Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие религиозных организаций с основными политическими силами в избирательных кампанияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конец 1980 — начало 1990-х гг. — период необычайной политической и религиозной активности населения. Параллельно с резким увеличением числа конфессий начался процесс становления многопартийности. Первые политические партии, зарегистрированные в 1989 — 1993 гг., в свои программы включили «религиозные» лозунги: «обеспечение свободы совести и вероисповедания», «духовное возрождение», «отделение церкви от государства», «возврат к традиционности и национальному возрождению». Некоторые отразили в программах сотрудничество с церквями. «Религиозно-политическая» деятельность партий заключалась в отстаивании интересов конкретных церквей в процессе возврата государством церковного имущества и пр. В середине 1990-х гг. политические партии разделились на две группы по отношению к внешней ориентации Украины и созданию национальной церкви. 1. В поддержку УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ, косвенно — за евроатлантическую интеграцию выступили: а) партии религиозного направления: Украинская христианско-демократическая партия (УХДП), Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), Республиканская христианская партия (РХП), Христианско-народный союз (ХНС); б) партии национальной направленности: УРП («Собор» с 2002 г.), Украинская национальная партия (УНП), Украинская народно-демократическая партия (УНДП), Либерально-демократическая партия Украины (ЛДПУ), Демократическая партия Украины (ДПУ); в) партии, в чьих программах задекларировано нейтральное отношение к религии: Народная партия Украины (НПУ), Партия зеленых Украины (ПЗУ), Украинская селянско-демократическая партия (УСДП), Наша Украина (НУ). В выступлениях лидеров прослеживались симпатии к УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ; НДП — за создание Украинской поместной церкви. г) общественные организации: УНСО, Тризуб, украинское казачество и др. действуют в окормлении УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ. 2. В поддержку УПЦ, и, косвенно, за пророссийский вектор, выступили: а) партии и общественные организации религиозного направления: Союз православных граждан Украины, Святая Русь (филиал), Держава, Союз; б) партии, в чьих программах задекларировано нейтральное отношение к религии: КПУ, СПУ, ПСПУ, Партия регионов (ПР); в) общественные организации: Единое Отечество, Союз Православных братств, казачество и др. Конфессииоказались вовлечены в избирательные процессы в канун выборов в ВР Украины в 1990 году. УПЦ и УПЦ КП придерживаются, в целом, государственнических позиций. Первая позиционировала себя как наиболее многочисленная украинская церковь, оставшаяся в каноническом общении с Московским патриархатом. Вторая — как украинская церковь, претендовавшая на статус национальной и государственной. Лидеры УАПЦ и УГКЦ не имея опоры в политикуме и бизнесе Украины, понимали ограниченность влияния на власть, поэтому подчеркивали, что для них более важна поддержка всех украинцев и связь Украины с Европой. На первых выборах президента Украины 1991 г. основная борьба развернулась между главой Верховной Рады Украины Л. Кравчуком и В. Черноволом — представителем оппозиционного по отношению к советской власти Народного Руха Украины. 1 декабря 1991 г. в день голосования народа Украины за создание государства Украина Л. Кравчук на волне национального подъема избирается Президентом Украины. Он набрал 62 % голосов избирателей. 7—8 декабря 1991 г. главы Украины, России и Белоруссии встречаются в Беловежской пуще и подписывают соглашение о денонсации Союзного договора 1921 года. Бюрократия сохранила стратегические позиции, оставив за собой руководство экономикой, финансами, налогами, транспортом, связью, армией, внешней политикой, таможней, милицией и Службой безопасности. Национал-демократам отдали в управление идеологию, просвещение, культуру, некоторые средства массовой информации. При поддержке Л. Кравчука украинские националисты резко активизировали распространение своего идеологического контроля на духовную жизнь общества. В июне 1992 г. создается УПЦ КП. Выборы президента 1994 г. Основные