XVI . Философия, философское познание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVI . Философия, философское познание



 

 

Философияпо Антисфену — это "умение беседовать с самим собой", или "умение оставаться нае­дине с собой". 

 

Стремление души выражается в стремлении к смерти, но и в стремлении к познанию. Первое выше последнего, ибо "те, кто подлинно предан философии, заняты,  по сути вещей, только одним — умиранием и смертью". (Платон).

 

Плохо тем государствам, "где прирожденных философов портят софисты и безумие большинства". (Платон).

 

Первая философия выше всех других наук: "все другие науки более необходимы, нежели она (первая философия — СХ), но лучше нет ни одной". (Аристотель).

 

"Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями филосо­фией… ". (Эпикур).

 

"... много ли найдется философов, которые бы так вели себя, таковы были нравом и жизнью, как того требует разум? Для которых их учение — это закон их жизни, а не только зна­ния, выставляемые напоказ?" (Цицерон).

 

"... если тебе по душе греки — побудь с Сократом, с Зеноном. Один научит тебя умереть, когда это необходимо, другой — раньше, чем будет необходимо. Живи с Хрисиппом, с Посидонием. Они передадут тебе знание божественного и человеческого...". (Сенека).

 

"... не лучше становится и тот, кто саму философию загромождает ненужностями", "кто занимается словес­ной игрой, которая уничтожает душу и делает философию не великой, а трудной". (Сенека).

 

Без философии "нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее". (Сенека).

 

"Состояние и свойство невежды есть никогда от себя самого не ожидать себе ни пользы, ни вреда, но всегда от внешних вещей. Состояние и свойство Фило­софа есть всякой пользы и всякого вреда ожидать только от самого себя". (Эпиктет).

 

Стоический мудрец — "всю свою жизнь он только и думает о том, чтобы не дать своей душе опуститься до состояния, недостойного разумного и призванного к гражданственности существа". (Марк Аврелий).

 

О себе Боэций говорит Философии, что он "всегда был искренний любитель истины и непримиримый враг лжи". Сама же Философия гово­рит людям, чтобы они устремляли "сердце к добродетели, а ум к истине".

 

"... умствования мудрецов... сует­ны"; мудрые лукавы; "мудрость мира сего есть безумие перед Богом"; "мир своею мудростью не познал Бога". Христианство выше философии, "мудрости мира сего", ставит фактически юродство: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых". "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею". (Апостол Павел).

 

Эллинские философы "противоречат сами себе и болтают, что каждому придет на ум". (Татиан).

 

Христос "подготовил весь хри­стианский мир к... спасению, дав иудеям закон, а эллинам — фило­софию". (Климент Александрийский).

 

Философы — "умы спорливые и презритель­ные", занятые "праздными вопросами и разговорами". Они не знают истины, "они еще ищут, стало быть не нашли". (Тертуллиан).

 

"... легче выбраться из лабиринта, чем из сетей реалистов, номиналистов, фомистов, альбертистов, оккамистов, скотистов и прочих". (Эразм Роттердамский).

 

"Нравы и речи крестьян я, как правило, нахожу более отвечающими предписаниям истинной философии, чем нравы и речи присяжных философов". (М.Монтень).

 

"... особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец". (Р.Декарт).

 

"... большинство школ (философских — СХ) правы в значительней части своих утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают". (Г.В.Лейбниц).

 

"Я не отбрасываю субстанции.... Я отвергаю только философский смысл слова "субстанция"... простой народ никогда не думает об абстрактной идее бытия или существования. И никогда не пользуется словами, служащими для обозначения абстрактных идей". (Дж.Беркли).

 

"Это недостойно философа — произносить слова, которые ничего не означают". (Дж.Беркли).

 

"Добродетель, возвышен­ная наука простых душ, чтобы тебя познать, сколько нужно усилий и исследований? разве твои принципы не выгравированы в наших сердцах? И разве, чтобы изучить твои законы, недостаточно поискать в самих себе и послушать в молчании страстей голос совести? Вот истинная философия". (Ж.-Ж.Руссо).

