III . Эмоции, воля, воображение, интуиция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Эмоции, воля, воображение, интуиция



 

 

"Никто не может стать хорошим поэтом без воспламенения души и какого-то порыва безумия". (Демокрит).

 

"Такое ты (любовь — СХ) людям благо и зло приносишь, что видишься нам двуликой". (Крантор).

 

"Некоторые люди имеют обыкновение излагать свою теорию с самым мрачным видом, от чего их утверждения приобретают особый вес, но сами того не желая, они довольно часто выглядят смешными. Я же по натуре создан для того, чтобы облегчать тяжкий труд научной работы, излагая его в непринужденной выразительной манере". (И.Кеплер).

 

"Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти... страсти пятнают и портят разум". (Ф.Бэкон).

 

Интуитивное познание имеет место тогда, когда "ум воспринимает соответствие или несоответствие идей непосредственно через них самих, без вме­шательства каких-нибудь других идей". (Дж.Локк).

 

"Помимо бесконечного многообразия идей или объектов познания существует еще нечто познающее или воспринимаю­щее эти идеи и оказывающее на них различные воздействия, — это желание, воображение, воспоминание и т.п." (Дж.Беркли).

 

"Те, кто не знает истины вещей, стараются придерживаться достоверного: раз они не могут удовлетворить интеллект знанием, пусть, по крайней мере, воля опирается на сознание". (Дж. Вико).

 

"Любовь к учению — единственная среди наших страстей, имеющая, так сказать, вечный характер". (Монтескье).

 

"... лишь страсти, и страсти сильные, могут возвысить дух для великих дел. Без страстей не будет больше ничего возвышенного ни в обычаях, ни в делах и тво­рениях; искусства пойдут вспять к неискушенности, а добродетель ста­нет педантичной... Поставить себе целью подавление страстей — верх безумия". (Д.Дидро).

 

"Из стремления рождаются страсти, любовь, ненависть, надежда, страх, воля. Все это, еще раз не что иное, как видоизмененное ощущение"; "наши знания и наши страсти являются результатом удовольствия и боли, сопровождающих впечатления от чувств". (Кондильяк).

 

"Разрушьте в человеке воодушевляющую его страсть, и в тот же миг вы лишите его света разума... Полное отсутствие страстей вызвало бы у нас полное отупение". (Гельвеций).

 

Страсти — "тот небесный огонь, ко­торый оживляет мир нравственности, а именно с ним душа возвышает­ся, а науки и искусства делают свои открытия". (Гельвеций).

 

Страсти нельзя считать "просто сумасбродством": "Возвышенная добродетель и просвещен­ная мудрость — тоже плоды такого сумасбродства". (Гельвеций).

 

"... никакое суждение не может подтолкнуть к действию, если этому не предшествует желание определенной цели". (Ф.Хатчесон).

 

"Что заменило Гомеру незнание правил искусст­ва...? Гений — вот ответ. Невежда Сократ имел гений, стоивший целой науки... египетской и греческой мудрости... Пустой интеллект Сократа стал плодоносным, как лоно девы Непорочной". (И.Гаман).

 

"... Интеллектуальная интуиция, с которой мы начали, невозможна без чувственной интуиции, а эта последняя невозможна без чувства;... Я не может быть для себя без того, чтобы быть чем-то, а это возможно лишь в мире чувственном. Но также невозможно быть для себя без того, чтобы быть Я, и это Я — только для мира интелли­гибельного, который дан посредством интеллектуальной интуиции... Наше существование в интеллигибельном мире — моральный закон, наше существование в мире чувственном — реальное действие; момент един­ства двух миров — свобода, абсолютная власть — определять второе через первое". (Г.Фихте).

 

Интуиция, "которая абсолютно идеальна, как и абсолютно реальна, и вообще вне ее может быть только реальность, чувственно обусловленная". (Ф.В.Й.Шеллинг).

 

"Я называю Разу­мом Разум абсолютный, поскольку он мыслим как всеобщая неразличи­мость объективного и субъективного. В природе самой философии элиминировать начисто все, что идет одно за другим. Различие любой при­роды доступно лишь воображению: продуктивное воображение как транс­цендентальная способность вмонтировано в мышление так, что оно видит  вещи, поскольку последние выражают абсолютный разум". (Ф.В.Й.Шеллинг).

 

"... даже чисто научное, философское творчество, которое расцветает лишь при полном господстве разума, представляет собой в то же время эк­стаз, захватывает всего человека, возбуждает живейшее напряжение чувств, требует и вызывает наиболее активное участие личности. Каж­дая истинная мысль как свободный продукт духа есть одновременно на­сквозь проникающая детерминация нашей непосредственной индивидуаль­ности, удар в сердце, потрясение всего нашего бытия". (Л.Фейербах).

 

"... средним членом между высоким и низким, абстрактным и конкретным, всеобщим и особенным в практическом отношении служит любовь, в творческом — юмор, любовь сочетает дух с человеком, а юмор — науку с жизнью. Сама любовь — это юмор, а юмор — любовь". (Л.Фейербах).

 

"Воля есть сущность человека, а интел­лект — ее проявление". (А.Шопенгауэр).

