XIX . Общество и познание, наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIX . Общество и познание, наука



 

 

«... закон... властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». (Гиппий).

 

"... в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков". (Эразм Роттердамский).

 

Учения о праве "постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей". (Т.Гоббс).

 

"... вне государства — господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве — господство разума, мир, безопасность, богатство, благообразие, взаимопомощь, утонченность науки, доброжелательство". (Т.Гоббс).

 

"Гражданский мир целиком сотворен людьми по их разумению, ибо они не могли не искать и не найти, в конце концов, тех принципов, сог­ласно которым меняется сам разум человеческий". (Дж.Вико).

 

"... гражданский мир создан людьми, и они могут, поскольку должны, найти его начала в превращениях самого разума человеческого". (Дж.Вико).

 

"Ведь если бы примитивный человек был зверообразным, т.е. без догадки о назначенном смысле и конце, то социальные нормативные институты никогда бы и не возникли (у живот­ных и впрямь этого нет), а истории бы просто не было". (Дж.Вико).

 

       "Разница между великими нациями и дикими народами в том, что первые усердно занимаются искусствами и науками, а вторые их полностью игно­рируют". (Монтескье).

 

"Торговля, мореплавание, астрономия, география, медицина, физика получили мощнейший импульс благодаря трудам подвижников науки". (Монтескье).

 

"Прогресс рода человеческого неуклонно отдаляет его от первобытного состояния; чем больше новых знаний мы приобретаем, тем сильнее преграждаем себе путь к достижению самого важного". (Ж.-Ж.Руссо).

 

"... интерес направляет все наши суждения". (Гельвеций).

 

"... как в области этики, так и в сфере умозрений, именно личный интерес определяет отдельные суждения, а общественный интерес определяет суждения целых наций". (Гельвеций).

 

"Именно благодаря самолюбию общество дос­тигло большей части успехов — это знание, хотя еще и не совершен­ное, помогло народам понять необходимость вооружить правителей вла­стью. Оно помогло законодателям понять необходимость установления на основе личных интересов принципов честности". (Гельвеций).

 

Законы общества основаны "на природе чувствующего, стремящегося к добру и избегаю­щего зла мыслящего, рассуждающего и неустанно желающего благо­получия существа". (П.Гольбах).

 

"Если заблуж­дения и невежество выковали цепи для целых народов, если предрас­судки их закрепили, то наука, разум и истина могут их порвать". (П.Гольбах).

 

Свободомыслие — это "применение ума, состоящее в стремлении узнать значение какого бы то ни было положения, в рас­смотрении характера доказательств "за" или "против" него и в сужде­нии о нем в соответствии с кажущейся силой или слабостью этих до­казательств". (А.Коллниз).

"... Хотите сделать людей милосердными, добрыми и добродетельными? Разру­шьте и уничтожьте все типографии, расплавьте типографские литеры, сожгите все книги, которые наводнили нашу землю, не забудьте и о тех, которые находятся в университетах, и не позволяйте людям читать ничего, кроме Библии...". (Б.Мандевиль).

 

В отличие от животных, у человека "есть и другие силы, природа только заронила их семена в наш ум, оста­вив культуре задание развивать их". (Т.Рид).

 

"У свободного народа разум — актуализованная истина. Это дух, живой и присутствующий, в котором индивид находит свое пред­назначение (универсальную особую сущность) и реализует ее". (Г.В.Ф.Гегель).

 

"Государство в себе и для себя есть этическая тотальность, реализация свободы, абсолютная цель Разума, самая реальная свобода. Государство — это Дух, стоящий в мире, реализующий себя с сознанием, в то время как в Природе он реализуется в ином, подобно спящему Духу. Только как существующий в сознании, осознающий себя как существующий объ­ект, он есть государство. В свободе нельзя отталкиваться от инди­видуальности, отдельного самосознания, но только от сущности самосознания... Основание государства — потенция Разума, реализующегося как воля...". (Г.В.Ф.Гегель).

 

"История есть самораскрытие Духа во времени, так же как Приро­да есть раскрытие Идеи во времени и пространстве". (Г.В.Ф.Гегель).

 

       "Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям". (К.Маркс).