 

"Все, что не добыто из лона самой природы, все, что не является феноменом, причиной, следствием — одним словом, наукой о вещах, — никакого отношения к философии не имеет и происходит из чуждого ей источника". (Ламетри).

 

"А если материа­лизм хорошо обоснован, если он является очевидным результатом всех наблюдений и опыта самых крупных философов и медиков, если эта сис­тема была объявлена только после внимательного изучения природы, тщательнейшего обследования животного мира и глубокого исследования человека во всех его состояниях и на протяжении всей жизни?... Стоя перед самой истиной, неужели мы не пожелаем, сделав усилие, нагну­ться и поднять ее?" (Ламетри).

 

       "Чем больше им (философам-метафизикам — С.Х.)хотелось говорить обо всем... тем более неточно и неверно они выражались. Остроумные, оригинальные, экстравагантные, непонятные, часто они, будто боясь показаться недостаточно умными, прикрывали туманом свои истинные либо мнимые знания. Поэтому на протяжении многих столетий язык философии больше напоминал жаргон". (Кондильяк).

 

"Часто философ заявляет о своей приверженности истине, которую даже не познал". (Кондильяк).

 

"Мы должны, прежде всего, сделать вывод, что системы, вернее, мечты философов, связанные с большей частью метафизических вопросов, при обобщении реальных завоеваний человеческого духа оказываются не у дел". (Даламбер).

 

Философия "увеличи­вает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем единое целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созер­цание". (Гете).

 

"Философия — идеалистична, как идеалистична религия. Ведь и религия не признает конечное как истинное бытие". (Г.В.Ф.Гегель).

 

"Немец­кий материализм имеет религиозное происхождение; он начинается с Реформации... Немецкий материалист не является побочным сыном, пло­дом незаконной связи немецкой науки с иностранным духом, он настоя­щий немец". (Л.Фейербах).

 

От прежней философии оста­лись "только диалектический способ мышления и понимание всего при­родного, исторического и интеллектуального мира как мира бесконеч­но движущегося, изменяющегося, находящегося в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Теперь не только перед философией, но и перед всеми науками было поставлено требование открыть законы движения этого вечного процесса преобразования в каждой отдельной области. И в этом заключалось наследие, оставленное гегелевской философией своим преемникам". (Ф.Энгельс).

 

"Философия мстит за себя задним числом естествознанию за то, что последнее покинуло ее. А ведь естествоиспытатели могли бы убедиться уже на примере естественнонаучных успехов филосо­фии, что во всей этой философии имелось нечто такое, что превосхо­дило их даже в их собственной области (Лейбниц — основатель матема­тики бесконечного, по сравнению с которым индуктивный осел Ньютон является испортившим дело плагиатором; Кант — теория происхождения мира до Лапласа; Окен — первый, принявший в Германии теорию разви­тия; Гегель, у которого... синтез наук о природе и их рациональная группировка представляет собой большее дело, чем все материалисти­ческие глупости, вместе взятые)". (Ф.Энгельс).

 

"Естествоиспытатели воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышле­ния же необходимы логические категории, а эти категории они некри­тически заимствуют либо из обыденного общего сознания так называемых образованных людей, над которыми господствуют остатки давно умерших философских систем, либо из крох, прослушанных в обязательном поряд­ке университетских курсов по философии (которые представляют собой не только отрывочные взгляды, но и мешанину из воззрений людей, при­надлежащих к самым различным и по большей части к самым скверным школам), либо из некритического и несистематического чтения всякого рода философских произведений,—– то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части самой скверной, и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений". (Ф.Энгельс).

 

       "... современный материализм обобщает новейшие успехи естествознания, согласно которым природа тоже имеет свою историю во времени, небесные тела возникают и исчезают,  как и все те виды орга­низмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела, а кру­говороты, поскольку они вообще могут иметь место, приобретают бес­конечно более грандиозные размеры. В обоих случаях современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мыш­лении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории". (Ф.Энгельс).

 

"У метафи­зики нет другой цели, как сделать понятными понятия, рождающиеся в опыте". (И.Гербарт).

