Социальное партнерство государства и религиозных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное партнерство государства и религиозных организаций



 

    На протяжении 1990-х гг. религиозные организации Украины оказывали содействие государству в решении проблем социально незащищенных слоев населения.

    Социальное служение церкви (религиозных организаций)деятельность церкви (религиозных организаций), которая выходит за пределы удовлетворения собственных религиозных нужд верующих, осуществляется как священнослужителями, так и верующими (мирянами, прихожанами) и направляется на решение общеобщественных проблем.

    Дела милосердия и благотворительности в УПЦ в 1990-х гг. осуществлялись, в основном, как частная инициатива епархий, приходов, священнослужителей, мирян. Централизованная организация работы через Синодальный Отдел благодетельности и социального служения стала возможной только в 2000-х гг. В 2009 г. при поддержке Отдела в Украине действовало 20 благотворительных столовых, в которых ежедневно питалось около 1000 человек; 9 церковных домов престарелых, в которых проживало более 500 человек; 7 церковных детских приютов и домов семейного типа, в которых воспитываются более 200 детей; 5 центров реабилитации наркозависимых, в которых за год проходят реабилитацию около 300 человек; 12 сестричеств; 6 центров по работе с трудными подростками, в которых ежегодно принимают участие более 2000 детей.

    УГКЦ с начала 1990-х гг., опираясь на зарубежный опыт и материальные ресурсы, вела активную работу в Западной Украине по аналогичным направлениям. В 1992 г. в Украине появились структуры международной сети католических благотворительных организаций Каритас [18], которые занимались распределением гуманитарной помощи. Каритас Украины работает по направлениям: оказание помощи кризисным детям, молодежи и семьям; опека над детьми трудовых мигрантов; реабилитация и интеграция недееспособной молодежи; помощь в лечении онкобольных детей; домашняя опека для одиноких людей преклонного возраста; паллиативная медицина; профилактика и опека над людьми, больными ВИЧ/СПИД; репатриация украинских трудовых мигрантов и др. Каритас Украины осуществила акции помощи пострадавшим от наводнения в Закарпатье (в 1998 и 2000 гг.), на западе Украины в 2008 г. В Украине к проектам Каритас привлечено около 1000 работников и волонтеров. С сентября 2008 г. в Украине начал действовать церковный пенсионный фонд «Покрова», основанный бывшим главой УГКЦ Л. Гузаром, призванный обеспечить достойную пенсию, прежде всего священнослужителям и мирянам греко-католической церкви, а также всем желающим гражданам.

    С начала 1990-х гг. весьма ощутимую для общества благотворительную и социальную работу ведут протестантские организации Украины.

Активно занимаются благотворительностью иудейские общины Украины. В частности, в Донецкой области действует сеть благотворительного фонда «Хесед-Цдака», под эгидой Всемирной еврейской организации помощи и утешения оказывается гуманитарная помощь социальным учреждениям области. Оказывается материальная и духовная помощь ряду исправительно-трудовых колоний области.

    Семья и молодежь. Религиозные организации Украины проводят мероприятия, направленные на популяризацию здоровой семьи, профилактические работы с родителями против табакокурения, алкоголизма, наркозависимости, абортов, раннего сиротства, ведется подготовка учителей начальных классов и воспитателей с целью интегрирования семейных ценностей в систему образования. Религиозные организации сотрудничают с образовательными, культурно-просветительными, социальными учреждениями, молодежными организациями, студенческими братствами, УПЦ — с православной скаутской организацией, УПЦ КП, УАПЦ — с внеконфессиональной «Пласт».

    Образование. Религиозное образование еще в 1990-х гг. начало осуществляться в Западной Украине. С 2002 г. действует Украинский католический университет (г. Львов). В 2012 г. Министерство образования Украины выдало лицензию на право выпуска богословов и первым вузом, приступившим к подготовке православных богословов, стал Классический приватный университет Запорожья.В общеобразовательных школах частично преподаются: «Христианская этика», «Основы христианской морали», «Этика: духовные основы», «Основы православной культуры», «Христианская этика в украинской культуре». В отношении подготовки исламских богословов и духовенства государство пока не проявляет должной заинтересованности, в результате чего подготовка ведется, но за пределами Украины.

