Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковно-государственных отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
IV—VIII вв. стали периодом оформления и первоначального развития отношений между церковью и государством. В это время на Западную империю обрушились нашествия варваров, социально-политическая жизнь была дезинтегрирована, единственной интегрирующей структурой выступила Римская церковь. В 476 г. Одоакр, низложив последнего императора Западно-римской империи Ромула Августула, отправил знаки императорской власти в Константинополь. До иконоборчества в Византии (сер. VIII в.) между Римом и Константинополем, в принципе, сохранялась симфония. В 800 г. папа, желая получить политическую поддержку франков, короновал франкского конунга Карла императорской короной, что для Константинополя означало измену, для Европы — возрождение Западной Римской империи. В 962 г. папа Иоанн XII короновал германского короля Оттона I императорской короной, чем связал судьбу церкви со «Священной Римской империей». Началась борьба между папством и императорами, которая завершилась Вормским конкордатом (1122). На фоне этих событий основным вопросом политического богословия католицизма стал вопрос о соотношении духовной и светской власти. Дело в том, что в основе власти европейских монархов изначально лежало обычное право германских племен, исходящее из принципов личных прав и самоуправления общин. Согласно официальной древнеримской доктрине, верховной властью обладали сенат и народ, которые делегировали власть цезарю. Император-христианин должен был реализовывать идеал царя-Божьего служителя, установить отношения с церковью. Но тут вступала в игру римско-католическая доктрина о превосходстве духовной власти над светской, над разработкой которой трудились все видные церковные богословы. Аврелий Августин в V в. заложил основы церковного понимания превосходства духовной власти над светской. Фома Аквинский в XIII в., разрабатывая проблему власти, обосновал, что власть происходит от Бога, способ ее достижения и формы зависят от человека; народ может свергнуть тирана по благословению церкви. В VIII—XII вв. римские папы с целью подчинить светских владык церковным создали ряд документов: «дар Константина» («Donatio Constantini»), Лжеисидоровы декреталии[5] и другие, которые позднее были разоблачены гуманистами и протестантами как подлоги. XII—XIII вв. — апофеоз власти римских пап. Папа Григорий VII инициировал реформы, суть которых сводилась к жесткому подчинению папе местной церковной и светской власти. В 1066 г. он благословил Вильгельма Завоевателя на вторжение в Англию. На I Латеранском Соборе (1076) он огласил документ «Dictatus papae» («Диктат папы»): «Папу судить никто не может. <…> он один лишь имеет право носить знаки имперской власти; он имеет право низлагать императоров, он имеет право освобождать их подданных от присяги императорам…». Григорий VII под впечатлением от «Civitas Dei» Августина, мечтал о вселенской христианской империи — Respublica Christina, ядро которой составят христианские народы, а все другие войдут в нее посредством миссионерской деятельности и крестовых походов. Папа Бонифатий VIII в булле «Unam Sanctam» (1302) провозгласил государственную власть римских пап над всеми христианами в мире. Доктрина «двух мечей», созданная для борьбы с французским королем Филиппом IV, гласила: в руках папы находятся два меча, о которых говорится в Евангелии и под которыми следует понимать мечи духовный и светский. Материальный меч и светская власть должны находиться в подчинении духовной власти, так что, в случае неповиновения папе, светская власть может быть им передана другому лицу. Тем не менее, отношения французской монархии и папства вылились тогда в так называемое Авиньонское пленение пап (1305—1377). Попытка папы вернуться из Авиньона в Рим привела к Великой схизме (1378—1417). Европа оказалась расколотой на сторонников римских пап и антипап, что подорвало политический и нравственный престиж папства. В Европе началась эпоха Возрождения, основным идейным содержанием которой стал европейский гуманизм, соединивший античные языческие идеалы с христианством. Папа Пий II был поэтом, папа Адриан VI — учителем гуманистов, в том числе, Эразма Роттердамского, кардинал Николай Кузанский — ведущим немецким философом-гуманистом. В ХVI в. Римско-католическая церковь претерпела новое потрясение: в результате Реформации