Политическая теология и идейные течения протестантизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая теология и идейные течения протестантизма



 

Протестантизм сформулировал новую, в сравнении с католицизмом, модель доминирования государства над церковью. Мартин Лютер вместо католической доктрины «двух мечей» выдвинул доктрину «двух царств», которая гласит: если папа считает, что владеет двумя мечами, духовным и мирским, он смешивает то, что разделил Христос. Это делает из папы «страшного тирана», тогда как апостол (Еф. 6:17) говорил только о мече слова Божьего. Церковь как духовная общность принадлежит небесному царству. Светский порядок не может быть христианским, однако нормы этого порядка образуют «естественное право», без которого «один пожирал бы другого». Католическое учение о свободе воли человека было переосмыслено Лютером так: все происходит от Бога и предопределено Им. Оправдание возможно только действенной верой, церковь (католическая) не нужна. В произведениях «О Вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина» он выдвинул идеи: христианину должна быть обеспечена свобода независимо от церковных предписаний, церковная община должна иметь демократическую основу. В лютеранской церкви функции пастырского служения были перенесены на выбираемых пастырей; она превратилась в общество равных, без иерархии. Церковная власть, как и власть монарха, считались делегированными от народа. Поэтому монарх сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть. Правители должны править богоугодно. Государство — это одно из главных проявлений установленного Богом порядка: «…всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим. 13: 1).

Томас Мюнцер — священник, лидер крестьянской Реформации в Германии. В «Проповеди перед князьями» Мюнцер утверждал, что современное общество («пятое царство») близко к гибели, бедняки должны его уничтожить, господа должны отказаться от привилегий, либо быть убитыми. Мюнцер был решительным противником княжеской государственности, частной собственности, сторонником социального равенства и общности имуществ. В результате Крестьянской войны 1525 г., в Верхней Швабии было создано «христианское объединение», однако отряд Мюнцера был разбит, сам он казнен, в 1526 г. Крестьянская война закончилась.

Ульрих Цвингли в Швейцарии учил, что государство и церковь должны соединиться в едином учреждении, которое одновременно было бы общиной верующих и политической общностью, где все законы находились бы в согласии с волей Божией. Цвинглианство уже в XVI в. слилось с кальвинизмом.

В центре трактата Жана Кальвина «Наставление в христианской вере», стоит учение о Предопределении, согласно которому Бог еще до сотворения мира определил одних людей к погибели, а других — к спасению. Вера и принадлежность к церкви свидетельствуют об избранничестве. Предопределение можно познать, в том числе, по течению дел в профессиональной деятельности.

Идея профессионального призвания обоснована пуританским проповедником и богословом времен Гражданской войны в Англии, Р. Бакстером: если богатство — результат добросовестного выполнения профессионального долга, оно не только не осуждается, но даже «предписано». Желание быть бедным равносильно желанию быть больным или нищим, что является нарушением завета любви к ближнему. Если Бог открывает путь к обогащению, а христианин выбирает меньший заработок, значит он препятствует осуществлению призвания.

Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» в качестве ядра духа капитализма выделил порожденное кальвинизмом представление о профессиональном долге и неизбежности рационального хозяйства, ориентированного на увеличение производительности и умножение капитала. Кальвинизм стоит у колыбели современного «экономического человека».

Идейные течения в протестантизме проявились в середине XVII в., когда в США наметилась тенденция к постепенному размежеванию по линии либерализм—консерватизм.

Неопротестантская или либеральная теология оформилась в XVIII—XIX вв. Либеральными считаются методистская, пресвитерианская, реформированная и епископальная церкви; консервативными — евангелистские и фундаменталистские деноминации. Либеральный протестантизм, допускающий женское священство и однополые браки, на Западе быстрее других терял своих последователей, но в странах СНГ и Юго-Восточной Азии его проповедники использовали другой, консервативный идеал трудолюбивого человека с жесткими нравственными принципами, что принесло явные миссионерские победы.

