Православие и политика в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Православие и политика в Украине



 

    Крещение Руси было осуществлено в 988 г. великим князем Владимиром Святославичем; первым митрополитом Киевским стал Михаил (988—992). Несколько раз собор русских епископов избирал Киевского митрополита независимо от Константинополя (в 1051 г — Илариона, а в 1147 г. — Климента Смолятича). Когда в результате нашествия монголо-татар Киев был разгромлен, Киевский митрополит Максим Грек в 1299—1300 г. перенес свою кафедру во Владимир, а святитель Петр в 1325 г. — в Москву.

    В XIV в. большая часть западных княжеств Руси вошла в состав Великого княжества Литовского, лояльного по отношению к православному населению. 1303—1305 гг. — первое выделение Галичской епархии в митрополию. В 1331 г. по просьбе галицких князей Константинопольский патриарх Исайя дал Галицкому епископу Феодору титул митрополита, однако, уже в 1347 г. Галицкая митрополия была отменена Константинополем. В 1414 г. по настоянию великого князя литовского Витовта Собор западнорусских епископов рукоположил (без благословения Константинополя) митрополита для Литвы и Галича Григория (Цамблака), по смерти которого происходит воссоединение Русской митрополии под управлением митрополита Фотия.

    После того, как в 1448 г. Константинопольский патриархат подписал Флорентийскую унию с Римом, Московский поместный собор ее осудил и без согласования с Константинополем поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону. С 1448 по 1589 г. Русская церковь управлялась независимыми митрополитами. В 1459 г. произошло разделение Русской церкви на Восточную (Московскую) и Западную (Киевскую) митрополии. В 1502—1503 гг. Киевская митрополия восстановила отношения с Константинополем. В мае 1590 г. Константинопольский собор с участием Восточных патриархов утвердил основание Московского патриаршества.

    В 1596 г. в Бресте произошел созыв двух Соборов — сторонников унии, провозгласивший переход Киевской митрополии под власть Римского престола и Собора православных, который осудил это решение и лишил сана, подписавших унию иерархов. Последовали Универсалы короля польского и великого князя литовского Сигизмунда ІІІ с требованием подчинения православных униатским епископам. С 1618 г. в Речи Посполитой начались репрессии против православных, ответом на которые стало восстание 1623 г. в Витебске, убийство Полоцкого униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Вплоть до Освободительной войны православная шляхта, казачество, братства пытались законно бороться за свои права. В 1648 г. на территории Украинского гетманства деятельность католической и униатской церквей была прекращена. Киевская митрополия находилась в юрисдикции Константинопольской церкви до ноября 1686 г., когда согласно грамоте от Вселенского патриарха Дионисия, ввиду присоединения Малороссии к Русскому царству, она передавалась Московскому патриархату. Впоследствии в Константинополе законность данного акта была поставлена под сомнение. После присоединения Украины в Русской православной церкви встал вопрос об исправлении богослужебных книг, который вызвал церковный раскол.

    1721—1917 гг. — синодальный период истории Русской церкви.

    15 августа 1917 г. — открытие Поместного Собора, на котором было восстановлено патриаршество.

    1921 г. — начало «политики развала» православной церкви: аресты и заключения в концлагерях духовенства, создание и поддержка «антитихоновских сил» внутри церкви — обновленческих, автокефальных и других течений и групп. 2 января 1922 г. издан декрет Совнаркома об изъятии церковных ценностей; продолжились массовые погромы и ограбления церквей.

    1943 г. — возвращение из лагерей выживших православных священников и верующих. Патриархом Московским и всея Руси избран Сергий (Страгородский).

    В 1970-х — сер. 1980-х гг. — планомерно, «по мере продвижения к коммунизму», закрываются православные храмы и монастыри. Начиная с 1987 г. демократизация общества коснулась и церковной жизни.

    1988 г. — празднование 1000-летия Крещения Руси. Снятие запрета на регистрацию православных общин.

В 1989 г. знаковым событием качественных перемен в государственно-церковных отношениях стало возобновление деятельности в Украине УГКЦ и УАПЦ. С 1990 г. начались массовые захваты храмов Русской православной церкви. Больше всего сторонников УАПЦ нашла в Галиции, где население опасалось усиления греко-католицизма.

Украинский экзархат Русской православной церкви решением Архиерейского собора (1990) преобразован в Украинскую православную церковь (УПЦ), находящуюся в каноническом единстве с Московским патриархатом. В ноябре 1991 г. собор УПЦ провозгласил необходимость автокефалии и обратился к руководству РПЦ с соответствующей просьбой. УПЦ КП образовалась в 1992 г. неканоническими действиями митрополита Филарета (Денисенко) при участии президента Л. Кравчука и ряда украинских политиков, «Комитета защиты Украинского православия» во главе с В. Романюком. В 1995 г. после скоропостижной кончины Романюка УПЦ КП возглавил Филарет. Руководство УПЦ КП провозгласило, что государство обязано поддерживать «национальную церковь» и ограничить деятельность УПЦ. Идеология и деятельность УПЦ КП, с момента ее образования, политизирована идеями создания независимого государства, обоснованием «неправоты» УПЦ и РПЦ.