от нее отсоединились Северная и Центральная Европа. Восстановив влияние Контрреформацией, в следующем столетии папство столкнулось с государственным абсолютизмом, которому вынуждены были подчиниться как протестантские конфессии, так и Католическая церковь. На протяжении Средних веков утверждение доктрины папоцезаризма и выбор принудительных средств в политике был сделан в ходе непрекращающейся борьбы внешних сил с Католической церковью. Монархи из-за концепции главенства духовной власти над светской не могли последовательно опереться на религию. И когда просветители разработали концепцию народного суверенитета, республика оказалась равно враждебной как монархии, так и папству. Революционерами были обезглавлены английский король Карл I (1649) и французский король Людовик XVI (1793). Католическая церковь с началом Нового времени утратила влияние на политические процессы, вступила в полосу кризиса, католическая мысль начала движение от монархии — к республике. Основоположниками идей обновленного и социального католичества называют епископов Ламурета и Грегуара, заявивших на Конституции Франции, что первым демократом был Христос. В противовес появилось традиционалистское (консервативное)направление (Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк, и др.), которое боролось с революциями за восстановление монархии, за союз церкви и государства, против индивидуализма и рационализма. «Либеральные католики» вывели идею революции из христианства, предлагали рассматривать либерализм как «восстание христианского духа свободы», соединить демократию с католицизмом. Папа Пий IX подверг «либеральный католицизм» жесткой критике, осудив вместе с ним рационализм, социализм и антипапские учения. На I Ватиканском соборе в противовес им был принят догмат о папской непогрешимости, гласящий, что все заявления и действия папы «с кафедры», касающиеся веры и вопросов морали обладают непогрешимостью. В послереволюционной Франции Ф.Ле Пле предложил социальную реформу, которая должна начаться с реформы нравов, завершиться сочетанием демократии — в общинах, аристократии — в провинции, монархии — на общегосударственном уровне. Немецкая школа «социального католичества» критиковала либерализм, традиционализм, атеистический социализм. Лев XIII аннулировал союз церкви с французской монархией и выдвинул теорию равноправного сотрудничества между государством и церковью. Его усилиями был положен конец вековой борьбе между католической церковью и буржуазным обществом. Важнейшее значение в переориентации католицизма эпохи капитализма имела энциклика «Rerum novarum» («Исходя из новых обстоятельств», 1891), в которой признавалось существование социального вопроса. Причиной общественно-политической борьбы назывались пороки социально-экономической системы. Решение проблемы было предложено посредством реформ, социальной политики государства, церкви и профсоюзов. Социальная доктрина Католической церкви стала откликом на конфликт между трудом и капиталом. В ряде энциклик поднимались проблемы социального партнерства между предпринимателями и работниками труда, правового обеспечения собственности, правовой цели производства, справедливой оплаты труда, роли государства в обеспечении социальной стабильности. Из католицизма пришел широко применяемый сегодня принцип классового солидаризма. Большое значение для Католической церкви имеет разработка принципа субсидиарности — распределения полномочий и компетенций между акторами, находящимися на разных уровнях властной пирамиды. Принцип подразумевает, что управление осуществляется на возможно более низком уровне, когда это целесообразно. (Принцип применяется в организации Евросоюза.) Решающее значение в оформлении современной христианской демократии сыграло творчество философов-персоналистов Ж. Маритена и Э. Мунье, выступивших за социальное христианство, за четкое разграничение функций и установление отношений между церковью и государством за формирование в недрах капитализма христианского общества и государства, которые стояли бы на службе обеспечения прав и обязанностей личности. После окончания Второй мировой войны многие католики стали отходить от церкви. На II Ватиканском соборе (1962—1965) начался процесс обновления (аджорнаменто) католицизма. Решения собора отражены в документе: «Пастырская конституция «Радость и надежда» в современном мире». Основные идеи: · церковь призвана уведомить и развязать