Протестантский фундаментализм появился в США в начале ХХ в., боролся с дарвинизмом, выступал за сохранение основ Священного Писания. На рубеже 1980-х гг. началось возрождение политического консерватизма, ознаменовавшееся появлением «новых религиозных правых». Их отличало активное использование СМИ, резкая критика социальных пороков, вина за которые возлагалась на либерализм и безбожие, пропаганда евангелизации жизни как способа защиты традиционных ценностей. В начале 2000-х гг. фундаментализм, распространенный в среде баптистов, евангеликов и пятидесятников, опираясь на идеи богоизбранности Америки, эсхатологической борьбы с «мировым злом», выступил за распространение демократии по всему миру — в Иране, Ираке, Ливии, Северной Корее и так далее. При этом, кто является носителем «мирового зла» определяет сама Америка.

Христианско-демократические идеи развились в США в начале XX в., где возникло движение социального евангелизма. Его основоположником стал баптистский священник Уолтер Раушенбуш, который пришел к выводу, что победить зло можно лишь построением на земле Царства Божьего путем совершенствования человека по евангельским заповедям: евангелизация будет формировать общественное мнение, которое положительно повлияет на политиков, бизнесменов и общество в целом.

    Диалектическая теология, теология кризиса — ведущее направление в теологии протестантизма 1920—1930-х гг., возникло как реакция на либеральный протестантизм и фундаментализм. Основная идея — христианская вера не может быть обоснована извне доводами разума, она возникает из «внутренней непосредственной встречи» с Богом. Манифестом «диалектической теологии» стала книга швейцарского кальвинистского теолога Карла Барта «Послание апостола Павла к римлянам» (1918), в которой он провозгласил важность социального служения в мире. Когда в 1933 г. все протестантские церкви Германии нацисты вынудили слиться в одну «Евангелистскую церковь германской нации», включившую в свое богословие понятия: «вождь», «раса» и прочее. К. Барт создал Исповедующую церковь (нем. Bekennende Kirche). В Барменской декларации (1934), автором которой был К. Барт, значилось, что церковь в Германии не является средством проведения нацистских идей, но существует только ради проповеди Христа. К. Барт одобрял вооружённую борьбу с фашизмом как священную. Некоторые члены Исповедующей церкви участвовали в Сопротивлении, в укрывании евреев. После Второй мировой войны К. Барт резко критиковал политику «Холодной войны».

    События Второй мировой войны, потакание либеральных демократий и либерального христианства нацизму, Холокост привели к разочарованию европейцев в либерализме и в либеральном христианстве; стали актуальными идеи христианской демократии и радикальной теологии христианского социализма.

Рихард фон Вайцзеккер, Федеральный президент ФРГ, считал, что государство является гарантом политической свободы. Христианство дает понимание человека как личности, на чем зиждется христианская демократическая политика. Демократическое государство предоставляет свободу, в которой человек может реализовать себя как личность. Значит, демократия — политическая форма, наименее противоречащая духу Нового Завета. Синод Евангелической церкви Германии в 1985 г. принял меморандум «Евангелическая церковь и либеральная демократия…», где говориться о поддержке демократии, закрепленной в Конституции ФРГ.

«Теологию революции» развил протестантский богослов Юрген Мольтман. Теология революции — «теология христиан, страдающих и борющихся» — выступает за социализм как за моральный идеал и за «революцию» как эсхатологическое событие. Христианская этика используется как основа для критики буржуазного строя, который объявляется противоречащим евангельским идеям справедливости, равенства и братства. Идеалы социализма тождественны христианским ценностям. Социализм не дает ответа на вопрос о смысле жизни человека, следовательно, не противоречит религии. Современные кальвинисты, как и весь протестантский мейнстрим, составляют левые.

В России в 2003 г. был принят документ «Социальная позиция протестантских Церквей России». Согласно социальной концепции, протестанты признают любое устройство государства как установленное Богом. Идеальной формы правления не существует, но наиболее близкой к таковой является республика с демократической формой правления, с консервативным взглядом на поддержание нравственных ценностей. Так как большую роль в жизни протестантской общины играют сами люди, протестантам более близка модель государства, которое бы гарантировало соблюдение прав человека, обладало независимой судебной системой, свободой СМИ, защитой частной собственности. Во взаимоотношениях «общества» и «государства» приоритет отдается обществу, декларируется принцип сотрудничества с государством, как социальным партнером. Документ не предполагает участие в акциях гражданского неповиновения. Социальная концепция возлагает на государство функцию по защите основных прав и свобод человека. Понятие «личность» протестантская доктрина рассматривает как исключительную ценность, подчеркивая вторичность государства. Предназначение государства — в выполнении заказа общества по защите интересов личности.