    Культура. Государство сотрудничает с религиозными организациями в вопросе охраны памятников истории и культуры, переданными в пользование церкви. Данная сфера, к сожалению, стала проблемной как для государственно-конфессиональных отношений, так и для межконфессиональных. Конфликты возникают не только между руководством музея и религиозной организацией, но и между конфессиями и лоббирующими их структурами. (Например: ситуация вокруг Почаевской Лавры, Киево-Печерской Лавры, Десятинной и Кирилловской церквей в Киеве.) Телевидение и кинематограф рассматриваются религиозными организациями в качестве мощного фактора, духовного развития личности, начиная с детского возраста. УПЦ реализует проекты на телеканале «Глас». Ежегодно проводится международный кинофестиваль «Покров».

    Здравоохранение. Взаимодействие между религиозными организациями и Министерством здравоохранения Украины установлено в 2000-х гг. на основе договоров о сотрудничестве. ВРЦРО выступил основателем межконфессионального диалога в сфере преодоления эпидемии СПИДа в Украине и выступает координатором деятельности религиозных организаций. В 2011 г. межконфессиональный ресурсный центр по ВИЧ/СПИД при ВРЦиРО и ЮНЕЙДС (Объединенная программа ООН по борьбе с ВИЧ/СПИДом) засвидетельствовал, что впервые за последние восемь лет благодаря усилиям разных конфессий уровень распространения ВИЧ в Украине пошел на спад. В 2012 г. в УПЦ действовало 280 больничных приходов, где несут пастырское служение 245 священнослужителей, 53 из которых по специальности — врачи.

    В армии и силовых структурах движение за возрождение религиозной опеки военнослужащих начиналось в 1992 г. с Всеукраинской общественной организации «Объединение христиан — военнослужащих Украины». В 2000 г. традиционные украинские конфессии приняли решение об образовании Всеукраинского межконфессионального религиозного христианского военного братства. Организация действовала по разработке концептуальных основ военного душепастырства, подготовке кадров для капелланской службы, поиску согласия между представителями разных религиозных традиций. В 2006 г. министром Обороны Украины были подписаны директивы о решении вопросов удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих ВС Украины. А в 2008 г. — Меморандум о сотрудничестве в делах пастырской опеки военнослужащих ВС Украины Министерством обороны Украины, а также представителями УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ, ВСОЕХБ и ДУМУ. Позднее был создан Совет в делах душепастырской опеки при Министерстве обороны Украины и утверждена Концепция душепастырской опеки в Вооруженных Силах Украины (ВСУ). Если руководство ВС Украины установило конструктивное сотрудничество с УПЦ, то военное командование Военно-Морских сил Украины (ВМСУ) подписало соглашения в 2008 г. с УПЦ КП и с УГКЦ. В 2010 г. в личном составе Внутренних войск Украины и в силовых структурах насчитывается около 80 % православных и около 20 % греко-католиков.

    В 2007 г. УПЦ КП провел первый съезд военных священников (капелланов) Украины. 11 февраля 2010 г. представители церквей и религиозных организаций, Минобороны и общественности обсудили проект Концепции душепастырской опеки военнослужащих ВС Украины. Был создан Совет по делам пастырской опеки при Министерстве Обороны Украины. В настоящее время каждая конфессия в меру своих возможностей стремится решать вопрос пастырской опеки по месту дислокации силовых структур. На территории отдельных воинских частей и городков сооружаются храмы и часовни. Священнослужители присутствуют на призывных пунктах, привлекаются к торжествам по случаю принятия присяги молодыми воинами. Религиозные организации делегировали своих представителей в статусе капелланов в состав украинских военных контингентов, которые принимали участие в миротворческих акциях в Косово и Ираке.

    Пенитенциарная система. В Украине с конца 1990-х г. во исполнение ст. 35 Конституции налаживались контакты и заключались договора между религиозными организациями и пенитенциарной службой по удовлетворению религиозных потребностей арестантов или осужденных. Сотрудничество проходит по следующим направлениям: содействие в строительстве храмов и молитвенных комнат в учреждениях уголовно-исполнительной системы, комплектование необходимой литературой, предметами церковного употребления; привлечение осужденных к лишению свободы, а также лиц, которые находятся под надзором уголовно-исполнительных инспекций, к церковной жизни, духовно-просветительская работа с разными категориями осужденных; катехизаторская работа и проведение бесед священников с личным составом Государственного департамента Украины по вопросам выполнения наказаний (общей численностью около 45 тыс. лиц) и др. В 2012 г. духовно-пастырская работа УПЦ с осужденными проводилась в 181 учреждении уголовно-исполнительной системы, где действовало 76 храмов и 36 часовен. Велось строительство 20 культовых сооружений. По статистике Государственной пенитенциарной службы регулярно посещают богослужения около 18,5 тыс. человек, осужденных к лишению свободы.

