Раздел 3. Религиозный фактор в политическом пространстве Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Религиозный фактор в политическом пространстве Украины



 

Тема 9. Религиозный фактор в общественно-политических процессах Украины

 

Религиозная карта Украины

 

 

Развитие трансформационных процессов в Украине ознаменовалось переходом от государственного атеизма к реализации принципа свободы совести и вероисповедания. В общественном сознании он связан с духовным возрождением, с возможностью беспрепятственно заниматься религиозной деятельностью. Неотъемлемой чертой современной политики стало присутствие конфессиональных партий и движений. Верующие, являясь гражданами государства, сегодня могут быть членами политических партий, а государственные деятели — состоять в какой-либо конфессии. Принцип светского государства сегодня трактуется не как вытеснение религии из общества, а как разграничение деятельности государственных и религиозных институтов, подразумевается их сотрудничество в социальной сфере.

Первый результат реализации религиозных свобод обозначился в развитии церковно-конфессиональной инфраструктуры. Так, если в 1988 г. на территории УССР действовало около 4 тыс. православных общин, более 1100 общин евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесятников), адвентистов седьмого дня, около 100 — римо-католиков (40 % из них — венгерские общины Закарпатья), 80 — реформатов, 14 — иудеев, то в 1998 г. в Украине зарегистрировано 19 005 религиозных общин и 775 — незарегистрированных. В конфессиональном отношении изменения коснулись в первую очередь православия, чей удельный вес в общей конфессиональной структуре Украины снизился, при этом вырос удельный вес католицизма. На 1 января 2013 г. было зарегистрировано 35 116 и 1 879 незарегистрированных общин.

К 2000-м годам этап экстенсивного развития религиозной жизни в Украине завершился. И в настоящее время он характеризуется умеренным темпом развития церковно-религиозной сети со средним показателем 2 % в год. УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ по количеству общин не завоевали однозначно доминирующей позиции ни в одном из регионов. Протестантские религиозные организации показали лучшую, в сравнении с православными, способность к миссионерской деятельности, заняв заметный сектор во всех регионах.

Следствием реализации прав человека на свободу вероисповедания стал рост числа верующих (или декларирующих свою религиозность). Так, по результатам исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова в Украине в марте 2013 г. верующими считали себя 67 %, неверующими — 6 %, колеблющимися — 15 %. Большинство верующих (59,2 %) посещало храм, как правило, по большим религиозным праздникам, значительная часть верующих (17,6 %) храм практически не посещала. Большинство (71 %) идентифицировали себя с православием, около 6 % — с греко-католицизмом, 9 % опрошенных назвали себя «просто христианами», 11 % — не отнесли себя ни к одному из религиозных вероисповеданий. Последняя категория наименее заметна на Западе Украины (4 %) и больше всего — на Юге (14 %) и Востоке (15 %). Конфессиональное самоопределение имеет отчетливую региональную специфику. Так, подавляющее большинство греко-католиков являются жителями Западного региона, последователей ислама — Южного. Не обнаружено связи между уровнем религиозности и материальным положением, между религиозным самоопределением и самоопределением в параметрах социальных классов. 65 % граждан считают, что в Украине существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий перед законом.

    Большинство граждан Украины доверяют церкви — это 64 % опрошенных (от 83 % жителей Запада до 50 % — Востока). Среди верующих доверяют церкви 76 % опрошенных, неверующих — 28 %. В наибольшей степени доверяют церкви верующие УГКЦ (86 %), в наименьшей — «просто христиане» (39 %). Большинство граждан (65 %) считают, что в Украине существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий. Однако их число, по сравнению с 2010 г., уменьшилось на 11%, что свидетельствует о негативных тенденциях в этой сфере.

Религия не стала стержневым компонентом массового сознания. Религиозность основной массы верующих значительно отличается от традиционной. Религия воспринимается жителями Украины чаще всего как традиция, зачастую носит неглубокий, «размытый» характер (воцерковлен один из пяти верующих). Дело в том, что с развитием научного знания, образования, культуры произошли изменения религиозного сознания и религиозной жизни. Этому способствовало распространение свободомыслия и секулярных учений, которые сосредоточили свое внимание на земной жизни человека. Сегодня исповедание той или иной религии стало личным делом каждого, способствуя индивидуальным религиозным исканиям. В центре внимания человека оказался его внутренний мир, общественный уклад, общечеловеческие духовные ценности.