Для протестантских религиозных организаций Украины остается актуальной проблема формулирования ясной публичной позиции по социальным и политическим вопросам, необходимой как для консолидации миссионерской деятельности, так и для утверждения собственной субъектности как церквей, для которых жизненно важно участие в разрешении социальных и политических вопросов.

Протестантские церкви — активные участники экуменического движения. Первые шаги к объединению христиан протестанты предприняли еще в XVI в., когда в лице тюбингенских богословов они обратились к Константинопольскому патриарху Иеремии II, но взаимопонимание не было достигнуто. Богословские диалоги православных с лютеранами возобновились в 1981 г. в Финляндии (Эспо), в 1985 г. в США (Алентаун) и в 1987 г. на Кипре (Лимасол). Речь шла о взаимном признании Предания как выражения Божественного откровения в церковном опыте. В начале XXI в. в протестантизме усилилось стремление путем богословских собеседований и практического сотрудничества преодолевать разногласия между христианскими объединениями.

6.3. Протестантские политические партии

Из 113 стран мира, где действуют религиозные политические партии, протестантские политические партии представлены в 23: в Австралии, Антигуа, Барбуде, Белоруссии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Канаде, Коста-Рике, Латвии, Намибии, Нидерландах, Никарагуа, Новой Зеландии, Норвегии, Соединенных Штатах Америки, Соломоновых островах, Фиджи, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эстонии, Южноафриканской Республике. Протестантские политические партии в США — это Республиканская, в Великобритании — Консервативная партия. Протестантские партии активно действуют в странах, где существует религиозная конкуренция как в миссионерском, так и в государственно-правовом плане. Протестантские партии стоят на демократических принципах в государственном устройстве, на неолиберальных — в экономике. В Австралии и Швейцарии протестантские партии выступают за консерватизм государственной системы и за политику баланса интересов. Протестантские партии в Дании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, несмотря на давление государства, отстаивают традиционные семейные и общественные ценности. Эти партии строят свою идеологию на протестантском богословии, их члены, в основном, являются протестантами или пользуются поддержкой протестантского электората.

Например, ведущая в Нидерландах партия «Христианско-демократический призыв» (Christian Democratic Appeal). Протестантизм для нее — интегрирующее ядро, однако в партии кроме протестантов представлены иудаисты, мусульмане и индусы. Партия с правоцентристских позиций отстаивает традиционные ценности (против гомосексуализма, эвтаназии, продажи наркотиков), за свободное предпринимательство, активную социальную политику.

«Христианско-демократический союз» (Christian Democratic Union) в Германии — партия, в которой присутствуют протестанты и католики. ХДС выражает интересы представителей бизнеса, аграрного сектора и «белых воротничков» (управленцев, технических работников и других категорий служащих), выступает за обеспечение гарантий прав частной собственности и дальнейшее развитие социально ориентированной рыночной экономики в Германии.

Либеральная партия (Liberal Party) в Австралии — пример влиятельной, но не главенствующей партии, за которую голосуют протестанты. Идеология представляет собой смесь классического и социального либерализма с консерватизмом и прагматизмом.

Христианская социальная партия (Christian Social Party) в Швейцарии — левоцентристская партия, которая активно отстаивает принципы социального гуманизма, настаивает на налоге для богатых людей, озабочена проблемами экологии. В отличие от абсолютного большинства протестантских партий, Христианская социальная партия имеет весьма либеральные взгляды на аборты, эвтаназию и гомосексуализм.

