XX . Ценности и познание, наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XX . Ценности и познание, наука



 

 

"... благородный муж" (цзюнь-цзы) боится трех вещей: "веления Неба, великих людей и слов совершенномудрых. Низкий человек не знает веления Неба..., оставляет без внимания слова муд­рого человека". (Конфуций).

 

Разномыслие недопустимо, оно должно быть ликвидировано: "безжалостно убивать" тех, кто, "хотя и обладает талантами, но в своих поступках идет наперекор времени". (Сюнь-цзы).

 

"Чистота мысли, слова и действия". (Заратуштра).

 

"Благая мысль, благие слова, благие дела". (Заратуштра).

 

"Напи­санное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше гробниц на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме". (Др. Египет, стихотворение "Прославление писцов").

 

"Быстрее всего ум, потому что он все обегает". (Фалес).

 

 "Мудрее всего время, потому что оно все открывает". (Фалес).

 

"Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей". (Фалес).

 

Счастье заключается в умении "говорить правду и действовать согласно при­роде, к ней прислушиваясь". (Гераклит).

 

Делать добро нужно, лишь зная, в чем оно состоит. Зло — результат незнания доброго. (Сократ).

 

"Тому, кто хочет стать добродетельным человеком, следует укреплять тело гимнастическими упражнениями, а душу — образованием и воспитанием". (Антисфен).

 

"... нужно или приобрести разум, или надеть петлю на шею". (Антисфен).

 

Он же утверждал, что "судьбе он противопоставляет отвагу, закону — природу, страстям — разум". (Диоген Синопский).

 

По сообщению Цицерона, Менедем и его сторонники думали, что "благо находится в разуме и в остроте ума, при помощи которой познавалась истина".

 

"... самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими". (Платон).

 

"... из того многого, что приносит мудрость для счастья, главный дар — дружба". (Эпикур).

 

Жизнь делает "сладкой" только "трезвое рассуждение, иссле­дующее причины всякого нашего предпочтения и избегания и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в душе". (Эпикур).

«Наука (включая философию — СХ) только тогда имеют смысл, если благодаря им граждане становятся лучше, счастливее и полезнее своему отечеству». (Цицерон).

 

«... никто из глупцов не может быть счастливым, нет мудреца, который был бы несчастен». (Цицерон).

 

"Жить — дело не такое уж важное... важнее умереть честно, мудро и храбро". (Сенека).

 

"... придерживающийся добро­детели, подобен неоскудеваемому источнику, который имеет в себе чистую, сладкую, вкусную, здоровую, ко всему полезную, довольную, невредительную и неиспорченную воду". (Эпиктет).

 

"... каждый живет лишь... ничтожно малым моментом". (Марк Аврелий).

 

"Возненавидьте мир и все, что в нем". (Антоний).

 

Судьба человека должна складываться на основе неустанного стремления "к доблести и знанию". (Данте).

 

 «Я … не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». (Н.Макиавелли).

 

"...чудеса человеческого духа превосходят (чудеса) небес... На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа..". (П. делла Мирандола).

 

"...заживо поджарить человека из-за своих домыслов — значит придавать им слишком большую цену". (М.Монтень).

 

"...то, что достойно для бытия, достойно и для познания, которое есть изображение бытия". (Ф.Бэкон).

«... основы нравственности утешат и при незнании науки о предметах внешнего мира». (Б.Паскаль).

"Все к лучшему в этом лучшем из миров". (Г.В.Лейбниц).

 

"Все мы слабы и полны заблуждений: взаимно прощать друг другу на­ши глупости является первым естественным законом". (Вольтер).

 

"Наше сознание ограничено, и мы все подвержены ошибкам — в этом коренится довод в пользу взаимной терпимости". (Вольтер).

 

Души людей «развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства». (Ж.-Ж.Руссо).

 

"Дикарям не позволяют поступать дурно не просвещение и не узда законов, а естественное отношение к страстям и незнание поро­ков".
(Ж.-Ж.Руссо).

Достойный человек тот, кто "доволен тем, что уже знает, радуясь новым открытиям, не заботясь о непонятных вещах; не будучи влеком, как животные, авторитетом или страстью, отдает себе отчет в собственных действиях, как свободный и разумный...". (Дж.Толанд).

 

Ученый "наделен особой миссией. Не только продвиже­ние знания — главная из его забот, но и быть лучшим из лучших в мо­ральном смысле, ведь его деятельность должна способствовать прогрессу человечества". (Г.Фихте).