 

«"История" не есть какая-то осо­бая личность, которая пользуется человеком как средством для дости­жения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». (К.Маркс).

 

"Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, яв­ляющиеся скрытой подоплекой этих догм, только в этом случае полити­ческую экономию можно превратить в положительную науку". (К.Маркс).

 

       "... научная социология должна стать единственным прочным фундаментом для реорганизации общества и преодоления социальных и политических кризисов, переживаемых долгое время нациями". (О.Конт).

 

История — средство "для открытия человека самому себе", а человек — средство "для открытия истории самой себе". (В.Дильтей).

 

"Я надеюсь доказать, что все без исключения великие создания и формы религии, искусства, политики, общества, хозяйства, науки во всех культурах одновременно возникают, завершаются и угасают...". (О.Шпенглер).

 

"Человеческое общество эволюционирует в направлении организации все более рациональной и еще более бюрократической". (М.Вебер).

 

"Судьба нашей эпохи с характерной для нее рационализацией и интеллектуализацией и, прежде всего, расколдовыванием мира заключается в том, что высшие благороднейшие ценности ушли из общественной сферы или в потустороннее царство мистической жизни, или в братскую близость непосредственных индивидуальных отношений. Не случайно наше самое высокое искусство интимно, а не монументально". (М.Вебер).

 

"Благодаря науке мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям... Однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о границе, где наши уловки не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию". (Д.Дьюи).

 

       Со всеми "так называемыми научными уклонами" следует решительно покончить. (А.Грамши).

 

"Одно насилие неизбежно порождает другое, рево­люции уничтожают самих революционеров, компрометируя идеалы. Выжи­вают лишь циники, поднаторевшие в искусстве выживания...". (К.Поппер).

 

"Нет ничего проще, чем уничтожить человечество, — достаточно развязать насилие. Куда сложнее возделывать рациональное общество, конф­ликты которого разрешаются по большей мере разумным путем". (К.Поппер).

 

"Ни широкая публика, ни великие администраторы не понимают внутренних процессов науки … боятся ее". (Н.Винер).

 

 ... «эпистемы» — «основополагающие коды любой культуры». (М.Фуко).

 

Все подверглось "радикальному извращению" и погрузилось в ад воспроизводства — "ад того же самого". Идеальным выражением всего этого являет­ся Америка. (Ж.Бодрийяр).

 

Книго­печатание "великий свет миру открыло и неписанную пользу приносит". (В.Н.Татищев).

 

"В рабском состоянии добродетель и знание навлекают на себя подозре­ние". (Н.И.Новиков).

 

"Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых". (П.Я.Чаадаев).

 

"То, что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение". (П.Я.Чаадаев).

 

"... не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода". (П.Я.Чаадаев).

 

"... мы как бы чужие для себя самих". (П.Я.Чаадаев).

 

 "Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной". "Мы подобны тем детям, которых не заставляли самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего, все их знание на поверхности, вся их душа — вне их". (П.Я.Чаадаев).

 

Нам  " не хватает какой-то устойчивости, какой-то последовательности в уме, какой-то логики. Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу". (П.Я.Чаадаев).

 

"Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличив народов, стоящих на самых низших ступенях социаль­ной лестницы". (П.Я.Чаадаев).

 

       П.Я.Чаадаев отмечает некое свойство, "делающее нас столь безразличными к случайностям жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине, ко всякой лжи".

           

       В России "незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует". (П.Я.Чаадаев).

 

"... где наши мудрецы, где наши мысли­тели? Кто за нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?" (П.Я.Чаадаев).

 

Назначение России "сочетать в се­бе две великие основы духовной природы — воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара". (П.Я.Чаадаев).

 

       "... ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды, мы не дали себе труда ничего создать в области воображения". (П.Я.Чаадаев).

 

 "Даже в области той науки, которая все охватывает, наша история ни с чем не связана, ничего не объясняет, ничего не доказывает". (П.Я.Чаадаев).

 

"... мы составляем пробел в порядке разумного существования". (П.Я.Чаадаев).

 

"Все политические революции были там (в Европе — С.Х.) в принципе переворотами нравственного порядка. Искали истины — нашли свободу и благоденствие". (П.Я.Чаадаев).

