином виде холодного оружия.

Среди дисциплин, занимавшихся совершенствованием двига­тельной культуры актеров и режиссеров в театральных школах у нас и за рубежом, ранее существовал курс спортивного фехтования.

Только в конце 1930-х годов получил признание новый предмет «Сценическое фехтование». В 1948 году Ленинградское отделение издательства «Искусство» выпустило учебное пособие по данному

предмету, автор И. Э. Кох (в 1954 году эта книга была переведена на немецкий язык и издана в Германии).

Батальные сцены в исторических спектаклях разных жанров — драмы, оперы, оперетты и балета, а также в ряде кинофильмов — при­обрели иное звучание благодаря сценическому фехтованию.

Многолетний педагогический и постановочный опыт автора дан­ного учебника дает основание создать научно обоснованную теорию предмета «Сценическое фехтование» и определить педагогические цели и задачи.

* * *

Блестящее и точное определение фехтовального искусства было дано в XVII веке великим французским комедиографом Ж. Б. Молье­ром: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает ис­кусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Это определение, по существу, является кратко выраженной про­граммой совершенствования двигательной культуры актера. Тем не менее искусство фехтования вошло в учебный процесс некоторых театральных школ только в виде спортивного фехтования.

Спортивным фехтованием в наше время называется борьба на условном оружии двух противников, задача которых в кратчайший отрезок времени нанести своему «врагу» максимальное число уда­ров, а самому не получить их или получить как можно меньше.

Техника современного спорта развивается именно по этому прин­ципу. Главное в нем — предельная скорость и выбор момента для атаки, для того чтобы дотронуться до противника быстрее, чем это сделает он. Это почти полный отказ от оборонительных действий. Успех боя решает скорость нанесения укола или удара. Такова так­тика и техника в современном спортивном бою.

Понятно, что подготовка бойца для спортивного фехтования, направленная на достижение этой весьма односторонней задачи —

не получить укола самому, — почти потеряла значение. В наше вре­мя в бою на таком академическом оружии, как рапира (на Западе его принято называть «флерет»), победу присуждает электрофиксатор. Он определяет, кто раньше сделал укол.

Отсутствие реальной опасности превратило фехтование на рапи­рах в состязание на скорость. Для актера этого недостаточно. Спор­тивный бой абсолютно условен: облегченное оружие, костюм, лег­кая обувь, специальная дорожка, — все направлено для того, чтобы создать наилучшие условия для совершенствования техники услов­ного спортивного боя.

Практика театра показывает, что современная техника спортивного фехтования не может быть применена при постановке исторического боя. Главным в спортивном фехтовании является внезапное выполне­ние приемов, а на сцене из-за опасности травмировать партнера напа­дение должно быть «как бы» внезапное. Наконец, в спортивном бою побеждает сильнейший; в бою на сцене побеждает актер, играющий роль победителя.

Между тем следует отметить, что для общего физического раз­вития студентов факультета драматического искусства занятия по спортивному фехтованию весьма полезны, и они могут быть реко­мендованы как полезный вид спорта в курсе физического воспита­ния учащихся. Фехтовальный спорт не только поддерживает высо­кий тонус организма, тренирует быстроту и скорость реакции, но и помогает студенту понять психологию сражающегося человека. Это важно для того, чтобы перенести полученные навыки на сцену.

На сцене актеру приходится играть не условные бои, а подобие настоящего (утилитарного) боя. Обучение навыкам спортивного фехтования не решает проблему постановки фехтовальной сцены, а только облегчает эту задачу через развитие психофизических ка­честв актера и создание некоторых представлений о скорости боя.

Обучение приемам настоящего боя не исчерпывает фехтоваль­ного образования актера, так как подлинные боевые приемы совер­шенно не применимы в сценических условиях.

Спортивный бой, по существу, является чистой импровизацией — ни один прием, ни одна защита заранее не определены. Все соверша­ется тут же, сразу, в кратчайший отрезок времени, когда нужно все

увидеть, оценить и начать ответные действия — в этом психологи­ческая близость сценического боя с настоящим. Недостатком же сце­нического боя является отсутствие ощущения подлинной опасности, что важно для создания впечатления, при котором зритель верил бы в истинность происходящего.

