XII . Эмпирическое и теоретическое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XII . Эмпирическое и теоретическое



 

139. "...занимающемуся теоретическим рассмотрением природы следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя скорее является природой через душу, чем наоборот".

а) Демокрит

б) Сократ

в) Аристотель

 

140. "... мудрость есть дочь опыта".

а) Эпикур

б) Фома Аквинский

в) Л. да Винчи

 

141. "Всего вернее истолкование природы достигается посредством наблюдений и соответствующих, целенаправленно поставленных опытов. Здесь чувство судит только об опыте, опыт же — о природе и о самой вещи".

а) Г.Галилей

б) Ф.Бэкон

в) Дж.Локк

 

142. "... все науки, на­сколько возможно, содержат факты и не принимают какой-либо точки зрения без веских доказательств".

а) Р.Декарт

б) Даламбер

в) И.Кант

 

143. "Ничего не нужно ис­кать за явлениями; они сами суть теории... Мое мышление не отделяет себя от предметов, элементы предметов созерцания входят в мышление и про­низаны мышлением внутренним образом, мое созерцание само является мышлением, мое мышление — созерцанием".

а) Новалис

б) И.Кант

в) Гете

 

144. "Эмпирическое естествознание накопило такую необъятную массу положительного материала, что в каждой от­дельной области исследования стала прямо-таки неустранимой необхо­димость упорядочить этот материал систематически и сообразно его внутренней связи. Точно так же становится неустранимой задача приве­дения в правильную связь между собой отдельных областей знания. Но, занявшись этим, естествознание вступает в теоретическую область, а здесь эмпирические методы оказываются бессильными, здесь может ока­зать помощь только теоретическое мышление. Но теоретическое мышление является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии".

а) И.Кант

б) Ф.Энгельс

в) М.Вебер

 

145. "Мы признаем, что истинная на­ука... состоит по существу из законов, а не из фактов, ибо первые устанавливают и санкционируют вторые".

а) А.Шопенгауэр

б) А.И.Герцен

в) О.Конт

146. "В особенности я не откажусь от моей критики абсолютного пространства и времени, которые продолжаю считать концептуальными чудовищами. Даже Ньютон, так много говоря о них, никакого эффективного использования им не находит".

а) Дж.Беркли

б) А.Шопенгауэр

в) Э.Мах

 

147. "Сконструированная человеческим умом физическая теория никогда не предлагает объясне­ний экспериментальных законов или реальности, скрывающейся за чувст­венно воспринимаемой поверхностью явлений. Но совершенство, уютное убранство, логический порядок, в пространстве кото­рых физик размещает экспериментальные законы, есть не что иное, как отражение онтологического порядка".

а) Э.Геккель

б) А.Пуанкаре

в) Дж.Дьюи

 

148. "Только экспериментальный контроль решает эту проблему (неприемлемости гипотезы — С.Х.), имея дело с целост­ной теоретической системой и полным набором экспериментальных зако­нов, оценивая, насколько удовлетворительно законы представляют систему".

а) А.Пуанкаре

б) Б.Рассел

в) Т.Кун

 

149. "... контраст теорий — не беда, а возможность для практического использования".

а) Б.Рассел

б) М.Шлик

в) Уайтхед

 

150. "Наблюдения чистого, лишенного теоретического компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной теории".

а) Р.Карнап

б) К.Поппер

в) П.Фейерабенд

151. "Теории сами представляют собой повествования, только в скрытом виде, и не следует позволять вводить себя в заблуждение их претензией на всевременность". 

а) М.Фуко

б) К. Леви-Стросс

в) Ж.-Ф.Лиотар

 

152. «... если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыс­лицей (как чтение без знания букв — СХ)».

а) М.В.Ломоносов

б) А.И.Герцен

в) Н.Г.Чернышевский

 

153. "Опыт, умозрение — две необходимые, истин­ные, действительные степени одного и того же знания; спекуляция — больше ничего, как высшая, развитая эмпирия, взятые в противополож­ности, исключительно и отвлеченно, они так же не приведут к делу, как анализ без синтеза или синтез без анализа. Правильно развива­ясь, эмпирия непременно должна перейти в спекуляцию, и только то умозрение не будет пустым идеализмом, которое основано на опыте".