Верховная Рада втянулась во внутриправославный конфликт с момента его возникновения. Президиум ВР 15 июня 1992 г. принял заявление о неправомочности Харьковского собора УПЦ (на котором был отстранен от власти Филарет и избран новый предстоятель УПЦ митрополит Владимир (Сабодан)). Данное заявление было объявлено РПЦ неправомочным, а в политическом плане — неконструктивным ввиду вмешательства государства в дела религиозных организаций. В Верховной Раде сразу же было создано два объединения — в поддержку УПЦ и УПЦ КП. Политические силы с первых лет независимости определились с поддержкой той или иной церкви.

В декабре 1993 г. с подачи греко-католиков, Верховна Рада приняла поправки к Закону «О свободе совести и религиозных организациях», предусматривающие поочередное служение в храмах, то есть на один храм могли быть зарегистрированы две и более общины. В результате силового давления и административной поддержки УПЦ КП и УАПЦ забрали соответственно 2000 и 600 приходов УПЦ, которая сохранила около 8000 приходов на юге и востоке страны. Пик борьбы пришелся на 1994 г., затронув 1,5 тыс. приходов, однако решающий перевес «национальными церквами» не был достигнут. УАПЦ, пережив кризисы и дробления, не получив властной и финансовой поддержки, утратила перспективы развития.

Руководство УПЦ КП от идеи государственной церкви не отказалось, полагаясь на поддержку чиновников и депутатов. В Верховной Раде в 1995 г. было создано объединение «За єдину помісну церкву». Идея возникла в кругах радикально настроенной бюрократии, интеллигенции и духовенства. Четкой концепции выработано не было, но эта идея эксплуатировалась не столько церквами, сколько государством и партиями — Народным Рухом Украины, «Комитетом защиты Украинской католической церкви» и другими. Был выдвинут лозунг: «Незалежній державі — незалежну церкву».

К концу 1996 г. в конфессиональных отношениях появились первые признаки стабилизации. Государство заняло позицию равноудаленности от основных конфессий. Важным шагом к конфессиональному миру стало образование в 1996 г. Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. 21 июля 1997 г. был подписан «Меморандум христианских конфессий Украины о неприятии силовых действий в межконфессиональных отношениях». Снижению уровня конфликтности в межцерковных отношениях способствовал и Указ Президента «О неотложных мероприятиях по окончательному преодолению отрицательных последствий тоталитарной политики бывшего СССР относительно религии…» от 21 марта 2002 года.

В конце 1990-х гг. УПЦ КП пыталась уйти под юрисдикцию Константинопольского патриархата, возглавить объединение ушедших в раскол частей церквей Болгарии, Румынии и других, составив параллельно Вселенской православной церкви «вторую семью православных церквей».

1 апреля 2004 г. вышел Указ Министра юстиции Украины «способствовать созданию единой Поместной Православной Церкви».

В ходе выборов 2004 — 2005 гг. за В. Януковича голосовали на востоке и юге Украины, где доминирует УПЦ. За В. Ющенко — в западных и центральных областях, где преобладают УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ и РКЦ.

С весны 2005 г. представители президента совершали регулярные поездки в Константинопольскую патриархию с надеждой получить автокефалию для УПЦ от Константинопольского Патриарха. Не менее настойчив был Президент и в требованиях к священноначалию УПЦ об участии в переговорном процессе по «объединению» с УПЦ КП и УАПЦ.

Той же цели должно было способствовать проведение межконфессиональных молебнов и панихид «за Украину» с участием официальных лиц (по канонам православной церкви за таковые действия с инославными и раскольниками священнослужители, клирики и миряне должны отлучаться от церкви). Пользуясь покровительством президента, депутатская группа «За единую Поместную Православную Церковь» действовала в Верховной Раде, ущемляя интересы УПЦ. Определенная роль отводилась Организации всеукраинского общественного объединения «За поместную Украину», которую возглавил брат президента — Петр Ющенко, связанный с главой УПЦ КП Филаретом (Денисенко). На пользу последнего должна была сработать логика кампании по героизации гетмана И. Мазепы: если Московская патриархия ошиблась, анафематствовав «по политическим мотивам» Мазепу, значит, ошиблась, предав анафеме митрополита Филарета.

