XVII . Пределы, границы познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XVII . Пределы, границы познания



 

 

"Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)". (Демокрит).

 

"О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни". (Протагор).

 

"... мы не можем знать мировых отношений". (Сенека).

 

"Не все ли равно для меня, из атомов или гомеомерий, из огня или земли материя Вселенной? Не довольно ли знать сущность добра и зла, меру любви, ненависти, влечения и отвращения и, пользуясь этим как мери­лом, устроить свою жизнь". (Эпиктет).

 

"... наши потомки не увидят ничего нового". (Марк Аврелий).

 

"… неизменный поря­док природы... известен единому Творцу". (Боэций).

 

"Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия". (Тертуллиан).

 

«... природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». (Л. да Винчи).

 

"Меня желанье вечное томит:

Чем больше познаю, тем меньше знаю".

(Т.Кампанелла).

 

"... все, что мы способны понять, мы понимаем лишь как конечное". (Т.Гоббс).

 

П.Гассенди допускает сверхъестественные явления, "непреложная истинность которых утверждается верой, но познание которых недоступно ни непосредственному восприя­тию, ни философским размышлениям".

 

"... ни одна наука не исчерпает своего предмета". Человекнеспособен "ни к объемлющему познанию, ни к полному неведению". (Б.Паскаль).

 

Человек "улавливает лишь видимость явлений,... не способен познать ни их начало, ни их конец". (Б.Паскаль).

 

"... возникновение животных остается так же необъяснимо, как и возникновение мира". (Г.В.Лейбниц).

 

"... мы своими силами не можем ничего знать о секретах Создателя". (Вольтер).

 

"Природа души и человека, и животных есть и навсегда останется такой же непознанной, как и природа материи и тел. Скажу больше: душа, абстрактно отделенная от тела, подобна материи, рассматриваемой без учета всякой формы; ее невозможно воспри­нять". (Ламетри).

 

"... все, что нам известно, — это объекты, называемые вещами". (Кондильяк).

 

Даже "наиболее мудрый и наиболее образованный человек не может понять дел Бога, методов и планов Его промысла в создании мира и в управлении им. Творение абсолютно и целиком за пределами наших максимальных способностей". (Д.Батлер).

«... определить границы рационального применения нашей познавательной способности мы можем, но определить границы в эмпирической области невозможно». (И.Кант).

"... Лишь иногда переносит человек божественную полноту". (Ф.Гельдерлин).

 

"Существует вне нас некое множество существ, о подлинной и простой природе которых нам не дано знать, но о внутренних и внешних усло­виях которых можно вполне иметь сумму знаний. Последние можно беско­нечно умножать". (А.Транделенбург).

 

       На позитивной стадии «человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источник и судьба Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждение с наблюдением, их действующие законы, то есть неизменные связи последовательности и сходства». (О.Конт).

 

"Лучше кого бы то ни было ученый знает, что бытие непознаваемо в его последней сущности". (Г.Спенсер).

 

Когда дух науки "дойдет до своих границ и его притязание на универсальное значение будет опровергнуто указа­нием на наличность этих границ, можно будет надеяться на возрождение трагедии". (Ф.Ницше).

 

"Всякое познание вырастает из внутреннего опыта и не может выйти за его пределы; он — исходная точка для логики и теории познания. Мы представляем и осмысливаем мир лишь постольку, поскольку он переживается нами, становится нашим непосредственным переживанием". (В.Дильтей).

 

«... субъективность как субъективность неконцептуализируема». (Ж.Маритен).

 

"Нет ничего вне реальности мышления". (Д.Джентиле).

 

Позиция Унамуно — "я никогда не узнаю, но хочу знать. Хо­чу,  и все тут!". (М. де Унамуно).

 

"Сказать, что человеку свойственно ошибаться, значит сказать, что собственные границы ему не ве­домы, что есть слабость изначальная, откуда и берет начало зло". (П.Рикер).

 

"... существует невысказываемое. Оно показывает себя, это — мистическое...". (Л.Витгенштейн).

 

"... существование не есть чувственное качество, и мы не имеем никакого чувственного органа его восприятия. Стало быть, существование не постигается чувственным путем; "существование как таковое ускользает от разума" как дедуктивно ориентированного. (Жильсон).

