Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Православные организации и движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Православные политические организации берут начало с рубежа XIX —XX вв. В 1960-х гг. в СССР действовал ряд подпольных православно-патриотических групп. С началом демократизации в стране и возрождения православной церкви начинается бурный период возникновения множества организаций и движений, разнящихся идейно, по-разному строящих отношения с православной церковью, при этом уверенных в необходимости переорганизации жизни на нормах христианской нравственности. Христианско-демократическое движение в странах Восточной Европы зародилось в конце 1980-х гг. и поставило цель: внести христианские ценности в либеральную демократию. Христианско-демократические партии существуют в Албании, Белоруссии, Греции, Грузии, Молдове, Румынии, РФ, Сербии, Украине. Наиболее значимой партией является Христианско-демократический союз (ХДС, создан в 2003 г.). ХДС стоит на христианско-демократической платформе, выступает за свободный рынок на основе частной собственности и честной конкуренции; за активное социальное регулирование экономики, в международной политике выступает за вступление Украины в ЕС и расширение сотрудничества с НАТО; входил в блок «Наша Украина». Монархическое движение как деятельность групп, пропагандирующих идею монархии и / или выступающих за реставрацию свергнутых династий, существует в Албании, Болгарии, Грузии, России, Румынии, Сербии. На постсоветском пространстве внимание общественности к идее монархии было привлечено деятельностью общества «Память», публикациями статей митр. Иоанна (Снычева) в журнале «Литературная Россия», обнаружением и захоронением на государственном уровне останков императора Николая II и его семьи. Русское монархическое движение не однородно. «Легитимисты»(«кирилловичи») ориентированы на наследника Георгия и «Государыню Всероссийскую» Марию Владимировну Романовых, в последнее время активизировавших работу на территории Украины. Им оппонируют «непредрешенцы», которые считают, что поскольку законных претендентов на престол нет, монархия может быть дарована народу Богом после покаяния за грех цареубийства. Из украинских (не относящихся к православию) монархических проектов следует отметить предложения кандидатур Скоропадских и Габсбургов на украинский престол. Общественные организации в Украине разделены по признаку поддержки «национального» или «канонического» православия. Первые — казачьи и украинские националистические организации. Последние выступают в поддержку УПЦ, за укрепление связей Украины с Россией и Белоруссией, против вхождения Украины в НАТО, глобализации и пр. Это: Союз Православных Братств Украины (СПБУ), Всеукраинское Православное братство св. Александра Невского (г. Киев), Союз православных граждан Украины — Единое Отечество, (СПГУ-ЕО), Крымские организации: «Вера», «Возрождение», «Прорыв», организации казаков. Движение православных братств возникло в начале 1990-х гг. Братства стоят на позициях фундаментализма, духовно подчиняются старцам. Видную роль играют некоторые монастыри: Сретенский (г. Москва), Почаевская Свято-Успенская и Святогорская лавры (Украина). Ставя своей первоочередной задачей всенародное покаяние и православное просвещение, они организовывают молебны, крестные ходы, исторически-богословские чтения, занимаются социальной деятельностью. В сентябре 2005 г. произошло переформатирование движения братств: возник «Народный Собор» — содружество общественных объединений и граждан, созданное для защиты национальных, духовно-нравственных и культурных ценностей, куда вошли более 200 организаций. В декабре 1992 г. было образовано «Объединение православных братств Украины и России» (с 2007 г. — «Союз православных братств Украины и России»). Цель СПБУ: координация деятельности братств в области духовного просвещения и социального служения. В состав СПБУ вошли: Киево-Могилянское братство Киево-Печерской иконы Божией Матери (с 1996 г. — «Всеукраинское братство Архистратига Михаила»), Киево-Софийское братство, Киевское Александро-Невское братство и другие. Идеология СПБУ: православие, монархизм («непредрешен-чество»), призыв к покаянию в грехе цареубийства, единство русских народов; против идентификационных номеров и электронных паспортов. СПБУ проводил акции: в 2000 г. требовал вывести руководство Украинской православной церкви (УПЦ) за пределы Украины, выступал против визита папы римского, за снятие Украинской православной церкви — Киевский патриархат (УПЦ КП) — с регистрации и возврат имущества УПЦ, в поддержку предложений УПЦ к изменению закона Украины о свободе совести. В 2005 г. деятельность СПБУ резко активизировалась. СПБУ испортил отношения с церковноначалием