Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бой на двуручном мече, копье и алебарде

Поиск

Бой на двуручном мече, копье и алебарде

Движения, приемы нападения и защиты на этих видах оружия близки по технике и незначительно отличаются друг от друга лишь способом держания оружия (рис. 31).

Все виды передвижений применяются в бою на этих видах оружия. Основным положением тела является стойка левой ногой вперед.

Левая рука, значительно выдвинутая вперед по сравнению с пра­вой, является как бы вспомогательной, поддерживающей оружие, а правая — направляющей. При таком положении рук выполняется укол на двуручном мече, пике, алебарде и штыке винтовки (рис. 32).

То же наблюдается и при защи­тах. Так, например, положение рук в нижних защитах (на всех перечис­ленных выше видах оружия) совер­шенно одинаковое; в верхних есть небольшое различие, зависящее от оружия.

Характерной особенностью боя на этих видах вооружения является применение выпада, необходимого для нанесения укола или удара. При небольших расстояниях между бойцами выпад исполняется впереди стоящей ногой; при больших расстояниях — сзади стоящей ногой.

Бой на шпаге и его разновидности

Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые доспехи. Отказ от металлической брони привел к облегчению

53

оружия. Появившаяся плоская колюще-режущая шпага приспо­сабливается к нанесению укола (рис. 33).

Развивается сложная техника приемов нападения уколами и защит. Необхо­димость изучения этой тех­ники привела к возникно­вению специальных школ (рис. 34). Техника ударов шпагой не приобрела ни­чего нового, сохранив ос­новные принципы ударных действий мечом. Для защи­ты в пеших боях в XV веке служил небольшой круг­лый щит (рис. 35), в начале XVI века появляется дага (рис. 36).

Боевая стойка левой ногой вперед очень часто менялась на положение правой ногой вперед. На­ходясь в любой стойке, сражающийся применял все виды возможных фех­товальных передвижений: шаги, скачки, уклонения. В этой манере боя в равной степени исполняют выпа­ды и полувыпады обеими ногами, в зависимости от действий руками и расстоя­ния до противника. Пере­движение бойца, воору­женного шпагой и дагой,

представляет сложнейшую комбинацию ввиду чрезвычайного разно­образия боевых приемов.

Бой на этом оружии ведется не по прямой линии, а по кругу. Правая рука, вооруженная шпагой, использует простые и круговые удары, чередует их с уколами, направленными в самые разные части тела противника. Комби­нации приемов, исполняемые двумя руками, очень разнообраз­ны и трудно систематизируются. Шпагой не только нападают, хотя это и является ее главным назначением, но и защищаются от уколов и ударов, направленных в правую часть туловища и голо­ву сверху. Дагу держали в левой руке.

Обладая небольшими разме­рами, очень легкая по сравнению со шпагой, расположенная близ­ко к противнику, дага позволяла ловить тяжелый шпажный кли­нок нападающего. Дага давала возможность использовать пра­вую руку для ответственных уда­ров, повторных и сдвоенных атак (рис. 37). В положении близкой дистанции дагой нападали, дей­ствуя уколами (рис. 38). Харак­терной особенностью этого вида боя являются двойные действия. Выбрав момент, боец атакует сразу обоими видами оружия. При внезапной атаке двойным уколом или комбинацией укола и удара защита оружием представляет чрез­вычайно трудное действие. В этом случае спасало движение. Бой на шпаге с дагой располагал большим количеством двойных защит,

комбинаций защит и движений, создавал возможность для двойных ответных атак.

Школа боя на шпаге с дагой, существовавшая свыше ста лет, представляет комбинацию самых разнообразных сочетаний, очень трудную для разучивания. На шпаге с дагой впервые применяются действия на оружие, атаки с завязыванием и приемы обезоружива­ния, построенные не на применении приемов рукопашного боя, а на воздействии самим оружием.

Во второй половине XVI столетия в бой вместо даги вводится кинжал, который в случаях поломки или потери шпаги и при бое «грудь в грудь» превращается в оружие нападения.