Светское общество (а ныне — общество потребления, ставящее во главу угла материальные ценности), безусловно, оказывает свое воздействие на верующих. На обыденном уровне большинство верующих отступает от учения церкви под влиянием научных представлений, социально-экономических проблем и достижений цивилизации. Верующие вне храма живут жизнью секуляризованного общества и на их повседневную жизнь религия не имеет значительного влияния. Религиозные организации пытаются пересмотреть устоявшиеся нормы, но происходит это медленно, поэтому возникает ситуация, когда у верующих проявляется один тип поведения во время богослужения в храме, а другой — дома, на работе, в семье. Этому способствует и то, что на современном этапе изменился механизм воспроизводства религиозности. Если в дореволюционный период религиозное сознание формировалось на ранних этапах социализации (семья, учеба, приходская жизнь и т. д.), то при тоталитарном режиме были утрачены традиционные каналы воспроизведения религиозности населения. Приходя в храм, человек чувствует разрыв между церковной традицией и собственным опытом, что является характерным признаком постсекулярной культуры. Для лиц среднего и старшего возраста характерно движение в сторону освоения традиционных нравственных норм. Для некоторых категорий молодежи наблюдается увлечение восточными религиозными учениями, а также неопределенными, неструктурированными формами верований, спиритизмом, астрологией, парапсихологией, оккультизмом и т. п., преобладает аморфное, конфессионально неориентированное религиозное сознание, а носители такой религиозности относят себя, например, к «православным вообще». Существует группа людей, которая не идентифицирует себя с конкретной религией, одновременно заявляя о вере в Высшую Силу. Общим признаком религиозного сознания для всех категорий верующих является наличие веры, что, чаще всего воспринимается как нравственная ценность, которая удерживает людей от плохих поступков, обеспечивает душевное спокойствие, придает силу и надежду, порождает чувство милосердия, сострадания и добра. И лишь незначительная часть верующих признает значимыми для себя религиозное измерение веры, познание Бога. Отличительной чертой массового восприятия церкви стало отношение к ней как к институту, который важен и нужен, но его не следует впускать (за исключением обрядов) в личное пространство. Культурная религиозность (религиозная самоидентификация) является определенной мировоззренческой, идеологической позицией, но не религиозностью. Отсутствие у церковных структур четких критериев подсчета прихожан, незаинтересованность традиционных религиозных организаций в этих данных, разные принципы определения конфессиональной принадлежности, которые кладутся в основу проведения социологических опросов, создают возможность для спекуляций в вопросе конфессиональной принадлежности населения.

    Восприятие гражданами Украины проблем взаимоотношений политики и религии в 2013 г. выглядело следующим образом[14]. В сравнении с 2000 г. уменьшилось вдвое — с 20 % до 9 % число сторонников введения института государственной церкви. В сравнении 2010 г. с 63 % до 57 % уменьшилось число уверенных в том, что «церковь не должна вмешиваться в отношения между человеком и властью». Одновременно увеличилось число тех, кто считает, что в зависимости от ситуации,  церковь должна или поддерживать, или критиковать власть — 17 % против 10 % в 2010 г.; число противников составило 53 %. 38 % считают, что «Украина исторически является многоконфессиональной страной и предоставление приоритета любой церкви вызовет дополнительную напряженность в межцерковных и церковно-государственных отношениях». Граждане в целом не уверены, что церковь влияет на нравственность украинской политики, зато политики влияют на церковь (44 % опрошенных считают, что влияние политиков на церковь является негативным). Лишь небольшое число граждан положительно относятся к демонстрации религиозности государственными деятелями.

На религиозной карте Украины к началу 2000-х гг., исходя из характера конфессиональной структуры населения, региональных этнокультурных традиций, исторических особенностей, сформировалось семь регионов.

