Vii . Чувственное и рациональное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vii . Чувственное и рациональное



 

"...разве не ушами слышат, даже когда ум (манас) отвлечен? Все подобное себе видит глаз, с манасом сочетаясь; а если ум отвлечен, то глаз, смотря, не видит". (Чарвака-локаята).

 

"...тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну (дао), а кто имеет стра­сти, видит его только в конечной форме". (Даосизм).

 

"... во всем есть разумности доля и мысли". (Эмпедокл).

 

Аристипп учил, что ощущения — единственный источник знания.

 

Удовольствие ближе к мудрости, а страдание — к глупости. (Феодор).

 

"Если помимо единичных вещей ничего не существует, тогда, можно сказать, нет ничего, что постигалось бы умом, а все подлежит восприятию через чувства, и нет науки ни о чем, если только не называть наукой чувственное восприятие". (Аристотель).

 

Животное "впервые появляется благодаря ощущению"; "...совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления". (Аристотель).

 

Чувственные восприятия "состав­ляют самые главные наши знания об индивидуальных вещах". (Аристотель).

 

"...необходимо воо­бще признать, что оно (чувство — СХ) есть то, что способно восприни­мать формы ощущаемого без его материи, подобно тому, как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота". Каждый "орган чувств воспринимает свой предмет без материи". (Аристотель).

 

"... чув­ственное восприятие общо всем, а потому это — вещь легкая, и муд­рости (в нем) нет никакой". (Аристотель).

 

"...когда созерцают умом, необходимо, чтобы в то же время созерцали в представлениях". (Аристотель).

 

Пред­восхищение — "оттиск, предварением которого были ощущения", это то, что "часто являлось нам извне", или — "памятование того, что часто являлось нам извне". (Эпикур).

 

По стоикам, "... мы способны и чувствами, и разумом воспринимать и позна­вать внешний мир". (Цицерон).

 

Порфирий писал о Плотине: он "очень многое излагал с божественным вдохновением и страс­тью, скорее возбуждая чувства, нежели сообщая мысль".

 

Разум "не принадлежит ни времени, ни миру, будучи свободным от них"; он "постигает только все­общее, нетленное и постоянное". (Николай Кузанский).

 

"Непостижимость совпадения противоположностей для рассудка и есть корень всех его утверждений". (Николай Кузанский).

 

"... разум относится к рассудку, как сам Бог к разуму". (Николай Кузанский).

 

Хотя "всякое познание некоторым образом отвлекается от материи", а разум, осмысливая всеобщее, "не находит­ся полностью во времени и пространстве", он тем не менее "не может полностью отвлечься от времени и пространства". (П.Помпонацци).

 

«Так как природа человеческая почти полностью погружена в материю и лишь в малой мере причастна разуму, человек дальше отстоит от интеллигенции, чем больной от здорового, ребенок от мужа и невежда от мудреца». (П.Помпонацци).

 

"...глаз, называемый оком души, — это глав­ный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и вели­колепии рассматривать бесконечные творения природы". (Л. да Винчи).

 

«Всякое познание берёт начало от разума и происходит от чувств». (Ф.Патрици).

 

Чувства пригодны для того, чтобы "возбуждать разум; они могут обвинять, доносить, а отчасти свидетельствовать перед разумом, но они не могут быть полноценными свидетелями, а тем более не могут судить или выносить окончательное решение". (Д.Бруно).

 

"... чувства, какими бы совершенными они ни были, не бывают без некоторой мутной примеси". (Д.Бруно).

 

Чувственное ощущение «не видит бесконечности… ибо бесконечное не может быть объектом чувств». (Д.Бруно).

 

"... нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения". (Т.Гоббс).

 

У "сердца есть свои основания, которых разум не знает". (Б.Паскаль).

 

"... нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении". (Дж.Локк).

 

Бог по­рождает идеи в нас согласно неким "неизменным правилам" (законам). Человек изучает "эти законы через опыт, который нам покажет, что те или иные восприятия в обычном ходе вещей сопровождаются теми или иными идеями". (Дж.Беркли).