Дага уступает место кинжалу или плащу лишь в начале XVII сто­летия. К этому времени шпага значительно уменьшается в размере и становится более легкой. Облегчение шпаги привело к возможности перехода на стойку правой ногой вперед, что сразу повысило такти­ческую значимость приемов нападения. Легкость оружия позволила сосредоточить в одной руке защиту и нападение.

Бойцы, выставив вперед правую ногу, отказываются от даги, но, взяв в левую руку кинжал, оставляя его в защитном положении перед грудью в левой части туловища от ударов, а иногда от уколов, направ­ленных в грудь и живот, используют его в ближнем бою как средство нападения. Левая рука, вооруженная кинжалом, помогает обезоружи­вать противника.

В середине XVII века бойцы постепенно отказываются от помо­щи кинжала: отдав предпочтение одной шпаге, они легко выполняли сложные комбинации приемов нападения. Боец, стоящий в стойке правой ногой вперед, выполнял весь набор приемов движения фехто­вальной школы, используя уколы, удары и защиты.

В этом стиле боя применяют­ся захваты и завязывания оружия, сложные повторные и сдвоенные действия. Здесь впервые находит применение так называемое дейст­вие «а темпо» (рис. 39), левую руку еще используют для защиты и обе­зоруживания.

Длинная плоская шпага была неудобным оружием, так как кли­нок своей гибкостью мешал выполнению уколов, а нанесение ударов было затруднено легкостью клинка. Бой этого периода характерен нанесением ударов и уколов в части тела, наиболее легко уязвимые и слабо защищенные одеждой: в голову, особенно лицо, кисти рук и ноги ниже колен (рис. 40).

Руки предохранялись лишь тонкими перчатками, кожаные голе­нища легко пробивались уколом. Длина оружия мешала предельно быстрым движениям; приемы нападения, относительно простые, ус­ложнялись главным образом повторностью исполнения. В этот пери­од широко применяются действия на оружие. Позднее, отказавшись от помощи левой руки в самом ведении боя, широко пользуются ею для приемов обезоруживания в ближней схватке, где берут ею защиты, часто рискуя воз­можностью порезов (рис. 41).

Именно в этот период появ­ляются приемы обезоружива­ния — специальные действия на выбивание шпаги шпагой.

Основным видом исторического фехтования для изучения в те­атральных учебных заведениях является фехтование шпагой в со­четании с дагой, кинжалом или плащом. Бой, который происходит при применении всех приемов школы сценического боя, являет­ся по характеру и стилю соответствующим манере, принятой в XVII веке.

Для того чтобы сыграть шпажный бой XVIII и XIX веков, нужно использовать весь материал школы в качестве приемов нападения только уколами, всеми защитами, повторными и ответными атака­ми, отходами и уклонениями. Основное, что отличает шпагу ука­занного периода от шпаги XVII столетия, — это отсутствие у нее движений режущего типа.

Для отображения боя в пьесах, построенных на старославянском или восточном материале, необходимо знание техники боя на рубя­щем оружии.

Техника перечисленных видов боя приведена в разделе истори­ческого фехтования, изучению которого должны предшествовать обучение и тренаж в навыках школы сценического боя. Обучение и тренаж дают тот комплекс движений, который объединяет в себе ос­нову техники боя на большинстве видов холодного оружия. Тренаж воспитывает фехтовальные навыки и необходимые для актера психо­физические качества.

Защиты с выпадами в стороны (уклонения) являлись надежным средством обороны. Они имели такое значение, что знаменитый учи­тель фехтования XVI века голландец Тибо придавал этим передви­жениям мистический характер.

Он уверял, что надо делать пассы и вольты (шаги и уклонения) на основе тайн черной и белой магии и что человек, знающий эти тайны, непобедим. Для обучения своей системе боя Тибо чертил на полу таинственный квадрат, в который был вписан круг и серия тре­угольников. Он обучал системе передвижений по углам и линиям этого рисунка.

Сам Тибо был замечательным фехтовальщиком, никогда не знал поражений и тем самым снискал себе огромный авторитет и дове­рие. Таинственное знание и умение, которому он с удовольствием обучал многочисленных учеников, приносило ему немалый доход.