 

"Философия всегда носит теоретический характер, так как, каким бы ни был непосредственный предмет ее иссле­дования, ей свойственно только рассматривать и изучать, а не пред­писывать... Добродетели не учат так же, как не учат гениальности. Для добродетели понятие столь же бесплодно, как и для искусства, и может служить лишь орудием". (А.Шопенгауэр).

 

        В науке "следует доверяться не ученым, а истинным философам". (О.Конт).

 

Задача философии — "точное определение духа каждой из них (наук — СХ), открытие их связей и от­ношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным мето­дом". (О.Конт).

 

Философия —­­­­­­­­­ "истинно рациональное средство, делающее очевидными логические законы чело­веческого духа". (О.Конт).

 

Философия — "познание на ступени максимального обобщения". (Г.Спенсер).

 

       "Истины философии соотносятся с каждой из высоких истин науки так же, как каждая из них соотносится с самой скромной из научных истин. Как каж­дое обобщение науки консолидирует более узкие обобщения собственно­го раздела, так философские обобщения консолидируют широкие обобще­ния науки". (Г.Спенсер).

 

"Наука — частично унифициро­ванное познание, философия — полностью унифицированное познание". (Г.Спенсер).

 

«... из истории нельзя … вывести какого-либо одного понятия философии». (В.Виндельбанд).

 

Философия "более не будет вмешиваться в работу отдельных наук... она не настолько честолюбива, чтобы со своей стороны стремиться к познанию того, что они уже уз­нали и не находит удовольствия в компиляции, в том, чтобы из наиболее общих выводов отдельных наук как бы сплетать самые общие постро­ения. У нее своя собственная область и своя собственная задача в тех общезначимых ценностях, которые образуют общий план всех функ­ций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценностей". (В.Виндельбанд).

 

"Философия не есть более учение о вселенной или о человеческой жизни – она есть учение о знании, она не "метафизика вещей", а "метафизика знания". (В.Виндельбанд).

 

"Философия и история — не две, а одна форма... Априорный син­тез, т.е. конкретность индивидуального суждения и определения, есть вместе с тем конкретность философии и истории. Мысль, создавая себя и объективируя интуицию, и творит историю. История не предше­ствует философии, а философия не предшествует истории — обе появляются в одном акте рождения". (Б.Кроче).

 

"Нет окончательно определенных философских систем, ибо неопределенна сама Жизнь. Всякая философская система ре­шает комплекс исторически данных проблем, создавая условия для постановки иных проблем и новых систем. Так всегда было и так все­гда будет... Со смирением, которое не столько во мне, сколько в самих вещах, которое вместе с тем вера в то, что не зря я жил и думал, я ставлю точку в моей работе, предлагая ее в качестве рабочего инструмента". (Б.Кроче).

 

"... кризис философии означает кризис всех наук нового времени — сначала скрытый, но затем со все большей силой обнаруживающийся кризис самого европейского челове­чества во всей совокупной значимости его культурной жизни, во всем его "существовании". Была разрушена "вера в "абсолютный" ра­зум, из которого мир получает свой смысл, вера в смысл истории, в смысл человечества, в его свободу — в силу и способность человека придать своему индивидуальному и всеобщему человеческому бытию ра­зумный смысл". (Э.Гуссерль).

 

Рационалисты никогда не добьются "чистоты и точности", а иррационалисты — никогда не выйдут из "опьянения витализма". (К.Ясперс).

 

Ж.-П.Сартр называл марксизм "непревзойденной философией эпохи", которая представляет собой единственно возможную форму "действительно конкретного знания", самую решительную попытку "осветить исторический процесс в его тотальности".

 

Философия языка "похожа на ребенка, за­бавляющегося часами без маятника, которые, даже не показывая часа, функционируют проще, в забавном ритме". (Б.Рассел).

 

"Спекулятивная философия — это усилие создать связанную систему логически необходимых общих идей, посредством которых каждый элемент нашего опыта может быть объяснен". (Уайтхед).

 

Фи­лософия и наука неотделимы: "Одна помогает другой. Задача философии — работать над согласованием идей, соединяющихся вслед за конкретными фактами реального мира... Наука и философия взаимно критикуют друг друга, поставляя одна другой материал для воображения. Философская система должна уметь растолковать конкретные факты, от которых абстрагируются науки. А науки затем находят собственные принципы в конкретных фактах, представляемых философс­кой системой. История мысли есть, поэтому история неудач и успехов этого совместного предприятия". (Уайтхед).