 

 

6.4. Протестантизм и политика в Украине

 

Протестантизм в Украине появился в XVI—XVII вв. В настоящее время представлен, в основном, поздними течениями. Послевоенный период в ХХ в. был одним из наиболее сложных в его истории, из которого протестантизм вышел с серьезными потрясениями, изменениями в структуре, характере деятельности общин, жизни верующих. В 1940-х гг. было создано протестантское объединение — Союз евангелистских христиан-баптистов (СЕХБ), в который вошло большое количество позднепротестантских общин Украины, общины пятидесятников и общины адвентистов седьмого дня. СЕХБ запрещалось издавать литературу, открывать учебные заведения, создавать отдельные церковные структуры. Деятельность протестантских общин осуществлялась на двух уровнях: прошедшие регистрацию общины действовали официально, а не прошедшие регистрацию — нелегально (часть общин евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов-реформистов). Разделение протестантских общин привело к нежелательным последствиям: усилились тенденции к децентрализации, антиобщественные настроения, что вело к снижению социальной активности, способствовало усилению эмиграционных настроений.

Практически до середины 1980-х гг. не прекращались репрессии против религиозных сообществ, которые действовали неофициально: пятидесятников, сторонников Совета церквей евангельских христиан-баптистов, адвентистов-реформистов, свидетелей Иеговы. Поскольку общины действовали без регистрации, их молитвенные собрания разгонялись, организаторы, а нередко и все присутствующие штрафовались. Значительная часть протестантов попадала на учет местных органов власти и КГБ. Партийные и общественные организации по месту работы должны были «перевоспитывать» их, осуждать на специально организованных сельских сходах, родительских собраниях в школах и т. п. Практически все лидеры баптистов-диссидентов и пятидесятники-епископы по несколько раз привлекались к уголовной ответственности; ежегодно несколько десятков свидетелей Иеговы отправляли в лагеря за отказ от воинской службы, причем некоторых дважды судили за одно и то же преступление. Шесть из семи руководителей комитета свидетелей Иеговы на территории СССР (по национальности — украинцы) прошли через продолжительное заключение. Американский правовед Д. Ковалевски, исследуя тему религиозных протестов в СССР, обнаружил, что более 40 % из них приходилось на незарегистрированных баптистов. Ситуация изменилась только в конце 1980-х годов.

В начале 1990-х гг. многие протестантские общины, находившиеся ранее на нелегальном положении, прошли регистрацию. Протестанты показали очень высокий результат миссионерской работы, проявившийся в показателе роста числа общин. Число протестантов стремительно росло как в количественном, так и в процентном соотношении. По состоянию на 2013 г. в Украине насчитывается 10 613 протестантских церквей, что составляет 28,7 % от всех религиозных объединений.

Протестантские религиозные организации Украины объединены в несколько конфессиональных союзов.

В состав Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов входит 2 517 религиозных организаций. Второе место по числу религиозных организаций — 1 519 занимает Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской — пятидесятников. Украинская конференция церкви адвентистов седьмого дня имеет в своем составе 965 религиозных организаций. В Собор независимых церквей Украины вошли протестантские общины так называемого «нового протестантизма».

Утверждение принципов «завоевания душ для Христа» привело к появлению новых норм жизни протестантов. Реакцией на приоритеты, которые выдвинула глобализация, стала теология процветания. Толкование успеха как свидетельства достойной христианской жизни, то есть «благословления свыше», послужило толчком к распространению новых харизматических церквей. Пятидесятники громко заявили о том, что верующий имеет право на все блага нашего мира, а Бог и церковь ему в этом помогут. Идеи лидеров пятидесятничества во многом отразили меняющееся сознание большинства евангельских верующих, их отношение к обществу и экономике. Харизматические общины воспринимают коммерческий успех как Божье благословение, и если в обыденной жизни верующий испытывает материальную нужду или физические страдания, пастор может поставить под сомнение его веру.