 

"Те восприятия (перцепции), которые входят в сознание с наибольшей силой, мы называем впечатлениями, причем я буду подразумевать под этим именем все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе. Под идеями же я буду подразумевать сла­бые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении". (Д.Юм).

 

"Все простые идеи происходят, прямо или косвен­но, от соответствующих им впечатлений". (Д.Юм).

 

"Тренировать органы чувств означа­ет не только ими пользоваться, но и учиться правильно рассуждать с их помощью, учиться, так сказать, чувствовать, потому что мы уме­ем прикасаться, видеть и слышать только тем способом, каким этому научились". (Ж.-Ж.Руссо).

 

"Наш главный предмет... — это изучение человеческого ума не для того, чтобы открыть его природу, а для того, чтобы познать его действия, проследить, посредством какого искусства они сочетаются и как мы должны ими управлять, чтобы достичь всего того умственного развития, на которое способны. Нужно доискаться происхождения наших идей, выяснить, как они обра­зуются, следовать за ними до границ, предначертанных им природой, установить этим путем объем и пределы наших знаний и возродить весь человеческий рассудок". "Успешно проводить эти исследования мы можем только путем наблюдения". (Кондильяк).

 

Память — "это всего лишь видоиз­мененное ощущение". (Кондильяк).

 

"... нельзя проводить сравнения, не воспринимая в них какого-либо различия либо сходства: воспринимать такие отношения означает судить". (Кондильяк).

 

"... ощущение после­довательно становится вниманием, сравнением, суждением". (Кондильяк).

 

Внимание порождается удовольствием или болью, которые, "затрагивая нашу способность чувствовать, порождают вни­мание, от которого возникают память и суждение". (Кондильяк).

 

"... ощущение содержит в себе все способности души". (Кондильяк).

 

"Из ощущений родилась вся система человека — полная система, все части которой взаимосвязаны и поддерживают друг друга". (Кондильяк).

 

"... физическая восприимчивость и память, или, говоря точнее, одна только чувственность вызывает формирование всех наших идей. Память в действительности — лишь один из органов физической воспри­имчивости; чувствующее начало в нас неизбежно должно быть также и началом памяти, потому что вспоминать означает... не что иное, как чувствовать". (Гельвеций).

 

"Я считаю, что ум — это совокупность более или менее многочис­ленных новых идей, представляющих интерес для общественности, а ре­путация умного человека зависит не столько от количества остроумных идей, сколько от их удачного подбора". (Гельвеций).

 

"Прямыми являются такие (знания — С.Х.), которые мы получаем непосредственно, без вмешатель­ства нашей воли... Отраженные познания приобретает наш дух путем воздействия на прямые, различным способом соединяя и комбинируя их. Все прямые знания мы получаем от органов чувств; из этого можно сделать вывод, что всеми идеями мы обязаны ощущениям". (Даламбер).

 

"... очевидно, что чисто рассудочные понятия о доброде­тели и пороке, о принципе и необходимости законов, о существовании Бога и наших по отношению к нему обязанностях, — одним словом, ис­тины, в которых мы испытываем самую непосредственную необходимость, являются результатом первых рефлексий, вызванных нашими ощущениями". (Даламбер).

 

Повторение ощущенийоставляет "определен­ные следы, типы или образы, которые можно назвать простыми идеями ощущений". "Простые идеи путем ассоциаций превращаются в сложные". (Д.Гартли).

"Усовершенствуя учение об ассоциации, однажды можно будет анализировать по частям, из которых они состо­ят, все огромное разнообразие сложных идей". (Д.Гартли).

"В философском методе не следует применять термины без четкого определения и считать вер­ным то, что не было убедительно доказано; в высказываниях нужно с одинаковым тщанием определять как субъект, так и предикат, с по­мощью которых объясняется то, что следует за ними". (Тетенс).

 

"Только по причине слабости наших органов чувств и самоконтакта мы не можем ощутить себя в мире волшебства. Все сказки — наши сны об отчем доме, который везде и нигде. Высшие потенции... однажды разбудят нашу волю...". (Новалис).