лозунги: независимость, демократия, частная собственность. Во время избирательной кампании Митрополит Киевский Филарет (Денисенко) поддержал Л. М. Кравчука, обвинив Л. Д. Кучму в «промосковской позиции». УПЦ поддержала Л. Д. Кучму, который назвал УПЦ КП «аппаратной церковью», демонстрировал дружественные отношения с Россией и УПЦ. Победу, опираясь на поддержку Восточной Украины, одержал Л. Д. Кучма. Выборы в парламент 1994 г. Партии получили право выдвигать своих кандидатов в мажоритарных округах. Православные и протестантские церкви не проявили заинтересованности в выборах. Была создана Партия мусульман Украины (влилась в Партию регионов в 2005 г.). Выборы в парламент 1998 г. Формируются избирательные блоки, определяется идеология большинства партий. Практически все партии использовали религиозные идеи и традиционные духовные ценности христианства. В списках Христианско-демократической партии (ХДП) и Громады баллотировались протестанты. Всего лиц, относящих себя к духовенству, в качестве кандидатов в депутаты Верховной Рады в одномандатных округах шло: в Донецкой области — 4, в четырнадцати областях Украины — по 1. УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ призвали верующих придти на выборы. Призвали голосовать против: УПЦ — тех партий и лидеров, которые провоцируют столкновения; УПЦ КП — против коммунистов и тех, кто ориентируется на Россию; УАПЦ — против «горлохватов», некомпетентных, безбожных коммунистов, тех, кто против независимости Украины, выступает за союз с Россией. От УПЦ вторым в списке Партии регонального возрождения Украины (Партия регионов Украины) баллотировался наместник Киево-Печерской лавры еп. Павел (Лебедь). Кроме него в списке был секретарь Хустско-Виноградорской епархии О. Беля. УАПЦ сделали ставку на выборы в городские советы, где непосредсвенно решаются приходские проблемы. Партия возрождения регионов Украины не попала в парламент. В городские и областные советы было избрано шестьдесят священников (из них 36 — от УПЦ, 12 — от УПЦ КП, 4 — от УГКЦ, 3 — от протестантов). На выборах президента 1999 г. основные оппоненты — П. Симоненко и Л. Кучма — контролировали до 80 % электората. Церкви не проявили заинтересованности в выборах, так как результаты были прогнозируемыми. УПЦ поддержала Л. Кучму, который опираясь на Восток Украины, одержал победу. На выборах в парламент 2002 г. блоки правой ориентации — «Народный РУХ Украины», блок В. Ющенко «Наша Украина» (РУХ Ю. Костенко и РУХ Г. Удовенко, партии: «Реформы и порядок» В. Пинзеника, «Республиканская христианская партия» (Н. Покровский), КУН и др.) — сотрудничали с УПЦ КП, УГКЦ, «Словом веры» (С. Аделаджа) и «Победой» (Г. Мадава). Блоки центристской ориентации: «За єдину Україну» (В. Литвин) и «Демсоюз плюс демпартия», выступали за единую поместную церковь, имея в виду задачу евроинтеграции Украины. Блок «Единство» (А. Омельченко) сотрудничал с УПЦ КП. Левые — СПУ, Блок Натальи Витренко — остались конфессионально нейтральными. КПУ выступила в поддержку УПЦ. Конфессиональные партии: «Всеукраинское объединение христиан» (В. Бабич) опиралось на протестантов. «Христианский рух» включил в свой состав бизнесменов, никак не проявивших себя на духовном поприще. Кандидатами в депутаты советов всех уровней шло 345 духовных лиц (или заявивших себя таковыми). В ВР баллотировались представители от УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, Украинских христиан евангельской церкви, Всеукраинского объединения евангельских христиан-баптистов, Всеукраинского союза христиан веры евангельской (пятидесятников). Неорелигии («Слово Жизни», «Слово Веры», «Новое Поколение») сделали ставку на мажоритарных кандидатов. В одномандатных округах прошло 15 человек, 8 — священников, 7 — околоцерковных деятелей, в Донбассе — 3 человека. Главы конфессий УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ не обращались к пастве со специальными заявлениями, призывавшими участвовать в выборах. УГКЦ, действуя в соответствии с социальной доктриной РКЦ, призвал идти на выборы. При том, что специальных благословений конкретным кандидатам не давалось, глава УГКЦ, Любомир Гузар, отказался осудить вместе с другими церквами акцию «Повстань, Україно!», направленную против действующего президента