 

"Философия мистична", "но цель философии — рационализировать мистицизм". (Уайтхед).

 

"Целокупность истинных пред­ложений — наука в ее полноте (или Целокупность наук)... Философия не является одной из наук. (Слово "философия" должно обозначать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками)... Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не учение,  а деятельность...". (Л.Витгенштейн).

 

"... мысль, приносящая в мир нечто новое, вынуждена проявляться через посредство уже готовых идей, которые она встречает и вовлекает в свое движение; потому и кажется, что она связана с эпохой, в которую жил философ. Но часто это всего лишь видимость. Философ мог явиться многими веками раньше; он имел бы дело с иной философией и иной наукой; он поставил бы другие проблемы; он иначе формулировал бы свои мысли; возможно, ни одна глава из книг, которые он написал, не была бы той же; и все-таки он сказал бы то же самое". (А.Бергсон).

 

"Ради чего стоит философствовать, как не ради наших современников? И если мы не на­ходим какое-то решение их сомнениям, то к чему это философствова­ние?" (Д.Мерсье).

 

"... для того, чтобы служанка служила, она (философия — СХ) не должна быть уничтожена". (Жильсон).

 

М.Хайдеггер говорит о философии как об «абсолютной науке», которая представляет собой «нечто самостоятельное, последнее».

 

       "... нельзя что-то знать о людях, если только не испепелить философс­кий миф о человеке. Любая философия, пытающаяся так или иначе рес­таврировать марксистскую антропологию или философский гуманизм, бу­дет в теоретическом смысле собиранием пыли". (Альтюссер).

 

В метафизике имеют место лишь псевдопредложения — "звучные, но совершенно бессмысленные слова". (М.Шлик).

 

Все предложения содержательного характера подразделены на три класса: 1) "на­учно-осмысленных" или "научных" (истинных и ложных), 2) "научно-не-осмысленных", или "вненаучных", 3) "бессмысленных", которые лишь внешне подобны содержательным предложениям. Философские предложения — это предложения "вненаучные". (Р.Карнап).

 

       Р.Карнап говорит о философии как о "суррогате искусства", а о философах — как о "музыкантах, лишенных способности к музыке".

 

"... чисто метафизические идеи — а потому идеи философские — имели величайшее значение для космологии... метафизические идеи указывали путь". (К.Поппер).

 

И сегодня многие школы философии, социологии и даже физики "похожи на дом сумасшедших, шумная активность которых не имеет ни смысла, ни цели, ни связи с реальностью". (П.Фейерабенд).

 

Ст.Тулмин отмечает факт некоторого презрительного отношения к философам, как носителям якобы "ничем не сдерживаемого потворства своим желаниям".

 

       “... мы можем рассматривать историю философии точно так же, как историю науки. В истории науки мы не колеблемся заявить, что лучше наших предшественников знаем то, о чем они говорили. Мы не находим анахроничным утверждение о том, что Аристотель имел ложную модель небес, или что Гален не понимал, как работает систе­ма кровообращения. Мы считаем само собой разумеющимся вполне изви­нительное невежество великих ученых прошлого. Но тогда мы должны бы в той же степени хотеть сказать, что Аристотель был к несчастью невежествен, так как не знал, что не существует таких вещей, как реальные сущности, а Лейбниц не знал, что Бога не существует, а Декарт — что ум есть просто центральная нервная система в другом опи­сании. Мы не решаемся сказать это по той простой причине, что на­ших столь же невежественных коллег мы называем вежливо "придержи­вающимися других философских взглядов"”. (Р.Рорти).

 

       "Нам нужны идеалы и общая картина мира, кроме того, мы хотим, чтобы и то и другое взаимосочеталось. Философия, состо­ящая только из аргументов (голой техники), не может утолить естес­твенную жажду знать. Однако философия, состоящая из глобальной картины и лишенная аргументации, хотя и снимает голод, но так, как каша, проглоченная ребенком". (Х.Патнэм).