 

       "... человек отличается от животного вов­се не только одним мышлением... Где чувство возвышается над преде­лами чего-либо специального и над своей связанностью с потребностью, там оно возвышается до самостоятельного, теоретического смысла...". (Л.Фейербах).

 

"Формы дерева изменяются, например, когда из него делают стол. И, тем не менее, стол остается деревом — обыденной, чувственно воспринимае­мой вещью, но как только он делается товаром, он превращается в чувственно-сверхчувственную вещь". (К.Маркс).

 

"К нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и дея­тельность нашего мышления". (Ф.Энгельс).

 

"... во всем значении понятие было открыто Сократом". (М.Вебер).

 

«... и, скрывающиеся за ними (сновидениями – С.Х.), никогда не носят абсурдного характера». (З.Фрейда).

 

"Мышление — сама космогония. История мысли в новой диалектике становится реа­льным процессом, а реальный процесс уже не мыслим иначе, как исто­рия мысли". (Дж.Джентиле).

 

"Мысль не знает себя иначе, как через самореализацию, а то, что она знает, — самореа­лизованная реальность". (Дж.Джентиле).

 

"Мыслить — жить в отрицание смерти". (Дж.Джентиле).

 

"Восприятие поступательно разворачи­вается и намечает горизонт ожиданий как горизонт интенциональности, указывая на грядущее как воспринятое, таким образом, на будущие ряды восприятий". (Э.Гуссерль).

 

Интеллектбыл, есть и будет "лучезарным ядром, вокруг которого инстинкт, даже очищенный и расширенный до состояния интуиции, образует только не­ясную туманность". (А.Бергсон).

 

«... параноидальное мышление характеризуется тем, что оно может быть совершенно логичным и в то же время в нем полностью отсутствует какая бы то ни было заинтересованность в подлинном исследовании реальности». (Э.Фромм).

 

"Понятия, таким образом, представляют то, что мышление привносит в опыт". (К.Льюис).

 

       "Опыт мыш­ления и мышление опыта всегда имеют дело лишь с настоящим". (Ж.Деррида).

 

       "Ум человеческий мудрые разделяют на две части, одну из них называют зри­тельной (созерцательной)... А другую часть... называют делательной; эта часть ума рассуждает и управляет (человеком)". (А.М.Курбский).

 

"Все познания человека начинаются от чувств". (Я.П.Козельский).

 

"Мыслитель не должен успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать, нет ли в предмете, о котором он мыслит, качеств и сил, противоположных тому, что пре­дставляется этим предметом на первый взгляд; таким образом, мысли­тель был принужден обозреть предмет со всех сторон, и истина являлась ему не иначе, как следствием борьбы всевозможных противополож­ных мнений". (Н.Г.Чернышевский).

 

Cсуществует другой источник нашего знания — непосредственное чувство — "непосредственное ощущение абсолютной действительности, в котором действие абсолютного непосредственно нами воспринимается, в котором мы, так сказать, соприкасаемся с самосущим". (В.С.Соловьев).

 

Человек, "чтобы не быть скотом", должен "не только ощущать, но и мыслить. Надо в ощущаемом искать логической, напр., числовой закономерности... Дело в том, что непосредственная данность, если вы хотите ее осознать, превращается в некую абстрактную структуру, пред­ставляющую собою полную параллель ощущаемого предмета, но в то же время данную в некоей осознанной и логически обоснованной форме".  (А.Ф.Лосев).

 

Ощущение есть "одно из свойств движущейся материи", "функция определенным образом организованной материи"; оно представляет собой "непосредственную связь сознания с внешним миром" как "превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания". (В.И.Ленин).

 

В.И.Ленин также рассматривает ощущение как первичную, элементарную форму отражения предмета в сознании, считая ощущение "единственным источ­ником нашего знания".

 

 

VIII. ЗНАНИЕ

 

 

"Два знания должны быть познаны... высшее и низшее. Низшее... —... (знание) произношения, обрядов, грамматики, толкования слов, мет­рики, науки о светилах". («Упанишады»).