1. Волынский регион. Доминирует УПЦ, сильные позиции занимает УПЦ КП и протестанты. Наиболее значимым культовым центром является Почаевская лавра (УПЦ).

2. В Галицком регионе (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области) единственно в Украине доминирует УГКЦ, сильны позиции УПЦ КП, УАПЦ, заметна Римско-католическая церковь. Наиболее значимым религиозным центром является собор св. Юра (г. Львов), Гошевский монастырь в Ивано-Франковской области.

3. Закарпатский регион отличается поликонфессиональностью: большинство (608) общин принадлежит УПЦ, 422 — УГКЦ, 90 — РКЦ. В регионе сильны позиции протестантов; здесь почти все (11 общин) реформатов; есть также (62/102) общины Свидетелей Иеговы.

4. В Подольско-Буковинском регионе наиболее значимым центром является Каменец-Подольский. Доминирует УПЦ, заметны УПЦ КП, старообрядчество, РКЦ и протестанты. Наиболее значимыми культовыми объектами старообрядцев являются могилы основателей белокрыницкой старообрядческой епархии — Белокрыницких митрополитов и священноиноков.

5. Центральный регион. Доминирует УПЦ, сильны позиции УПЦ КП и протестантов. Наиболее значимым культовым центром является   г. Киев, где размещены центры большинства конфессий, находятся главные православные святыни Украины: Киево-Печерская лавра (УПЦ), Софийский собор (в ведении государства), мощи св. великомученицы Варвары (в соборе св. Владимира (УПЦ КП).

6. В Южном регионе (Николаевская, Херсонская, Одесская обл.) наиболее значимым культовым центром для православных является Одесса, где объектом поклонения является стопа св. ап. Андрея Первозванного в Свято-Успенской Одесской Патриаршей обители.

7. В Восточном регионе доминирует УПЦ. Наиболее значимые культовые центры православных — г. Харьков (мощи св. Афанасия Патриарха Константинопольского в Благовещенском соборе); Святогорский Свято-Успенский монастырь. В Кировоградской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Запорожской областях более 40 % сети религиозных организаций принадлежит протестантам.

    Если сопоставить карты выборов в Украине (например, президентских, 1994, 2004, 2010 гг.) с картой распространенности украинского языка, четко прослеживается разделение Украины на два макрорегиона, что неоднократно использовалось политтехнологами в процессе избирательных кампаний. В отношении конфессиональной принадлежности такой четкой зависимости не прослеживается — голосование за тех или иных кандидатов происходит в зависимости от регионального признака.

    Политическим лидерам «церковный вопрос» дает возможность продемонстрировать свой «идеологический вектор» и сосредоточить собственные электоральные усилия на определенных регионах, соответствующих их идеологическому самоопределению. Так для Партии регионов и коммунистов, к примеру, «традиция» — это: УПЦ. Из регионов — Слобожанщина, Донбасс, Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Херсон, Одесса. Для политиков «правого крыла» — это: УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ, протестанты, мусульмане, иудаисты. «Их» регионы — Западная Украина, Подолье, Центральная Украина. И так как большинство населения проживает на Востоке Украины в крупных промышленных центрах, а западные регионы — аграрные, результат общеукраинских выборов зависит от выбора избирателя Востока.

В вопросе возможности агитации «с церковного амвона» за того или иного кандидата во власть, то здесь влияние церкви будет относительно ограниченным. Так, к верующим относят себя около 30 млн (67 %) взрослого населения Украины, 4 % при выборе кандидата руководствуются мнением своей религиозной организации, а еще 3% «учитывают» мнение своей церкви. Таким образом, пропаганда через религиозные организации Украины может оказывать влияние на выбор 1 млн 200 тыс. — 2 млн 100 тыс. избирателей. Следует заметить, что интенсивность агитации разных религиозных организаций Украины также может значительно разниться. Например, УПЦ, объединяющая православных разных регионов Украины, соответственно, граждан разных политических предпочтений, в отличие от своих религиозных оппонентов, старается воздерживаться от категоричных оценок.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.008 с.)