Почти все залы в фехтовальных школах имели на полу знак Тибо, знаменитый магический рисунок. Король Людовик XIV так поверил в это невероятное искусство, что заказал Тибо ученый трактат, за­платив автору кругленькую сумму.

В учении Тибо был определенный смысл. Оно точно устанавли­вало важную роль дистанции (расстояния до противника) для атаки и защиты и определяло точное время для выполнения того или иного приема.

Взаимодействие между расстоянием и временем, называвшееся в старинном фехтовании «пропорцией», положило начало теории фехтовального искусства. Тибо же были разработаны приемы обезо­руживания противника и определен переход борьбы в рукопашную схватку.

Следует отметить, что рисунки в руководствах старинных фехтмейстеров дают узкопрофессиональное и чисто условное изобра­жение. Они не позволяют ясно представить себе, как на самом деле выглядели поединок и средневековая дуэль. Знаменитый француз­ский график XVII века Жак Калло оставил нам рисунки и наброски, отображающие характер той борьбы, которая была столь типична для его эпохи.

Имели место поединки, когда в левую руку вместо даги бра­ли «вторичную» шпагу, и тогда бой становился еще сложнее. Этот вид одно время входил в моду, но не получил признания и рас­пространения, хотя были оружейники, которые ковали двойные шпаги таким образом, что их можно было носить в одних ножнах. С середины XVII столетия уже возникла мода выходить на поеди­нок с одной шпагой. Это считалось признаком высшей техники, выражавшейся в умении нападать и защищаться, действуя только одной рукой.

Однако в критические моменты борьбы бойцы применяли и ле­вую руку для отстранения шпаги противника и для выполнения при­емов обезоруживания. Часто для этой цели использовали обычный кинжал, которым пользовались и как оружием нападения при по­ломке шпаги, и в бою «грудь в грудь».

К концу XVII столетия в бою на шпагах все реже пользовались ле­вой рукой, а если и делали это, то предварительно обмотав ее в плащ

и взяв кинжал, однако совсем отказаться от помощи левой руки не могли еще долгое время. Фехтмейстеры в этот период придумывали все более сложные приемы: захваты оружия противника с помощью одной шпаги и такие же обезоруживания.

Это требовало от сражавшихся высокой техники. Действия одной шпагой становились все более быстрыми, поскольку внимание бой­цов не рассредоточивалось на четыре оружия, что непроизвольно за­медляло бой. Одно оружие позволяло вести бой гораздо быстрее.

Начинается период подлинного расцвета фехтовального искус­ства. Практика показала, что человек, вооруженный одной шпа­гой, как правило, выигрывал бой против шпаги с дагой или шпаги с кинжалом. Модификация боя одной шпагой постепенно привела к последующему изменению конструкции оружия. Шпага стала еще короче и легче, получив более приспособленный для уколов клинок.

Бой с помощью одной шпаги привел к необходимости стоять в правой стойке, так как шпага была в правой руке. Левая рука под­нялась вверх, что ускорило выполнение выпада, но ею пользовались в критических ситуациях боя и при обезоруживании. В этом новом стиле боя XVIII столетия нашли еще большее развитие действия на оружие, то есть батманы, скользящие толчки, завязывания и обво­лакивания.

Примерно в 1680-х годах происходит полный отказ от рубящих движений; шпага получает трехгранный или четырехгранный клинок, предназначенный только для уколов. Сложное сечение клинка создает при уколе большое сопротивление, ору­жие немного пружинит, но не выгибается, вследствие чего хорошо пронзает любой материал, что дает возможность увеличить скорость движений и усложнить их (рис. 42). Бой на колющей шпаге XVIII века является основой совре­менного фехтования.

В утилитарных целях военные сохранили режущее оружие. Для придворных и знати шпага оказалась почти декоративной принадлеж­ностью к костюму. Рапирой стали пользоваться как предметом для физических упражнений. Именно в этот период фехтование стало раз­виваться в Европе и России как своеобразный вид искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.161 (0.01 с.)