 

"... кто знает:"Я есмь Брах­ман", тот становится всем... Кто же почитает другое божество и говорит: "Оно — одно, а я — другое", тот не обладает знанием". («Упанишады»).

 

В "Бхагавад-гите" знанием называется "смирение, честность, невреждение, терпение, искренность, почитание учителя, чи­стота, самообладание, стойкость, отвращение от предметов чувств, свобода от себялюбия, понимание бедственности рождения, болезни, старости, смерти, отрешенность, непривязанность к сыну, жене, дому, в желанных и нежеланных событиях постоянная уравновешенность мыс­ли...". Или, иначе: знание и "безраздельное почитание Меня (Кришны), отсутствие влеченья к людскому обществу, пребывание в уеди­ненном месте, стойкость в познанье высшего Атмана, постижение цели истинного знания. Это называется знанием: неведенье — все другое". Т.е. здесь превозносится "знание, которое видит во всех существах Единую сущность, непреходящую, неразделенную", и принижа­ется знание, "которое вследствие разделенности признает во всех существах разные отдельные сущности".

 

Веды "страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием", а "те, кто считает себя знатоками Вед, просто плуты и мошенники". Веды — "просто неумная болтовня обманщиков", находящих в этом средство прокормления. (Чарвака-локаята).

 

"Обладаю ли я знаниями? Нет, но когда низкий человек спросит меня (о чем-либо), то, даже если я не буду ничего знать, я смогу рассмотреть этот вопрос с двух сторон и обо всем рассказать (ему)". (Конфуций).

 

"... истинные мнения... если их разбудить вопросами, становятся зна­ниями". (Платон).

 

       "... уж лучше знать лишнее (свободные науки — СХ), чем ничего не знать". (Сенека).

 

"... выс­шая мудрость — различать добро и зло". (Сенека).

 

"... одно дело помнить, а другое дело знать". (Сенека).

 

Знать это "значит делать по-своему, не упершись глазами в образец и не оглядываясь всякий раз на учителя". (Сенека).

 

"... стремиться знать больше, чем требуется, это род невоздержанности". (Сенека).

 

«Врачу потребны не титулы, не красноречие, не знание языков (сам он писал на немецком языке — СХ), не чтение многочисленных книг, но только глубочайшее знание вещей природы и ее тайн». (Парацельс).

 

"Те идеи, которые сейчас представляются ясными и отчетливыми, могут со временем оказаться смутными и неясными". (П.Гассенди).

 

"... указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для того, что оно не врожденно". (Дж.Локк).

 

"... идеи и понятия не рождаются вместе с нами, как искусства и науки". (Дж.Локк).

 

"... даже если представить материалистам их внешние тела, они не прибли­зятся к познанию того, как вырабатываются наши идеи". (Дж.Беркли).

 

Слово "пробуждает единичную идею наря­ду с определенной привычкой, а эта привычка вызывает любую другую единичную идею, которая может нам понадобиться... Если ум не всегда, когда нужно, подсказывает подобные идеи, то это происходит от некото­рого несовершенства его способностей, несовершенства, которое часто бывает источником ложных суждений и софистики. Но это случается глав­ным образом с такими идеями, которые неясны и сложны. В других же случаях привычка более совершенна и нам редко приходится впадать в подобные ошибки". (Д.Юм).

 

"... сами ученые изумляются обширности знания, а грандиозность научных открытий за­ставляет их временами сомневаться в реальности этих успехов". (Монтескье).

 

"... незнание является ответом на многие вопросы, вызванные возражениями против религии, особенно на те, что возникают при кажущемся зле и несправедливостях в устройстве природы и управлении миром". (Д.Батлер).

 

Научное знание предметов и фактов Ясперс называет "ориентацией в мире". (К.Ясперс).

 

В сочинении "Вертоград многоцветный" обсуждает проблему знания как соотношения "внешних" наук, мирской философии и богословия. (Симеон Полоцкий).

 

       Выступает за "цельное знание" и "живую истину". (А.С.Хомяков).

 

"Знание не есть истинное просвещение. Знание есть расширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверхзнание, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных". (А.С.Хомяков).