И все же желательно, чтобы актеры прожили в спортивном бою хотя бы несколько эпизодов. Участвуя в них, они непроизвольно ощутят эмоциональный накал страстей, радость победы или горечь поражения.

Однако следует подчеркнуть, что эти занятия должны происхо­дить в спортивных секциях, а не на уроках кафедры движения. К со­жалению, до сих пор в некоторых театральных школах пытаются подменить обучение актера искусству сценического боя холодным оружием спортивным фехтованием.

* * *

В настоящем утилитарном бою на холодном оружии задача про­тивников — в кратчайший отрезок времени уничтожить своего врага, с наименьшим ущербом для себя. В реальном бою наносятся насто­ящие уколы и удары, применяются самые жестокие средства уничто­жения. Бой на сцене по внешней форме должен напоминать то, что происходит в жизни, однако сущность боя на сцене — другое.

Нельзя допустить, чтобы на сцене актеры могли сражаться, ис­пользуя приемы подлинной борьбы. Техника настоящего боя, на­правленная на реальное уничтожение врага, непригодна для сцени­ческого боя. Необходимо было создать технику, которая, сохранив рисунок настоящего боя, была бы безопасна.

Кроме того, нужен такой комплекс движений, который обучил бы занимающихся обращению с холодным оружием и предметами кос­тюма, связанными с ношением оружия. Этот комплекс движений мы будем называть фехтовальным комплексом.

Между тем в любой пьесе классического репертуара бытовых действий с оружием неизмеримо больше, чем действий батального характера. Достаточно вспомнить хотя бы такой (очень часто при­меняющийся актерами, играющими испанскую пьесу) прием, как

двойной удар ногой в пол с одновременным подниманием руки. Этот жест ошибочно применяется и как знак приветствия, и как знак про­щания, и как вызов к бою.

На самом деле этот жест родился в период рыцарских боев, когда из-за забрала шлема невозможно было сказать противнику о жела­нии прекратить бой, и в обычае было ударить рукоятью меча или копьем в свой щит — это предложение окончить схватку. В более поздний период, когда у дерущихся не стало щита, этот стук выпол­няли ударом правой ноги в пол.

Примеров, когда в спектаклях применяются действия, неверно отображающие быт и эпоху, можно привести великое множество. Но и перечисленного достаточно, чтобы понять, что изучение этикетно-стилевых навыков необходимо в театральной школе.

Таким образом, появилась задача создания учебной дисциплины, которая, сохранив основу фехтовального спорта, обучила бы при­емам и навыкам, пользуясь которыми можно было бы создать сцени­ческий бой и, если нужно, употребить оружие как предмет обихода или ритуала. Эта дисциплина должна иметь групповую методику обучения, с одной стороны, и дать материал для самостоятельной работы студентов — с другой.

Такой комплекс теоретических знаний и практических умений предлагается в данном учебнике по сценическому фехтованию. Для создания этого труда, как и для преподаваемого курса, использова­лась литература по вопросам военной истории, истории развития холодного оружия, истории фехтования и иконографический мате­риал.

Изучение гравюрного материала, систематизированного по видам оружия и историческим периодам, позволило восстановить приемы боя на различных видах исторического оружия. Познание техники боя на том или ином виде оружия достигалось анализом положений тела бойцов, изображенных на гравюрах и рисунках, или описаний в литературных источниках.

В дальнейшем, систематизируя приемы, применяемые в бою на том или ином виде оружия, удалось восстановить основную технику, характерную для данного вида оружия. Полученное представление о технике настоящего боя, перерабатывалось в технику сценического

боя, но с сохранением всех исторических элементов, таких как паде­ния и ранения.

В основу предмета положена современная спортивная терми­нология. В старину авторы, создававшие учебные труды по этому виду искусства, использовали собственную терминологию, часто отличавшуюся от терминологии другого учителя. Это обстоятель­ство создавало определенные трудности при расшифровке и самих приемов. Унификация терминологии по сценическому фехтованию сделана на основе современной фехтовальной терминологии, понят­ной фехтовальщикам всего мира.