 

       "Предел, делающий "ложным" буржуазное сознание, объективен: это сама классовая ситуация". (Д.Лукач).

 

"Как в биологии, так и в науке вообще мы сталки­ваемся с эволюционным процессом, развитие которого очевидно при со­поставлении с примитивной стадией. Но кто знает, какова цель такого развития?..." (Т.Кун).

 

Н.Решер пытается анализировать не то, "чего наука не смогла дос­тичь, а то, чего в принципе достичь нельзя".

 

"Мы совершенно не касаемся воображаемой делимости материи до бесконечности, так как считаем возможным, не опасаясь ошибок, обходиться без нее в физи­ке". (М.В.Ломоносов).

 

"Философы рассуждают о свойствах и делах Божиих, а мне думается, что это они предпринима­ют излишнее и не сходное с силами их разума дело". (Я.П.Козельский).

 

"Путь геометрии совершенствуется; это прекрасно; но ровно ничего несогласного с Эвклидом в ней не только теперь, но и никогда не будет. Но те дикие фантазии Гаусса во вкусе Канта — это, по-види­мому, общие фантазии всех авторитетных математиков нашего времени". (Н.Г.Чернышевский).

 

"Философы всех времен и народов сберегли бы много труда и времени и во многих случаях избавили бы своих усерд­ных почитателей от бесплодных усилий понять несуществующее, если бы не выходили в своих исследованиях из круга предметов, доступных непосредственному наблюдению". (Д.И.Писарев).

 

Человек занимает в мире особое место. Он погружен в относительное бытие, но"сознанием он возвышается к абсолютному". (А.И.Введенский).

 

"Что вне нас и независимо от нас что-нибудь существует, — этого знать мы не можем, потому что все, что мы знаем (реально), т.е. все, что мы ис­пытываем, существует в нас, а не вне нас (как наши ощущения и наши мысли); то же, что не в нас, а в себе самом, то тем самым находится за пределами нашего опыта и, следовательно, нашего действительного знания и может, таким образом, утверждаться лишь перехватывающим за пределы этой нашей действительности актом духа, который и назы­вается верой". (В.С.Соловьев).

 

"Снимает ли познание тайну, уничтожает ли ее? Я не думаю. Тайна всегда остается, она лишь углубляется от познания. Познание уничтожает лжетайны, вызванные незнанием. Но есть тайна, перед которой мы останавливаемся именно от глубины познания. Бог есть Тайна, и познание Бога есть приобщение к Тайне, которая от этого становится еще более таинственной... Рациональное богопознание есть ложное богопознание, потому что оно снижает Тайну, отрицает Тайну Бога". (Н.А.Бердяев).

 

"Чем больше приобретаем положительных знаний, тем дальше мы от тайн жизни. Чем больше совершенствуется механизм нашего мышления, тем трудней становится нам подойти к истокам бытия. Знания отягчают нас и связывают, а совершенное мышление превращает нас в безвольные, покорные существа, умеющие искать, видеть и ценить в жизни только "порядок" и установ­ленные "порядком" законы и нормы. Вместо древних пророков, говорив­ших как власть имеющие, нашими учителями и руководителями являются ученые, полагающие высшую добродетель в послушании не ими созданной и никого и ничего не слушающей необходимости". (Л.И.Шестов).

 

"Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого. Изображение движения мыс­лью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения...". (В.И.Ленин).

 

 

XVIII. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

 

"... вместо того, чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо?" (Мэн-цзы).

 

"... ничто не есть само по себе, но все всегда возникает в связи с чем-то". (Протагор).

 

"... ни одна вещь не возникает беспри­чинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необ­ходимости". (Стоики).

 

"... при обсуждении следует больше придавать значения силе доказательства, чем авторитету"; "желающим научиться авторитет учителя приносит даже вред, потому что они перестают сами рассуждать и считают бесспорными только суждения того лица, которого они почитают". (Цицерон).

 

"... перестань, лишь одной новизны устрашаясь,

Наше ученье умом отвергать, а сначала сужденьем

Острым исследуй его и взвесь; и, коль прав окажусь я,

Сдайся, а если неправ, то восстань и его опровергни".

(Лукреций).

