Ислам и политика в Украине и Крыму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ислам и политика в Украине и Крыму



 

Местные народы впервые услышали о мусульманах и их религии от приезжавших по торговым делам купцов из арабских и восточных стран еще на заре возникновения Киевской Руси. Первые мусульманские поселения в Киеве появились в XIII веке. Ислам в домонгольский период распространялся в Причерноморье среди тюркских народов, а закрепление ислама началось с момента прихода монголо-татар в Крым. При хане Узбеке ислам стал государственной религией, завершил исламизацию крымских татар Тамерлан. В 1475 г. Крымскотатарское ханство подчинили турки; правители Крыма стали вассалами Стамбула. В период турецкого господства все высшие духовные лица назначались при участии представителя султана, муфтием мусульман считали хана, а духовные лица стали влиятельной политической силой Крымского ханства. Во всех значимых поселениях действовало в общей сложности 1,5 тыс. мечетей.

В ходе набегов татары тысячами захватывали и продавали население Южной Руси в рабство, а Крымское ханство препятствовало церкви поддерживать связь с православным миром на Балканах. Крымское ханство Гиреев просуществовало почти до конца XVIII в. В результате русско-турецких войн Крым в 1783 г. отошел к России, а в 1954 г. по решению Н. Хрущева был передан Украине. Но еще до этого, после освобождения Крыма от немецкой оккупации, 18 мая 1944 г. была проведена депортация крымских татар (в Казахстан, Таджикистан и Узбекистан), где депортированные вынуждены были жить и трудиться в тяжёлых условиях, много татар погибло. Крымские татары были реабилитированы в 1968 г., а возвращение началось только после 1989 г., что положило начало процессам по воссозданию мусульманского анклава в Крыму.

Если в 1917 г. Крым населяло 749 800 человек, из них: русских — 41,2 %, крымских татар — 28,7 %, украинцев — 8,6 %, то, согласно переписи 2001 г., в Крыму проживало 2 024 074 человек, из них: русских — 58,30 %, украинцев — 24,30 %, крымских татар — 12 %.

Когда Украина взяла курс на независимость, крымские татары стали активным союзником руководства страны в борьбе с зарождавшимся пророссийским движением Крыма. Руководство крымскотатарским движением осуществляет созданная в 1988 г. Организация крымскотатарского национального движения (ОКНД), которая поставила своей целью признание крымскотатарского народа как правосубъекта, преобразование крымской автономии в крымскотатарскую. Лидеры крымскотатарского движения выбрали тактику проведения акций протеста, усиления татарского бизнеса, расширения представительства в силовых структурах, укрепления связей в исламском мире, ставку на демографический рост.

В 1991 г. образован представительный орган Курултая (национального съезда, парламента) крымских татар — Меджлис (араб. «место собрания»). Председателем Меджлиса с момента его образования до ноября 2013 г. был Мустафа Джемилев (с ноября 2013 г. — Рефат Чубаров). Меджлис не зарегистрирован в качестве общественной организации Министерством юстиции Украины. В 1990—2000-х гг. в оппозиции к ОКНД и Меджлису было Национальное движение крымских татар (НДКТ), основывающееся на идеях Исмаила Гаспринского и Юрия Османова об общности судеб славян и тюрок. В среде крымских татар действовала националистическая партия «Адалет», которая провозгласила целью построение национального государства. В 1990—2000-х гг. Меджлис периодически подогревал конфессиональную составляющую в отношениях татар с населением Крыма и государством. Крымские татары упрекали власти Украины и Крыма в ограничении репатриации и натурализации, требовали трудоустройства крымских татар, допуска к формированию политики АР Крым, решения земельного вопроса. Под предлогом защиты от погромов в 1992 г., украинское руководство не препятствовало созданию татарских отрядов самообороны.

Взаимоотношения ислама с государством Украина можно охарактеризовать следующими чертами: у государства отсутствовала концепция по отношению к исламу; оно не предприняло мер для преодоления противостояния мусульманских духовных центров; не пыталось влиять на выработку украинским исламом политической концепции, которая не противоречила бы государственным интересам.

На развитие крымскотатарского народа в Крыму активно влияли внешние факторы: туранский и исламский миры. 2/3 крымских татар считают себя мусульманами. Подготовка духовенства осуществляется в Киеве в медресе при муфтияте, а также в Египте, Саудовской Аравии, Судане, Турции. Уровень консолидированности и профессионализма лидеров национальных объединений крымских татар намного превосходил возможности русских и украинских организаций, в том числе за счет опыта деятельности в качестве оппозиционной структуры, привыкшей использовать любые возможности для реализации своих интересов: от диалога с властями до акций неповиновения.

Между православием и исламом в Украине почвы для собственно межконфессионального конфликта нет. Есть пример конструктивного православно-исламского взаимодействия. Так, в ноябре 1992 г. муфтий мусульман Крыма Сейит Ибрагимов вместе с архиепископом Лазарем (УПЦ) стали соучредителями Межконфессионального совета «Мир — дар Божий». Вместе с тем, в Крыму неоднократно предпринимались попытки накалить межрелигиозные отношения: попытки захвата территории бахчисарайского монастыря, уничтожение крестов и пр. Меджлис в 1990-х гг. подогревал конфессиональную составляющую в отношениях татар со славянским населением, вероятно надеясь на контролируемое втягивание Крыма в глобальные контексты противостояния исламского мира и западной цивилизации. Известны случаи распространения ваххабизма через мечети и студентов-арабов. Следует заметить, что радикализация ислама на постсоветском пространстве является следствием непродуманной конфессиональной политики 1950-х гг. по дискредитации традиционного ислама (суфизма) в советской Средней Азии, которому был противопоставлен ваххабизм. В 2005, в 2009 и в 2013 годах в Украине была пресечена деятельность «Хизб-уд-Тахрир аль ислами», связанной с «Исламским движением Узбекистана», ставящая цель: создание всемирного Халифата. Организация под видом рабочих-мигрантов пыталась заложить свои структуры в Крыму.

