XXI . Искусство, эстетическое и познание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XXI . Искусство, эстетическое и познание



 

 

"... через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе". (Аристотель).

 

"Жизнь — как пьеса: не важно, длинна ли она, а важно то, хорошо ли она сыграна". (Сенека).

 

"... там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой при­роды бесчисленные виды новых вещей"; "мы можем в отношении искусства называться внуками Бога". (Л. да Винчи).

 

"Красоту универсума можно было бы познать в каж­дой душе, если бы только возможно было раскрыть все ее изгибы, раз­вертывающиеся заметным образом только со временем". (Г.В.Лейбниц).

 

"... эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью". (Ф.Шлегель).

 

"Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права". (Ф.Шлегель).

 

"Нет иного пути сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим". (Шиллер).

 

"Искусство, поскольку оно занято истиной как абсолютным объектом познания, принадлежит к абсолютной сфере духа, но находит свое содержа­ние в религии в особом смысле слова, затем в философии. В самом деле, у философии нет другого предмета, кроме Бога, потому она яв­ляется рациональной теологией, и, поскольку на службе у истины,— вечным культом". (Г.В.Ф.Гегель).

 

       "Художественное произведение — лишь средство облегчить познание идеи". (А.Шопенгауэр).

"Художник, который познал только идею, вне действительности, воспроизводит в своем творении чистую идею, выделяет ее из действительности, устра­няя все мешающие этому случайности. Художник заставляет нас смотреть на мир его глазами. То, что его глаза таковы, что он познает сущ­ность вещей вне всех их отношений, — это дар, которым обладает гений, врожденная способность". (А.Шопенгауэр).

 

"Интуиция активна настолько, насколько она выразительна". (Б.Кроче).

 

"Искусство — не понятие и не теория (как предмет логики они образуют вторую ступень Духа). Не имея отношения к практической активности, экономическим и моральным целям, оно имеет цель в себе самом". (Б. Кроче).

 

"... судьба мира дает о себе знать в поэзии". (М.Хайдеггер).

 

Функция искусства состоит в том, чтобы «помочь выживанию человеческого духа, а не тела». (Э.Фромм).

 

"Всю жизнь я про­жил между философией и искусством, и лишь теперь написал бы что-нибудь, объединив эти две сферы. Я все более убеждаюсь в том, что озарение в науке сродни вдохновению в искусстве". (М.Уайт).

 

"Даже полотна абстракционистов спустя какое-то время приводят глаз к оп­ределенной геометрической регулярности, круговым формам, арабес­кам, черно-белым контрастам, цветовым консонансам и диссонансам". (М.Уайт).

 

"... персонификация... аппаратов (Сверх-Я, Я, Оно)" суть "театра­льная постановка, которая заменяет подлинные продуктивные силы бес­сознательного простыми ценностями представления... машины желания и начинают все более и более становиться театральными машинами: Сверх-Я, танатос выскакивают как "бог из машины". Они все больше работают за стеной, за кулисами. Или это машины, производящие иллю­зии, эффекты. Так оказывается разделенным все производство желания". (Ф.Гватарди).

 

Искусство — "цельный, непосредственный и сжатый синтез но­вых отношений мысли и жизни, который дается таинственным откровением великой художественной силы". (Аполлон Григорьев).

 

В отличие от науки, искусство само создает «новую форму как новое ценностное отношение к тому, что уже стало действительностью для познания и поступка». (М.М.Бахтин).

 

«... эрудиция не заменяет культуру. Количество … в искусстве ничего не дает, оно часто даже мешает». (Д.А.Гранин).

 

«... научный способ обобщения плохо согласуется с некоторыми гносеологическими установками искусства. Абстракции науки, теряющие непосредственное сходство с чувственно данным миром, слишком «сухи»; кроме того, правильное оперирование ими требует «узкой специализации» субъектов познания, отказа от пристрастий, эмоций и т.п.»; но «понятия, абстрактное мышление играют в искусстве немалую роль». (А.Л.Андреев).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.005 с.)