основные проблемы эпохи через моральное обновление общества и поиск путей к партнерству; · развитие диалога с другими церквями, общинами, религиями и с неверующими; · открытость христианства к решению современных социальных проблем; · социальное учение и активная социальная политика как церковное служение; практическое разрешение проблем между трудом и капиталом; связь политики и морали, ограниченная морализация общественных проблем, универсальность понятий свободы и справедливости; единство экономического, социального, морального и духовного аспектов развития человечества. В настоящее время католицизм разнопланов, внутри его идет идейная борьба между модернистами и традиционалистами. «Модернисты» — это и официальный Ватикан, продолжающий курс II Ватиканского собора, и радикально-социалистическая «теология освобождения». «Консерваторы» выступают за сохранение католицизма в его традиционном виде; «интегристы» — за неплюралистичное общество на основе католицизма. Опора консерваторов — Центрально-восточная Европа и орден «Опус Деи». Папа Франциск I близок к консервативному католическому движению Comunione e Liberazione (итал. «Общение и освобождение», CL), в основе которого лежит понимание, что сущность христианства составляет опыт живого человека, направленный на постижение реальности. «Теология освобождения» сформировалась в странах Латинской Америки в 1960-х гг., где священники У. Ассман, Л. Бофф, Г. Гутьеррес и другие объявили католическое учение и церковь буржуазными, а Христа — освободителем бедняков от нищеты и бесправия. Из марксизма были заимствованы учение о классах и классовой борьбе, революции, принципах социализма. «Грех задан в структурах угнетения и эксплуатации человека человеком... требует радикального освобождения, которое, в свою очередь, необходимо предполагает политическое освобождение», — писал Г. Гутьеррес. «Освобождение» рассматривалось объемно: как освобождение человека от эксплуатации и угнетения; как завоевание полной творческой свободы, построение «нового мира» и «нового человека»; как освобождение от грехов и соединение человека с Богом. «Теология освобождения» воплотилась в никарагуанской и сальвадорской революциях, привела к позитивным изменениям на всем латиноамериканском континенте. Католическая церковь интегрировала ее в свою социальную доктрину, что, по мнению С. Хантингтона, стало одним из важнейших факторов, обусловивших новую волну демократизации. После поражения в 1989 г. соцблока, переориентации Ватикана на позицию сотрудничества с мировым финансовым капиталом, «теология освобождения» могла сойти на нет. Однако в 2000-х гг. она оказалась вновь актуальной, что проявилось в приходе к власти Уго Чавеса в Венесуэле, Рафаэля Корреа в Эквадоре, Фернандо Луго в Парагвае, в начале сближения с церковью режима Кастро. Конгрегация по вопросам вероучения в середине 1980-х гг. дважды пыталась осудить «теологию освобождения», но окончательного решения по данному вопросу принято не было. Теология Развития (Теология Прогресса) — реформистская позиция, которая определяет развитие как процесс, охватывающий одновременно технико-экономическую, социально-политическую и морально-идейную сферы; субъектом процесса является человек, призванный изменять мир и господствовать над ним. Прогресс выражается в гуманизации мира и в освобождении личности. История прогресса — это часть истории спасения, поэтому верующие должны принимать в нем активное участие. На протяжении ХХ в. Ватикан пытался активно участвовать во всех важных международных событиях. В Первой мировой войне папа Бенедикт XV встал на сторону Германии и Австрии. С приходом к власти большевиков в России, между советской республикой и Ватиканом довольно быстро устанавливаются отношения (разорваны в 1937 г.). Ватикан активно поддерживал утверждение праворадикальных режимов в Европе, последовательно проводил антикоммунистическую политику, принял активное участие в холодной войне против СССР. Однако, когда в ходе Карибского кризиса 1962 г. человечество было поставлено на грань ядерной войны, папа Иоанн XXIII обратился лично к президенту США Д. Кеннеди с призывом отказаться от планов вторжения на Кубу в ответ на согласие СССР не размещать там свои ракеты с ядерными зарядами. Миротворческая деятельность папы Иоанна XXIII получила признание, что открыло Ватикану возможность иметь своего официального наблюдателя при ООН. На встрече в июле 1982 