УПЦ, когда встал вопрос о создании поместной церкви, независимой от Московского патриархата; Синод УПЦ осудил так называемое «политическое православие». В СПБУ входит Всеукраинское Православное братство Александра Невского (руководитель — Ю. Егоров). Братство в свое время выступало против экуменических действий, проводимых президентом В. Ющенко, требовало не допустить перенос центральной кафедры Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) из Львова в Киев. В марте 2005 г. братство в открытом письме к Вселенскому патриарху Варфоломею выступило против вмешательства Константинопольского патриархата в дела православия в Украине. В сентябре 2005 г. СПБУ и братство Александра Невского основали ВОО (Всеукраинская общественная организация) «Православный выбор» (руководитель — Ю. Егоров). Необходимость создания ВОО обосновывалась экспансией антихристианских западных ценностей, курсом украинских властей на интеграцию страны в ЕС и НАТО; конкретная задача — информационная работа в преддверии парламентских выборов. 17 января 2009 г. более 1 тыс. активистов от организаций: «Православный выбор», «Союз Русского Народа», «Новороссия», «Войско верных казаков Черноморских», «Русское содружество», «Союз верных казаков» и других провели шествие против автокефалии УПЦ. Общественная организация «Народный Собор» (председатель — И. Друзь) создана в январе 2011 г., является частью движения «Народный Собор» — содружества общественных объединений Украины, России и Белоруссии. В Днепропетровске с 2005 г. действует ВОО «За Русь Святую и Веру Православную» (руководитель — С. Бабанин). Организация сотрудничает с СПБУ. Заявленные приоритеты: признание православной веры как государствообразующей религии для Украины, России и Белоруссии, поддержка УПЦ (в том числе, от посягательств Константинопольского патриархата), против глобализации и цифровой идентификации личности, за объединение пророссийских православных организаций. В Харькове действует «Союз русского народа» (СРН) — монархическая черносотенная организация, созданная в 2005 г. Приоритеты: содействие сохранению УПЦ в лоне РПЦ, поддержка проектов Русского мира, участие в консолидации здоровых сил общества. Одесская областная общественная организация «Единое Отечество» (ЕО) (руководитель — В. Кауров) начала деятельность с акций противостояния УПЦ КП, греко-католикам и протестантам, помогала УПЦ вернуть храмы, захваченные УПЦ КП. ВОО «Союз православных граждан Украины» (СПГУ) (руководитель — В. Кауров), создана 10 сентября 2005 г. Согласно программе: СПГУ является объединением лиц для осуществления и защиты прав и свобод и удовлетворения духовных, исторических, культурных, патриотических, политических, экономических, социальных и других интересов. В период президентства В. Ющенко в Киеве СПГУ организовывал акции протеста «оранжевому» политическому курсу, проводил манифестации против политических репрессий, против вступления Украины в НАТО и ЕС; в Одессе и Киеве — против реабилитации ОУН-УПА. В 2006 г. СПГУ совместно с ПСПУ (Прогрессивная социалистическая партия Украины; председатель — Н. Витренко) и «Прорывом» проводили акции против НАТО. Организация «Единое Отечество», когда встал вопрос о предоставлении «канонической автокефалии» УПЦ, выступила против политики Константинопольского патриархата. Архиерейский собор УПЦ 21 декабря 2007 г. принял резолюцию, осуждающую деятельность «Союза православных граждан Украины» и лично В. Каурова. С февраля 2008 г. по апрель 2013 г. «Единое Отечество» приостановило деятельность. 4 апреля 2013 г. Кауров дал интервью, в котором обозначил новые цели «Единого Отечества» — противостояние Всеукраинскому объединению «Свобода» и греко-католикам в свете их вероятной поддержки оппозиции на выборах. В 2011—2012 гг. украинское руководство совместно с УПЦ создало новое казачье объединение на основе организации «Верное казачество» (главный атаман — А. Селиванов), которое стоит на позициях: верности монархии, единству славянских народов, придерживается «Основ социальной концепции», действует в тесном контакте с УПЦ. Ситуативно к «политическому православию» могут примыкать пророссийские организации Юга и Востока Украины, для которых православие — элемент традиции. Идейно организации «политического православия» объединяет общее видение судеб православных народов Украины, Белоруссии и России в свете общерусской православной эсхатологии. Успехи организаций «политического православия», вероятно, ограничились влиянием, оказанным на внутрицерковную жизнь УПЦ, рядом совместно проведенных акций, на которые они смогли собрать максимум 5 тыс. участников (один раз против НАТО), но в основном, проводят акции с несколькими десятками сторонников. Организации «политического православия» не ставили перед