В конце 2006 — в начале 2007 гг. президент В. Ющенко провел ряд встреч с представителями УПЦ и УПЦ КП, на которых выступил с инициативой объединения церквей, но получил ответ от руководства УПЦ: объединение возможно только на канонических началах. В 2008 г. на празднование 1020-летия крещения Руси в Киев были приглашены патриарх Константинопольский Ворфоломей, патриарх Московский Алексий II и другие главы восточных церквей. УПЦ КП к мероприятиям не привлекался и не смог обрести канонический статус путем вхождения ее в состав Константинопольского патриархата.

Летом 2009 г. в ходе визита в Украину Патриарха Московского Кирилла удалось преломить тенденцию к автокефализации внутри УПЦ.

В 2010 г. в результате победы на выборах Президентом Украины стал В. Янукович. 25 февраля в день инаугурации он присутствовал на молебне в Киево-Печерской лавре, который совершали Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир. Патриарх Кирилл не только дал благословение, но и произнес напутствие избранному Президенту Украины: «Если же говорить об общественной жизни, о жизни народа, то непременным условием всякого благополучия является единство народа, его способность консолидироваться перед решением самых трудных задач. Мы знаем, насколько велика трудность тех огромной важности задач, которые сегодня стоят перед народом Украины. И потому воля Божия, несомненно, в том, чтобы народ был единым, чтобы были преодолены разногласия — политические, историософские, культурные, религиозные, чтобы была найдена общая духовная основа совместной жизни украинского народа. Мы верим, что этой духовной основой могут быть только те ценности, которые были выпестованы всей духовной традицией Украины. Если эти ценности будут полагаться в основу общественного бытия, то Господь непременно приклонит милость и к стране, и к народу. Есть и другая ценность — это великое наследие Киевской Руси, это великое наследие князя Владимира. Наследниками святого благоверного равноапостольного великого князя являются братские народы, которые связаны единой исторической традицией. И как важно, чтобы эти составляющие части единой Святой Руси всегда связывали дружба, мир, сотрудничество. Такова, несомненно, воля Божия, ибо Господу было угодно, чтобы из семени, посеянного здесь, на Киевских холмах, развилось могучее древо православной восточноевропейской христианской цивилизации».

Летом 2013 г., когда украинское государство стояло на пороге подписания ассоциации с ЕС, Патриарх Кирилл на праздновании в Киеве 1025-летия Крещения Руси снова говорил о духовном единстве русского, украинского и белорусского народов.

В событиях «евромайдана» 2013—2014 гг. УПЦ заняла умиротворительную позицию. УПЦ КП оказала протестующим духовную и материальную поддержку. Глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко) призвал Соединенные Штаты «помогать Украине в сохранении территориальной целостности, предотвращении дефолта и, самое главное, во вступлении Украины в Европейский Союз»; позднее он резко осудил действия Российской Федерации в Крыму. По окончании вооруженного противостояния в Киеве УПЦ КП обратилась к УПЦ и УАПЦ с предложением создать единую поместную церковь, но так как это происходило на фоне попыток захвата храмов и крупнейших монастырей УПЦ — Киево-Печерской и Почаевской лавр, УПЦ ограничилась восстановлением работы синодальной Комиссии для диалога с УПЦ КП и УАПЦ.

В ситуации нового обострения конфессиональных отношений 24 февраля 2014 г. Синод УПЦ избрал местоблюстителем сторонника единства УПЦ с Московским патриархатом Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию, архипастырям, пастырям и всем верным чадам Украинской Православной Церкви в связи с ситуацией в Украине: «Те, в чьих руках находится власть, обязаны не допустить насилия и беззакония. Украинский народ должен сам, без внешнего воздействия, определять свое будущее. Братство русского, украинского и белорусского народов — реальность, выстраданная историей и многими поколениями наших предков… ее нельзя приносить в жертву сиюминутным интересам».

Предстоятели всех поместных православных церквей также обратились с призывом о мирном преодолении гражданского противостояния и невмешательстве политических сил в церковные дела. Священный Синод РПЦ выступил с Заявлением, в котором говорилось: «Каноническая Православная Церковь, хранящая общность со всем Православием, является единственной силой, которая во имя сохранения гражданского мира может примирить и объединить людей, придерживающихся диаметрально противоположных убеждений. …Принципиально важно, смогут ли народы исторической Руси уберечь те ценности, на которых зиждется христианская цивилизация…».

Православие доминирует в Украине, где на 1 января 2013 г. религиозная статистика насчитала 19 107 религиозных организаций, что составляло 51,6 % от общего количества религиозных организаций.

Украинская православная церковь насчитывала 12 806 структурных единиц (67,5 % от всех православных и 34,8 % от всех религиозных организаций), 6,3—6,5 млн верующих.