 

"В особь любую вглядись по отдельности в каждой породе... "

(Лукреций).

 

"Во имя истины нужно действовать проще, против страха — мужественней". (Сенека).

 

"...взрослому человеку и сделавшему успехи стыдно срывать цветочки изречений, опираясь, как на посох, на немногие расхожие мысли, и жить заученным на память... Стыдно старому или пожилому набираться мудрости из учебника... Изреки что-нибудь от себя". (Сенека).

 

"... все прилежание употребить на исправление ума нашего". (Эпиктет).

 

Серьёзного отношения заслуживает «праведное помышление, общеполезная деятельность, речь, неспособная ко лжи, и душевное настроение, с радостью приемлющее всё происходящее как необходимое, как предусмотренное, как проистекающее из общего начала и источника». (Марк Аврелий).

 

"Знайте, что Дух ничем так не погашается, как сует­ными беседами". "Всякий желающий быть истинно-духовным подвижни­ком должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтобы быть телом и сердцем, и умом вне смя­тения и круговращения людского, ибо где люди, там и смятение". (Антоний).

 

"... никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться всех доктрин...". (П.делла Мирандола).

 

"... целое определяет меру части". (Николай Кузанский).

 

 

"Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположности, предварительно найдя точку объединения". (Д.Бруно).

 

"... познание причин и скрытых сил вещей и расширение власти человека над природою, покуда все станет... возможным". (Ф.Бэкон).

 

"Не следует допускать, чтобы разум перескакивал" к самым общим аксиомам. (Ф.Бэкон).

 

Необходимо допускать "существование поряд­ка даже среди тех предметов, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". (Р.Декарт).

 

«... атом — это нечто невидимое». (П.Гассенди).

 

"... невозможно познание частей без познания целого, равно как познание целого без досконального знания всех частей". (Б.Паскаль).

 

В повседневной жизни "мы многое делаем на основании предположения"; "нам приходится следовать тому, что наиболее вероятно". Человек "умер бы от голода и жажды, если бы не захотел пить и есть до тех пор, пока у него не было бы совершенного доказательства того, что пища и питье пойдут ему на пользу". (Б.Спиноза).

 

Следует избегать ошибок, в результате которых смешивается "универсальное с единичным и вещи лишь мыслимые или сущности абст­рактные — с реальными существами". (Б.Спиноза).

 

"... не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и клясть их, а познавать". (Б.Спиноза).

 

       "Не должно требовать в природе других причин, сверх тех, которые истинны и достаточны для объяснения явлений" (ср. "бритва Оккама"). (И.Ньютон).

 

"Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления". (Дж.Беркли).

 

"Все заключения о фактах основаны, по-видимому, на отношении причины и действия". (Д.Юм).

 

Люди "должны удовлетвориться привычкой как самым последним принципом всех наших заключений из опыта, какой мы только можем указать". (Д.Юм).

 

"Ничто не вытекает само собой из накопленной эрудиции". (Д.Вико).

 

"Ищите в природе и в своих собственных силах те средства и ту помощь, которых вам никог­да не дадут глухие божества... изучайте природу и цели общества — и вы больше не будете рабом; проверяйте все опытом — и вы найдете истину и признаете, что заблуждение никогда не сделает вас счаст­ливым". (П.Гольбах).

 

"1). Если знание некоторых истин заповедано Богом, если знание дру­гих истин полезно для общества, если незнание опасно для нас, тог­да мы имеем право знать любую истину, мыслить свободно...; 2). Как в ручных ремеслах, только путем проб, сравнений и опыта, мы постигаем, что является лучшим и совершенным, так в науках совершенства можно достичь только через свободомыслие; 3). Если лю­ди или пренебрегают мышлением, или позволяют убедить себя, что они не имеют права свободно мыслить, они не только не смогут достичь совершенства в науках, они дойдут до самого большого абсурда, какой только можно себе представить, как в принципе, так и в практике". (А.Коллинз).

 

"Вероятная очевидность... предлагает только несовершенную форму информации для существ с ограниченными способностями. Для безграничного разума нет ничего вероятного, все ясно и определен­но, но для нас вероятность — эффективный проводник в жизни". (Д.Батлер).