г. папы Иоанна Павла II с президентом США Р. Рейганом стороны договорились способствовать распаду коммунистической империи. В реализации договора через костелы тайно началось снабжение профсоюза «Солидарность», сыгравшего ключевую роль в падении коммунистического режима в Польше. Однако уже в 1991 г. в энциклике «Центезимус Аннус» («Сотый год»), посвященной событиям конца 1980—начала 1990-х гг., прозвучало разочарование Иоанна Павла II тем социально-экономическим строем, который воцарился в Восточной Европе: «Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, — разъяснял Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство Католическая церковь не считает совершенным. Глобализацию папа Иоанн Павел II рассматривал как объективный структурный процесс; задача церкви — уменьшать ее негативные последствия. Сам он активно осуществлял пастырскую деятельность по всему миру, что способствовало усилению авторитета Католической церкви[6]. В энциклике Caritas in Veritate (О целостном человеческом развитии в любви и истине, 2009) Папа Бенедикт XVI напомнил миру, что разрешение глобального финансово-экономического кризиса невозможно без преодоления разрыва экономики и этики, ведущего к деградации личности и межчеловеческих отношений на фоне бесспорных технических достижений и материального накопления.
5.3. Католические ордена, политические партии и движения
Католическая церковь умеет использовать и институциализировать инициативы, приспосабливать их к нуждам церкви, соответствовать времени, в том числе, для реализации политики. В Средние века сформировались католические ордена (ит. ordine — «порядок»), которых сегодня более 150, делятся на: монашествующие, духовно-рыцарские и светские. Орден — это негосударственная некоммерческая общественная организация, основанная на членстве физических лиц, преследующая определенные цели и задачи, имеющая устав, атрибуты, символику, ритуалы, организационную структуру, казну и имущество. Первые ордена: бенедиктинский (с VI в.) — занимался литературным трудом, францисканский (с XII в.) — нищенствовал, доминиканский (с XII в.) — боролся с ересями, миссионерствовал. Духовно-рыцарские ордена, созданные во время крестовых походов, действуют и поныне. Мальтийский орден (Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты) — старейший рыцарский религиозный орден был создан в 1099 г., преобразован в рыцарский в 1120 г. Потерпев неудачу в крестовых походах, орден захватил сначала о. Родос, а в 1530 г. — о. Мальта, где стал именоваться орденом св. Иоанна Иерусалимского. Захват в нём власти иезуитами и изгнание его армией Наполеона, привели Мальтийский орден в Россию, откуда в 1817 г. он перебирается в Рим. С тех пор его судьба связана с Ватиканом, а кавалером ордена сегодня могут стать лица любого вероисповедания. Мальтийский орден признан как суверенный субъект международного права, поддерживает дипломатические отношения с 104 государствами, представлен в ООН, ЮНЕСКО, Международном институте прав человека и других организациях. После окончания Второй мировой войны в число рыцарей были посвящены бывшие руководители разведок: ЦРУ — У. Кейси и У. Колби, французской — де Маренче, итальянской — ди Лоренца и Аллаверна. Орден организовывал неофициальные встречи на высоком уровне, например, встречу на Мальте президентов М. Горбачева и Дж. Буша в начале 1989 г., на которой решилась судьба Восточной Европы. Официальные цели ордена — забота о больных и убогих. Мальтийский орден работал и на «Евромайдане» в Киеве. По данным ордена, его членами являются 13 тыс. человек, около 10,5 тыс. подданных, также в структуре ордена присутствуют 80 тыс. волонтёров и более 20 тыс. медицинских работников. В 1119 г. из ордена Госпитальеров образован орден Тампля. Основная функция ордена — организация крестовых походов. В 1312 г. по обвинению в деятельности, направленной против Католической церкви и королевских домов, король Франции Филипп IV и папа Климент V орден упразднили. Орден Тампля восстановлен, его деятельность реализуется за пределами Католической церкви. В 1198 г. немецкие рыцари образовали орден «Братья немецкого дома». В Европе он стал называться «Немецкий рыцарский орден» (Тевтонский). С благословения папы и при содействии Фридриха II орден захватил земли пруссов, в результате в 1224—1525 гг. сформировалось Государство Тевтонского ордена. В 1238 г. Тевтонский орден поглотил орден Меченосцев, получив