 

"Знаем ли мы о себе, что мы люди? — Если знаем, то наше знание о существовании человеческого организма — прямое зна­ние, такое знание, которое мы имеем и без всякой примеси каких бы то ни было соображений; оно — знание существа о самом себе". (Н.Г.Чернышевский).

 

"... если мы люди, то мы имеем знание неисчислимого множества пред­метов прямое, непосредственное знание их, их самих, оно дается нам нашею реальною жизнью". (Н.Г.Чернышевский).

 

"... говорить, что мы имеем лишь знание наших представлений о предметах, а прямого знания самих предметов у нас нет, значит отрицать нашу реаль­ную жизнь, отрицать существование нашего организма". (Н.Г.Чернышевский).

 

"Знание возбуждает желания, творчество стремится их удовлетворить". (П.Л.Лавров).

 

В.С.Соловьев отмечает, что для "цельного знания" наиболее важными являются категории Блага, Истины и Красоты, так как Благо есть синтез Духа и Воли, Истина — синтез Ума и Представления, Красота — синтез Души и Чувства.  

 

"... вводя представление о различных типах знания (обыденное, научное, художественное и т.д.), можно строить типологию различных видов духовной деятельности". (В.П.Фофанов).

 

 

IX. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

 

 

"... истина родились из воспламенившегося жара". («Веды»).

 

"Если бы даже случайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал бы (об этом). Ибо только мнение — удел всех". (Ксенофан).

 

"Не с начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, (люди) находят лучшее". (Ксенофан).

 

«Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия, они прославляют не удачный ум, а умнейшую удачу». (Демокрит).

 

"Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)". (Демокрит).

 

"Все ложно". (Горгий).

 

Люди "просят богов не об истинном благе, а лишь о том, что им кажется таковым". (Диоген

 

"... виде­ния безумцев и спящих тоже истинны". (Эпикур).

 

"... истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли". (Эпикур).

 

"... ощущения ложны», «только мнение — удел всех". (Ксенофан).

 

«… Голос шумливой толпы. Это он, невзлюбив молчаливых,

Людям послал пустословья заразу и многих сгубил».

(Тимон).

 

"Учу я великому знанью,

Стараясь дух чело­века извлечь из тесных тенет суеверий".

(Лукреций).

 

"... дивятся глупцы и встречают с любовным по­чтеньем

Все, что находят они в изреченьях запутанных скрытым.

Истинным то признают, что приятно ласкает нам ухо".

(Лукреций).

 

"... ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно

Светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно:

Можешь оттуда взирать на людей ты и видеть повсюду,

Как они бродят и путь, заблуждаяся, ищут".

(Лукреций).

 

"Как ни прекрасны и стройны чудесные эти преданья,

Правдоподобия в них, однако же, нет никакого".

(Лукреций).

 

"... добродетель и исти­на — одно". (Сенека).

 

"Истина открыта для всех, ею никто не завладел". (Сенека).

 

"...положения философов содержат истину, но лишь так, как ореховой скорлупой содержится съедобное зерно". (Климент Александрийский).

 

"Истина существовала первоначально, а заблуждение явилось впоследствии". (Тертуллиан).

 

"... чтение книг неоплатоников надоумило меня ис­кать бестелесную истину". (Августин).

 

"... исчезли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он (апостол Павел — СХ) противоречит сам себе и не совпадает со свидетельствами закона и пророков проповедь его: мне выяснилось единство этих святых изре­чений, и я выучился "ликовать в трепете". Я начал читать и нашел, что тоистинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем писании при посредстве благости Твоей". (Августин).

 

"Гадания и прочие предска­зания... утопийцы полностью презирают и даже высмеивают". (Т.Мор).

 

Истина «имеет одно-единственное решение». (Л. да Винчи).

 

"... истина происходит от чувства только в малой части, как от слабого начала, но она не заключается в них". (Д.Бруно).

 

       "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истин­ности философий". (Ф.Бэкон).

 

"Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно". (Ф.Бэкон).

 

Считал истину "дочерью времени, а не авторитета". (Ф.Бэкон).