Л. Д. Кучмы. РКЦ призвала выбирать честных кандидатов, которые будут работать на благо Украины. Баптисты, евангелисты и евангельские христиане выступили за активное участие в выборах. Против участия верующих в выборах выступили: Свидетели Иеговы (так как они против политики как таковой) и Адвентисты Седьмого Дня (так как считают несовместимой политическую и религиозную деятельность). На выборах президента 2004 г. технология избирательной кампании строилась на жесткой поляризации Украины по линии: Восток—Запад. Главным в программе В. Ющенко была поддержка всего украинского: государства, языка, церкви, культуры, внешнеполитическая ориентация на Запад. В. Янукович обещал избирателям подъем украинской экономики, установление дружественных отношений с Россией, русский язык как второй государственный. В программах и выступлениях кандидатов просматривалась близость позиций в вопросах религии, вместе с тем, В. Ющенко поддерживал «национальные церкви», В. Янукович — УПЦ. Перед началом избирательной кампании все главные кандидатуры обратились к религии. Политтехнологи В. Ющенко создали ему имидж миссии — спасителя Украины. В. Янукович молился на горе Афон. Ю. Тимошенко посетила Папу римского, который благословил ее и помолилась у Стены плача в Иерусалиме. Всеукраинский Совет церквей и религиозных организаций и коллегия Государственного комитета по делам религий выступили с инициативой предусмотреть ответственность за привлечение религиозных институтов и церковнослужителей к политической агитации, так как украинское законодательство таковой не предусматривает. Заявление подписали руководители: УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ и других конфессий. Святейший Синод УПЦ выступил с обращением, в котором, в контексте Основ социальной концепции УПЦ, говорилось, что церковь должна быть «…за межами боротьби партій, а тому не може закликати суспільство до підтримки будь-якої політичної сили або конкретного політичного діяча». Викарий Киевской митрополии Митрофан подчеркнул значительный вклад В. Ф. Януковича в дела УПЦ, однако сказал, что агитировать за него с церковных амвонов нельзя, а если кто и будет это делать, то это надо рассматривать как личную симпатию и личный выбор. В обращении к Церкви митрополит Владимир отметил: «Для церкви нема тільки померанчових або біло-блакитних, а всі вони діти Божі». Синод УПЦ в обращении к народу Украины призвал оставить политику политикам, уважать друг друга, сохранять гражданское спокойствие. И вместе с тем, штаб В. Януковича вовлек УПЦ в выборные процессы распространением через храмы литературы, листовок, молитв за победу В. Януковича; публицисты назвали В. Ющенко антихристом. Неопротестанты, поддержавшие В. Ющенко, наоборот, антихристом называли В. Януковича. Протестантские церкви богословски обосновали необходимость голосовать именно за В. Ющенко. На Майдане представители УПЦ КП, УАПЦ, РКЦ, УГКЦ, баптистов и неохристианских церквей выступали за необходимость проведения свободных и демократичеких выборов (подразумевалось недопустимость административного давления и подтасовок в пользу В. Януковича как кандидата от власти). Пятидесятническая церковь «Посольство Божие» (членом которой был Л. М. Черновецкий), устроила в ходе выборов марш «За правду и единство» в Киеве, где возносились молитвы о здоровье В. Ющенко. Большинство голосов во 2-м туре набрал В. Янукович, однако результаты выборов были объявлены нелегитимными. В результате 3-го тура голосования (в нарушение законодательства) президентом стал В. Ющенко. На выборах в парламент 2006 г. политизация православия в Украине проявилась: в ангажированных оценках церковными деятелями отдельных партий и движений, в агитации за определенных кандидатов в органы власти. В ходе избирательной кампании не обошлось без эксцессов. Так, «Наша Украина», «ПРП—ПОРа»[15] и другие открыто провозгласили необходимость создания в Украине Единой поместной церкви, а крымская избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации списка крымского блока «За Януковича» из-за «пропаганды межконфессиональной розни» — наличия в его программе пункта о поддержке канонического православия. Внеочередные парламентские выборы 2007 г. прошли по инициативе Президента В. Ющенко. Лидерами выборов