название Ливонский орден. Потерпев поражение от войск Александра Невского в 1242 г., затем в Грюнвальдской битве в 1410 г., орден стал вассалом польских королей. Перебравшись в Кёнигсберг, он потерял свои земли и в 1809 г. был упразднен Наполеоном. Через полвека возрожден; существует в Австрии. В 1534 г. испанский дворянин Игнатий Лойола основал Общество Иисуса (Орден иезуитов). Противопоставив веру и послушание рационализму и гуманизму протестантов, орден приобрел популярность и недобрую славу. Иезуиты в XVI—XVII вв. организовали в Парагвае коммуны-редукции для индейцев, в которых впервые в истории реализовали патриархально-коммунистический проект; успешно проповедовали в Китае и в Японии, где обратили 1 млн человек. Деятельность ордена в Европе во время Контрреформации смогла вернуть католицизму былое влияние. С 1773 по 1814 г. орден был распущен. В ХХ в. орден увлекся либеральным богословием и «социальным христианством». Сегодня в ордене состоит до 35 тыс. человек, издается 1 тыс. газет на 50 языках. Ордену принадлежит 33 университета и 200 школ. Из учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден. 13 марта 2013 г. впервые за всю историю ордена, его представитель — кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, был избран Папой римским, взяв себе имя Франциск. Опус Деи (от лат. Оpus Dei — «Дело Божие»; Прелатура Святого Креста и Опус Деи) был основан в 1928 г. священником Хосе-Марией Эскрива де Балагер (1902—1975). Штаб-квартира находится в Риме. Цель Опус Деи — пробудить во всех слоях общества глубокое сознание того, что миряне призваны к святости и апостольскому служению в исполнении их повседневного труда, проникнуть в структуры государственной власти, отвоевать влияние в сфере политики и экономики у иезуитов и масонских лож. На «Опус Деи» опирался режим Франко в Испании, заменив им в 1950—1960-е гг. фашистскую фалангу. Члены ордена входили во все правительства, занимая ключевые посты до 1973 г. и с 1992 г. С 1946 г. «Опус Деи» начал работать в Великобритании, Италии, Португалии, США, Франции и других странах. Священники «Опус Деи» состоят военными капелланами вооруженных сил НАТО. На 31 декабря 2008 г. прелатура насчитывала 1 654 центра пастырского попечения, 88 904 члена, 1 972 из которых были священниками, около 2 тыс. священников и несколько тысяч дьяконов в епархиях Католической церкви по всему миру. «Опус Деи» владеет 18 университетами, Папским университетом в Риме, члены ордена работают в 500 вузах, 600 газетах и журналах, на 52 радио- и телекампаниях, в 12 кинокомпаниях, в 38 информагентствах, входят в правительства, руководства спецслужб, банков и корпораций. Объективным условием участия католиков в политической жизни современного общества, не изменяя принципам веры, являются христианско-демократические и католические партии. Христианская демократия — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов. Христианско-демократические партии возникли в конце XIX—начале XX вв. в Германии, Италии, Франции и других странах, поставили цель: защитить интересы Католической церкви и католиков. В межвоенный период европейские партии христианской направленности — Народная партия Италии, Народно-демократическая партия Франции, Народно-социалистическая партия Испании, стремясь к защите демократических ценностей, снизили требования к конфессиональной принадлежности членов. В 1943 г. в Италии А. де Гаспери была создана Христианско-демократическая партия (ХДП), основой которой стали организации католического действия. В качестве идеологии было принято социальное учение Римско-католической церкви. Согласно программе ХДП, движущей силой общественного развития должен быть «солидаризм» всех классов и слоев населения, власть должна носить солидаристский характер. Теоретической основой программы стал персонализм Ж. Маритена и Э. Мунье, направленный как против индивидуализма, поощряемого либерализмом, так и против атеистического социализма. ХДП провозгласила аконфессиональность, что дало ей возможность автономно действовать от РКЦ. ХДП позиционировала себя как буферную силу между церковью и государством, как «союз предпринимательской буржуазии и католического движения» и как межклассовую партию. На практике ХДП, поставив во главу угла антикоммунизм в ущерб борьбы с монополиями, экстримизмом, терроризмом, мафией, коррупцией и пр., занимая в послевоенной Италии лидирующие позиции, вынуждена была