 

Нельзя "лучше доказать ложность аристотелевых принципов, чем отметив, что в течение многих веков, когда им следовали, не было возможности продвинуться в познании вещей". (Р.Декарт).

 

"... я не сомне­ваюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интере­сам тех, кто уже обладает властью... учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии". (Т.Гоббс).

 

Истина познается "не только разумам, но также и сердцем". (Б.Паскаль).

 

"В нас заложено понятие истины и перед этим понятием отс­тупает самый завзятый пирронизм". (Б.Паскаль).

"... все в этом мире отчасти истинно, отчасти ложно. Ничто не бывает безусловно истинным... Мы обладаем лишь частичной истиной и частичным благом, пе­ремешанным со злом и ложью". (Б.Паскаль).

 

"... как свет обнаруживает и самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило и самой себя и лжи". (Б.Спиноза).

 

Только разум полностью "подчинил себе царство истины". (Б.Спиноза).

 

Слово "субстанция" есть "не что иное, как неопре­деленное предположение неизвестно чего". (Дж.Локк).

 

"... наше знание бытия Божия достовернее, нежели познание бытия всякой другой вещи, не открытой нам непосредственно нашими чувствами. Более того... мы знаем бытие Божие достовернее, нежели бытие всякой другой вещи вне нас". (Дж.Локк).

 

"Все, что утверждается относительно присущих телам сил, как сил притяжения и отталкивания должно рассматриваться, только как математическая гипотеза, а не нечто, реально существующее в природе". (Дж.Беркли).

 

"Факты... удостоверяются иным способом... Противоположность всякого факта всегда возможна, потому что она никогда не может заключать в себе противоречия и всегда представляется нашим духом так же легко и ясно, как будто бы она вполне соответствовала действительности". (Д.Юм).

 

"Суждение "солнце завтра не взойдет" так же ясно и так же мало заключает в себе противоречия, как утверждение, что оно взойдет; поэтому мы напрасно старались бы демонстративно дока­зать его ложность...". (Д.Юм).

 

«... физические истины не могут быть доказаны с той же достоверностью что и аксиомы геометрические. Мы в состоянии доказать геометрические положения постольку, поскольку они нами созданы: когда бы то же самое было возможно и с физическими, тогда с таким же правом мы были бы в состоянии творить ex nihilo(из ничего — СХ)». (Дж.Вико).

 

«Широко распространенные выражения — свидетели более весомые, чем обычаи и нравы народов». (Дж.Вико).

 

"Каждый, кто воздвигает в своей душе алтарь суевериям,  обречен обожать идолов, а не почитать добродетель". (Ламетри).

 

"То, что никогда не ставилось под сомнение, нельзя считать проверенным и доказанным. То, что никогда не подвергалось непредубежденному рассмотрению, не было по-настоящему исследовано. Значит, скептицизм — первый шаг к истине". (Д.Дидро).

 

"Я не вижу иного способа отличить истину от лжи или узнать, нахожусь я в безопасности или подвергаюсь риску, кроме как используя разум, которым наградил меня Бог". (А.Коллинз).

"Как глаз — единственный судья доступного видению, а ухо — слышимого, так разум — единственный судья того, что разумно". (М.Тиндаль).

 

"Вера в нашу идентичность... возникает непосредственно... из мыслительного принципа, существенного для природы разума, так же, как его способность к восприятию или памяти или как сама способность к мышлению, сущностная значимость которого и, следовательно, интуитивная вера в первичную истину должны, в конце концов, воспрепятствовать любому возражению против этих эффективных истин". (Т.Браун).

 

"... мы в равной степени заблуждаемся, и если наше сомнение очень быстро исчезает, и если никогда не подвергается сомнению предрассудок". (Т.Браун).

 

"Перейти от исторической правды к категории, совершенно от­личной от истины, и претендовать на модификацию всех метафизических и моральных понятий... Это страшный широкий ров, через который мне не удается перебраться...". (Лессинг).

 

"Если бы Бог держал в правой руке всю истину, а в левой — единственно изменчивую надежду на истину и предложил бы мне выбирать, я бы смиренно преклонил колена перед его левой рукой и сказал: Господи, дай мне это! полная истина доступна только Тебе!". (Лессинг).