    Среди моментов, мешающих установлению партнерских отношений между государством и религиозными организациями следует отметить, что некоторые вопросы пока остаются заполитизированными, не все проблемы урегулированы законодательно, чиновники часто обременены представлениями советского периода о доминирующей роли государства над церковью, проявляют заангажированность в пользу той или иной религиозной организации; однако верующие учатся социальной активности, общество — освобождается от апатии и ксенофобии на религиозной почве; многое происходит стихийно, по общественной инициативе религиозных организаций и верующих.

Таким образом, вместе с модернизацией украинского общества религия не только не была вытеснена из общественной сферы в частную, но ее духовно-нравственный капитал был использован политическими силами. Ослабить напряжение, уменьшить остроту конфликтных противостояний, предотвратить их эскалацию и оказать содействие урегулированию конфликта способны правовые, административные, моральные, информационные ресурсы.

Урегулирование религиозных конфликтов и предотвращение новых зависят от деполитизации религиозной сферы; равноудаленности государства от религиозных организаций; становления духовности и нравственности в обществе; запрета политического и религиозного экстремизма; укоренения в общественном сознании ценности религиозной терпимости; развития правосознания; совершенствования права; создания оптимальной модели государственно-церковных отношений; развития системы организаций по защите прав религиозных сообществ; обеспечения прав граждан на свободу совести, сопряженную с социальной ответственностью.

В отличие от большинства постсоветских государств, Украине долгое время удавалось сохранить межэтнический и межконфессиональный мир. И если основные противоречия между конфессиями не будут разрешены в рамках правового подхода, нет гарантий, что в Украине не произойдет очередной виток политизации религии.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «конфессиональная политика»?

2. Что такое «религиозная организация», «религиозная община»?

3. Что такое «партнерская модель» государственно-конфессиональных отношений?

4. Приведите примеры усиления конфессиональных противоречий в Украине в 1990-х гг.

5. Объясните значение конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом.

 

 

План семинарского занятия

 

1. Развитие законодательной базы конфессиональной политики Украины.

2. Конфессиональная политика Украины на современном этапе: принципы и приоритеты.

3. Религиозные конфликты в Украине и их преодоление.

4. Социальное партнерство государственных и церковных институтов.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Сравнительный анализ проблем государственно-конфессиональ-ных и межконфессиональных отношений в социальных концепциях религиозных организаций Украины.

2. Принцип светскости государства в Украине. Отделение религиозных объединений от государства в Украине.

3. Проект концепции конфессиональной политики Украины.

4. Соблюдение прав человека в области вероисповедания в Украине.

5. Проблемы конфессиональных отношений с позиций обеспечения национальной безопасности Украины.

 

Список литературы

 

1. Бабій М. Державна політика щодо свободи совісті й релігій: сутність і практика [Електронний ресурс] / М. Бабій // Людина і світ. — 2004. — № 3. — Режим доступу: http: //www.risu.org.ua/ukr/resourses/library/ internetlibrary/lis/2004/03_2/. — Назва з екрана.

2. Григорьянц В. Е. О некоторых вопросах государственно-церковных отношений в Украине и АРК [Электронный ресурс] / В. Е. Григорьянц. — Режим доступа: http: //www.niss.gov.ua/crimea/files/cerkov.htm. — Название с экрана.

3. Державний комітет України у справах національностей та релігій [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: //www.scnm.gov.ua/control/uk/publish/printable_article?art_id=48871. — Назва з екрана.

4. Про свободу совісті та релігійні організації: Закон України [Електронний ресурс] // Відомості Верховної Ради УРСР. — 1991. — № 25. — Ст. 283. — Режим доступу: http: //zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg= 987-12. — Назва з екрана.