пойти на блокирование с другими партиями, а в начале 1990-х гг. (в связи с утратой позиций коммунизмом), пережить глубокий кризис. В 1993 г. на ее основе возникли: Объединение христианских демократов, Христианско-демократический центр, Итальянская народная партия, которые входят в разные партийные объединения. В 1945 г. в Германии была создана партия Христианско-демократический союз (ХДС), лидер которой и первый руководитель ФРГ К. Аденауэр до 1933 г. был мэром г. Кёльна. ХДС смогла заполнить духовный вакуум, образовавшийся в разрушенной национал-социализмом и войной стране, сохранить преемственность национальной идеи — сильной Германии, сформулировать позитивные ценностные установки, отстаивать базовые элементы социальной структуры — семью, церковь, государство, частную собственность. Первоначально в партии доминировали идеи христианского социализма, но уже в принятой 1953 г. «Гамбургской программе» ХДС были закреплены основные принципы социального рыночного хозяйства. ХДС выступил за жесткий антикоммунистический курс, за непризнание ГДР, за тесное сотрудничество с НАТО и европейскую интеграцию. В политической этике ХДС исходит из христианского понимания человека, из его ответственности перед Богом. С апреля 2000 года пост Председателя ХДС занимает А. Меркель. ХДС сплотила в своих рядах как католиков, так и протестантов, тесно сотрудничает с Христианско-социальным союзом в Баварии (ХСС) (Х. Л. Зе́ехофер). ХДС и ХСС выступают как партии центра, их членами являются представители всех профессий и социальных групп. Блок ХДС/ХСС длительное время находился у власти в ФРГ, определил ее послевоенное развитие. ХДС и ХСС являются одними из основателей Европейской народной партии (ЕНП) (1976) и Интернационала христианской демократии (ИХД). Однако на практике при отсутствии собственного учения о государстве, европейские христианско-демократические партии обращались к либерализму или социализму. До 1975 г. и вновь, с 1999 г., в Европарламенте доминируют христианские демократы, занимающие промежуточную позицию между социалистами и либералами. На выборах 2004 г. фракция Европейской народной партии христианских демократов и европейских демократов (ЕНДП-ЕД), представленная во всех 25 странах ЕС, заняла лидирующие позиции. В Латинской Америке христианско-демократические партии возникли после Второй мировой войны, и в настоящее время имеют достаточно большое влияние и солидные фракции в парламентах. Цель христианских демократов Латинской Америки, объединенных в 1947 г. в Организацию христианских демократов Америки (ОХДА) — построить общество на основах социального христианства, гармонии между трудом и капиталом. В движении участвуют партии разной направленности — от революционно-социалистических до демократических, но, в целом, левее, чем европейские христианские демократы. Христианско-демократическая партия (ХДП) Чили (с 1957 г.) занимает ведущие позиции в политической системе Чили, за исключением периода пребывания в оппозиции правительству С. Альенде (1970—1973) и диктатуре А. Пиночета. В 1985 г. ХДП при поддержке церкви и ряда партий подписали Национальное соглашение о переходе к демократии, а основанное Объединение политических партий за демократию (ОППД) одержало победу на плебисците 1988 г., что открыло дорогу демократическим преобразованиям в стране. Социал-христианская партия Венесуэлы (до 1948 г. — Комитет независимой политической организации избирателей (КОПЕИ)) ратует за создание общества социальной справедливости мирным путем при сохранении свободы, за создание «коммунитарного общества», в котором интересы отдельного индивида сочетались бы с интересами всего общества. Президент Венесуэлы лидер Социал-христианской партии Р. Кальдера (1968—1974) успешно пробовал воплотить в жизнь христианско-демократические принципы: коммунитаризм, концепцию «третьего пути», социальную роль государства, однако финансовые кризисы 1993 и 1998 гг. приводили к власти У. Чавеса, в оппозицию которому действовал КОПЕИ вместе с рядом политических партий. Светские католические организации впервые возникли в Европе в середине XIX в. На сегодняшний день они объединены служением «католического действия» — организаций мирян, функционирующих под управлением церковной иерархии. «Католическое действие» — это многомиллионная организация, позволяющая церкви осуществлять проникновение в разные слои населения благодаря созданию сети объединений на