"... без свободной иронии дух никогда не освободится". (Шефтсбери).

 

"Язык людей выражает их мысли и разнообразные ум­ственные операции. Различные операции ума, воли и страстей, общие для всех людей, имеют разные формы языкового выражения, соответствующие средствам языка, на котором они выражены". (Д.Стюарт).

"Я рав­но не-Я — высший тезис любой науки". (Новалис).

 

"Все сказка, все сон". (Новалис).

 

"Понимать речь сперва так же хорошо, а потом и лучше, чем ее автор". (Ф.Шлейермахер).

       "Нельзя же ради того, чтобы познать достоинство человека, ставить на карту самое его сущее". (Шиллер).

 

"Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лица всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". (И.Кант).

 

«Всякое конечное выступает как отрицание себя самого. Вот почему диалектика — это движущая сила научного развер­тывания мысли и тот единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, так что в нем заложена подлинная, а не кажущаяся способность подняться над конечным...». (Г.В.Ф.Гегель).

 

"... диалектический процесс уже заложен и во всякой другой форме сознания, и в обобщенном опыте. Все, что нас окружает, может быть осмыслено как пример диалектики". (Г.В.Ф.Гегель).

 

       «… Подлинная философская критика … не только вскрывает … противоречия как реально существующие, но и объясняет их; она постигает их генезис, их необходимость. Она их постигает в их специфическом значении. Это понимание состоит, однако, не в том, чтобы как это представляет себе Гегель, везде находить определения логического понятия, а в том, чтобы постигать специфическую логику специфического предмета». (К.Маркс).

 

"... поменьше расплывчатых рассуждений, громких фраз, само­довольства и самолюбования и побольше определенности, побольше вни­мания к конкретной действительности, побольше знания дела". (К.Маркс).

 

"... Мы выступаем перед миром не как доктринеры с готовым новым принципом: тут истина, на колени перед ней! — Мы развиваем миру новые принципы из его же собственных принципов". (К.Маркс).

 

"... в своем рациональном виде диалектика... в позитивное понимание существующего... включает в то же время пони­мание его отрицания". (К.Маркс).

 

"Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней раз­вития, связанных друг с другом таким образом, что одна является от­рицанием другой... Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования...". (К.Маркс).

 

       "С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически после­довательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический про­цесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классичес­кой формы". (К.Маркс).

 

       "... более простая категория исто­рически может существовать ранее более конкретной, но в своем пол­ном интенсивном и экстенсивном развитии она может быть присуща как раз более сложной общественной форме...". (К.Маркс).

 

"Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания". (Ф.Энгельс).

 

Диалектика может быть сведена "к науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мы­шления: два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, а до сих пор большей частью и в человеческой истории — они проклады­вают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектическо­го движения действительного мира. Вместе с этим гегелевская диалек­тика была перевернута, а лучше сказать — вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове". (Ф.Энгельс).

 

"... этот метод (логический — С.Х.), в сущ­ности, является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей". (Ф.Энгельс).

 

"... всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях под­нимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность; заключается в том, что мы находим и констатируем бесконечное в конечном, вечное — в преходящем". (Ф.Энгельс).

 

       "Взаимодействие исключает всякое абсолютно первичное и абсо­лютно вторичное; но вместе с тем оно есть такой двусторонний про­цесс, который по своей природе может рассматриваться с двух различных точек зрения; чтобы его понять как целое, его даже необхо­димо исследовать в отдельности сперва с одной, затем с другой точки зрения, прежде чем можно будет подытожить совокупный результат. Если же мы односторонне придерживаемся одной точки зрения как абсолютной в противоположность другой или если мы произвольно перескакиваем с одной точки зрения на другую, в зависимости от того, что в дан­ный момент требуют наши рассуждения, то мы остаемся в плену односторонности метафизического мышления; от нас ускользает связь целого, и мы запутываемся в одном противоречии за другим... Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать". (Ф.Энгельс).

 

"... диалектика не является диалек­тикой чистого понятия". (А.Транделенбург).

 

"Предложить человеческому существу максимально воз­можную и полную ориентацию развитой во всех отношениях чувственно­сти. Другой научный идеал не только не реализуем, но и не имеет никакого смысла". (Э.Мах).