 

"Вера и сомнение влияют на познаватель­ную способность... Истина и неистина — инструменты интеллекта... Наше знание фрагментарно, и все резоны заключаются либо в вере в истину, либо в вере в неправду и сомнениях в истине". "Эта вера... выше всех систем... Неприятие истины и легковерная склонность к иллюзиям — сопутствующие симптомы, как озноб и жар при лихорадке... Что такое истина? Ветер, который дует, но не знает, откуда и куда? Дух, который мир не в состоянии принять, ибо не знает его". (И.Гаман).

 

"Исти­на, действительность, чувственность тождественны. Только чувствен­ная сущность есть истинная, действительная сущность". (Л.Фейербах).

 

"... не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным, исследование истины са­мо должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая ис­тина...". (К.Маркс).

 

"Научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании повседневного опыта, которым улавливает лишь обманчивую видимость вещей". (К.Маркс).

 

"... именно в том и состояло истинное значение и революционный характер гегелевской фи­лософии..., что она раз и навсегда разделалась со всяким представ­лением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собранных готовых догматических положений, кот­орые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь зак­лючалась в самом процессе познания, в длительном историческом раз­витии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, най­дя некоторую так называемую абсолютную истину, уже не могла бы пой­ти дальше и где ей не оставалось бы ничего больше, как сложа руки с изумлением созерцать эту добытую абсолютную истину. И так обстоит дело не только в философии, но и во всяком другом познании, а равно и в области практического действия". (Ф.Энгельс).

 

"Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущи­мся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области... Как только мы станем применять противоположность истины и заблуждения вне границ выше­указанной узкой области, так эта противоположность сделает­ся относительной и, следовательно, негодной для точного научного способа выражения. А если мы попытаемся применить эту противополож­ность вне пределов указанной области как абсолютную, то мы уже совсем потерпим фиаско: оба полюса противоположности превратятся каж­дый в свою противоположность, т.е. истина станет заблуждением, а заблуждение — истиной". (Ф.Энгельс).

 

"... абсолютная истина состоит в прямой или непрямой связи с... интуицией". (А.Шопенгауэр).

 

"Геометрические аксиомы — не синтетические априорные суждения и не экспериментальные факты. Они суть конвенции, наш выбор осуще­ствляется из всех возможных соглашений. Ведомый экспериментальными данными, этот выбор все же остается свободным от сковывающей необ­ходимости избегать какого бы то ни было противоречия. Так постулаты могут оставаться строго истинными даже тогда, когда эксперименталь­ные законы, определившие наш выбор, являются не более чем приблизительными. Другими словами, геометрические аксиомы (не говоря об арифметических) есть не что иное, как замаскированные дефиниции. Так что же следует ответить на вопрос об истинности Евклидовой ге­ометрии? Вопрос лишен смысла... Одна геометрия не может быть более истинной, чем другая; более удобной — да, может". (А.Пуанкаре).

 

"Истинность физической теории не устанавливается по принципу: "орел или решка". (А.Пуанкаре).

 

       "Идеи, являясь частью нашего опыта, становятся истинными постольку, поскольку помо­гают установить связь с другими частями опыта, усвоить его посред­ством концептуальных схем... идея истинна, если оперирует с уверенностью, упрощая и экономя наши усилия". (У.Джеймс).

 

«... в вопросе об истине решительно прагматисты, а не рационалисты являются настоящими защитниками рациональности мира». (У.Джеймс).

 

"Именно жизнь есть крите­рий наших суждений об истине, а не логическая согласованность рас­судка. Если моя вера ведет меня к росту, жизненному творчеству, то кому и зачем нужны доказательства моей веры? Если математика слу­жит убийствам, то, значит, она становится ложью. Если вы после дол­гого пути почувствуете смертельную жажду и увидите чудо-мираж, то, что мы называем водой, то вы броситесь к ней и почувствуете себя рожденными заново, если вы утолите жажду. Мираж был истиной, а истина — водой. Истина — все то, что заставляет так или иначе действо­вать". (М.де Унамуно).