стали: Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, блок «Наша Украина—Народная самооборона». Больше всех голосов набрала Партия регионов (34,37 %). В 4-й президентской кампании 2010 г. перед основными кандидатами на пост Президента Украины — Ю. Тимошенко и В. Януковичем — стояла задача: мобилизовать максимальное число избирателей, в том числе и тех, которые имеют религиозную мотивацию политических предпочтений. Накануне выборной кампании Ю. Тимошенко участвовала в работе форумов Европейской народной партии (католической), где ее представили как будущего президента Украины, взяла благословения у патриархов Константинопольского, Иерусалимского и Папы римского Бенедикта XVI, но шагов в сторону УПЦ так и не предприняла. В. Янукович, напротив, объявил о своей однозначной принадлежности к УПЦ, он заявил, что если станет президентом Украины, вопрос о создании «Единой Поместной Украинской церкви» перестанет существовать. Главы УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ накануне второго тура президентских выборов выступили с обращениями и воззваниями к своей пастве, однако поддержка, оказанная кандидатам, была сдержаннее, чем во время президентской кампании 2004 г., хотя основные приоритеты сохранились. В результате победы во втором туре выборов Президента Украины победу одержал В. Янукович, опиравшийся на электорат востока Украины. Накануне выборов в парламент 2012 г. большинство политических партий, которые по результатам выборов прошли в Верховную Раду Украины, предпочли не выражать в своих программах отношение к государственно-церковным отношениям. В обращениях Священного Синода УПЦ, Синода УПЦ КП, Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ Украины подчеркивалось: неучастие церкви в политической борьбе и политической агитации, необходимость следования закону, напоминание верующим, что Церковь является Матерью для всех граждан. По результатам выборов в Верховную Раду прошло только два депутата (еще два не прошло), позиционировавших себя как православные; не прошел ни один из шести кандидатов от евангельских церквей Украины. Очевидное ослабление общественного интереса к политико-религиозной проблематике, заключенные в рамках Всеукраинского совета церквей соглашения о недопустимости агитации в храмах, установившееся в партийных штабах осознание необходимости разделения политики и религии и понимание, что электорат голосует по «территориальному» признаку, привело к снижению значимости религиозного фактора в выборных кампаниях. К началу 5-й президентской кампании 2014 г. все религиозные организации выступали за территориальную целостность Украины. Перед УПЦ стояла задача: действовать так, чтобы избирательная кампания не расколола церковь, при этом последовательно отстаивать ценности православия. УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ и другие выступили за честные выборы и европейский путь Украины. Таким образом, большинство современных украинских партий центристской и правоцентристской ориентации имеет цельную и продуманную концепцию взаимоотношений с религиозными организациями. Главную ставку они делают на диалог с теми конфессиями, которые декларируют признание украинской государственности и стремятся поддержать ее непосредственными идеологическими акциями.
Контрольные вопросы
1. Определите факторы, которые способствовали религиозному возрождению в Украине в 1990-х гг. 2. Что такое конфессиональная политическая партия? 3. Что такое христианская демократия? 4. Назовите известные Вам конфессионально ориентированные политические партии Украины.
План семинарского занятия
1. Религия и демократия. Религиозный фактор в трансформационных процессах. Субъекты и принципы межрелигиозного диалога. 2. Религиозная тематика и риторика политических партий в избирательных кампаниях. 3. Поддержка религиозными организациями политических партий. 4. Религия и СМИ.
Тематика рефератов
1. Религиозность современного украинского общества. 2. Изменения конфессиональной структуры населения Украины. 3. Формирование религиозной толерантности украинского общества. 4. Взаимодействие религиозных организаций с основными политическими силами в избирательных кампаниях Украины. 5. Особенности освещения деятельности религиозных организаций в украинских СМИ.