5. Здіорук С. І. Розбудова партнерської моделі державно-конфесійних відносин в Україні та утвердження української помісної православної церкви [Електронний ресурс] / С. І. Здіорук, В. В. Токман. — Режим доступу: http: //www.niss.gov.ua/Table/16102009/Dopovid.htm. — Назва з екрана.

6. Конституція України. Верховна Рада України; Конституція, Закон від 28.06.1996 № 254к/96-ВР [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: //zakon2.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96—%D0%B2%D1%80. — Назва з екрана.

7. Конфессиональная ситуация на Украине: история и современность. — М., 2011.

8. Кузьмова О. Влияние религиозного фактора на внутреннюю политику Украины [Електронний ресурс] / О. Кузьмова. — Режим доступу: http: //іrs.ucu.edu.ua/іrs_news/939/. — Название с экрана.

9. Релiгiя i полiтика в сучаснiй Україні / I. Ф. Курас, М. Ф. Рибачук, M. І. Кирюшко, П. І. Фещенко. — К.: Iнститут полiтичних i етнонацiональних дослiджень НАН України, 2000.

10. Лупарев Г. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях [Электронный ресурс] / Г. Лупарев // Религия и право. — 2004. — № 4. — Режим доступа: http: //www.rlinfo.ru/rip/2004/2004%20%204/03%20%20luparev.html. — Название с экрана.

11. Посредников Д. В. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Украине / Д. В. Посредников // Вісник Донецького національного університету. Сер. Б. Гуманітарні науки.— 2009. — № 2.

12. Проект Концепції державно-конфесійних відносин в Україні [Електронний ресурс] // Релігія і влада в Україні: проблеми взаємовідносин. Інформаційно-аналітичні матеріали до Круглого столу на тему: «Державно-конфесійні відносини в Україні, їх особливості і тенденції розвитку» (8 лютого 2011 р.) — Режим доступу: http: //www.irs.in.ua/files/publications/2011.02.08_centr_razumkova_dopovid.pdf. — Назва з екрана.

13. Решетніков Ю. Аналіз законодавчих ініціатив у сфері свободи совісті та державно-конфесійних відносин Верховної Ради України VI скликання (закінчення) [Електронний ресурс] / Ю. Решетніков. — Режим доступу: http: //www.religion.in.ua/main/analitica/19903-analiz-zakonoda-vchix-iniciativ-u-sferi-svobodi-sovisti-ta-derzhavno-konfesijnix-vidnosin-verxovnoyi-radi-ukrayini-vi-sklikannya-zakinchennya.html. — Назва з екрана.

14. Рибачук М. Ф. Релiгiйнi органiзацiї в процесi державотворення в Україні / М. Ф. Рибачук // ООН i майбутнi поколiння. — К., 1996.

15. Стоколос Н. Конфесійно-етнічні трансформації в Україні / Н. Стоколос. — К., 2003.

16. Требования Совета Европы к законодательству Украины о свободе совести: между правдой и домыслами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //risu.org.ua/ru/index/expert_thought/analytic/42562/. — Название с экрана.

17. Про невідкладні заходи щодо остаточного подолання негативних наслідків тоталітарної політики колишнього Союзу РСР стосовно релігії та відновлення порушених прав церков і релігійних організацій: Указ Президента України // Урядовий кур’єр. — 2002. — 22 березня.

18. Фещенко П. І. Церква i полiтична практика релiгiйно орієнтованої особи у пострадянськiй Україні / П. І. Фещенко. — Львiв, 1997.

19. Фисун Ю. І. Законодавство України про свободу совісті та релігійні організації: тенденції реформування і гармонізації [Електронний ресурс] / Ю. І. Фисун. — Режим доступу: http: //vuzlib.com/content/view/2345/54/. — Назва з екрана.

20. Цыганов М. Е. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды: автореф. дис... канд. полит. наук: 23.00.02 [Электронный ресурс] / М. Е. Цыганов. — М., 2003. — Режим доступа: http: //www.dissercat.com/content/religioznaya-politika-i-ee-rol-v-formirovanii-sotsialnoi-sredy. — Название с экрана.

21. Юраш А. В. Религиозно-церковная структура современной Украины и ее трансформации [Электронный ресурс] / А. В. Юраш. — Режим доступа: http: //old.iea.ras.ru/Russian/publications/applied/110.html. — Название с экрана.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ СВОБОДЫ СОВЕСТИ

ДОКУМЕНТЫ ООН

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.032 с.)