Украинская православная церковь Киевский Патриархат — 4 685 (12,7 % от всех религиозных организаций), 4,0—4,2 млн верующих.

    Украинская автокефальная православная церковь — 1 247 общин (3,4 % от всех религиозных организаций), 0,23—0,25 млн верующих[3].

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «симфония» церковно-государственных отношений?

2. Охарактеризуйте модернизм и фундаментализм в православии.

3. Что подразумевается под «политическим православием»? Приведите примеры политизации православного мира.

4. Какие, на Ваш взгляд, существуют основные проблемы государственно-церковных отношений в Украине?

5. Назовите основные вопросы межконфессионального диалога в Украине с позиций православных религиозных организаций.

 

 

План семинарского занятия

 

1. Политические концепции современного православия.

2. Политические традиции православия в Украине.

3. Деятельность православных организаций и движений.

4. Социальное сотрудничество православных религиозных организаций и государства Украина.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Автокефалистское движение в Украине.

2. Пути преодоления раскола православных религиозных организаций в Украине.

3. Православные организации и движения в Украине.

4. Международная деятельность Вселенского патриархата.

5. Православие и политика в СМИ.

 

 

Список литературы

 

1. Библия. Электронная версия. Полный текст канонических и неканонических книг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //biblia.org.ua/. — Название с экрана.

2. Вениамин (Новик) Православие, христианство, демократия / Вениамин (Новик). — СПб., 1999.

3. Верховский А. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты / А. Верховский. — М., 2003.

4. Государственное учение Филарета, митрополита Московского // Православная жизнь (Приложение к Православной Руси). — 1997.

5. Делокаров К. Х. Вызовы времени и философские проблемы «Основ    социальной    концепции    Русской Православной Церкви» / К. Х. Делокаров // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2001. — № 2.

6. Костюк К. Н. Православный фундаментализм [Электронный ресурс] / К. Н. Костюк. — Режим доступа: http: //www.spasi.ru/biblt/kostuk 2.htm. — Название с экрана.

7. Кырлежев А. Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации [Электронный ресурс] / А. Кырлежев. — Режим доступа: http: //religion.sova-center.ru/publications/2ECD470/318FF39. — Название с экрана.

8. Кырлежев А. Феномен «православной идеологии» / А. Кырлежев // Власть Церкви. Публицистические статьи (1994—2000). — М., 2003.

9. Митрофанова А. В. Политизация православного мира / А. В. Митрофанова. — М., 2004.

10. О социальной концепции Русского православия / под общ. ред. M. П. Мчедлова. — М., 2002.

11. Основы социальной концепции Русской православной церкви. Юбилейный архиерейский собор русской православной церкви. 13—16 августа. — М., 2000.

12. Православная энциклопедия [Электронный ресурс] / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Режим доступа: http: //www.pravenc.ru. — Название с экрана.

13. Рибачук М. Ф. Сучаснi православнi концепцiї Української державностi / М. Ф.Рибачук // Церква i нацiональне вiдродження. — К., 1993.

14. Рыжов Ю. В. Христианство на переломе времен: между традицией и модерном [Электронный ресурс] / Ю. В. Рыжов. — Режим доступа: http: //www.binetti.ru/studia/ryzhov_3.shtml. — Название с экрана.

15. Рыжов Ю. Христианство и маргинальность [Электронный ресурс] / Ю. В. Рыжов. — Режим доступа: http: //www.binetti.ru/studia/ryzhov_8.shtml. — Название с экрана.

16. Українське Православ’я: монографія / за ред. П. Яроцького. — К., 1997.

17. Православ’я   в   Україні: монографія  /  за  ред.   А. Колодного, В. Климова. — К., 1999.

18. Уляхин В. Н. Фундаментализм в православии: теория и практика [Электронный ресурс] / В. Н. Уляхин. — Режим доступа: http: // monotheism.narod.ru/fundamentalism.htm. — Название с экрана.

19. Холмогоров Е. «Политическое православие» [Электронный ресурс] / Е. Холмогоров. — Режим доступа: http: //www.religare.ru/2_18563.html. — Название с экрана.

20. Церковь и государство (история правовых отношений) / сост. священник А. Николин. — М.: изд. Сретенского монастыря, 1997.

21. Юраш А. В. Українська Церква в контексті сучасних полiтико-конфесiйних та комунiкативних процесів: дис... канд. полiт. наук: 23.00.02 / А. В. Юраш. — Львiв, 1996.

22. Яннарас Х. Подлинность православного традиционализма [Электронный ресурс] / Х. Яннарас. — М., 2004. — Режим доступа: http: //www.ubrus.org/data/library/pages/543/Main.htm. — Название с экрана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.038 с.)