 

       "... наука есть правило действия, которое оказывается успешным, в то время как противо­положное правило не может быть успешным... Если научные рецепты обладают ценностью, то только потому, что мы знаем, что они эффек­тивны, хотя бы в общем. Знать — это значит, знать нечто, так почему вы говорите, что нам не дано знать ничего? Наука предвидит, и, по­скольку предвидит, она может быть полезным правилом действия". (А.Пуанкаре).

 

"Исторические науки учат нас понимать культу­рные феномены. Но сами они не дают ответа ни на вопрос о том, были ли ценными эти явления культуры и должны ли они дальше существовать, ни на другой вопрос — стоит ли прилагать усилия для их изучения". (М.Вебер).

 

"... есть все же нечто иное в нравственном отношении, чем попыт­ка уклониться от обязанности быть интеллектуально добросовестным". (М.Вебер).

 

"«Во многой мудрости много печали; и кто умножа­ет познания, умножает скорбь» (Еккл. I, 18). Это изречение, если его понимать буквально, не совсем точно. Приращение знания озна­чает возвышение в страдании. Все-таки верно, что «многая мудрость» не просто не освобождает от печали и невзгод повседневной жизни, но открывает новые их источники, правда, уже в старине. Мудрость не отнимает, а возвышает страдания". (Б.Кроче).

 

"Какую бы ошибку мы ни взяли, увидим в итоге благо как таковое, когда станет очевидным, что никто уже не хочет поддерживать то, что признано ошибочным". (Д.Джентиле).

 

Э.Гуссерль обнаруживает сильнейший пово­рот в оценке наук, который "касается не их нау­чности, но того, что наука вообще значила и может значить для чело­веческого бытия".

 

"Последний вопрос в том, чтобы узнать, есть ли свет в обступающем со всех сторон мраке". (К.Ясперс).

           

Ценность знаний должна выводиться «из знания человеческой природы». (Э.Фромм).

 

«... бескорыстное исследование – это добро. Этот этический принцип берет свое начало от Пифагора. Достижение истины, которая признана независимой от исследователя, со времен Фалеса было этической движущей силой науки греков». (Б.Рассел).

 

"В логике не существует этических норм. Каждый волен строить свою собственную логику, свой собственный форматный язык, как ему вздумается". (Р.Карнап).

 

"Где информативные дисциплины, предлагающие достойную альтернативу медицине и инженерии? Где теоретические сис­темы, способные конкурировать с наукой в прикладной сфере и в части контроля?" (Н.Решер).

 

В науке, «вероятно, наиболее глубоко укоренившиеся ценности касаются предсказаний». (Т.Кун).

 

       Этика дол­жна восполнить то, что "логика чистого разума" и "физика природы" оставляют на произвол судьбы. (Э.Левинас).

 

Лишь высоконравственный человек, согласно Кириллу Туровскому, может быть носителем глубокого и истинного знания. Мудрость — дитя смирения.

 

       "Я же рад и крестьян иметь умных и ученых". (В.Н.Татищев).

 

"Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведение о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость до­стоинствам иностранных; но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче и гнушаться оными". (Н.И.Новиков).

 

"... нравственное чувство требует научной критики и знание, полученное на основании научной критики, станов­ится нравственно-развивающим началом личного достоинства". (П.Л.Лавров).

 

Накопление знаний «само по себе нисколько не имеет более высоконравственного значения, чем накопление воска в улье». (П.Л.Лавров).

 

То, чем занимаются светские люди, интеллигенция — искусст­во, наука и т.д.  —"все это одно баловство... искать смысла в этом нельзя". (Л.Н.Толстой).

 

"Исследование причин небратского состояния может быть только братским". (Н.Ф.Федоров).

 

Проблему творчества Н.А.Бердяев ставит не как оправдание творчества, но как "вопрос  об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека, оно есть антроподицея"; "сознание греховности должно переходить в сознание творческого подъема".

 

"... развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности". (Г.В.Плеханов).

 

«Действительность, входя в науку, сбрасывает с себя все ценностные одежды, чтобы стать голой и чистой действительностью познания, где суверенно только единство истины». (М.М.Бахтин).

 

«... не отказ от знаний нужен человеку, а разумное владение ими». (А.Казанцев).

 

"... наука из общественно отчужденной все больше становится "человечески измеримой"". (И.Т.Фролов).

 

«Наука для человека» — и только так». (И.Т.Фролов).

 

«Для музея смерть – не конец, а начало существования». (Д.А.Гранин).

 

Выделяющаяся в обществе сфера специализированного познания представляет собой «специфический гносеологический этос … задающий и регулирующий сам ход своей предметности». (В.В.Ильин).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.016 с.)