уровне прихода, епархии в национальном и международных масштабах. «Католическое действие» развивается в Германии, Испании, Италии, Франции, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. Крупнейшие международные объединения: Всемирный союз женских католических организаций, Всемирная федерация женской католической молодежи, Международная федерация католической молодёжи. После Первой мировой войны «Католическое действие» включилось в политическую борьбу с целью распространения католицизма. Методы воздействия: участие в избирательной борьбе, поддержка католических партий; издание периодики; деятельность в области народного образования, зрелищ; подготовка кадров активистов; миссионерская деятельность; благотворительность; индивидуальное воздействие на верующих. В 1960-х гг. в «Католическом действии» усилился вес элементов, выступающих за сближение с левыми организациями. Движение католических рабочих основано в 1933 г., является движением, проповедующим деятельное милосердие. Существует свыше 213 общин, заботящихся о бездомных. Движение являет собой яркий пример социального христианства. На практике исповедует персоналистические принципы: ценность личности, справедливое перераспределение материальных благ, поддержка маргинальных слоев, пацифизм.
5.4. Католицизм и политика в Украине. Деятельность УГКЦ
В результате нашествия монголо-татар в XIII в. Киевская Русь прекратила свое существование. В XIV в. большая часть западных княжеств Руси вошла в состав Великого княжества Литовского. В 1321 г. в Киеве было основано первое католическое епископство. В 1569 г. в результате Люблинской унии Волынь, Подляшье, Подолье, Брацлавщина и Киевщина перешли под власть Польши. В 1596 г. была заключена Брестская уния Киевской митрополии православной церкви с Римо-католической церковью, что вызвало переход в католицизм части русской знати и населения. Брестская уния привела к возникновению Греко-католической церкви[7]. Большинство населения бывших русских княжеств осталось православным. Заключение унии привело к длительному и жесткому противостоянию греко-католического населения с православным. Политическое и религиозное давление, которому в Польше подвергалось православное население, стало одним из мотивов восстания Богдана Хмельницкого, вследствие которого Левобережная Украина и Киев вошли в состав Русского царства. Запад Украины при этом остался под властью Речи Посполитой. В 1700 г. к Греко-католической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 г. — Луцкая епархия, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в греко-католицизм. С присоединением к России Правобережной Украины и Белоруссии в конце XVIII в. началась постепенная ликвидация Брестской унии. 12 февраля 1839 г. на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью воссоединились более 1 600 украинских (Волынь) и белорусских приходов с населением до 1,6 млн 11 мая 1875 г. в православие возвратились 236 приходов Холмщины с населением 234 тыс. Большая часть греко-католиков (около 5 млн человек) с присоединением Западной Украины по пакту Молотова — Риббентропа в 1939 г. оказалась в составе УССР, подверглась репрессиям. Глава УГКЦ Митрополит Андрей Шептицкий (1865—1944) в годы войны поддерживавший в Украине становление «нового немецкого порядка» (благословил создание «СС-Галичина», борьбу ОУН-УПА с большевиками), и защищал евреев от геноцида. После освобождения Западной Украины он поддержал советскую власть, подготовил воззвание к ОУН-УПА с призывом сложить оружие. Но после его смерти таких епископов в УГКЦ не осталось, поэтому советская власть срочно готовит ликвидацию структур УГКЦ в СССР. В марте 1946 г. на Львовском соборе Брестская уния была упразднена. Советская власть взяла курс на полную ликвидацию униатских структур, которые рассматривались как враждебные СССР силы. Каноничность собора признана православными церквами и не признана Католической церковью (греко-католики именуют его «псевдособором»). Американский правовед Д. Ковалевски, исследуя тему религиозных протестов в СССР, обнаружил, что 34,3 % из них приходилось на католиков Литвы, 8,1 % — на украинских греко-католиков. К 1980-х гг. в СССР сохранилось несколько сотен малочисленных подпольных приходов УКГЦ. В конце 1987 г. за возобновление деятельности УГКЦ выступили общественный «Комитет защиты УКЦ», Украинская Хельсинская группа, Украинский христианско-демократический фронт, украинские