 

"Воля там, где ее озаряет познание, — всегда знает, чего она хочет теперь, чего она хочет здесь, но никогда не знает, чего она хочет вообще; каждый от­дельный акт имеет цель, но общее воление ее не имеет. Единственное самопознание воли в целом — это представление в целом, весь созер­цаемый мир. Он — ее объективность, ее откровение, ее зеркало". (А.Шопенгауэр).

 

       "... редко встречается соединение подлинной гениальности с преобладающей разумно­стью: напротив, гениальные индивиды часто подвержены сильным аффектам и действию неразумных страстей... Гениальность и безумие имеют точку соприкосновения, в которой они близки друг другу и даже пере­ходят друг в друга". (А.Шопенгауэр).

 

"То, что остается после полного устранения воли для всех тех, кто еще преисполнен ею, в самом деле, ничто. Но и наоборот: для тех, чья воля обратилась и пришла к отри­цанию себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями — ничто". (А.Шопегауэр).

 

Физик, "отказавшийся от одной из своих гипо­тез, должен плясать от радости, как если бы он совершил неожиданное открытие". (А.Пуанкаре).

 

Познавательная деятельность может вызывать печаль от «непостижимости сложности и совершенства природы». (А.Бергсон).

 

По признанию Г.А.Лоренца, ему пришлось пережить огромное сожаление в связи с тем, что он «не умер пять лет тому назад, когда этих противоречий (в физической теории начала ХХ в. – C.Х.) не было»

 

"Благодаря слову чувства выходят из сумеречной зоны души на яркий свет созерцающего духа. В этом познавательном процессе невозможно интуицию отделить от экспрессии. Одна является в то же мгновение, что и другая, и вот уже их две, но одна...". (Б.Кроче).

 

"Нет выраженного восхищения — нет интуиции". (Б.Кроче).

 

"... художественная интуиция дана всем". (Б.Кроче).

 

"С помощью интуиции трепетное дыхание одного становится пульсом жизни всего, универсум пред­стает в индивидуальной форме, а последняя — в облике универсума". (Б.Кроче).

 

"Нельзя познать то, что не стало желанным". (М. де Унамуно).

 

"Треугольник и Гамлет имеют одну и ту же родословную. Они — дети безумной семьи", т.е. фантазии. (Ортега-и-Гассет).

 

"... мы чувствуем, что божественно сотворенные воля и мысль слишком полны в себе, полны в безмерности собственной реа­льности, чтобы нести даже намек на идею нехватки порядка или нех­ватки бытия. Вообразить возможность абсолютного беспорядка, а еще более, повод для небытия, было бы для таких воли и мысли все равно, что сказать себе, будто они могли бы вовсе не существовать, и это было бы слабостью несовместимой с их природой, которая есть сила... Это — не что-то большее, а что-то меньшее; это — дефицит воли". (А.Бергсон).

 

"Именно вглубь ведет нас интуиция, то есть инстинкт, ставший незаинтересованным, осознающим самого себя, способным размыш­лять над своим предметом и безгранично расширять его". (А.Бергсон).

 

Н.Винер считал себя счастливым человеком, потому что ему не пришлось «долгие годы быть одним из винтиков современной научной фабрики; делать, что приказано, работать над задачами указанными начальством».

 

«... иногда научное исследование представляют себе как однообразную, чисто логическую работу. На самом деле оно так же, как литература и искусство, сильно зависит от вдохновения и степени оригинальности личности». (Л. Поллинг).

 

Нил Сорский различал пять стадий формирования страстей: 1) "прилог", или первоначальное впечатление, 2) "съчетание", или возник­новение заинтересованности,
3) "сложение" — начало стремления, 4) "пленение" — подчинение внедрившемуся в сознание образу, и 5) "страсть". Средством противоборства против страстей Сорский считал: "держати дыхание", "молчати", "воздыхати", "утомляти" тело "постом и бдением и деланием трудным".

 

"Страсти суть ветры, с помощью коих плавает корабль наш, который своим кормчим имеет рассудок, правящий разумом. Когда же нет ветру, то корабль плыть не может; а когда кормчий неискусен, то корабль погибает". (Н.И.Новиков).

 

"Фантазии, образы, представления, которыми ста­рается человек выразить свою заповедную мысль, улетучиваются, и мысль мало-помалу находит тот глагол, который ей принадлежит". (А.И.Герцен).

 

"Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтою и жизнью, тогда все обстоит благополучно". (Д.И.Писарев).

 

"Бесстрастие в познании, рекомен­дованное Спинозой, мне всегда казалось искусственной выдумкой, и оно не применимо к самому Спинозе". (Н.А.Бердяев).

 

"Философия есть любовь к муд­рости, любовь же есть эмоциональное страстное состояние. Источник философского познания — целостная жизнь духа, духовный опыт. Все остальное лишь второстепенное подспорье. Страдание, радость, траги­ческий конфликт — источник познания".   (Н.А.Бердяев).

 

Фантазия "чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисле­ний невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности". (В.И.Ленин).

 

В познании, в «интеллигибельном мире … возможна причинность особого рода – «через свободу», которая только и делает человека моральным существом». (П.В.Алексеев, А.В.Панин).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.015 с.)