Теология процветания стала темой проповедей лютеранского пастора из Швеции Ульфа Экмана, основателя движения «Слово Жизни». (Аналогичные движения: «Новое поколение» под руководством Алексея Ледяева из Риги и казахстанская церковь «Новая Жизнь» во главе с Максимом Максимовым.) В Украине наибольшей известностью пользовалась церковь «Посольство Благословенного царства Божьего для всех народов» во главе с Сандейем Аделаджей. Организация в 2004 г. насчитывала 26 тыс. членов, открыла более 200 «дочерних» церквей в Украине и более 100 миссионерских церквей от Египта и Израиля до России и США. Последователи этой организации настраивались на завоевание «всех финансов в мире» для того, чтобы они не достались дьяволу. Бог, по мнению пасторов церкви, «призвал армию бизнесменов» к себе на службу. (Деятельность «Посольства Божьего» закончилась криминальным делом по поводу организации Адаладжей финансовой пирамиды, присвоениия денег и имущества).

По состоянию на 2008 г. уровень развития предпринимательства среди протестантов был разным. Харизматические церкви: «Посольство Божие», «Город Света» и Hillsong стали «локомотивом» бизнеса, баптисты и пятидесятники заняли средние позиции, «отстающие» — лютеране и адвентисты. Общее количество протестантов-бизнесменов (по оценкам на 2008 г.) — 40 тыс.; приблизительное количество бизнес-клубов, союзов, ассоциаций, объединяющих протестантов — 100—200; численность предпринимательских альянсов — 5—10 тыс. человек; общие активы протестантских бизнесменов — от $ 2 млрд.

Павел Лазаренко был первым политиком, который пытался найти признание у харизматических церквей, чтобы использовать в политике их потенциал. Первым украинским пастором и депутатом Верховной Рады в 1998 г. был В. Шушкевич. Блок Юлии Тимошенко стал подлинной кузницей протестантов-политиков (А. Турчинов, Б. Тарасюк и др.).

    В Украине существует две христианско-демократические партии — Христианско-демократический союз и Христианско-демократическая партия Украины. Интеллектуальная деятельность христианско-демократического движения осуществляется рядом политиков нового поколения — издается газета «Христианский Демократ». Идеологическая платформа изложена в «Манифесте христианских демократов Украины»: «Вера без дел мертва. <…> Отказ от этого принципа в общественной жизни приводит к торжеству зла и несправедливости<…> христианские демократы выступают за справедливый союз труда и бизнеса. Социальная справедливость — это тот камень, который станет краеугольным для новой Украины. Судьба Украины неразрывно связана с судьбой всей евроатлантической цивилизации».

В ходе выборов 2004 — 2005 гг. евангелические протестантские организации мобилизовали своих прихожан в поддержку В. Ющенко. Более половины участников «Оранжевого майдана» составляли протестанты, командный состав был протестантским, каждый день на майдане находилось 400—500 пасторов. Особенно активное участие в этих событиях приняли члены церкви «Посольство Божие» и других протесантских церквей. К примеру, Н. Алексеев — пастор харизматической церкви «Новое поколение» в г. Николаев — нашёл ответ на вопрос о политической позиции своей церкви в проповеди пастора «Нового поколения» Алексея Ледяева. Ледяев провёл параллель между тем, что происходило во времена Давида и выборами украинского президента: «До того, как Давид ввел на царство своего сына Соломона, Адония поспешил и тоже провозгласил себя царем. Как Янукович. Казалось, всё, «нашими» первый тур проигран. Но пророк Нафан одел «оранжевый шарфик» на Соломона и… Правильного наследника Бог в нужное время введет в правильное наследство». Пастор киевской церкви «Посольство Божие» Сандей Аделаджа поддержал напрямую не только В. Ющенко, но и Ю. Тимошенко — «возрожденную, исполненную Святым Духом верующую». Программа, которую Ю. Тимошенко позднее представила правительству, после своего назначения премьер-министром, это, по его словам, «библейская концепция преобразования нации».

В событиях «Евромайдана» 2013—2014 гг. Совет евангельских протестантских церквей обратился к народу, осуждая разгон «мирных митингующих». На майдане пасторы-евангелисты вели активную проповедь, развернули «межконфессиональную молитвенную палатку». Лютеране собирали пожертвования на еду и медикаменты. Кирха св. Екатерины Немецкой Евангелическо-Лютеранской церкви Украины была постоянно открыта для участников «Евромайдана».