Список литературы
1. Воронцова Л. М. Религиозность — демократичность — авторитарность / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов // Полис. — 1993. — № 3. 2. Грицина О. М. Партії християнської орієнтації в сучасній Україні: досвід і перспективи: дис... канд. політ. наук: 23.00.02 / О. М. Грицина; НАН України; Інститут політичних та етнонаціональних досліджень. — К., 2004. 3. Дудар Н. Релігійність українського суспільства: рівень, характер, особливості / Н. Дудар, А. Биченко // Національна безпека і оборона. — 2002. — № 10. 4. Заец А. Президентские выборы 2010: государственно-церковный аспект [Электронный ресурс] / А. Заец. — Режим доступа: http: //www.uars.org.ua/artіcle.php?іd=331. — Название с экрана. 5. Звернення Священного Синоду Української Православної Церкви до православних громадян у зв’язку з майбутніми виборами до Верховної Ради України [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: //risu.org.ua/ua/index/resourses/church_doc/uocmp_doc/49346/. — Назва з екрана. 6. Здіорук С. І. Суспільно-релігійні відносини: виклики Україні ХХІ століття [Електронний ресурс] / С. І. Здіорук. — Режим доступу: http: //old.niss.gov.ua/book/Zdior_book/r05-Zdioruk-Book.pdf. — Назва з екрана. 7. История религии в Украине: учебное пособие / под ред. А. М. Колодного, А. Л. Яроцкого. — К., 1999. 8. Релiгiя i полiтика в сучаснiй Україні / I. Ф. Курас, М. Ф. Рибачук, M. І. Кирюшко, П. І. Фещенко. — К., 2000. 9. Пастирське послання Синоду Єпископів Києво-Галицького Верховного Архиєпископства Української Греко-Католицької Церкви до вірних у час підготовки до парламентських виборів 2012 року [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: //www.irs.in.ua/index.php? option=com_content&view=article&id=1101:1&catid=50:zv&Itemid=78&lang=ru. — Назва з екрана. 10. Посредников Д. В. Православие и выборы президента Украины 2010 / Д. В. Посредников // Історичні записки: збірник наукових праць / гол. ред. В. П. Михайлюк. — Луганськ, 2010. — Ч. 2, вип. 27. 11. Посредников Д. В. Православие и парламентские выборы в Украине 2012 / Д. В. Посредников // Гілея: науковий вісник: збірник наукових праць № 70. — К., 2013. 12. Щипков Ф. А. Религия в современной информационной политике. 20 бесед Филиппа Щипкова с российскими редакторами и политиками [Электронный ресурс] / Ф. А. Щипков — Режим доступа: http: // www.religare.ru/25_4.html. — Название с экрана. 13. Релігія — Світ — Україна: колективна монографія в 3 кн. / за наук. ред. А. Колодного, Л. Филипович. // Українське релігієзнавство. — К., 2012. — Кн. 3. Релігійні процеси в перспективі їх виявів. — № 61. 14. Решетников Ю. О власти и верующих после выборов [Электронный ресурс] / Ю. Решетников. — Режим доступа: http: //news.invictory.org/print.php?id=27690. — Название с экрана. 15. Рибачук М. Ф. Геополiтичний контекст релігійно-полiтичних процесiв в сучаснiй Україні / М. Ф. Рибачук // Християнство. Контекст світової історії та культури. — К., 2000. 16. Статистика религиозных организаций в Украине (состоянием на 1 января 2011 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ukr2011/48586. — Название с экрана. 17. Стретович В. Христианские демократы Украины и вызовы ХХI века [Электронный ресурс] / В. Стретович. — Режим доступа: http: //hds.org.ua/pres/ru/106.php. — Название с экрана. 18. Токман В. Міжконфесійні відносини в Україні (на базі соцопитувань) [Електронний ресурс] / В. Токман. — Режим доступу: http: //old.nіss.gov.ua/Monіtor/Julі2009/21.htm. — Назва з екрана. 19. Україна релігійна: у 2 кн. / за ред. А. Колодного. — К., 2008. — Кн. 1: Стан релігійного життя в Україні; кн. 2: Прогнози релігійного життя України. 20. Уткін О. І. Нацiональне вiдродження i релiгiя / О. І. Уткін, M. I. Кирюшко. — К., 1995. 21. Филипчук С. В. Християнські конфесії та партії християнського спрямування в суспільному житті незалежної України: дис... канд. політ. наук: 23.00.02 [Електронний ресурс] / С. В. Филипчук. — К., 2008. — Режим доступу: http: //www.dissertation.com.ua/node/ 676921. — Назва з екрана.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.77 (0.009 с.) |