 

Тот, кому "знаком весь путь развития науки, оценит важность любого нау­чного движения более свободным и корректным образом, чем тот, кто, ограниченный собственным жизненным горизонтом, видит только сегод­няшнее направление науки". (Э.Мах).

 

"... любая гипотеза при первой возможности и как можно чаще должна под­вергаться верификации". (А.Пуанкаре).

 

"... ценность человека не зависит от того, обладает он качествами вождя или нет. И уж, во всяком случае, человека делают отличным ученым и академическим преподавателем не те качества, ко­торые превращают его в вождя в практической жизни или, особенно, в политике... Опасно, если академический преподаватель выступает в аудитории в роли вождя". "Учитель тем лучше выполняет свою задачу, чем добросовестнее избегает внушать слушателям свою позицию, свою точку зрения". (М.Вебер).

"Небольшая книга Лобачевского "Геометрические исследования" отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистическому, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона". (Ч.Пирс).

 

"... кто не выражает или не уме­ет выразить понятие, тот просто не владеет им". "Чтобы проверить иного философа на предмет обладания понятием, достаточно попросить его изобразить свою мысль, скажем, графическими символами. Если в ответ вы услышите отказ с комментариями, что, дескать, мысль так глубока, что не переводима на язык слов и символов, то можно не сомневаться: это типичный самообман. Возможно, блуждающий образ оформится когда-нибудь, но понятия нет как нет. Кому знакомо состояние сильной медитация, знает, как во внутренней борьбе — настоящей агонии... — идет процесс формовки и обжига понятия, но пока оно не выражено, его нет".  (Б.Кроче).

 

"Я не подчиняюсь разуму, я восстаю против него". (М. де Унамуно).

 

"Важно не забывать ошибки, в этом история". (Ортега-и-Гассет).

 

Принцип эвидентности(достоверности, очевидности) — "я не должен выносить суждений или полагать значимость, если они почерпнуты мной не из эвидентнции, не из опытов, в которых существующие вещи и положения вещей присутствуют для меня как они сами". (Э.Гуссерль).

 

"Смысл следует не вносить, а выносить". (Э.Бетти).

Диалектику Рассел называл одной "из самых причудливых фантазий, заимствованных Марксом у Гегеля". (Б.Рассел).

 

"Не ищите смысл, ищите употребление". (Л.Витгенштейн).

 

Необходимо "остерегаться концепта "мысль", потому что он задает интенцию не на познание, а на мышление", как самодостаточную и равно бесконечною и бессодержательную процеду­ру. (Жильсон).

 

В познании действует своеобразный «принцип Винера»: «Когда единственный недостаток доказательства – его необычность, пусть у вас достанет смелости принять его и эту необычайность».

 

Сегодня "сциентизм не обуздывается воинственной религией". Нужны кри­тика и разоблачение разумом того, что называется разумом. Философия в такой ситуации должна сделать все, "чтобы люди смогли услышать голо­са, превращенные тиранией в молчание". (Ю.Хоркхаймер).

 

"Готовность отказаться от всех форм присвоения, чтобы "быть" до конца. Надежность, чувство подлинности и доверие основаны на принятии всего — потребностей, интересов, любви, солидар­ности с окружающим миром, вместо суетного желания иметь, контролировать мир, быть рабом собственных интересов... Развитие способности любить и критически мыслить, принять собственную фантазию, которая не есть бегство от невыносимых обстоятельств, а скорее предвосхищение конкретных возможностей преодоления обстоятельств... Осознание того, что зло деструктивно и проистекает из поражения, невозможности даль­нейшего роста". (Э.Фромм).

 

"... в плане рациональности научное познание характеризуется еще двумя чертами – это доказательность и системность". (К.Г.Юнг).

 

"Хватит копаться в словах и смыслах, важно разобраться в критикуемых теориях, обоснованиях и их ценности". (К.Поппер).

 

"Возможно наибо­лее веским основанием в его пользу можно считать претензию, что но­вая парадигма в состоянии решить проблему, повергшую в кризис старую парадигму. Такая аргументация, если она представлена законным обра­зом, наиболее эффективна". (Т.Кун).