а) А.И.Герцен

б) Н.А.Добролюбов

в) А.А.Богданов

 

154. "Надо отдать эмпирии всякую дань, которой она только заслуживает, но надо отдать дань и теории, какую последняя только заслуживает. Диалектика есть и абсолютный эмпиризм и абсолютный рационализм...".

а) П.А.Флоренский

б) И.А.Ильин

А.Ф.Лосев

 

 

XIII. РАССУДОК И РАЗУМ

 

 

155. Животное "впервые появляется благодаря ощущению"; "...совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления". 

а) Фалес

б) Аристотель

в) Августин

 

156. "... разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных".

а) Фома Аквинский

б) Г.Галилей

в) Ф.Бэкон


157. "... разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послу­шания им".

а) Дж. Локк

б) Дж.Беркли

в) Д.Юм

 

158. "Разум... сам по себе активен и абсолютен, не пассивен, ибо он — первое и высшее начало, ему ничто не предшествует".

а) И.Кант

б) Г.Фихте

в) Г.В.Ф.Гегель

 

159. "Работа рассудка вообще заключается в придании его со­держанию формы всеобщности, причем всеобщее, обоснованное рассудк­ом, есть абстрактное всеобщее, которое в таком качестве жестко про­тивопоставляется частному, но в то же время и само по себе определяется как частное. Рассудок, действуя в плане разграничения и абстрагирования своих предметов, выступает как противоположность непосредственной интуиции и ощущениям, которые по своей сути относятся к конкретному и не выходят за его рамки".

а) Г.В.Лейбниц

б) Ф.В.Й.Шеллинг

в) Г.В.Ф.Гегель

 

160. "... нуж­но отметить, что все мистическое несомненно загадочно, но только для рассудка, и просто потому, что абстрактность есть принцип рассудка, хотя все мистическое как эквивалент спекулятивного есть конкретная совокупность тех определений, которые для рассудка имеют значение лишь как отдельно взятые и противопоставленные друг другу". 

а) Ф.В.Й.Шеллинг

б) Г.В.Ф.Гегель

в) Л.Фейербах

 

161. "Разум превращается в фило­софскую спекуляцию, когда возвышается над самим собой до абсолют­ного".

а) Г.В.Ф.Гегель

б) Л.Фейербах

в) К.Маркс

 

162. "... до опосредствующей роли тех иррациональных форм, в которых выступают и практически резюмируются определенные экономические отношения, практическим носителям этих отношений нет в их обыденной жизни никакого дела, а так как они привыкли вращаться в этих отношениях, то их ум нисколько не спотыкается о них. В том, что насквозь противоречиво, для них нет реши­тельно ничего таинственного. В формах проявления, лишенных внутрен­ней связи и нелепых, если их взять изолированно, они так же чувствуют себя, как рыба в воде. В этом случае справедливо то, что Гегель сказал относительно известных математических формул: то, что обы­денный человеческий рассудок находит иррациональным, есть рациональ­ное, а рациональное для него есть сама иррациональность".

а) Г.В.Ф.Гегель

б) Л.Фейербах

в) К.Маркс

 

163. "Если мы хотим говорить о болезни разума, то не в смысле болезни, поразившей разум на определенном эта­пе, а как о чем-то неотделимом от природы цивилизованного разума, так, как мы его до сих пор знаем. Болезнь разума породила жажда че­ловека господствовать над природой".

а) М.Фуко

б) М.Хоркхаймер

в) Т.Адорно

 

164. "... неразумное непонятно для нас, но его и понимать не стоит труда: оно необходи­мо оказывается несущественным, неистинным; оно обнаруживается таким (говоря школьным языком), чего доказать нельзя, ибо доказательство только и состоит в раскрытии необходимости предмета, указывающей на разумность его... оправдание разумом — последняя безапелляцион­ная инстанция".

а) А.И.Радищев

б) А.И.Герцен

в) В.Г.Белинский

 

165. Человеческий разум"может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой".

а) Г.В.Плеханов

б) А.А.Богданов

в) П.А.Флоренский

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.015 с.)