 

"В идеях-изобретениях заключены наиболее строгие научные истины, можно сказать, мы создаем их, утверждаем, обсуждаем — это наши творения". (Ортега-и-Гассет).

 

"Не может быть истины для одного и истины для другого". (Ортега-и-Гассет).

 

"Что истинно, то абсолютно, истинно "само по себе"; истина тож­дественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги". (Э.Гуссерль).

 

"Мы постигаем истину не как эмпирическое содержание, которое обнаруживается и снова исчезает в потоке психических переживаний; она не является феноменом среди феноменов, но она является переживанием в ином смысле — в каком переживанием будет общее, идея". (Э.Гуссерль).

 

"Очевидность... есть не что иное, как "переживание" истины. Истина... переживается только в том смысле, в каком вообще может быть пережито идеальное в реальном акте... То, о чем судят как об очевидном, не только обсуждается (то есть мыслит­ся в суждении, высказывании, утверждении), но и присутствует в са­мом переживании суждения... Переживание совпадения мыслимого с при­сутствующим, пережитым, которое мыслится — между пережитым смыслом высказывания и пережитым соотношением вещей, есть очевидность, а идея этого совпадения — истина". (Э.Гуссерль).

 

Истина не находится "где-то в пустом пространстве, а есть единство значения в надвременном царстве истины. Она принадле­жит к области абсолютно обязательного, куда мы относим все, обязательность чего для нас достоверна или, по меньшей мере, представляет обоснованную догадку, а также и весь смутный для нашего представле­ния круг косвенных и неопределенных догадок о существовании, стало быть, круг всего того, что обязательно, хотя мы этого еще не позна­ли и, может быть, никогда не познаем". (Э.Гуссерль).

 

"Алетейя попадает в упряжку идеи... существо истины утрачивает непотаенность как свою основную черту... истина превращается в правильность восприятия и высказывания". (М.Хайдеггер).

 

Герменевтическое свершение истины есть "дея­ние самого дела". (Г.Гадамер).

 

"Всякое человеческое отношение, идет ли речь о познании или действии, об искусстве или личных связях, об историческом познании или философской медитации, всегда имеет характер интерпретации. Этого не могло бы быть, если бы не сам характер отношения бытия с тем, что внутри него, — с человеком. Именно в нем обнаруживается родовая солидарность бытия с истиной. В истине нет ничего, кроме интерпретации, а интерпретация всегда толкует об ис­тине". (Л.Парейсон).

 

Задача философии — "бросить вызов полуправде, образующей научные первопринципы". (Уайтхед).

 

"... растущее у пролетариата понимание сути общества, в котором отражается длительная борьба буржуазии со смертью, говорит о постоянном росте его власти. Для пролетариата истина есть орудие победы, и оно тем сильнее, чем менее он обреме­нен предрассудками". (Д.Лукач).

 

"Нет абсолютной истины, а есть лишь последняя реальность...". (М.Хоркхаймер).

"Готовность отказаться от всех форм присвоения, чтобы "быть" до конца. Надежность, чувство подлинности и доверие основаны на принятии всего — потребностей, интересов, любви, солидар­ности с окружающим миром, вместо суетного желания иметь, контролировать мир, быть рабом собственных интересов... Развитие способности любить и критически мыслить, принять собственную фантазию, которая не есть бегство от невыносимых обстоятельств, а скорее предвосхищение конкретных возможностей преодоления обстоятельств... Осознание того, что зло деструктивно и проистекает из поражения, невозможности даль­нейшего роста". (Ю.Хабермас).

 

Только находя истину в бессо­знательном дискурсе, субъект способен "восстановить свою экзистенцию в историческим пространстве. Если психоаналитик и ведет куда-то, то к дешифровке, предполагая наличие логики в бессознательном". (Ж.Лакан).

 

"... для понимания высказывания мы должны обладать способностью точно указывать те конкретные обстоятельства, при которых это высказыва­ние было бы истинным, и те конкретные обстоятельства, при которых оно было бы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.231 с.)