* * *

В целях наиболее быстрого овладения навыками сценическо­го фехтования в начале необходимо освоить технику первой части практического раздела, названного нами «Школой сценического боя», исторически соответствующей европейскому фехтованию XVII столетия. Это касается навыков и приемов в разделе «Истори­ческое фехтование». В разделе «Теория» предмет рассматривается как дисциплина, завершающая курс пластического воспитания акте­ра и режиссера драматического, оперного и балетного театра.

Настоящий учебник, прежде всего, может быть рекомендован для практического курса сценического фехтования в высших и средних театральных учебных заведениях, в консерватории на режиссерском и вокальном отделениях, а также для занятий по повышению квали­фикации молодых актеров в театрах.

Если постановщик спектакля сохранил практическое представле­ние о технике фехтовальных действий то, освоив содержание книги, он сможет самостоятельно поставить фехтовальную сцену. Послед­нее особенно важно в театрах, которые не имеют возможности при­гласить специалиста по этому виду движения. Учебник содержит справочный материал и для художников-постановщиков спектакля по батальным и ритуальным сценам.


Часть I ТЕОРИЯ

Сценическое фехтование есть искусство боя на холодном ору­жии, построенное по типу настоящего, но подчиненное законам сценической жизни.

Сценическое фехтование это комплекс знаний, включающий: оз­накомление с видами холодного оружия, приемы сценического боя, бытовые и ритуальные действия с оружием, совершенствование дви­гательной культуры актеров.

Сценический бой представляет собой сочетание внутреннего и внешнего темпоритмов.

В сценическом бою персонажи противодействуют, а партнеры взаимодействуют и помогают друг другу правдиво сыграть фехто­вальную сцену.

В таком бою не должно быть сложных фехтовальных приемов с обманами, так как последние весьма опасны. Все трудные в тех­ническом отношении приемы, если их выполнять медленно, не про­изведут нужного впечатления, а если быстро, — то будут невырази­тельны, да к тому же опасны.

Кроме того, они построены на внезапном изменении направления оружия. Например, если вначале острие было направлено в правое бедро противника, то в момент, когда противник берет защиту, ост­рие мгновенно приподнимается и поражает грудь. Этих внезапных приемов, так называемых финтов, не должно быть в сценическом бою. Они представляют серьезную опасность.

Продолжительность сценического боя, его напряженность, под­бор фехтовальных приемов, финал боя (разрешение конфликта) — все обусловлено режиссерским замыслом. Фехтовальная сцена в спектакле должна быть безопасна для исполнителей. Именно в этом одна из при-

чин, требующих настойчивого и обязательного освоения студентами фа­культета драматического искусства сценической фехтовальной техники. Качество техники должно быть настолько высоким, чтобы безопас­ность действий обеспечивалась фехтующими совершенно сознательно.

* * *

Знание быта дает возможность актеру грамотно действовать с точ­ки зрения исторической правды и убедительно выполнять движения, отражающие манеры в обществе определенной эпохи.

К сожалению, бывают случаи, когда исполнители неверно пользу­ются костюмом и аксессуарами. Например, в жилой комнате кавалер в ботфортах, шляпе и плаще забывает снять шляпу при появлении женщины или высокопоставленного лица; будучи в гостях, остается при шпаге, что противоречит этикету Средних веков и эпохи Воз­рождения. Это и многое другое противоречит правилам, существо­вавшим в обществе XV-XIX столетий.

В раздел «Бытовые действия» входят такие элементы, которые только условно можно отнести к бытовым. К ним относятся приемы боя невооруженного человека против вооруженного, приемы обезо­руживания, захваты и броски.

Кроме того, изучается техника падений, а также приемы пораже­ния противника. Сыграть ранение или убийство можно, только овладев специальными движенческими навыками. Сценическое фехтование совершенствует такие качества, как настойчивость, решительность и смелость. Оно воспитывает чувство пространства и, главное, чувство партнера. Вне общения невозможно сыграть фехтовальную сцену.

Перечисленные задачи являются основными в содержании пред­мета, занимающегося совершенствованием пластической культуры будущих актеров и режиссеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.74 (0.016 с.)