 

"... мы можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не можем себе да­же и представить, а не то что перенестись туда телом и душою, как мы на это притязаем". (П.Я.Чаадаев).

 

"У какого христианского народа есть Нестор? у кого из народов есть столько ума в пословицах? а пословицы не есть ли плод пышной давней народной жизни?". (А.С.Хомяков).

 

"... у нас не устано­вились самые общие понятия о науке", "у нас гораздо менее развито понятие науки и путей ее". (А.И.Герцен).

 

"Власть у нас увереннее в себе, свободнее, нежели в Турции, нежели в Персии, ее ничего не останавливает... народность она не уважает, общечело­веческой образованности не знает, с настоящим — она борется". (А.И.Герцен).

 

 

"Теперь не токмо площадь, но книга, кафедра — все стало невозможно в России. Остается личный труд в тиши или личный протест издали". (А.И.Герцен).

"Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, которому принадлежали...". (Н.Г.Чернышевский).

"Умозрительная философия получит право участвовать в картине цивилизации настолько, насколько она содейст­вует развитию и изменению бытовых форм и жизненных отношений". (Д.И.Писарев).

 

Человек рождается животным, а за­тем “очеловечивается и прогрессивно эмансипируется лишь в недрах общества, которое необходимо предшествует зарождению его мысли, слова и воли”. (М.А.Бакунин).

 

"Слова "ученый специалист", "научный социализм", которые беспрестанно встречаются в сочинениях лассальянцев и марксистов, сами собою доказывают, что мнимое народное государство будет не что иное, как весьма деспотическое управление народных масс новою и весьма немногочисленною аристократией дей­ствительных или мнимых ученых. Народ не учен, значит, он целиком будет освобожден от забот управления, целиком будет включен в управляемое стадо. Хорошо освобождение! ". (М.А.Бакунин).

 

       "Мы должны прекло­няться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа, пре­клониться перед правдой народной". (Ф.М.Достоевский).

 

"Оригинален наш русский психический строй, между прочим, и тем, что до сих пор, кажется, в истории не было еще народа менее творческого, чем мы". (К.Н.Леонтьев).

 

"Для развития великих и сильных характеров необходимы великие обществен­ные несправедливости". (К.Н.Леонтьев).

 

"Миллионы русских людей должны были прожить под давлением тех атмосфер — чиновничьей, помещичьей и церковной, хотя бы для того, чтобы Пушкин мог написать "Онегина" и "Годунова" чтобы построить Кремль и его соборы, чтобы Суворов и Куту­зов могли одержать свои национальные победы". (К.Н.Леонтьев).

 

По­средством знания и деятельности человек должен превратить все сле­пые и часто враждебные силы природы в "органы человечества". (Н.Ф.Федоров).

 

"Люди в отдельности не могут быть мудрыми". (Н.Ф.Федоров).

 

"Мы полагаем возможным и необходимым достигнуть через всех, конечно, людей познания и управления всеми молекулами и атомами внешнего мира так чтобы все рассеянное собрать, разложенное соединить, т.е. сложить в теле отцов, какие они имели при своей кон­чине". (Н.Ф.Федоров).

 

Творчеств о "не есть и созидание культурных ценностей в "науках и искусствах"... Культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача. Философия и наука есть неудача в творческом познании истины... Культура кристаллизует человеческие неудачи. Все достижения культуры — символические, а не реалистичес­кие. В культуре достигается не познание, а символы познания". (Н.А.Бердяев).

 

"Право, государственный строй и нравственность всякого данного народа непосредственно и прямо обслуживаются свойственными ему экономическими отношениями. Этими же отношениями обусловливаются, — но уже косвенно и посредственно, — все создания мысли и воображения: искусство, наука и т.д.". (Г.В.Плеханов).

 

"... политические факторы влияют на науку в целом сильнее моральных". (В.П.Фофанов).

 

"... можно сказать, что все великие исторические достижения человечества приходятся на доисторическое время. Это речь и начатки мышления, это одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных структур … овладение огнем и изобретение колеса … создание наиболее жизненно важных орудий труда и средств обитания и быта". (А.Н.Чанышев).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.046 с.)