В результате жесткого внутриполитического кризиса в Украине 2013 — 2014 г., 16 марта 2014 г. в Крыму был проведен референдум, а на следующий день провозглашена суверенная Республика Крым. 18 марта 2014 г. был подписан договор между Россией и Крымом о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. Верховная Рада Украины не признала результатов референдума и воссоединения Крыма с РФ, продолжает считать Крым частью Украины. Крымские татары участие в референдуме проигнорировали. Меджлис сначала не признал результатов и заявил о верности Киеву, потом перешел к сотрудничеству с крымским руководством.

Крымские татары исповедуют ислам суннитского направления, общины Крыма составляют 86 % религиозной мусульманской сети Украины. В Крыму находятся 324 мусульманские общины, из которых 291 в составе ДУМК, 32 — автономных, 1 — в составе ДУМУ (на 2003 г.).

На территории Украины действуют объединения мусульман: Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), Духовное управление мусульман Украины «Умма» (ДУМУ «Умма») (г. Киев), Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ) (г. Донецк), Религиозное управление независимых мусульманских общин «Киевский муфтият» (г. Киев). Глава Духовного управления мусульман Украины — шейх Ахмед Тамим. При Госкомнацрелигий в апреле 2009 г. был образован Совет представителей Духовных управлений и центров мусульман Украины.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «умма»?

2. Что понимают мусульмане под «политическим исламом»?

3. Что означают понятия: мусульманский ренессанс, исламский фактор?

4. Охарактеризуйте сущность учения о джихаде.

5. Расскажите о деятельности Организация исламского сотрудничества (ОИС).

 

План семинарского занятия

 

1. Концепции халифата и исламской политики.

2. Деятельность исламских организаций и движений.

3. Политический ислам в деятельности радикальных организаций.

4. Ислам и политика в Украине.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Современный ислам как государственная политика.

2. Ислам и политика в странах ЕС.

3. Ислам и политика в странах СНГ.

4. Современные политические процессы в странах ислама.

5. Ислам и политика в СМИ.

 

 

Список литературы

 

1. Коран [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.imam.ru/koran.html. — Название с экрана.

2. Абазов Р. Ф. Исламское возрождение в центрально-азиатских новых независимых государствах / Р. Ф. Абазов // Полис. — 1995. — № 3.

3. Амелина Я. Крымский вариант борьбы с ваххабитами [Электронный ресурс] / Я. Амелина. — Режим доступа: http: //www.rosbalt.ru/2005/05/04/ 207281.html. — Название с экрана.

4. Григорянц В. О некоторых особенностях процесса возрождения ислама в Крыму (1989—2001) / В. Григорянц. — Симферополь, 2002.

5. Добаев И. П. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира / И. П. Добаев // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 4.

6. Игнатенко А. Ислам в XXI веке: главные направления исследований [Электронный ресурс] / А. Игнатенко. — Режим доступа: http: i-r-p.ru/page /stream-mark/index-19572.html. — Название с экрана.

7. Іслам в Україні [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //islam.in.ua/4/ukr/full_articles/92/visibletype/1/index.html. — Название с экрана.

8. Іслам і Євроінтеграція: наук. збірник / за ред. А. Колодного, О. Сагана. — К., 2006.

9. Исламская энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // islamist.ru. — Название с экрана.

10. Кирюшко M. I. Iслам на українських землях / M. I. Кирюшко // Iсторiя релігії: в Україні. — К., 1999.

11. Кирюшко М. І. Iслам в Україні: геополітичний контекст / М. І. Кирюшко // Регiональна полiтика України: концептуальнi засади, iсторiя, перспективи. — К., 1995.

12. Малашенко А. В. Современный ислам: между политикой и традицией [Электронный ресурс] / А. В. Малашенко. — Режим доступа: http: //nl0.magazine.ru/dog/gent/gent75.html. — Название с экрана.

13. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира / Д. Малышева // МИ и МО. — 1999. — № 7.

14. Мец А. Мусульманский ренессанс / А. Мец. — М., 1993.

15. Модестов С. А. Геополитика ислама / С. А. Модестов. — М., 2003.

16. Основы социальной программы российских мусульман [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/ conception/islam/. — Название с экрана.

17. Рыбаков В. Ислам и гражданское общество / В. Рыбаков // МЭ и МО. — 1996. — № 8.

18. Савелов А. Крыму угрожают исламисты [Электронный ресурс] / А. Савелов. — Режим доступа: http: //www.fondiv.ru/articles/2/94/. — Название с экрана.

19. Садруддин М. Футувва — путь духовного воина Ислама [Электронный ресурс] / М. Садруддин. — Режим доступа: http: //www.islam.ru/pressclub/histori/fudavin/. — Название с экрана.

20. Политическое цунами. Аналитика событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке [Электронный ресурс] / под ред. С. Кургиняна; Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр». — М., 2011. — Режим доступа: http: //www.golden—ship.ru/knigi/10/pts/ polittsunami_utf8.htm. — Название с экрана.

21. Хакимов Р. Вызовы времени и модернизация ислама [Электронный ресурс] / Р. Хакимов. — Режим доступа: http: //www.archipelag.ru/ ru_mir/religio/beginning/challenge/. — Название с экрана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.02 с.)