зарубежные религиозные центры, западные СМИ. В ходе работы I Всесоюзного съезда народных депутатов СССР депутаты от Львовщины потребовали создания комиссии для изучения вопроса. Началось пикетирование органов государственной власти. Ватикан, заинтересованный в улучшении отношений с РПЦ в канун празднования 1000-летия крещения Руси, признал унию как ложный путь воссоединения христианских церквей, но в 1990-х гг. поддержал возрождение УГКЦ. Правительство М. С. Горбачева по отношению к РКЦ и УГКЦ вело двойственную политику. С одной стороны, стремясь к улучшению отношений с Западом и понимая значение РКЦ в мировой политике, не могло запретить легализацию УГКЦ. С другой, оно понимало, что цели РКЦ не совпадают с интересами государства, которое ранее подвергло украинских католиков репрессиям. Поэтому в 1988 — первой половине 1989 гг. партийно-государственные органы начали спешную регистрацию в западноукраинских областях 1 100 новых приходов Русской православной церкви (из 1 300 по всей Украине). Во второй половине 1989 г., в канун встречи М. С. Горбачева с Иоанном Павлом ІІ, греко-католики, опираясь на националистические силы и администрацию, начали захват православных храмов, принадлежавших ранее УГКЦ и РПЦ. 23 января 1990 г. в Преображенском соборе Львова состоялся собор УГКЦ, который провозгласил легализацию УГКЦ, вынес решение обратиться к партийно-государственным органам с требованием реабилитации репрессированного духовенства и возврата церковного имущества. М. С. Горбачев на переговорах с папой, сталкивая РПЦ с РКЦ, перевел решение проблемы реабилитации УГКЦ с межгосударственного уровня в плоскость межцерковных переговоров. В результате, греко-католики заняли в Галиции более 3 тыс. приходов УПЦ и большую часть польских римско-католических костелов (из РПЦ в УГКЦ и УАПЦ перешло до 70 % приходов). Были заняты собор в Ивано-Франковске и св. Юра в Львове. Была ликвидирована Львовская епархия УПЦ. 30 января 1991 г. Верховный архиепископ УГКЦ Мирослав Иван Любачивський переехал из Рима во Львов. В 2001 г. администрация Л. Д. Кучмы, стремясь поддержать утраченный в ходе «кассетного скандала» международный авторитет президента, организовала визит в Украину Папы римского Иоанна Павла II. Русская православная церковь выразила протест в связи с неурегулированностью вопроса о захвате храмов УПЦ. В ходе визита папа по поводу захвата храмов УПЦ на Западной Украине никаких комментариев не дал. Украинская греко-католическая церковь активно проявила себя в 2004—2005 гг. В обращении Синода УГКЦ говорилось: «Мы заявляем о нашей поддержке и солидарности со всеми теми, кто на майдане». 29 августа 2005 г. резиденция первоиерарха УГКЦ была перемещена в Киев; в тот же день папа Бенедикт XVI присвоил Предстоятелю УГКЦ новый титул — «Блаженнейший Верховный Архиепископ Киево-Галицкий». В ноябре 2013 г. священники УГКЦ в храмах и семинариях призывали направиться в Киев для участия в протестных акциях. Киевский храм РКЦ Святого Александра и все храмы УГКЦ открыли свои двери для круглосуточного отдыха и мобилизации оппозиционеров. Львовская, Ивано-Франковская и Дрогобычская семинарии УГКЦ отправили своих семинаристов в Киев. На сцене «Евромайдана» кардинал Любомир Гузар и духовенство УГКЦ регулярно служили молебны, произносили проповеди, призывая к борьбе с режимом В. Януковича, за европейский выбор Украины. Глава УГКЦ архиепископ Святослав (Шевчук), находясь с визитом в США, отметил, что «протесты в Украине не политические, а вызваны выбором будущего государства». По окончании активного противостояния УГКЦ призвала к миру. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) возглавляется Верховным архиепископом Святославом Шевчуком. Авторитетным лидером остается и ушедший на покой Любомир Гузар. УГКЦ доминирует в Галиции (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области). В Закарпатье существует Мукачевская греко-католическая епархия, которая административно не связана с УГКЦ, Перемышльско-Варшавская митрополия (Польша), Филадельфийская митрополия (США), Виннипегская митрополия (Канада). На 2013 г. имеется 3 917 общин, 4 091 000 верующих (2010): УГКЦ — 3 711 000, Мукачевская греко-католическая епархия — 380 тыс. верующих. Задачи, стоящие перед УГКЦ: 1) сохранить украинский характер церкви в составе католической наднациональной общности; 2) продолжить пои
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.018 с.) |