 

Необходимо, "чтобы мы пришли к терминам развивающихся взаимодействий … Вместо неизменного разума, получающего команды от неизменной природы посредством неизменных принципов, мы хотели бы найти изменчивые познавательные отношения между изменяющимся человеком и изменяющейся природой". (С.Тулмин).

 

"... нельзя свертывать вновь возникшую исследователь­скую программу лишь потому, что она не сумела одолеть более сильную программу-соперницу... Пока новая программа не будет реконструиро­вана рациональным образом как прогрессивное самодвижение проблемы, в течение определенного времени она нуждается к поддержке со стороны более сильной и утвердившейся программы-соперницы". (И.Лакатос).

 

Думать, что нашикатегории изначально закреп­лены в уме и передаются от отца к сыну — это "предрассудок, сравни­мый с верой примитивных народов в сверхъестественный источник жизни". (К.Льюис).

 

"... можно сказать, что ни у одного суждения... нет иммунитета от ошибок и корректив". (Куайн).

 

"Для меня есть множество способов бытия мира, и всякое истинное описание схватывает один из них". (М.Уайт).

 

"Будь открыт для контактов, умей выслушивать возражения, поддерживай диалог с оппонентами, уважай их труд". (Н.Решер).

 

"Как следует организовать нашу интеллектуа­льную жизнь и институты, чтобы сделать наши верования, действия, утверждения, философские источники, традиции, обоснованные или нет, открытыми для критики, чтобы избежать максимально большого числа возможных ошибок?" (У.Бартли).

 

"... от иллюзии, что какой-то голос может господствовать над другими, следует заранее отказаться". (Р. Рорти).

 

"Трудитеся разумом, упражняяся в чтении, размышлении, разыскании истины и разум управлять будет вашею волею и страстями". (А.И.Радищев).

 

       “Подобно тому как столкновение сил в природе служит продол­жением этого (божественного — C Х) первого толчка, сообщенного мате­рии, столкновение сознаний также продолжает движение духа”. (П.Я.Чаадаев).

 

"... всякая мысль людей" связана "со всеми человеческими мыслями, предшествующими и последующими". (П.Я.Чаадаев).

 

"Все чувствуют и осознают недостаток общих начал в науках и необходимость знания как чего-то целого, как нау­ки о жизни, о бытии, о сущем в обширном значении этого слова, а не как науки то об этом предмете, то о том". (В.Г.Белинский).

 

"... че­ловек только тогда владеет предметом, когда охватывает его с обеих сторон". (В.Г.Белинский).

 

"Мыслитель не должен успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать, нет ли в предмете, о котором он мыслит, качеств и сил, противоположных тому, что пре­дставляется этим предметом на первый взгляд; таким образом, мысли­тель был принужден обозреть предмет со всех сторон, и истина являлась ему не иначе, как следствием борьбы всевозможных противополож­ных мнений". (Н.Г.Чернышевский).

 

"... изучение личности должно предшествовать изучению общества". (П.Л.Лавров).

 

"... тройное нравственное правило: развивай свое тело и уважай его; развивай свою мысль и уважай ее; развивай в себе силу характера и уважай ее". (П.Л.Лавров).

 

Для понимания социальных явлений и процессов нужно "принимать во внимание цели, подчиняясь которым люди делают свою историю". (Н.К.Михайловский).

 

"Смешно служить такому идеалу, несообразному ни с опытом истории, ни даже со всеми законами и примерами естествознания". (К.Н.Леонтьев).

 

"Нелепо, оставаясь реалистом в геологии, физике, ботанике, внезапно перерождаться на пороге социологии в утилитарного мечтателя". (К.Н.Леонтьев).

 

"Сознать себя во всем и все в себе, вместить полноту истины в реальном, абсолютном союзе со всеми – это конечный религиозный идеал жизни, а не только знания". (С.Н.Трубецкой).

 

Диалектик — "тот, кто опирает свой ум на смысл постигаемой им реальности. Самый ум живет, лишь опираясь на объекти­вный, вне его существующий разум реальности, а без этой опоры мерт­веет и перестает быть умом". (П.А.Флоренский).

 

"... в самой физике конца Х1Х века, несмотря на успехи, чувствовалось исчезновение руководящих начал и несоответствие системы физического знания сложившейся канонически и представлявшейся почти завершенным знанием, с физическим опытом". (П.А.Флоренский).