собой задачу создать адекватную реалиям Украины богословски отрефлексированную идеологию, политический и социально-экономический проект. Они не смогли привлечь к себе массы верующих внутри УПЦ. Политиканство, распри и скандалы в руководстве, ересь «царебожия» и борьба против кодов дали повод церковноначалию УПЦ осудить их деятельность, в результате чего, организации «политического православия» остались маловлиятельными и малозаметными в общественно-политической жизни Украины. В 2001—2002 гг. в православном мире развернулось движение против электронных кодов и чипов. Фундаменталисты осуществили несколько политических акций, получивших широкий общественный резонанс. Московская патриархия в 2000 г. приняла «Основы социальной концепции Русской православной церкви». В ее разделах рассматривается отношение церкви к светской власти, государству, обществу, политике, партиям, православным общественным организациям, международным проблемам. В этом и других документах, Россия понимается как часть «православной цивилизации», противостоящей секулярному Западу. Внутреннее устройство страны должно быть трансформировано от либеральных принципов к «традиционным». Главная задача — исключить принцип приватности религии. Предполагается сформировать альтернативные либерально-секулярным представления по всем общественно-значимым вопросам. Православная Россия должна добиться восстановления «многополярного мира» через равноправие разных «цивилизационных» подходов к мироустройству и к международному праву. Украинская православная церковь приняла аналогичный документ. В меняющихся политических условиях РПЦ прибегла к созданию надпартийной структуры — Всемирного Русского Народного собора (ВРНС), — призванной сплотить вокруг церкви носителей различных политических взглядов, представителей власти, лидеров общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, интеллигенцию, делегатов русских общин из-за рубежа и от молодежи. В июне 2005 г. ВРНС получил статус специального консультативного органа при ООН. В итоговых документах Собора значится: считать православие «фундаментом нашей цивилизации и государственной идеей» России (1993); «восстановление национального единства разделенного русского народа», одной из целей церкви — восстановление монархии и избрание царя «Всероссийским земским собором во главе с Православной Церковью» (февраль 1995 г.). Тематика соборов последних лет: «Богатство и бедность: исторические вызовы России», «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления», «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества», «Базисные ценности ― основа единства народов». XVII Всемирный русский народный собор 2013 г. прошел по теме: «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл стал активным проводником «Русского мира» как цивилизационной реальности духовно-исторического единства русского, украинского и белорусского народов и сообщества независимых государств. В Украине УПЦ КП и УАПЦ выступили против «доктрины Русского мира патриарха Кирилла». Глава УГКЦ Святослав Шевчук предложил в противовес «Русскому миру» создавать «Украинский мир». Межправительственная организация — Европейская межпарламентская ассамблея православия (ЕМАП) была создана в 1993—1994 гг., когда у прозападных политических элит Албании, Болгарии, Грузии, Молдовы, Румынии, Словакии, Украины, Югославии возникло желание сохранить национальную идентичность, главными выразителями которого выступили бы православные церкви. ЕМАП признана ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и другими. В Ассамблею входили представители 25 стран Европы, Ближнего Востока, Африки и Австралии. ЕМАП проводила конференции по проблемам взаимодействия православия и современности, повлияла на введение в законодательство ряда государств понятия «традиционная конфессия», поддерживала поместные православные церкви в отношениях с властями (в Эстонии, Украине и др.). Межцерковное движение не политическое, однако, имеет непосредственное отношение к реконструкции православного пространства. Оно берет начало с 1920 г., с женевской конференции православных церквей «Вера и Церковное устройство». Так как Русская православная церковь в те годы оказалась вне процесса христианского сотрудничества, роль выразителя интересов мирового православия попыталась взять на себя Константинопольская церковь, инициировав созыв Всеправославных совещаний. Предполагается, что накопившиеся проблемы в православном мире должны найти разрешение на Всеправославном соборе, который пока не созван по причине нестыковки позиций церквей в вопросах: предоставления автокефалии (самостоятельности церкви) и диптиха (официальный порядок перечисления православных церквей).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.008 с.) |