Если в 1990-х гг. протестантизм занимал выжидательную позицию по отношению к украинской политике, то сегодня он стоит на позиции активного развития гражданского общества. Украинские протестанты разделяют принципы свободы совести, равенства конфессий перед законом, отделения церкви от государства, тогда как идеи «единой», «государственной», «национальной» церкви вызывают опасения. В представлении протестантов любое государство рано или поздно должно стать, прежде всего, пространством свободной проповеди, где христиане должны и могут реализовывать свои обязанности по преобразованию окружающего мира. Другими словами, авторитарная власть мешает делу спасения души и ее необходимо «сделать» демократической, а значит, более «душеспасительной». Протестантские церкви стараются уйти от столкновений на конфессиональной почве, выступают за экуменизм и идейный плюрализм. Протестантизм стремится расширить сферу участия в бизнесе и других отраслях общественной жизни, в результате чего трансформировались взгляды церковных лидеров относительно власти и участия в политической жизни страны.

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные направления протестантизма.

2. Что означает доктрина Лютера «двух царств»?

3. Раскройте средневековый принцип протестантизма: доминирование государства над церковью.

4. Назовите известные Вам протестантские политические партии.

5. Приведите примеры политического участия протестантских церквей в политике.

 

 

План семинарского занятия

 

1. Политическая теология и социальная концепция протестантизма.

2. Взаимодействие протестантских церквей с государством.

3. Протестантские политические партии и движения.

4. Протестантизм и политика в Украине.

 

 

Тематика рефератов

 

1. Социальная концепция протестантизма.

2. Протестантизм, экуменизм и глобализация.

3. Протестантизм и политика в Европе и в США.

4. Протестантизм и политика в странах СНГ.

5. Протестантизм и политика в СМИ.

 

 

Список литературы

 

1. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер; пер. с нем. — М., 1994.

2. Есть ли социальная и политическая позиция у Евангельских Церквей Украины? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.religion.in.ua/main/bogoslovya/16956-est-li-socialnaya-i-politicheskaya-poziciya-u-evangelskix-cerkvej-ukrainy.html. — Название с экрана.

3. Заявление Совета Евангельских Протестантских Церквей Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //news.invictory.org/print.php?id=28523. — Название с экрана.

4. Кузьмина В. Неопротестантизм / В. Кузьмина // Буржуазная философия ХХ в. — М., 1974.

5. Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии [Электронный ресурс] / Р. Лункин. — Режим доступа: http: //www.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/protestantism/?version=forprint. — Название с экрана.

6. Любащенко В. І. Історія протестантизму в Україні: курс лекцій / В. І. Любащенко. — 2-ге вид. доп. і виправл. — К., 1995.

7. Манифест христианских демократов Украины. «Новое будущее на фундаменте вечных ценностей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //sd.net.ua/static/manifest_chris_dem_rus.html. — Название с экрана.

8. Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/roshve/. — Название с экрана.

9. Протестантизм и политика: реф. сб. / редкол.: С. В. Пезов и др. — М., 1988.

10. Протестантизм в Україні: монографія / за ред. П. Яроцького. — К., 2002.

11. Пізній протестантизм: монографія / за ред. П. Яроцького. — К., 2007.

12. Грицанов А. А. Протестантство / А. А. Грицанов, В. Н. Семенова. — Мн., 2006.

13. Ревуненкова Н. Протестантизм / Н. Ревуненкова. — СПб., 2007.

14. Роик В. Социальные доктрины христианства: труд и экономика / В. Роик // Человек и труд. — 2004. — № 2.

15. Трофимчук Н. А. Экспансия [Электронный ресурс] / Н. А. Трофимчук, М. Л. Свищев. — М., 2000 — Режим доступа: http: //psyfactor.org/ expa№.htm. — Название с экрана.


Тема 7. Иудаизм и политика

 

7.1. Вероучение, основные направления и развитие политических идей в иудаизме

 

 

Иудаизм — древнейшая из монотеистических религий, возникла во II тыс. до н. э., относится к национальным религиям. Это религия еврейского народа.