 

Интуитивизм — это "учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внеш­него мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как существующий неза­висимо от акта познания". (Н.О.Лосский).

 

"... в строении сознания и знания нужно стро­го разграничивать две стороны — субъективную и объективную". (Н.О.Лосский).

 

Отношение между "я и предметом " "сохраняется в строении сознания: оно состоит в том, что наблюдающий субъект и наблюдаемый предмет внешнего мира присоединены друг к другу, несмотря на то, что они суть независимые друг от друга части мира. Такую связь можно назвать словом "координация". Чтобы подчеркнуть, что она есть условие поз­наваемости мира, назовем ее гносеологическою координацией". (Н.О.Лосский).

 

"Мысль убеждается в том, что "диалектика" не "иллюзия" и не "сумасшествие", а подлинное состояние самого предмета, что она не "придумана" субъектом, а открылась в объекте; что она совершается в объекте и тогда, когда субъект о ней не подозревает; — словом, что диалектика есть объективное обстояние". (И.А.Ильин).

 

"Диалектичес­кое изменение понятия бесплодно "доказывать", его необходимо пока­зать умственному оку. Диалектику не стоит "опровергать", необходимо интуитивно узреть ее, а затем аналитически вскрыть познающий акт и познаваемый предмет". (И.А.Ильин).

 

Диалектика, как "метод познаваемого объекта", “в процессе познания наполняет собой и душу познающего субъекта, овладевает ею, осуществляет себя и в ней, и в результате становится методом как объекта, так и субъекта. В познании душа человека начи­нает жить "диалектически" лишь потому, что так живет предмет; лишь постольку, поскольку сам предмет так живет... Можно было бы сказать, что душа получает от предмета "диалектическую инфекцию"”. (И.А.Ильин).

 

"Таким образом, диалектика не есть ни формальная логика, ни феноменология, ни мета­физика, ни эмпирическая наука. Но она лежит в основе всякого и вся­ческого разумного отношения к жизни". (А.Ф.Лосев).

 

Причинность является "основным принципом, организующим на­чалом системы мышления". (А.А.Богданов).

 

"Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техни­ки". "В логике история мысли должна в общем и целом, совпадать с законами мышления". (В.И.Ленин).

 

"Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы... не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, — самое важное, — чтобы подойти к... вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной историчес­кой связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как извест­ное явление в истории возникло какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". (В.И.Ленин).

 

"... категории надо вывести (а не произвольно или механически взять) (не "рассказывая", не "уверяя", а доказывая...)". (В.И.Ленин).

 

"... Человечес­кие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, "искусство оперировать с ними" (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимоперехо­дов". (В.И.Ленин).

 

"Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гиб­кость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гиб­кость, примененная объективно, т.е. отражающая всесторонность ма­териального процесса и единство его, есть диалектика, есть правиль­ное отражение вечного развития мира". (В.И.Ленин).

 

“Культура спора, культура дискуссии, имевшая своей целью выяснение объективной, каж­дый раз конкретной истины (а другой истины ведь и не бывает), — это очень трудноусваиваемая культура. Она предполагает умение взглянуть на вещи с противоположной точки зрения, привычку опрашивать себя: "А что, если предположить обратное?". Нужно уметь спорить грамотно с другими. Но это лишь подход, начало, основание еще более ценного умения — умения спорить с самим собой”. "Умение постоянно полемизировать с самим собой —... является признаком высшей —диалектической — культуры ума". (Э.В.Ильенков).

 

"... чем "абсолютнее", чем "безусловнее" и "самоочевиднее" та или другая "абстрактная истина", тем более серьезного подвоха надо ждать с ее стороны...". (Э.В.Ильенков).

 

"... только полностью — конкретно — распутав этот клубок переплетающихся между собой противоречий, вы имеете право сказать, что осмыслили его научно, на уровне современной культуры научного мышления, — поняли его". (Э.В.Ильенков).

 

К критериям научности могут быть также отнесены: "простота, красота, эвристичность, конструктивность, логическое единство, когерентная обоснованность, оптимальность … прагматичность". (В.В.Ильин).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.222 с.)