 

"Цель мыслительного творчества современных интеллектуалов состоит в уяснении следующего: что нужно сделать для того, чтобы две крупнейшие эпистемы современности — материалистическая диалектика и диалектика фрейди­стская — смогли объединиться, слиться и произвести на свет новые человеческие отношения". (Р.Барт).

 

Философская рефлексия должна "поставить сознание перед его иррефлексивной жизнью в вещах", перед его собственной историей, которую оно "забыло". (М. Мерло-Понти).

 

Мышление классического мира Ж. Делез именует "философией представления", которая еще будет подвергнута "романтическому бунту".

 

       "... о характере любой философии свидетель­ствует, прежде всего, присущий ей особый способ расчленения сущего и понятия". (Ж.Делез).

 

Философия — деятельность по рассмотрению «фундаментальных вопросов, которые требуют сначала, чтобы мы сделали отчетливым то, о чем мы спрашиваем». (R.Abel).

 

Философии, в от­личие от других наук, "оставлены одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих". (Я.П.Козельсктй).

 

"Философия нраво­учительная есть наука искания благополучия". (Я.П.Козельский).

 

Философия "как наука предполагает известную степень развития самомышления, без которого нельзя подняться в ее сферу". (А.И.Герцен).

 

"... антагонизм между философией и естествознанием становится со всяким днем нелепее и невозможнее". (А.И.Герцен).

 

"... материализм, точно так же односторонний (как и идеализм — СХ), шел прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел в мысли отделение мозга, в эмпирии единый источник знаний, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых; для него был разумный человек, но не было ни разума, ни человечества". (А.И.Герцен).

 

"... в специальных науках редко услышите такие (дилетантские — СХ) вопросы: страх показаться невеждой держит в узде. В философии дело другое: тут никто не стесняется! Предметы все знакомые — ум, разум, идея и проч. У всякого есть палата ума, разума и не одна, а много идей". (А.И.Герцен).

 

"Призвание мышления в том  и состоит, чтоб развивать вечное из временного". (А.И.Герцен).

 

Н.Г.Чернышевский философию характеризовал как “теорию решения са­мых общих вопросов науки, обыкновенно называемых метафизическими, например, вопросов об отношении духа и материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д.”

 

"Основаниями своих теорий она (материалистическая философия — С.М.) берет истины, открытые естественными науками посредством самого точного анализа фактов... Она не принимает ничего без строжайшей всесторонней про­верки и не выводит из принятого никаких заключений, кроме тех, кото­рые сами собою неотразимо следуют из фактов и законов, отвергать которые нет никакой логической возможности". (Н.Г.Чернышевский).

 

П.Л.Лавров характеризовал философию как «только деятельность, строящую науку, и без нее не существовало ни одной науки»

 

Философия будущего "должна внести единство во все сущее, как сущее для человека, нау­чно познанного как существо разумное, нравственное и социальное". (П.Л.Лавров).

 

Лавров характеризует свой идеал так: "Он требует человека, который свободно развивает в себе и в других физические качества, ум, зна­ние, характер и сознание справедливости; человека, который уважает одинаково достоинство каждого ближнего, как свое собственное, и не только уважает мысленно, но готов рисковать своей личностью, чтобы защитить личное достоинство и справедливые требования другой личности". (П.Н.Ткачев).

 

Философия "в самом существенном отрицает метод науки — отрицает и борется с ним и плавит его неподвижность жаром своего Эроса к подлинно-сущему". (П.А.Флоренский).

 

Философия "беспощадна к искажению жизни в методе науки". (П.А.Флоренский).

 

"... в полном смысле, — "объяснять" — принадлежность не наук, с их мнимо неизменными углами зрения, с их иллюзорно пребывающими посылками, классификациями, терминами и методами, — а принадлежность философии, с ее непрерывно приспосабливающимся вживани­ем в предмет познания, ибо одна только философия методом своим избрала диалектику". (П.А.Флоренский).

 

"Наука довольствуется единичным опы­том и, построив схему, обволокнув его схемою, работает над обволакивающей схемой; философия ищет приснонеувядаемого опыта, и мысль снует от себя к жизни и от жизни вновь к себе. Это основание ее есть диалектика, философский метод". (П.А.Флоренский).