В начале II тыс. до н.э., согласно библейской версии, родоначальник еврейского народа — Авраам переселился из шумерийского г. Ур в Ханаан (Палестину). Вера Авраама способствовала утверждению монотеизма, который стал определяющим фактором этногенеза евреев[12]. Около 1700 г. до н. э. евреи переселились в Египет, откуда вернулись в Палестину под руководством Моисея, заключив на Синае Завет с Богом Яхве («Сущий»). Около 1200 г. до н. э. евреи завоевали Ханаан, где на протяжении 400 лет жили теократически-родовым строем. Вероучение этого периода сохранилось в молитве «Шма»: «Внемли, Израиль! Господь — Бог наш, Господь — один!»

До конца VII в. до н. э. — период древнееврейского царства, расцвет которого пришелся на правление Давида и Соломона (ХІ—X вв. до н. э.). В VIII—VI веках до н. э., духовное лидерство перешло к пророкам; древнееврейская религия переросла в монотеизм, обращенный ко всем народам.

В VI в. до н. э. евреи были насильственно переселены в Вавилонию. Вызревают противоположные тенденции — представление о богоизбранности как превосходстве евреев над другими народами, и о необходимости сердечного покаяния, после которого он возвратит народ из плена, восстановит царство, даст благополучие, пошлет мессию.

После возвращения в Палестину, духовные лидеры евреев — Ездра и Неемия религиозно обособили евреев, чтобы противостоять эллинизации. Результатом Маккавейских войн стало восстановление государственности, которая просуществовала до Иудейской войны с Римом (66—73). Поражения в ряде восстаний против Рима привело к ее ликвидации и последующему расселению евреев вне Палестины. Иерусалим в 70 г. был разрушен, наибольшей святыней иудеев с того времени остается Западная стена (Стена плача).

С I в. н. э., с поражения еврейских повстанцев и до 1948 г. в истории еврейского народа длится этап галуссы (рассеяния, диаспоры). В диаспоре евреи сформировали несколько больших общностей: ашкенази (евреи Европы, США, Аргентины, Южной Африки), сефарды (от Сфарад — Испания) и «голдене кейт» («золотая цепь») восточно-европейские евреи.

В V и VI вв. было составлено толкование на Тору — Талмуд, на который опирается о ртодоксальный (талмудический)иудаизм. В XII в. вероучение иудаизма было систематизировано раввином Моисеем Маймонидом. В повседневной жизни ортодоксы руководствовались трудом Иоаселя Каро— Шулхан-арух. В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти.

Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: ТаНаХ (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Специфика ортодоксального иудаизма какрелигиозной практики заключается в соблюдении Закона, что открывает путь к спасению. Закон включает: десять заповедей, полученных Моисеем и еще 613 заповедей (ныне действует 300).

В странах рассеяния в целях сохранения народа как религиозной общности, иудаизм жестко противопоставлял евреев местному населению, чему способствовали структуры и органы религиозного управления.

Синедрион — высшее собрание религиозных и светских руководителей.

Синагогабет-кнесет» — «дом собраний») — центр религиозной и общественной жизни. Синагога появилась в период разрушения Первого храма, куда евреи собирались вместе с раввинами (рабби — «учитель») для совершения молитв. В функции раввинов сегодня входит богослужение, контроль за соблюдением религиозных правил. Священники (коганим) в отсутствие храма не имеют возможности исполнять службу.

Бетмидраше (академия) — центр разработки управления иудейской общины и учебное заведение.

Кагал (община) включал раввина, судью, благотворительные, ремесленные, религиозные братства и так далее. Городской квартал (гетто), где проживала еврейская община, окружался стеной с целью сохранения религии, быта и охраны от цеховых ремесленников-конкурентов.

В странах рассеяния раввины разрешили евреям давать деньги в рост под процент, что было категорически запрещено делать христианским и исламским народам. Происходит становление банковских домов, значительные финансовые потоки оказываются в руках еврейских банкиров. За неспособность к социальной и культурной адаптации, а также, за финансовую эксплуатацию населения стран проживания, евреи неоднократно подвергались изгнаниям из Англии, Франции, Испании. В XVII в. евреи попали в Новый Свет, где получили возможность свободно развить экономические и политические институты. На деньги еврейских банкиров были совершены революции в Голландии, Англии, Франции. Буржуазная государственность предоставила иудеям политическое равноправие, вследствие чего началась эмансипация евреев.

В Америке иудаизм был вынужден идти путем модернизации. На конференции раввинов в Кливленде (США) и съезде в Лейпциге талмудисты одержали верх над реформаторами; был сформулирован «символ веры»: Тора — это результат откровения, выполнение ее предписаний, в соответствии с рекомендациями Талмуда, обязательно.

Караимизм (от ивр. — «читающие») сложился в VIII в. из учения саддукеев, отвергает Талмуд. В наши дни распространен среди представителей немногочисленной тюркоязычной народности — караимов (2 тыс. чел.).

Хасидизм (хаси́дус — «праведность», «учение благочестия») возник в XVIII в. в Украине. Хасиды особое внимание уделяют переживанию присутствия Бога в мире. Хасиды на первое место ставят личное общение с Богом и молитвенный экстаз, почитают праведника (цадика), который посредничает между верующими и Богом. Исторически течения хасидизма формировались из групп («дворов») последователей определенного ребе (наставника): гурские, карлинские, сатмарские, любавические и другие.

Хабад-Любавич — религиозная организация, управляется наследственным Любавичским реббе (штаб-квартира — в Нью-Йорке).

С хасидизмом связывают мистическое учение каббала («предание»). Цель изучения каббалы — духовное совершенствование, которое позволит человеку понять свое предназначение, законы жизни, мироздания, в том числе, трактовать текущую политику.

Реформированный иудаизм появился в конце XIX — нач. XX в. вследствие развития критики, краха средневекового гетто и буржуазной эмансипации евреев. Реформированный иудаизм провозгласил Тору результатом творчества людей, которые находились под влиянием божественного вдохновения. Талмуд, книги каббалы были признаны не имеющими значения для реформированного иудаизма.

Консервативный иудаизм возник в XIX в. как реакция на реформизм; признал божественное происхождение Торы, абсолютный характер Закона, однако в целом стоит на более либеральных позициях, чем любые течения внутри ортодоксального иудаизма.

Реконструкционизм возник в США в 1922 г. М. Каплан в книге «Иудаизм как цивилизация» утверждал, что не народ существует для религии, а религия для народа; сам верующий вправе интерпретировать свои религиозные взгляды. Ценность Торы не в том, что она является результатом божественного откровения или вдохновения, а потому, что она сплачивает евреев.

Мессианский иудаизм — это «движение еврейских конгрегаций и групп, преданных Иисусу Мессии, которое принимает заветную ответственность за еврейскую жизнь и идентичность, которые основаны на Торе, выражены в традиции, обновляются и применяются в контексте Нового Завета». Конгрегации мессианского иудаизма, которые существуют в Украине, входят в Международную сеть «Шалом» (SNI). Также в Украине действуют ячейки Миссии «Евреи за Иисуса».

В 2001 г. ортодоксальный (талмудический) иудаизм насчитывал 2 млн последователей, консервативное направление исповедовало 4,5 млн. человек, реформистский иудаизм — 3,75 млн, реконструированный иудаизм — 150 тыс. В 2010 г. численность иудеев во всём мире оценивалась в 13,4 млн или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле, 42 % — в США и Канаде, остальные — в Европе.

 

 

7.2. Деятельность сионистских организаций

 

В XIX в. евреи начали отходить от иудаизма, подверглись эмансипации, старались слиться с местным населением. В рамках иудаистского мировоззрения появился ряд еврейских секулярных движений: аскала («просвещение», основатель — М. Мендельсон), социализм (М. Гесс) и сионизм.

Сионизм (от названия холма Сион в Иерусалиме) сформировался к концу XIX в. Основные принципы сионизма сформулировал Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцель в книге «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Герцель призывал создать «национальный дом» (государство) Израиль, куда смогут репатриироваться евреи со всего мира, государственным языком должен стать иврит, арабское население Палестины должно было стать национальным меньшинством, религия объявлялась ведущим фактором и пропагандистом сионизма.

В ортодоксаль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.078 с.)