 

"Не на поверхности только, но и у истоков своих, наука и филосо­фия ставят себе прямо противоположные задачи. Самые мирочуствия, науку и философию порождающие, несовместимы друг с другом, хотя возникают от одного толчка, толчка действитель­ности". (П.А.Флоренский).

 

"Философия есть неувядаемый цвет удивленности, — сама орга­низованная удивленность. Напротив, наука неблагодарно приемлет тол­чок действительности; не ангела — вестника жизни — видит в реальности, кинувшей взор через прорыв самости нашей, но встречает этот толчок, как враждебного пришельца, как нарушителя косности ее и самодовольства". (П.А.Флоренский).

 

Н.А.Бердяев характеризует положение философа как «трагическое»: «Его никто не любит».

 

"Современ­ная философия признает иррациональность бытия, и она же гносеологи­чески утверждает рационализм... Рациональность познания и иррациональность действительности оказываются несоизмеримыми". (Н.А.Бердяев).

 

"... я всегда верил в освобождающий характер философского познания... Философия была для меня также борьбой с конечностью во имя бесконечности". (Н.А.Бердяев).

 

"... задача философии состоит, по-видимому, не в том, чтобы бороться с противоречиями и преодолевать их, но в том, чтобы отыскивать их и пребывать в них... обнаруживать во всем это своеобразное внутреннее разложение и познавательно наслаждаться им, — вот дело "истин­ного философа". Неспособный к этому неспособен к философии и к науч­ному познанию". (И.А.Ильин).

 

"... научная философия может твориться только предметно". (И.А.Ильин).

 

"Я признаю философию только как знание... Я действительно сторонник философии как знания, а не как проповеди, не как мировоззрения. Я полагаю, что философия как знание есть высшая историческая и диалектическая сту­пень философии". (Г.Г.Шпет).

 

"Положительная философия основывается на непосредственно очевидных началах, пред­шествующих всякому теоретическому знанию. Она опирается на разум в смысле единой силы сознания, проникающей собою рассудок и чувствен­ность, скрепляющей все формы и виды действительности в единое целое". (Г.Г.Шпет).

 

"История нашей науки началась с Петра, но протекала в потемках общественного философского сознания... Фило­софское сознание как общественное сознание, философская культура, сама чистая философия как чистое знание и свободное искусство в России — дело будущего". (Г.Г.Шпет).

 

"Диалектический материализм не ограничивает, подобно субъективизму, прав человеческого разума. Он знает, что права разума необъятны и неограниченны, как и его силы. Он говорит: все, что есть разумно в человеческой голове, то есть все это, что представ­ляет собою не иллюзию, а истинное познание действительности, непре­менно перейдет в эту действительность, непременно внесет в нее свою долю разумности". (Г.В.Плеханов).

 

«Эмпирический базис философии – специфические отражения различных типов сознания». (М.М.Бахтин).

 

       «Все выдающиеся философские учения отрицают друг друга – это эмпирический факт, из которого исходит историко-философская наука». (Т.И. Ойзерман).

 

"Развитие экспериментального естествознания вело к постоянным столкновениям натурфилософских идей и реальных процессов дифференциации философских знаний". (Г.Г.Кириленко).

 

«... поучителен анализ пути развития самой философии, представляющий непрерывно развивающуюся систему предельных обобщений, отлитых в форму абстрактных категорий способов осмысления мира». (Е.И.Кукушкина, Л.Б.Логунова).

 

Философия – это «легизированная, теоретизированная, рационали-зированная форма мировоззрения». (В.С.Швырев).

 

Занятие философией нередко принимает вид чего-то «a priori не ограниченного ничем, а потому в известном смысле произвольного». (В.В.Ильин).

 

«Философия – это рационально-теоретическая форма мировоззрения, которая, выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, а) подытоживает … формирует миропонимание; б) … задает мироотношение». (В.В.Ильин).

 

Необходимо переосмысление «всех традиционно фиксируемых признаков, сторон, функций философии. Переосмысление не по содержанию (хотя там, где это нужно, следует разбираться и с содержанием), а по тем системно-структурным характеристикам, которыми философия обладает». (С.М. Халин).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.126 с.)